Методическая разработка «Семьи, находящиеся в социально опасном положении»
2. Паспорт Проекта
2.1 Основные положения
Наименование проекта (полное): | Создание системы профилактической работы с семьями, находящиеся с социально опасном положении |
Наименование проекта (сокращенное): | «Семья – это отражение ребенка в будущем!» |
Срок начала и окончание проекта: | 2023-2024 |
2.2 Актуальность проекта
Актуальность нашей проекта заключается в том, что в современном мире социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В жизни каждого человека семья занимает особое место. С самого рождения человек попадает в общество. В семье ребёнок растёт, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Именно в семье ребёнок
получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребёнок: благополучной или неблагополучной. Приходится сталкиваться с различными типами семей. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных.
Главная проблема в семьях, находящихся в социально опасном положении существование кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи (неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей, отсутствие условий для воспитания детей, отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей, отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей , семьи, в которых дети совершили правонарушения и антиобщественные действия).
Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Во все времена существуют семьи, находящиеся в социально опасном положении. Причиной тому является среда, в которой растёт ребенок. Многие дети современной России оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде.
Анализ ситуации показывает, что падение уровня жизни многих Россиян, крушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего, института семьи привели к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска».
Категории семей, находящихся в социально опасном положении | 2019г. | 2022г. |
- многодетные семьи | 182 | 409 |
- неполные семьи | 237 | 660 |
- имеющие детей, находящихся в социально опасном положении | 155 | 501 |
- родители или законные представители не выполняют свои обязанности | 351 | 412 |
- жестоко обращаются с детьми | 25 | 50 |
По результатам последних исследований по Ростовской области в 2022 году, мы узнали, что 501 семья, находится в социально опасном положении, в общей сложности это составляет около 202 тысячи человек по всей России, из них 60 % –это дети. И с каждым годом количество семей, находящихся в социально опасное положение, увеличивается. Объективными факторами этого являются: изменение социально-экономического положения населения, низкий уровень жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д.
Но первоочередная задача в работе с семьёй находящиеся в социально опасном положении– это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи.
Предложенный проект будет реализован на базе ЦПППН Шолоховского района. Так как целью данной учреждения является обеспечение психологической защищенности населения, поддержки и укрепления его психического здоровья, создания благоприятных социально-педагогических и социально-психологических условий для семейного воспитания детей и их социальной защиты.
Задачи этого учреждения основаны на том, чтобы оказать квалифицированную социально-психологическую и социально-педагогическую помощь гражданам в трудной жизненной ситуации и семьям в социально опасном положении, провести профилактическую форму девиантного поведения, организовать мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения и др. Проект базируется на Конституции РФ, Семейном Кодексе РФ, Федеральной законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Уникальность проекта подтверждает инновационная технология «Семейная мастерская». Она направлена на формирование нравственной, духовной развитой личности ребенка через построение семейных отношений, основанных на принципах уважения каждого члена семьи и к обществу в целом.
Одной из известных и достаточно результативных воспитательных технологий является инициирование активности участия родителей в образовательном процессе. Многие родители порой испытывают трудности и не всегда могут найти ответ на волнующие их вопросы. Активная позиция со стороны родителей, их стремление познать своего ребенка, и в тоже время недостаток психолого-педагогической культуры, родительского опыта, обозначили перед педагогом проблему профессиональной помощи родителям.
Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности, объединение родителей и детей в одно целое.
Такие благоприятные условия с успехом создаются в процессе реализации инновационного проекта «Семейная мастерская». Эта технология учитывает и обобщает весь приобретённый опыт работы педагогов, обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых через декоративно – прикладное творчество с учётом современных условий жизни, дизайна, быта, семьи.
«Семейная мастерская» направлена на создание произведений декоративно–прикладного творчества и визуального искусства. В результате его реализации предполагается проведение выставок совместных работ родителей с детьми.
Результат – улучшение взаимоотношений в семье, укрепление семейных отношений родителей и детей.
3. Целевая группа
Целевая аудитория: семья, находящиеся в социально опасном положении.
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
География проекта: Центр психолого-педагогической помощи населению Шолоховского района
3.1. Цель и показатели проекта
Цель проекта | Оказание помощи и оздоровления детско-родительских отношений в рамках новых подходов в работе с семьями, находящиеся в социально опасном положении | |||
Показатели проекта и их значения по годам | Показатель | Тип показателя | Период, год | |
2023 | 2024 | |||
Количество семей, находящихся в социально опасном положении, участвующих в проекте | Целевой | 39 | 15 | |
Количество специалистов, привлеченных к работе | Целевой | 4 | 9 | |
Количество мероприятий организованных для оказания помощи семьям, находящимся в социально опасном положении | Целевой | 84 | 120 |
4. Результаты проекта
№ п/п | Наименование задачи, результата | Срок | Характеристика результата |
Задача 1: диагностирование и определение социально – педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье | |||
1.1 | Результат 1.1 Определили социально – педагогические и психологические проблемы, оказывающие негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье | 20.02.2023 | Социологичекое исследование |
Задача 2: осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка | |||
2.1 | Результат 2.1 Провели информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка | 17.03.2023 | Мероприятие |
2.2 | Результат 2.2 Подготовили раздаточные материалы (буклеты) для родителей | 18.03.2023-17.04.2023 | Кейс раздаточного материала |
Задача 3: организация просветительской работы по овладению родителями психолого – педагогическими знаниями в области семейного воспитания | |||
3.1 | Результат 3.1 Провели семинары, мероприятия по овладению родителями психолого – педагогическими знаниями в области семейного воспитания Организовали и провели акции и мероприятия («День семьи», «День матери», «Тепло семьи» и др.) | 20.04.2023 | Мероприятия |
Задача 4: вовлечение родителей во внеурочную деятельность «Семейная мастерская» | |||
4.1 | Результат 4.1 Организация работы «Семейная мастерская» | 05.05.2023 | Программы |
5. Участники проекта (ресурсное планирование)
№ п/п | Роль в проекте | Фамилии, инициалы | Должность |
1 | Руководитель проекта | Мрыхина О.В | Руководитель проекта |
2 | Секретарь | Куратор проекта | |
3 | Участник проекта 1 | Муравьева М.В. | Социальный педагог |
4 | Участник проекта 2 | Одинцова А.М. | Специалист ЦПППН |
5 | Участник проекта 3 | Свиридова Н.Д. | Психолог |
6 | Участник проекта 4 | Овчинников С.А. | старший инспектор ПДН МО МВД |
6. План мероприятий по реализации проекта
№ п/п | Наименование результата мероприятия, контрольной точки | Сроки реализации | Ответственный исполнитель | Вид документа и характеристика результата |
1 | Результат 1.1 Определили социально – педагогические и психологические проблемы, оказывающие негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье | Сентябрь –октябрь | Кузьмичева В.Н. | Социологичекое исследование |
1.1 | Мероприятие: проведение психолого-педагогических диагностик (опросники, анкетирование) | октябрь | Кузьмичева В.Н. | Аналитическая справка |
2 | Результат 2.1 Провели информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка | Октябрь –ноябрь | Кузьмичева В.Н. | Программа |
2.1 | Мероприятие: проведение лекций с сотрудниками МВД и с органами социальных служб | Ноябрь | Кузьмичева В.Н. Овчинников С.А. | мероприятие |
2.2 | Мероприятие: работа творческой группы по созданию буклетов | Ноябрь | Муравьева М.В. | Аналитическая справка |
2.3 | Мероприятие: организация рейдов за поведением родителей в быту в вечернее время и выходные дни | Сентябрь, декабрь, март | Овчинников С.А. | Положение |
2.4 | Мероприятие: составление карты семей, находящихся в социально опасном положении и детей «группы риска» | Декабрь | Кузьмичева В.Н. | Аналитическая справка |
3 | Результат 3.1 Провели семинары, мероприятия по овладению родителями психолого – педагогическими знаниями в области семейного воспитания | Ноябрь – июль | Кузьмичева В.Н. Свиридова Н.Д. | мероприятия |
3.1 | Мероприятие: работа творческой группы по созданию кейса сценариев, тематических планов | Ноябрь- июль | Муравьева М.В. | программа |
3.2 | Мероприятие: организация проведения акций и мероприятий («День семьи», «День матери», «Тепло семьи» и др.) | Ноябрь, Июль | Кузьмичева В.Н. | программа |
4 | Результат 4.1 Организация работы «Семейная мастерская» | Январь, февраль | Кузьмичева В.Н. | программа |
4.1 | Мероприятие: проведение индивидуальных консультаций для более открытого и доверительного разговора с детьми и родителями | 2 раза в полугодие | Свиридова Н.Д. | мероприятия |
4.2 | Мероприятие: проведение групповых занятий для детей и их родителей «Семейная мастерская» в Доме ремесел | 2 раза в полугодие | Кузьмичева В.Н. | мероприятия |
4.3 | Мероприятие: проведение «Круглого стола» подведение итогов и результатов проводимых мероприятий | Конец года | Мрыхина О.В., Кузьмичева В.Н. | мероприятие |
7.Реестр заинтересованных сторон проекта
№ п/п | Орган или организация | Представитель интересов |
1. | Межмуниципальный отдел МВД России «Шолоховский» | Овчинников Сергей Александрович старший инспектор ПДН МО МВД РФ «Шолоховский» |
2. | ГБУСОН РО "ЦПППН Шолоховского района" | Конкина Светлана Александровна заместитель директора ГБУ СОН РО «Центр психолого-педагогической помощи населению ст. Вешенской» |
3. | КДН при Администрации Шолоховского района | Сяднева Татьяна Александровна заместитель главы Администрации Шолоховского района по социальным вопросам, председатель комиссии; |
4 | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вешенская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Вешенская СОШ») Шолоховского района | Гребенщикова Татьяна Викторовна Педагог - психолог |
8.Реестр рисков и возможностей проекта
№ п/п | Наименование риска (-) / возможности (+) | Действия по предупреждению риска/ реализации возможности |
1. | Экономические риски: прекращение финансирования приведет к увеличению сроков реализации проекта | Привлечение других внебюджетных источников финансирования |
2. | Управленческие риски: недостаточный опыт и квалификации управленческих кадров | Тщательный контроль за формированием команды |
3 | Привлечение новых клиентов, участников | Расширение акций, создание буклетов |
9.Финансовое обеспечение реализации проекта
№ п/п | Наименование результата и источники финансирования | Объем финансового обеспечения по годам реализации (руб) | Всего (тыс. руб.) | |||
2023 | 2024 | |||||
1. | Результат 1.1 Определили социально – педагогические и психологические проблемы, оказывающие негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье | |||||
1.1. | федеральный бюджет | - | - | - | ||
1.2. | областной бюджет | - | - | - | ||
1.3 | муниципальный бюджет | 200 | 150 | 350 | ||
1.3. | внебюджетные источники | - | - | - | ||
2 | Результат 2.1 Провели информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка | |||||
2.1. | федеральный бюджет | - | - | - | ||
2.2. | областной бюджет | - | - | - | ||
2.3 | муниципальный бюджет | 200 | 200 | 400 | ||
3 | Результат 3.1 Провели семинары, мероприятия по овладению родителями психолого – педагогическими знаниями в области семейного воспитания | |||||
3.1. | федеральный бюджет | - | - | - | ||
3.2. | областной бюджет | - | - | - | ||
3.3 | муниципальный бюджет | 200 | 310 | 510 | ||
4 | Результат 4.1 Организация работы «Семейная мастерская» | |||||
4.1. | федеральный бюджет | - | - | - | ||
4.2. | областной бюджет | - | - | - | ||
4.3 | муниципальный бюджет | 100 | 200 | 300 | ||
Всего по проекту, в том числе | | 1 560 |
Ожидаемые результаты проекта
Количественные критерий оценки достижения планируемых результатов:
уменьшение на 6 % количество семей, находящихся в социально опасном положении, участвующих в проекте;
увеличение на 2 % количество специалистов, привлеченных к работе;
увеличение на 4% количество мероприятий организованных для оказания помощи семьям, находящимся в социально опасном положении.
Качественный критерий оценки достижения планируемых результатов:
степень включенности специалистов в программу;
продуктивность профессиональной деятельности;
укрепление семейных отношений родителей с детьми;
высокий уровень групповой включенности;
Реализация данного проекта позволит наладить взаимоотношения родителей со своими детьми.
Результат проекта оценивается, прежде всего, по результатам уменьшения количества семей, находящихся в социально опасном положении и детей из этих семей, улучшение взаимоотношений в семьях, увеличение числа родителей, которые наладили взаимоотношение со своими детьми.
Мероприятия, запланированные в проекте, будут способствовать улучшению ситуации.
Эффективность работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении и их родителями зависит от использования возможностей окружающего социума, различных государственных и общественных структур, направленных на поддержку семьи и ребёнка.
Модель проекта