Сборник занятий «Конспекты подгрупповых занятий в средней группе»
Сборник: Конспекты подгрупповых занятий педагога – психолога для детей средней группы
Составил: педагог – психолог
Баландина Марина Валерьевна
Конспекты подгрупповых занятий педагога – психолога для детей средней группы
Занятие «Знакомство»
Цель: коррекция эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений.
Игра «Здравствуйте»
Дети передают друг другу мягкую игрушку и говорят: «Здравствуй, меня зовут…., а тебя?»
Следующий ребенок берт (ловит) мягкую игрушку и говорит: «Здравствуй,…..,меня зовут …., а тебя?», поворачивается к следующему и так дальше по цепочке.
Игра «Огонь и лед», способствует развитию внимания, быстроты реакции.
Дети ловят мячик и отвечают на вопросы: Какой бывает огонь? Какой бывает лед?
По команде ведущего «Огонь!», стоящие в круге дети начинают двигаться. По команде: «Лед», они застывают в той позе, в которой их застала команда.
(под музыку «Полька» инструментальная обработка»
Игра «Настроение», коррекция эмоциональной сферы психики; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выражать свое настроение.
Сначала ведущий предлагает рассказать на какое настроение похож «Лед», на какое настроение похож «Огонь». Затем ведущий спрашивает: «На что похоже хорошее настроение?» Выслушивает ответы детей. «На что похоже плохое настроение?».
Игра «Брыкание», коррекция эмоциональной сферы; эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Ведущий говорит: «Выглянуло солнышко, растаял весь «грустный и твердый лед» и на полянке появились жучки». Дети ложатся на пол, головы на одном уровне, ноги у соседей направлены а противоположные стороны.
Затем начинают медленно брыкаться, касаясь пола всей ступней.
В ходе выполнения упражнения дети чередуют ноги и высоко поднимают их, постепенно увеличивая силу и скорость брыкания. При этом на каждый удар ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара.
(под музыку «От улыбки» джаз). Ведущий говорит: «Жучки побегали по полянке, травка их щекотала и им стало смешно, весело и настроение стало…..»
Ведущий подводить детей к пониманию того, что настроение бывает разным, от прогулки и веселья становится хорошим, радостным, ярким, веселым и т.д.
Релаксация по спокойную музыку, слушаем свое дыхание.
Ритуал прощания: прикрепить на магнитную доску лицо с изображением «Своего настроения».
Занятие «Звездочки»
Цель: формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я», принятие детьми друг друга, отработка позитивного взаимодействия детей друг с другом.
Упражнение «Добрый день»
Дети вместе с психологом сидят на подушечках в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое надо не сказать, а пропеть:
«Добрый день, Андрюша (улыбнуться и кивнуть головой), Добрый день Светлана Викторовна, добрый день Солнце (поднять ручки вверх).
Упражнение «Мое имя»
Психолог задает вопрос, дети по кругу отвечают.
Как тебя зовут?
Как зовет тебя мама?
Как ласково называет тебя мама?
Хотел бы чтобы тебя звали по- другому? Как?
Упражнение «Угадай, кого не стало»
Дети должны догадаться, кого спрятал психолог, и описать его.
Упражнение «Кто здесь»
Психолог дотрагивается по очереди каждого ребенка до плеча, тот говори: «Я здесь », дети должны по голосу угадать ребенка.
Игровое упражнение «Зарядка»
Игра «Волшебная звезда»
«Я хочу рассказать вам одну историю. Она про те времена, когда звезд на небе еще не было. Эта история про звездочку, которая жила на Земле. Звездочка очень хотела радовать кого-нибудь своим сиянием. Но как она не старалась, на Земле ее никто не замечал. Решила тогда Звездочка обратиться к мудрому волшебнику. Пришла она к нему и спросила: «Почему никто не замечает моего сияния? И никто мне не радуется? Что я должна сделать, чтобы другие люди могли заметить мой свет?» В ответ на свой вопрос она услышала слова мудрого старца: «Сияние твоей звезды меркнет по сравнению с сиянием Солнца. Если ты хочешь, чтобы свет твоей звезды радовал людей, тебе придется жить на небе и появляться только по ночам. Но там ведь холодно и страшно, ты не боишься этого?» «Я согласна», – ответила Звездочка. Тогда волшебник в награду за ее смелость, желание дарить людям сияние своего света и радость окружил ее множеством других сверкающих звезд. А чтобы память о ней навсегда сохранилась на Земле, он сохранил ее изображение….Попробуй отгадай где? (ответ: в каждом из нас)»
А еще волшебник спрятал изображение звездочки в яблоке (ведущий разрезает яблоко и показывает звездочку внутри).
Рисунок «Звездное небо». Дети рисуют звезды. Вырезают и наклеивают на звездное небо.
Ритуал прощания: прикрепить на магнитную доску изображение «Своего настроения».
Занятие «Сержусь, но улыбаюсь».
Цель: формирование элементов контроля в поведении, эмоциях.
Ритуал приветствия.
«Здравствуйте все мы!» (поем)
Упражнение «Отвечаем только «нет»
Психолог называет различные ситуации, а дети в конце на каждый вопрос должны отвечать «нет», как бы сильно не хотелось сказать «да».
Все любят праздник Новый год (нет),
Все любят смотреть телевизор (нет),
Все любят играть (нет),
Все любят игровые приставки (нет),
Все любят сказки (нет),
Все любят вкусненькое (нет),
Все любят веселиться (нет),
Любят ребята подарки (нет).
Все дети на свете любят мороженное (нет),
Любят конфеты, торт и пирожное (нет),
Любят играть, веселится, шуметь (нет),
Прыгать, скакать и смеяться и петь (нет).
Упражнение: А зеленым не рисовать.
На листе бумаги нарисованы предметы. Предложите детям разукрасить все картинки, но с условием, что зеленые предметы (крокодила, огурец, елку) зеленым цветом разукрашивать нельзя.
Упражнение «Тихо, очень тихо, еще тише»
Звучит музыка «Утро» Э. Григ. Дети сидят на подушках в руках у них бумага. По сигналу «Тихо!» дети начинают мять листы бумаги. По сигналу «Очень тихо!» – сжимают мятый лист бумаги в кулаке. По сигналу «Еще тише!» -закрывают глаза и ложатся на подушку.
Ритуал прощания: прикрепить на магнитную доску изображение
«Своего состояния».
Занятие «Маленькие волшебники»
Цель: формирование навыков позитивного общения.
Вхождение в сказку.
«Расслабьтесь. Положите руки на колени ладошками вверх. Закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камушек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: гладкий или шершавый, холодный или теплый… Приготовились? Ведущий кладет каждому ребенку в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Ведущий напоминает, что все тело нужно расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают камушек. «Камни обладают такой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу перенесли в сказку». Теперь вы маленькие волшебники.
Когда работают настоящие волшебники главное в их работе внимание. Чтобы ничего не перепутать мы потренируемся с вами и поиграем в игру «Смотрю очень внимательно».
Дети сидят на подушках и очень внимательно осматривают комнату. Через три минуты дети закрывают глаза и по очереди называют предметы, которые они запомнили.
Злой волшебник заколдовал когда-то одну вашу руку. Ей труднее дается рисование. Сейчас мы будем расколдовывать ее. Садимся за столы. В одну руку берем кисточку в другую карандаш (фломастер) необходимо одновременно рисовать «магические круги» на бумаге. Рисовать необходимо одновременно двумя руками. Упражнение «Карандаш и кисточка».
«Почему нельзя». Для того, чтобы помогать хорошим людям совершать добрые дела необходимо самим точно знать почему нельзя делать то или иное. Психолог читает стихотворение и просит детей ответить: «Почему так делать нельзя». Сначала стихотворение читается целиком потом по строчке.
Нельзя царапаться, кусаться. Почему?
Нельзя с братишкой младшим драться. Почему?
Нельзя плеваться и кривляться. Почему?
В грязной луже нельзя купаться. Почему?
Нельзя капризничать и хныкать. Почему?
Нельзя на маму обижаться. Почему?
Маму надо любить и ценить. Оказывать знаки внимания, выражать свои чувства. Подарим маме рисунок. А рисунок у нас тоже будет волшебным: Мы будем рисовать манной крупой.
Разукрашиваем рисунок, обводим контур клеем, посыпаем манкой. Когда клей высохнет – лишнее стряхнуть.
Заключительный этап. Играем с камнями и возвращаемся из сказки.
Ритуал прощания: прикрепить на магнитную доску изображение «На что ты сейчас похож».
Занятие «Поступает хорошо»
Цель: развитие навыков общения, учить детей работать в команде.
Вхождение в сказку.
Сегодня помогать нам в путешествии будет наше…сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее, доброе сердце… Попросите своё сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча про себя…
Получилось? Молодцы. Поблагодарите свое сердце».
«Поссорились – помирились»
Психолог начинает предложение, а дети по очереди продолжают их.
Жили-были два друга. Как их звали?
Они всегда вместе играл и вдруг …..поссорились. Почему?
Они хотели помириться, но не знали как, вот один придумал….Что придумал один из друзей?
Они помирились т стали играть. Во что играли друзья?
Психолог должен выслушать все ответы и дополнения детей.
Наше доброе сердце помогает нам путешествовать дальше.
Вот какое у вас мудрое доброе сердце.
«Поступает хорошо. Поступает плохо».
Психолог читает стихотворение, а дети говорят после каждой строчки
«Поступает хорошо» или « Поступает плохо».
Даша маме помогает (поступает хорошо)
Дима кактус поливает (поступает хорошо)
Ваня рвет все время книжки (поступает плохо)
Саша в парк ведет братишку (поступает хорошо)
Лиля укусила Свету (поступает плохо)
Витя Свете дал конфету (поступает хорошо)
Гриша в грязь толкнул Катюшу (поступает плохо)
Лева всем дает игрушки (поступает хорошо)
Психолог просит объяснить, ПОЧЕМУ так поступать «хорошо» или «плохо».
Подвижная игра «Снегопад»
Дети сидят в кругу. Психолог говорит «Дети на улице пошел снег. Снег идет мягкий и пушистый и снежинки тихо опускаются на щечки, голову, ножки». И начинает постукивать по ладошке одним пальцем. Дети повторяют. Подул ветер и снегопад стал усиливаться. Дети стучат двумя пальцами, затем тремя, четырьмя. «Началась пурга, ничего не видно, дует ветер, идет снег», – дети хлопают в ладоши.
«Начался ураган» -дети топают ногами. «Вьюга перестала шуметь, снегопад становится все тише, – дети постукивают по ладошке пальцем. «На улице светло, и можно идти гулять» – все дети двигаются по комнате под спокойную музыку.
Ритуал прощания: прикрепить на магнитную доску магнит со смайликом, если вам сегодня на занятии было интересно.
Автор: Баландина Марина Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение посёлка Хужир детский сад «Гномик»
Месторасположение: Иркутская область, Ольхонский район, посёлок Хужир.
Литература
1. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников для дошкольников 4-5 лет «Цветик – семицветик»/ Н.Ю. Куражевой. – СПб.: Речь, 2016 160 с.
2. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие/ Е.О. Смирнова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 112 с.
3. Развитие межполушарного взаимодействия у детей/Т.П. Трясорукова./Ростов н/Д: Феникс, 2016. 78с.
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 7 изд. – М.: Генезис, 2015.- 474с.