Сборник упражнений с региональным компонентом «Формирование читательской грамотности в начальной школе»

0
0
Материал опубликован 16 January

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Советского Союза Н. И. Кузнецова" г. Кудымкара

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Сборник упражнений с региональным компонентом

«Формирование читательской грамотности

в начальной школе»

 

 

 

 

 

 

 

Караваева Елена Юрьевна

учитель начальных классов

МОБУ «СОШ №1» г. Кудымкара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кудымкар 2024

 

Пояснительная записка

Одной из главных проблем современной дидактики является не проблема формирования элементарной грамотности, подразумевающей умение читать, писать и осуществлять простейшие арифметические действия. В настоящее время в условиях тотальной информатизации всех сфер жизни и многократного увеличения информационного потока уже недостаточно давать обучающимся готовый устоявшийся набор знаний, необходимо учить пользоваться полученными знаниями для быстрой и успешной адаптации к внешней среде и эффективного функционирования в ней. В связи с этим в числе самых важных и актуальных навыков XXI века сейчас называют функциональную грамотность.

Под функциональной грамотностью понимают уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. При этом одной из главных составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

 нахождение информации;

интерпретация текста;

рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

Читательская грамотность это:

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия;

это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разнообразных ситуациях деятельности и общения;

способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, рефлексии на них, способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.

Часть заданий сборника содержит региональный компонент, который позволит познакомить учащихся через текстовую работу с новой информацией о родном крае, расширить кругозор, поспособствует формированию высоконравственных личностных качеств, развить познавательный интерес к изучению родного края, воспитанию положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде.

Сборник упражнений состоит из четырёх блоков: задания для 1 класса, задания для 2 класса, задания для 3 класса и задания для 4 класса.

Цель сборника: подбор, разработка и систематизация упражнений для формирования читательской грамотности обучающихся начальных классов.

Задачи сборника:

1. Подбор и разработка упражнений для самостоятельного или коллективного выполнения с целью формирования читательской грамотности: умения читать и понимать разные тексты, применять в жизни знания, полученные через восприятия текстовой информации.

2.Подбор и разработка заданий по формированию читательской грамотности для актуализации знаний и умений, которые позволят ориентироваться в современной жизни.

3.Оформление сборника заданий по формированию читательской грамотности с региональным компонентом для расширения знаний о родном крае.

Задания сборника рекомендуются для учителей начальной школы с целью оптимизации процесса развития читательской грамотности младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 КЛАСС

Задание 1

Прочитай слова с конца и узнаешь , какие реки протекают в Пермском крае.

амаК , авьнИ, авлыС,яавосуЧ, арешиВ, асоК, аклосУ, авуК, авбО, акнярбереС,авйЯ

Задание 2

Найди слова.

Найди и прочитай 5 слов, начинающихся с буквы А.

АНАКОНДАСТРАНТАРКТИДАНАНАСТРОНАФТ

Найди и прочитай 8 слов, в которых всеми гласными является буква О.

ОКОКНОСОРОГОЛОСОЛЬ

Найди и прочитай 6 слов, в которых всеми гласными является буква А.

АНСАМБЛЬСТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАК

Задание 3

Прочитай слова без лишнего слога.

Коборовалягушдакакрониликкопызалодешадьмедизведьтюсаленьлеонапард басоранеринотласноточкакротпегорноинстайкродаликкусирицагусьденкот

Задание 4

Читай только первые слоги. Какие слова получились?

катер лента дары рисунок Саша рабы фантик конкурс Федя тара фикус Алла катер табло лига царевна каре пища танго тело лебедь фонтан шахта магия тысяча соло баран камыш

Задание 5

В каждой строчке найди 5 слов.

Ркротлевппедлебедьнблраепингвинимтоьлбттргопингвинмнгщфыкорехвапрояблоколдсмигранатпролдарбузукенгшщзлябананчсмитьсливаблпафывапроклюшкалджавтомобильучывапрыййцудомфывагаражпролдорогажэесадменппг

Задание 6

Прочитай названия городов, которые находятся в Пермском крае.

Бере.ник., Чай.ов.кий, К.дым.ар, Крас.окам.к, Чёр.оз, О.а, Пе.мь, Солика.ск,

Ныт.а, Кун.ур.

 

Задание 7

Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

змлнеякиаоядлеолушкягафрноаьсзтекроапиодморсзаккауебинчкпдосонулхкхнуясклоьусасжнниекаптальоиукгшрибдлеуьзорпгоирипкудошасогеивнкалатспцогвуиамреавуй

Если детям трудно составлять слова, можно начинать это упражнение с подсказкой, выделив начальный слог.

Задание 8

Прочитай слова, вернув буквы на место.

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый.

Мы содержим буквы А

Трижды или дважды

Иногда всего одну

(Только не в начале).

Но сегодня - ну и ну!

Все они сбежали.

Крндшбннскклккртинслтмрткртсдбрбнкрвнзвркбклжнбрнкквпрксрфнтркн плткмйфлнгтр

Если детям трудно составлять слова, можно начинать это упражнение с разделения слов запятыми.

 

Крндш,бнн,скклк, кртин, слт ,мрт, крт, сд , брбн , крвн ,зврк, бклжн ,брнк, квпрк,срфн,тркн, тр, плтк,мйфлнг.

 

 

Задание 9

Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте её.

L RВ F S МQ Я W G Г Z Кh И U Х L Тt А VП F О S R Ч G ZК LА Y Х W СJ Т S УN F П G S А Z N ЕY ТW С RХ L В J f А S Y Т Q ИW Т М Z U Ы L G ШЬ R tИ S J УU БYLRЕUГWWQАjIЕZWQТ

Задание 10

Прочитай внимательно текст о звере, который обитает в Пермском крае. Ответь на вопросы.

Рысь

В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках.

Лежит рысь на толстом суку и ждет. Она с дерева так и бросится на добычу.

 

1.О ком этот текст? ________________________________________________

2.Где живет рысь? __________________________________________________

3. Почему рысь названа большой кошкой? _____________________________

4.Опиши рысь? __________________________________________________

5. Как вы понимаете выражение «так и бросится»? ____________________

6. Как вы понимаете слово «залег»? __________________________________

 

Африканский слон

Африканский слон - это самое крупное животное из всех, кто живёт на суше. Самец слона весит как 5 легковых автомобилей. При этом слон прекрасно плавает, а ходит он совершенно бесшумно. С помощью хобота слон может поднимать тяжести и мелкие предметы, может пить и даже устраивать себе душ.

 

1.О ком этот текст?________________________________________________

2.Что говорится в тексте о размере африканского слона?

3. Сколько весит самец слона ?______________________________________

4. Умеет ли слон плавать ?_________________________________________

5. Как ходит слон?_______________________________________________

6. Что умеет делать слон при помощи хобота?________________________

_______________________________________________________________

Задание 11

Внимательно рассмотри афишу и ответь на вопросы.

t1737037398aa.png

Выйдя из дома на прогулку, семья Лесниковых увидела эту афишу. Куда приглашала афиша? Отметь правильный ответ знаком

в кино

в библиотеку

в цирк

Родители и старший сын Кирилл, ученик 3 класса, стали читать афишу, а их дочь Катя тут же начал искать на афише предметы, в названиях которых есть его любимая буква «К».

Найди и ты 3 таких предмета на афише и впиши слова с буквой «К» в нужную ячейку таблицы

Буква «К» стоит

в начале слова

Буква «К» стоит

в середине слова

Буква «К» стоит

в конце слова

 

 

 

 

В каком городе живёт семья Лесниковых? Вставь пропущенное слово.

Семья Лесниковых живёт в городе ____________________________.

Папа, мама, Кирилл и Катя пошли на представление. В кассе им продали 3 билета.

Найди и подчеркни на афише информацию, которая объясняет: почему

билетов 3, а не 4.

Рассмотри картинки и определи, как выглядел цирк шапито, в котором

побывала семья Лесниковых . Отметь нужную картинку знаком .


 

t1737037398ab.png t1737037398ac.png □ □


 

Перед началом представления зрителям напомнили правила поведения в цирке:

Зрителям нельзя вставать с места и ходить во время представления.

Зрителям нельзя кормить животных цирка.

Зрителям нельзя шуметь и громко разговаривать.

Дополни ещё одно правило.

Зрителям нельзя _____________________________________________


 

Задание 12

Внимательно рассмотри афишу и ответь на вопросы

t1737037398ad.jpg

1.Выйдя из дома, семья Тарасовых увидела эту афишу. Куда приглашала афиша? Отметь правильный ответ знаком

в библиотеку

в театр

в цирк

В каком городе живёт семья Тарасовых? Вставь пропущенное слово.

Семья Тарасовых живёт в городе ____________________________.

2)Папа, мама и Рома пошли на представление. В кассе им продали 2 билета.

Найди и подчеркни на афише информацию, которая объясняет: почему

билетов 2, а не 3.

Задание 13

Прочитай текст

Охотился кит как-то близ устья реки за рыбьей мелочью. Не рассчитал, вымахнул на берег.

Сбежались люди со всей округи, стали гадать: как спасти кита?

Пробовали сотней рук тащить, куда там! Кит тяжеленный. Ждали прилива, не дождались. Тогда подогнали два катера, обвязали хвост кита верёвками. Дружно взялись катера, потянули, потянули... Ползёт по песку синее блестящее тело.

Терпи, кит! В следующий раз осторожнее будешь.

1. Выбери жанр произведения.

t1737037398ae.gifСказка

t1737037398ae.gifРассказ

t1737037398ae.gifСтих

2.Запиши о каком животном идет речь в тексте.

____________________________________

3.Выбери и напиши заголовок, который наиболее подходит к тексту.

t1737037398ae.gifКит на берегу.

t1737037398ae.gift1737037398ae.gifНеприятность.

Всем нашлась работа.

___________________________________________________________

4.Отметь рисунок, на котором изображён главный герой текста.


 

t1737037398af.jpg


 


 

5. Напиши фамилию автора произведения.

_________________________________________________________


 

6.Какая беда приключилась с главным героем? Найди и подчеркни ответ в тексте.

7.Выпиши из текста восклицательное предложение.

_________________________________________________

8.Выпиши из текста второе предложение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Заполни таблицу. (Образуй и запиши слова.)

Один

Много

Кит

 

Катер

 

 

Веревки


 

10. Опираясь на содержание текста, вставь пропущенные слова.

Тогда подогнали два _________________________, обвязали ______________ кита верёвками.

11. Определи последовательность событий в тексте.

t1737037398ag.jpg

12.Составь и запиши из данных слов предложение.

люди, кита, от, спасли, гибели ______________________________________

 

 

2 КЛАСС

Задание 1

Прочитай текст о животном, обитающем в Пермском крае. Замени повторяющиеся слова в тексте, где это необходимо. Запиши текст в исправленном виде.

Волк — санитар леса, волк уничтожает больных животных. Волк охотится на зайцев, лис, лосей. Волки могут нападать на домашних животных и даже на людей. Волк помогает волчице воспитывать малышей. Живут волки в логове, логово устраивают в густых зарослях. Волки много пьют, поэтому волки любят жить недалеко от реки или ручья.

Задание 2

Допиши предложения словами с противоположным значением и объясни смысл пословицы.

Глупый осудит, а …… рассудит.

……… работа, да сладок хлеб.

Ученье - ….., а неученье - тьма.

Подальше положишь, …….возьмешь.

……. собирает, зима подъедает.

Задание 3

Подберите имена прилагательные, противоположные по значению

Зимний день короткий, а летний…. . Пояс широкий , а ремешок …. . Конура низкая, а башня …. . Ствол толстый, а стебелёк… . Мышка маленькая, а слон …. Ручеёк мелкий, а море….Город Пермь большой , а город Кудымкар…..

Река Кама ….., а река Кува маленькая.

 

Задание 4

Прочитай текст о рыбе, обитающей в Пермском крае, без ошибок (текст набран без пробелов и знаков препинания).

ЩукахищнаярыбаЖивётврекахиозёрахУнеёдлинноезеленоватогоцветателос полоскамиипятнамиПастьущукиогромнаясоченьострымиичастымизубамиПитаетсящукадругимирыбаминоможетпроглотитьимелкихщукТакжеможетсъестькрупныхнасекомых

Задание 5

Чтение наоборот

Я лёш оп егород и идазсябеслахылсукирк . лачирКхутсап-кичьлам . нОлажебмелоп и ан от-огоклавызакоп Я ледялгоп и ладиву - оп юлоптугебавдаклов : нидойырётам , йогурдйодолом . йодолоМсён ан енипсогонназеразакнёнгя , а имабузлажредоге аз угон . йырётаМкловлажебидазопадгоК я ладивувоклов , я етсемв с мохутсаплажебоп аз имин , и ымилатсьтачирк . аНшанкиркилажебирпикижум с имакабоскаКокьлотйыратскловладивукабос и доран , но лажебдоп к умодолом , литавхыв у огенакнёнгя , луникерепебес ан унипс , и абоакловилажебопеерокс и ьсилырксзизалгадгоТкичьламлатсьтавызакссар , как олыболед : зиагарволичоксывйошьлобклов , литавхсакнёнгя , лазеразоге и сёнопучертсваНлажебывконочлов и яслисорб к укнёнгя . йыратСладтоитсенакнёнгяумодоломуклов , а масекгеланлажебопелзовокьлоТадгокалширпадеб , йыратсливатсоеьнечу и маслязвакнёнгя.

Задание 6

Прочитай внимательно текст.

 

 

Братишка

У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-жёлтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил – и всё поглядывал на другого, перекликался с ним на звенящем своём языке. Другой – чуть поменьше – с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось – клюв был разинут от жары.
И вдруг я ясно увидел: тот, первый – он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва и поглядывал на брата – звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого позеленевшего края – и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.
И добился наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.

(Кадушка – небольшая деревянная посудина цилиндрической формы, сделанная из досок, стянутых обручами).

1. Где происходят события, описанные в тексте?

t1737037398ah.gift1737037398ae.gift1737037398ae.gift1737037398ae.gif в городе;
t1737037398ah.gif в парке;
t1737037398ah.gif на даче

2. На каком кусте сидели два молодых воробья?

t1737037398ah.gift1737037398ae.gift1737037398ae.gift1737037398ae.gif на сирени;
t1737037398ah.gif на бузине;
на жасмине

3. Какая стояла погода?

t1737037398ah.gift1737037398ae.gift1737037398ae.gift1737037398ae.gif тёплая;
t1737037398ah.gif прохладная;
t1737037398ah.gif жаркая

4. Отметь фразу из текста, определившую твой выбор характеристики погоды.

t1737037398ah.gift1737037398ae.gift1737037398ae.gift1737037398ae.gif клюв был разинут от жары;
t1737037398ah.gif воробушку хотелось напиться;
t1737037398ah.gif ярко светило солнце

5t1737037398ae.gif . Подбери к словосочетанию ободряет примером близкие по значению фразы.

t1737037398ah.gift1737037398ae.gift1737037398ae.gif Показывает образец для подражания;
t1737037398ah.gif вселяет уверенность в собственных силах;
t1737037398ah.gif хвастается своей ловкостью

6t1737037398ae.gif . Восстанови последовательность действий воробья, ободряющего своим примером братишку.

t1737037398ah.gift1737037398ae.gift1737037398ae.gift1737037398ae.gif Захватывал воду;
t1737037398ah.gif опускал клюв;
t1737037398ah.gif прыгал;
t1737037398ah.gif ронял её

7. Подумай, в каком значении употребляется в тексте слово братишка.

t1737037398ah.gift1737037398ae.gift1737037398ae.gif младший брат;
t1737037398ah.gif старший брат.

8. Отметь предложение, выражающее главную мысль текста.

t1737037398ah.gift1737037398ae.gift1737037398ae.gift1737037398ae.gif Добрый пример лучше ста слов.
t1737037398ah.gif Кто духом пал, тот пропал.
t1737037398ah.gif На Бога надейся, а сам не плошай.

 

Задание 7

Прочитай текст. Видна только верхняя часть букв.

t1737037398ai.jpg

 

Задание 8

Прочитай текст по спирали.

 

t1737037398aj.png

 

Задание 9

Прочитай, переставляя слоги в словах.

 

t1737037398ak.jpg

 

Задание 10

Прочитай текст с пропущенными буквами.

 

Пума

П.ма – боль.ая и ди.ая ко.ка. Её иногд. Наз.вают аме.иканск.м льво., хотя по ра.мерам о.а зам.тно м.н.ше. П.ма – хищ.ик. Охоти.ся он. Ноч.ю, в основ.ом на ол.ней. Мес.а оби.ания .ума выб.рает труд.одост.пные – обыч.о это порос.ие лесо. ущель. и канн.оны.

 

 

3 КЛАСС

Задание 1

Внимательно рассмотри афишу и ответь на вопросы.

t1737037398al.jpg

 

1.Ответьте на вопросы, используя текст билета.

1.По какому адресу находится театр?

2.Сколько стоит билет на спектакль?

3.Назовите дату спектакля.

4.Назовите время начала спектакля.

5.Как называется спектакль?

6.В каком случае можно обменять билет на спектакль?

 

 

2.Составьте памятку «Правила поведения в театре», используя информацию из билета.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.Прочитайте записку от мамы. Заполните пропуски, сделанные в записке, опираясь на содержание билета.

Записка.

Я уехала на работу. Не забудь, что мы идем сегодня в ________________. Нам необходимо доехать на трамвае до остановки _________________, там найти дом №_____. Зайти в ____________________ вход.

Наш ряд_______, твоё место ________.

4.Подумайте, посмотрите ли вы спектакль, если доберетесь до здания театра в 19:05?Подтвердите свой ответ словами из текста.

 

5.Прочитайте.

Вы вовремя приехали в театр. Перед спектаклем администратор объявил, что по серии и номеру билета будет розыгрыш лотереи. Администратор предупредил, что в случае выигрыша нужно обратиться к организаторам мероприятия.

Выигрышным оказался билет серия ВА №032430. Выиграл ли ваш билет?

Обведите верный ответ.

1. ДА НЕТ

2. К кому должен обратиться победитель лотереи?____________________

 

6.Нарисуйте афишу, максимально, используя информацию из билета.

 

 

 

Задание 2

Прочитайте текст и выполните задания

Своя песня

Все птицы хороши, но скворцы с особой изюминкой; каждый у них в особицу, один на другого не похож.

Пером и росточком одинаковы - скворцы и скворцы! - да у каждого своего таланта. Один вдруг чечевицей крикнет, а сосед - куличком. Кому воробей по душе пришёлся, кому - жаворонок. А иному - петух, а то и кошка! И от этого скворец не просто "скворец", а "скворец с чечевичкой", "скворец с иволгой", "скворец с куликом". А есть и такие, что на многие голоса молодцы.

Собрались как-то у меня зимой в клетках разные птицы: зорянка, щегол, синица, чиж, клёст да снегирь. Птиц много, но все разные, на разных языках говорят, друг друга не понимают. А самим с собой разговаривать не очень-то весело. Нахохлились птицы.

Но был среди них скворец. Пикнет, бывало, зоряночка грустно - скворец ей в ответ зоряночьим голоском: "Ти-ик!" Зоряночка насторожится, просвистит что-то. И скворец в ответ просвистит. Зоряночка весёлую нотку свистнет - скворец ответит. Потом скворец просвистит - зоряночка откликнется.

И так с каждой птицей: со щеглом, чижом, синицей, снегирём. Птицы радуются: кому не приятно на родном языке пересвистнуться! Так всю зиму и жили припеваючи.

А всё скворец! С каждым общий язык нашёл, каждого расшевелил. И себя не забыл: песню свою новыми звуками наполнил. Хороша песня стала: и своя и для всех!(По Н. Сладкову)

7. Отметь знаком фотографию, на которой изображён СКВОРЕЦ.

t1737037398am.gift1737037398an.gift1737037398ao.gif

 

t1737037398ap.gift1737037398aq.gift1737037398ar.gif

 

8. Какое из предложенных высказыванийбольше подходит к данному тексту:

А) Много разных птиц

Б) Все птицы хороши

В) Скворец

9.Прочитай заголовки

С особой изюминкой

На разных языках разговаривают

Скворец просвистит – зоряночка откликнется

Пером и росточком одинаковы

И своя и для всех

Установи правильный порядок содержания текста. Поставь цифры 1,2, 3, 4, 5 в пустом окошечке.

10. Найди в тексте предложение и допиши его

Птицы радуются: кому не___________________________________________ __________________________________________________________________

11.Почему соловьи могут петь разными голосами

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12. (С1).Какое из приведённых ниже слов подходит для описания характера скворца:

А) Общительный

Б) Храбрый

В) Жадный

Г) Ворчливый

Объясни свой выбор на основе прочитанного текста___________________________________________________________

__________________________________________________________________

13. (С2). Как ты думаешь, подходит ли заголовок к данному тексту?

А) Да

Б) Нет

Объясни свой выбор__________________________________________________

________________________________________________________________

 

Задание 3

Прочитайте текст и выполните задания.

Солнце — источник тепла и света

Солнце — источник жизни на земле. Без солнечного тепла и света не могло бы жить ни одно живое существо, ни растение, ни животное, ни сам человек. Без явления в живой и неживой природе происходят потому, что есть солнце. И гроза, и дождь, и ветер, и тепло, и холод, и смена времен года, весенние разливы рек и наводнения, прилеты и отлеты птиц, подготовка животных к зиме, весенний расцвет растений и осенне-зимний покой их — все это и многое другое от Солнца. Это понимали люди еще в глубокой древности. Солнце почиталось людьми, как божество. Наши предки, древние славяне, считали Солнце богом и дали ему имя — Ярило. Более всего его почитали земледельцы, они-то как никто другой знали, как наливается и зреет хлебное зерно от горячих солнечных лучей. И они славили Солнце, устраивали в честь его праздников. Солнце нагревает поверхность Земли неравномерно. На экваторе, то есть на равном расстоянии от полюсов, Земля получает от Солнца более всего тепла. Экваториальный пояс — самый жаркий пояс Земли. Там не бывает морозов, там нет такой зимы, как у нас, и круглый год жарко. Люди не знают, что такое снег. На экваторе не замерзают реки и озера. Растения растут, дают семена и плоды круглый год без перерыва. Но чем дальше от экватора, тем меньше тепла получает Земля от Солнца.

Следующую за экватором часть земного шара называют умеренным поясом. В умеренном поясе только летом бывает тепло, но лето не бывает таким жарким, как на экваторе. Здесь хорошо видна зависимость от Солнца всех растений и животных. Зима в этих местах холодная. Всю поверхность закрывает снег и лежит долгую зиму. Развитие растений прекращается. Однолетние растения погибают, оставив до весны семена, а многолетние — деревья, кустарники и многие травы зимуют, сбросив листья или укрывшись под ветошью из опада и засохшей травы. Большинство животных вынуждены также приспособиться по-разному и пережить холода. Многие насекомые зимуют в виде гусениц, упрятавшись в гнездышки, которые сами и делают, а как только приходит весеннее тепло, они выходят из своего укрытия и превращаются в бабочек. Некоторые насекомые зарываются глубоко в землю, где зимой не промерзает почва, и пережидают там в оцепенении долгую зиму. Как только не ухитряются животные, чтобы спастись от зимних холодов! Божьи коровки, например, как только солнышко станет меньше греть, собираются большими стаями и улетают на зимовку в другие края. Совсем как перелетные птицы.

1. Кто такой Ярило? Подтверди словами из текста.

________________________________________________________________

2. Какие утверждения верны?

А) Солнце – источник тепла и света

Б) Солнце – источник тепла

В) Солнце – источник тепла, света и жизни на земле

3. Как автор описывал экваториальный пояс? Подтверди словами из текста.

Ответ: ____________________________________________________________

Экваториальный пояс - ______________________________________________

4.Вставь пропущенные слова в предложение.

_______________________________________________________, собираются большими стаями и улетают _________________________________________.

5. Как ты понимаешь смысл предложения: «Солнце нагревает поверхность земли неравномерно»?

А) Земля получает от солнца больше всего тепла.

Б) Земля получает от солнца одинаковое количество тепла.

В) Земля получает от солнца менее всего тепла.

6. Прочитай предложения.

Как только не ухитряются животные, чтобы спастись от зимних холодов!

Самый жаркий пояс Земли.

Солнце – источник тепла, света и жизни на Земле.

Ярило – бог Солнца.

Вынуждены приспособиться по-разному и пережить холода.

Умеренный пояс.

Установи правильный порядок содержания текста. Поставь цифры 1,2, 3, 4, 5 в пустом окошечке.

 

Задание 4

Прочитай текст « задом наперёд»

t1737037398as.png

Задание 5

Прочитай перевёрнутые тексты.

t1737037398at.png

 

Задание 6

 

Прочитай текст «по спирали»

 

t1737037398au.png

Задание 7

Прочитай текст «по спирали»

 

 

t1737037398av.png

 

Задание 7

Прочитай правильно текст об одном из городов Пермского края. Части слов скрыты.

t1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gif

Кt1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gif удымкар — административный, деловой, культурно-образовательный и промышленный центр, столица Коми-Пермяцкого округа. Датой основания города считается 1579 год. 

Иt1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gift1737037398aw.gif стория Кудымкара началась с возникновения городища в районе слияния рек Кува и Иньва. В древние времена на Красной горке располагалось Кудымкарское городище. Сейчас Красная горка — часть города, место отдыха горожан.


 

1. О каком городе идёт речь в тексте?_________________________

2. Какие реки упоминаются в тексте?__________________________________

3.Что располагалось на Красной горке в древние времена?______________

__________________________________________________________________

4. Чем является Красная горка для горожан сейчас?______________________

 

 

4 КЛАСС

Задание 1

Прочитайте текст и выполните задания.

Профессия «дирижер»

Дирижер - это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило самого опытного скрипача.

Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы.

Название профессии «дирижер» произошло от французского слова diriger — управлять. Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов.

Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку.

1. Кто такой «дирижёр»? Выбери один правильный вариант ответа:

Дирижёр - это, тот кто поёт, занимается пением.

Дирижер - это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором.

Дирижёр - это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. 

Дирижёр - специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте

Дирижёр -  автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.

 

2. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ

1) Название профессии «дирижёр» произошло от французского слова, что означает - управлять

А) ДАБ) НЕТ

2) Во время концерта дирижёр играет на фортепиано

А) ДАБ) НЕТ

3) Дирижер во время концерта стоит лицом к зрителям

А) ДАБ) НЕТ

4) До 19 века оркестром управлял опытный скрипач

А) ДАБ) НЕТ

5) Многие дирижёры сами пишут музыку

А) ДАБ) НЕТ

3. Дирижер музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкального произведения с помощью движения рук.

Кто ещё кем может управлять? Соедини слова левого и правого столбика.

 

Специалист в определенном виде спорта, руководящий 

тренировкой спортсменов.

Шеф - повар

Специалист по проведению экскурсий с людьми.

Экскурсовод

Человек, занимающийся дрессировкой животных. Он найдет подход к любому " мохнатому" члену коллектива: одного похвалит, другого поругает, третьему выдаст дополнительную порцию сладкого.

Тренер

Занимается обучением и воспитанием детей

Дрессировщик

 

4. Выбери иллюстрацию, которая отражает работу дирижера. Запиши три варианта ответов

 

1

t1737037398ax.jpg

 

2

t1737037398ay.jpg

 

3

t1737037398az.jpg

 

4

 

t1737037398ba.png

 

5

t1737037398bb.jpg

 

Ответ: __________________

5. Выберите три высказывания о дирижёре.

А. ...но вот появляется человек. Легкий взмах руки и все заиграли стройно и слаженно.

Б. Он должен знать все правила и тонкости искусства, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам.

В. Во время исполнения, он показывает, какому инструменту и где нужно вступать, с какой силой играть. Он задаёт темп, убыстряет его. Одним словом, он направляет весь ход его исполнения и как бы вкладывает в него свою душу.

Г. Самое главное для него – его голос и умение управлять им. Его голосом говорят герои фильмов и рекламных роликов

Д. У него есть своеобразный пульт, с помощью которого, он выражает свое ощущение музыки.  Его пульт – его руки, его глаза, его движения. 
Ответ: ______________________________________________________

 

Задание 2

Внимательно рассмотри афишу и ответь на вопросы

t1737037398bc.png

Расставь по порядку этапы вторичной переработки стекла на перерабатывающем заводе:

t1737037398bd.jpg

гt1737037398be.jpgt1737037398bf.jpg ) д) е)

 

 

 

 

 

Запиши в ответе верную последовательность букв.

Ответ: ____________________

2. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.

1) При переработке стекла, бумаги, пластика, металла, одним из этапов переработки является измельчение данных материалов

А) ДАБ) НЕТ

2) Рулоны туалетной бумаги - это продукт переработки бумаги

А) ДАБ) НЕТ

3) Измельченное стекло расплавляют в печи при температуре 100 градусов

А) ДАБ) НЕТ

4) Использованные пластиковые и стеклянные бутылки из-под минеральной воды перерабатывают на одном заводе

А) ДАБ) НЕТ

5) На перерабатывающем заводе сортируют стеклобой по цвету.

А) ДАБ) НЕТ

3.Выбери вариант, который объясняет смысл выражения «Вторая жизнь бумаги»

А. Бумагу можно переработать только 2 раза.

Б. Макулатуру (старую бумагу) можно использовать для производства новой бумаги, различных бумажных изделий и даже некоторых строительных материалов.

В. При переработке старой бумаги она проходит лишь два этапа.

Г. Чтобы сохранить лес, нужно придумать способы вторично перерабатывать бумагу или картон.

Д. Блокноты при переработке снова превращаются в блокноты.

4. Выбери и запиши, как ты рассортируешь мусор по бакам 1, 2, 3, 4, 5.

Мусор: 1 - исписанный блокнот ;

2 - колпачок ручки;

3 - коробка из- под сока;

4 - пакет «Пятерочка»;

5- журнал;

6 - консервная банка;

7 - коробка из- под обуви;

8 - одноразовый стаканчик;

9 - железная крышка

Впиши номера отходов в соответствующий бак.

t1737037398bg.jpg

2. 3. 4. 5.

 

Бак 1. _____________________

Бак 2. _____________________

Бак 3. _____________________

Бак 4. _____________________

Бак 5. _____________________

5. В чем опасность стекла для окружающей среды, если его просто выбросить на свалку? Обведи три буквы выбранных ответов.

А. Отрицательной стороной стекла является то, что оно очень долго разлагается.

Б. Все знают, насколько опасным может быть битое стекло, разбросанное в прибрежной зоне или в водоемах для человека и животных

В. В современной промышленности стекло используется во многих сферах.

Г. Недавно был разработан особый перспективный состав асфальта, в который входит до 60% молотого стеклобоя.

Д. Стекло, находящееся в почвенном слое или на поверхности, является препятствием для роста растений, а также для мелких животных.

 

 

Задание 4

Прочитайте текст и выполните задания

Бадминтон

Бадминтон — вид спорта. Игроки располагаются на противоположных сторонах разделённой сеткой площадки и перекидывают волан через сетку ударами ракеток.

Игра названа в честь английского поместья, хозяин которого привёз своё имение Бадминтон из Индии в 1872 году, в ракетки и мяч с перьями. Игра приобрела популярность, получив такое название.

Японские дети вместо воланчика использовали небольшое яблоко или вишню, вставляли в них гусиные пёрышки, и высушивали. Получались отличные воланчики, пёрышки придавали плавность полёту.

Сейчас ракетки делаются из сложных химических сплавов, а современный волан - из пробки, обтянутой тонкой кожей и 16 гусиных перьев. Весит волан всего 5 граммов.

Скорость полета воланчика после удара профессионального спортсмена достигает 414 км/ч, ни один снаряд не летает так быстро.

Сейчас бадминтон входит в программу Олимпийских игр.

Какие предметы нужны для игры в бадминтон. Выбери три варианта ответа.

 

t1737037398bh.jpgаt1737037398bi.jpgt1737037398bj.jpg ) б) в)

 

 

 

 

 

гt1737037398bk.jpgt1737037398bl.jpg ) д)

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: ______________

2. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.

1) Современный волан делают из пластмассы и гусиных перьев

А) ДАБ) НЕТ

3) На Олимпийских играх также разыгрывается комплект наград и по бадминтону.

А) ДАБ) НЕТ

4) Скорость полета воланчика может достигать свыше 420 км/ч

А) ДАБ) НЕТ

5) Игроки в бадминтон стремятся «приземлить» волан на стороне противника и, наоборот, чтобы он не упал на собственное поле. 

А) ДАБ) НЕТ

3. Для игры в бадминтон закупили 14 наборов по 5 воланчиков в каждом. Какова масса всей покупки?

В ответе запиши только число. Ответ: ___________ гр

4. Найди схему, которая отображает игру в бадминтон. Выбери два варианта

5. У каждого вида спорта есть схематическое обозначение. Соотнеси название вида спорта с его рисунком:

6. Закончи высказывание, выбери несколько вариантов ответа.

Бадминтон - один из самых быстрых видов спорта, требующий.........

1). Отличная реакция

2). Выносливость. 

3).Глазомер

4). Смелость

5). Координация

6). Ловкость

7). Сила

8). Меткость

9). Уверенность в себе

Отве­­­­­­­­­­­т _________________________

 

 

Задание 5

Внимательно рассмотри билет и ответь на вопросы

t1737037398bm.gif

1. Сколько раз можно посетить театр по данному абонементу?

В ответе запиши только число. Ответ: _________ раз

2. Мама купила два абонемента в Театр кукол. Сколько рублей она заплатила?

В ответе запиши только число. Ответ:_________ рублей

3. Перед Вами фрагменты представлений театров Екатеринбурга. Выберите спектакль, который будет проходить в Театре кукол.

Запиши вариант ответа __________________

аt1737037398bn.jpgt1737037398bo.jpgt1737037398bp.jpg ) б) в)

 

 

 

 

гt1737037398bq.jpgt1737037398br.jpg ) д)

 

 

 

4. Сопоставьте условные обозначения с описанием запрещающих правил поведения в театре

1). Выключи мобильный телефон.

2). Вход с едой запрещен.

3). Запрещена видеосъемка

4). Запрещено входить в зал с напитками.

5). Запрещена фотосъемка.

Заполни вторую строку таблицы соответствующими буквами.

Ответ____________________

5. Ты пришёл в театр. Как ты будешь вести себя? Обведи три буквы выбранных ответов.

1)В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.

2). Садись на то место, которое тебе нравится.

3). Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта

4). Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям.

5). В антракте поторопись в буфет, расталкивая окружающих.

Задание 6

Прочитай внимательно и вдумчиво текст.

Кто такие панголины?

В тропиках Африки и Южной Азии живут совершенно уникальные небольшие — длиной не более полутора метров — четвероногие существа, глядя на которых не сведущий в ухищрениях природы натуралист-любитель непременно решит, что перед ним — представитель мира рептилий. А между тем перед. нами — именно млекопитающие, которых за их сходство с рептилиями так и называют — ящеры. Еще одно их распространенное название — панголины.

Этих уникальных ящероподобных зверей на Земле совсем немного, всего 5-7 видов. У них небольшая вытянутая голова с крохотными глазками и едва заметными ушками. Короткие лапы вооружены когтями, которыми они разрывают землю и термитники. А мощным хвостом эти звери помогают себе лазать по деревьям и прикрываются при опасности. Все их тело, кроме брюха и горла, покрыто костными пластинами-чешуями треугольной или четырехугольной формы, их наружные края весьма острые. При опасности панголин сворачивается в шар, подобно ежу, пряча морду между лап, а сверху прикрываясь хвостом. Острые края чешуи создают дополнительную защиту: тронь лапой — рискуешь порезаться, словно бритвой. Если панголина настигли на холме, свернувшийся зверь, помогая себе хвостом, скатывается вниз по склону, подобно мячу, пока его не остановит кустарник или сухое русло ручья. Основу питания ящеров-панголинов составляют термиты и муравьи. Как и у других зверей, которые питаются муравьями, у панголинов совершенно нет зубов, зато есть длиннющий — около четверти длины тела — язык. Всё в животном приспособлено к добыванию мелких насекомых, укрытых в подземных жилищах, — в этом панголин ни в чем не уступает муравьедам.

Обнаружив термитник, панголин усаживается рядом с ним "по-собачьи", опершись на хвост, и пускает в ход мощные когти передних лап. С легкостью вскрыв защитный слой обиталища термитов, зверь запускает внутрь язык и быстро втягивает его обратно вместе с налипшими насекомыми.

Когда единственный детеныш, которого самка рождает в норе, подрастет, мамаша начинает носить его на спине или на хвосте. Так они и путешествуют от термитника к термитнику, шурша друг о друга чешуями. При опасности заботливая родительница сначала хватает передними когтистыми лапами свое чадо и прижимает его к брюху, а затем уже сворачивается в неприступный шар: мать — снаружи, а дитя — внутри, попробуй доберись...

2 часть

К каждому заданию ты должен дать ответ. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.

К какому классу относятся панголины?

1)млекопитающие 2)рептилии 3)земноводные

Дополни таблицу

Части тела

функции

Короткие лапы с когтями

 

Мощный хвост

 

Длинный язык

для добычи мелких насекомых

Костные пластинки-чешуйки

 


 

3. Объясни значение выделенного слова в предложении: Глядя на которых не сведущий в ухищрениях природы натуралист-любитель непременно решит, что перед ним — представитель мира рептилий.

Чем питаются панголины?

На кого похожи панголины по способу питания?

Сколько детенышей рождается у самки - панголина?

1 _____________2 _______________3 _______________

4. Как самка -панголина защищает своего детеныша? Подчеркни в тексте предложение, доказывающее твой ответ.

5. Восстанови с помощью цифр последовательность действий панголина во время питания.

вскрывает слой обиталища термитов

усаживается

опирается на хвост

втягивает язык

запускает язык внутрь

6. Определи жанр произведения

1)сказка 2)рассказ 3)былина

7. Сформулируй вопрос, ответ на который дается в тексте.

 

Задание 7

Прочитай «спиральные» тексты о зиме.

t1737037398bs.png

 

 

t1737037398bt.jpg

 

 

t1737037398bu.jpg

 

 

t1737037398bv.jpg

 

 

 

 

t1737037398bw.png

Задание 8

Прочитай текст и выполни задания.

 

Кама

Кама — главная река Западного Урала, символ Пермского края, голубая дорога Прикамья, водная магистраль Перми. Среди различных толкований ее имени есть такие, которые овеяны легендами о могущеетвенном Каме. Он выступает то богатырем защитником, то вождем и предводителем народа коми, то добрым божеством, охраняющим земли пермяков, то злым колдуном. По преданию, Кам совершил подвиг во имя людей, спасая их от потопа: воду, заливавшую землю, он отвел к теплому морю по длинному руслу, созданному им самим с помощью огромного камня, который он на веревке протащил с большим трудом по болотам и топям, но сам погиб при этом.

Что касается научного объяснения происхождения названия Кама, то некоторые ученые считают, что произошло оно от удмуртского слова «кема», что означает «долгий» или «длинный». Действительно, Кама велика, но не только по длине — по площади водосбора, по своему значению для природы и человека. Естественная протяженность Камы была 2032 км. Была, потому что после создания Камского, Воткинского водохранилищ на Каме, Куйбышевского водохранилища на Волге река спрямилась, уменьшилась и длина ее стала около 1800 км.

Начинается Кама близ удмуртского села Кулиги. Кама-красавица, Кама-труженица называют ее русские, коми-пермяки, удмурты, башкиры, татары — все те народы, которых кормит и питает эта река.

Ученые ведут научный спор: Волга или Кама впадает в Каспийское море? Существует несколько научных правил выделения главной реки и ее притоков. Учитываются водность, площадь бассейна, количество всех притоков, протяженность реки, геологический возраст долины, ширина, глубина, скорость течения и другие показатели.

По водности Волга и Кама почти равны между собой, по площади водосбора к месту слияния рек несколько больше Волга. Однако на этой территории Волга объединяет меньшее количество рек и ее бассейн уступает Камскому бассейну. Можно и дальше продолжать сравнение, хотя и по приведенным важнейшим показателям ясно, что Кама и Волга очень сходны между собой, но по гидрологическим признакам все же Кама является главной рекой, а Волга — ее притоком. Значит, и в Каспийское море впадает Кама, а не Волга!

Но давайте оставим научные споры и учтем важный исторический фактор — объединяющую роль великой русской реки в создании Русского государства, а это значит, что Волга была, есть и будет для любого жителя России ее главной рекой, символом и святыней.

1. О какой реке Пермского края повествуется в тексте?_______________

2. Перечисли другие реки Пермского края__________________________

3. О каких водоёмах еще прочитали в тексте?________________________

4. Как понимаете выражение голубая дорога Прикамья?_______________

----------------------------------------------------------------------------------------------------5. В честь кого, по одной из версий, получила название главная река Прикамья?________________________________________________________

 

 

6. Почему изменилась протяжённость Камы ?__________________________

__________________________________________________________________

7. Объясни значение слова водохранилище. ___________________________

8.Какие водохранилища упомянуты в тексте?_______________________

9. В чём превосходит Кама Волгу?_____________________________________

10.Почему главной русской рекой называют Волгу, а не Каму?____________

__________________________________________________________________


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации