Семейные проблемы. Как их решать ?
Родительское собрание
Тема: «Семейные проблемы. Как их решать ?»
Методическая цель:
Формирование системы совместной работы родителей и классного руководителя по решению сложных педагогических ситуаций
Цели:
-пропаганда опыта успешного семейного воспитания;
-выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;
-профилактика неверных действий по отношению к своему ребенку со стороны родителей;
-повышение педагогической культуры родителей.
- сплочение родительского коллектива.
Задачи:
-сформулировать основные причины конфликтов в семье;
-обсудить совместно различные ситуации и пути решения конфликтных ситуаций в семьях учащихся;
-развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих при воспитании ребенка;
Подготовка к собранию.
Организация фотовыставки «Мы счастливы, потому что мы вместе»
Проведение парада визиток учащихся.
Ход родительского собрания.
1.Вступительное слово классного руководителя.
( Тема собрания, его цели и задачи)
-Здравствуйте, уважаемые родители и гости.
Нашу встречу мне хочется начать словами Януша Корчака
Нет детей-есть люди,
но с иным масштабом понятий,
иными источниками опыта,
иными стремлениями,
иной игрой чувств.
Эти строчки, написанные давно, актуальны и сегодня.
Вы все люди, у которых разное образование,разные характеры,разные взгляды на жизнь. разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас-это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно делать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!» И ответить на этот главный вопрос мы должны вместе: родители и учителя. Итак, тема нашей сегодняшней встречи: «Семейные проблемы. Как их решать?»
2.Выступление классного руководителя о причинах семейных конфликтов.
-Я думаю, что все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам», но еще и содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя.
Попробуем сформулировать некоторые причины конфликтов.
1) непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
чрезмерная забота родителей о ребенке, когда родители придерживаются следующего правила: «Дети созданы только для радости. Взрослыми они еще будут». В результате в семье вырастает маленький, а затем большой деспот, привыкший только получать, а не отдавать взамен;
разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;
отношения детей с товарищами, которые приносят родителям «лишние хлопоты»;
чрезмерная строгость к ребенку и «педагогическая злопамятность»-частые напоминания о прошлых «грехах» ребенка.
Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значение его неудач. Если этого нет в семье-ребенок уходит на улицу к таким же неустроенным, как и он сам.
3.Ситуации для обсуждения «Что делать, если...»
-Я думаю, что наш сегодняшний разговор должен иметь не только теоретический. но и практический характер. И такой практической стороной нашего собрания может стать обсуждение тех наиболее часто встречающихся проблемных ситуаций. с которыми мы сталкиваемся в процессе воспитания ребенка.
( Родители,объединенные в группы, получают карточку с описанием проблемной ситуации. Посовещавшись, должны предложить свои способы решения проблемы, выбрать из предложенных правильные модели поведения. Предупредить, что нумерация в данном случае условная).
Ситуация 1
Ваш ребенок достаточно большой. Он учится в меру своих способностей, но вот беда-он ничем не хочет помогать по дому. В комнату к нему лучше не заходить-всюду беспорядок, а на предложение что-то сделать отвечает категорическим отказом.
Пути решения проблемы 1.
Приучать с раннего детства ребенка к самостоятельности и порядку.
Не нагружать ребенка работой, которая ему не под силу.
Денежное поощрение за проделанную работу.
Регулярная похвала за проделанную работу.
Если ребенок помогает по дому, не критиковать выполненную работу, так как он только начинает приобретать жизненный опыт.
Если ребенок ошибся в выполнении поручения, нужно тут же его исправить и больше это поручение ему не давать.
Придумать соревнование, например, на самую лучшую комнату.
Чаще включать в воспитание ребенка совместную трудовую деятельность.
Ситуация 2
Застенчивость и неуверенность в себе – характерные черты вашего ребенка. Это накладывает серьезный отпечаток на его умение общаться с одноклассниками, учебную деятельность, результативность учения. Ребенок от этого явно страдает.
Пути решения проблемы 2.
Поддерживать ребенка во всех его начинаниях похвалой, добрыми советами.
Найти в ребенке то, что его позитивно отличает от других детей.
Почаще давать ребенку поручения (занятия), которые способствуют его самостоятельному общению с незнакомыми людьми ( поход в магазин, кружок)
Поддерживать тесную связь с классным руководителем.
Акцентировать внимание на том, что ваш ребенок застенчив.
Регулярно использовать позитивные слова, которые поддерживают и вселяют уверенность ребенка в себе.
Опираться на сильные стороны ребенка.
Заменить общение с окружающим миром общением в семье.
Ситуация 3
Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят посторонние люди, проявление таких качеств вы наблюдаете сами, иногда это прорывается в ваш адрес.
Пути решения проблемы 3.
Проследить круг общения вашего ребенка.
Хороший ремень решит все проблемы.
Связь со школой.
Регулярное наблюдение за интересами вашего ребенка (игры, кино, книги, телевизор).
На агрессивное поведение ребенка отвечать агрессией своей.
Попытаться поговорить корректно но твердо, по поводу пугающего вас поведения.
Переходный возраст, ничего не поделаешь, со временем пройдет.
Прививать ребенку любовь и заботу к окружающему миру.
4.Диагностика « Насколько хорошо вы знаете своего ребенка»
-Зачастую проблемы в семье возникают из-за того, что мы не понимаем своих детей. А чтобы понимать ребенка, нужно хорошо знать его, интересоваться его жизнью. И вот сейчас мы попробуем выяснить , насколько хорошо вы знаете своего ребенка.
На прошлой неделе в нашем классе прошел парад самовизиток. Образец такой самовизитки висит на доске. Перед каждым из вас лежит чистая самовизитка. Вам нужно ее заполнить вместо вашего сына или дочери. Выполните пожалуйста это задание. Время работы 10 минут.
-Сравните вашу визитку с той, которую заполнили ваши сын или дочь. Сделайте выводы по проблеме: «Насколько хорошо вы знаете своего ребенка».
5.Задание для родителей: «Расшифруйте формулу»
-А сейчас я на доске напишу формулу, которую можно считать результатом анализа проблемных ситуаций, о которых мы с вами сегодня говорили многих других, которые возникают в семьях. Попытайтесь ее расшифровать.
Законы семьи=ед. тр.+ зн. похв.+ тр. у.+ разд.благ.
Законы семьи
1-ый закон. Закон единства требований отца и матери.
2-ой закон. Закон значимости похвалы для ребенка.
3-ий закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни семьи.
4-ый закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
-Если все эти законы в семье исполняются, если отец и мать в семье оптимисты и друзья своего ребенка, значит ребенок состоится как человек, как личность.
Каждый родитель получает в подарок законы жизни в семье.
6. Подведение итогов.
1.-И в завершении нашего с вами разговора мне хотелось бы еще раз обратиться к словам эпиграфа: Нет детей-есть люди,
но с иным масштабом понятий,
иными источниками опыта,
иными стремлениями,
иной игрой чувств.
-Любите своих детей и помните, что истинная любовь проявляется только в общении с детьми.
2. -А теперь я хочу услышать ваше мнение о результатах собрания:
полезность встречи
актуальность обсуждаемых ситуаций
атмосфера встречи
3. Проект решения.
Использовать выработанные модели поведения для устранения конфликтных ситуаций в семье.
Тесно контактировать с классным руководителем, учителями, школьным психологом .
Повышать уровень педагогической культуры.
Соблюдать законы воспитания ребенка в семье.
4. -И закончить нашу встречу мне хочется стихотворением
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны
Пример же - никогда.
Тот лучший проповедник -
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии -
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать -
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть можно верить
И мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
Литература:
журнал «Семья и школа» №3, 2006 г ;
журнал «Классный руководитель» №6 2007 г, №7 2006 г;
Н.И. Дереклеева «Организация родительских собраний»;
Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С.Артюхова «Справочник классного руководителя»
В.Н. Егорова «Особенности психологии младших подростков»