Методическая разработка «Семьи, находящиеся в социально опасном положении»

3
0
Материал опубликован 18 April 2023

2. Паспорт Проекта

2.1 Основные положения

Наименование проекта (полное):

Создание системы профилактической работы с семьями, находящиеся с социально опасном положении

Наименование проекта (сокращенное):

«Семья – это отражение ребенка в будущем!»

Срок начала и окончание проекта:

2023-2024



2.2 Актуальность проекта

Актуальность нашей проекта заключается в том, что в современном мире социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В жизни каждого человека семья занимает особое место. С самого рождения человек попадает в общество. В семье ребёнок растёт, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Именно в семье ребёнок
получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребёнок: благополучной или неблагополучной. Приходится сталкиваться с различными типами семей. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных.

Главная проблема в семьях, находящихся в социально опасном положении существование кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи (неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей, отсутствие условий для воспитания детей, отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей, отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей , семьи, в которых дети совершили правонарушения и антиобщественные действия).

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Во все времена существуют семьи, находящиеся в социально опасном положении. Причиной тому является среда, в которой растёт ребенок. Многие дети современной России оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде.

Анализ ситуации показывает, что падение уровня жизни многих Россиян, крушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего, института семьи привели к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска».

Категории семей, находящихся в социально опасном положении 

2019г.

2022г.

- многодетные семьи 

182

409

- неполные семьи 

237

660

- имеющие детей, находящихся в социально опасном положении 

155

501

- родители или законные представители не выполняют свои обязанности 

351

412

- жестоко обращаются с детьми 

25

50


По результатам последних исследований по Ростовской области в 2022 году, мы узнали, что 501 семья, находится в социально опасном положении, в общей сложности это составляет около 202 тысячи человек по всей России, из них 60 % –это дети. И с каждым годом количество семей, находящихся в социально опасное положение, увеличивается. Объективными факторами этого являются: изменение социально-экономического положения населения, низкий уровень жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д.

Но первоочередная задача в работе с семьёй находящиеся в социально опасном положении– это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи.

Предложенный проект будет реализован на базе ЦПППН Шолоховского района. Так как целью данной учреждения является обеспечение психологической защищенности населения, поддержки и укрепления его психического здоровья, создания благоприятных социально-педагогических и социально-психологических условий для семейного воспитания детей и их социальной защиты.

Задачи этого учреждения основаны на том, чтобы оказать квалифицированную социально-психологическую и социально-педагогическую помощь гражданам в трудной жизненной ситуации и семьям в социально опасном положении, провести профилактическую форму девиантного поведения, организовать мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения и др. Проект базируется на Конституции РФ, Семейном Кодексе РФ, Федеральной законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Уникальность проекта подтверждает инновационная технология «Семейная мастерская». Она направлена на формирование нравственной, духовной развитой личности ребенка через построение семейных отношений, основанных на принципах уважения каждого члена семьи и к обществу в целом.

Одной из известных и достаточно результативных воспитательных технологий является инициирование активности участия родителей в образовательном процессе. Многие родители порой испытывают трудности и не всегда могут найти ответ на волнующие их вопросы. Активная позиция со стороны родителей, их стремление познать своего ребенка, и в тоже время недостаток психолого-педагогической культуры, родительского опыта, обозначили перед педагогом проблему профессиональной помощи родителям.

Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности, объединение родителей и детей в одно целое.

Такие благоприятные условия с успехом создаются в процессе реализации инновационного проекта «Семейная мастерская». Эта технология учитывает и обобщает весь приобретённый опыт работы педагогов, обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых через декоративно – прикладное творчество с учётом современных условий жизни, дизайна, быта, семьи.

«Семейная мастерская» направлена на создание произведений декоративно–прикладного творчества и визуального искусства. В результате его реализации предполагается проведение выставок совместных работ родителей с детьми.

Результат – улучшение взаимоотношений в семье, укрепление семейных отношений родителей и детей.

3. Целевая группа

Целевая аудитория: семья, находящиеся в социально опасном положении.

Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

География проекта: Центр психолого-педагогической помощи населению Шолоховского района

3.1. Цель и показатели проекта

Цель проекта

Оказание помощи и оздоровления детско-родительских отношений в рамках новых подходов в работе с семьями, находящиеся в социально опасном положении

Показатели проекта и их значения по годам

Показатель

Тип показателя

Период, год

2023

2024

Количество семей, находящихся в социально опасном положении, участвующих в проекте

Целевой

39

15

Количество специалистов, привлеченных к работе

Целевой

4

9

Количество мероприятий организованных для оказания помощи семьям, находящимся в социально опасном положении

Целевой

84

120


4. Результаты проекта

п/п

Наименование задачи, результата

Срок

Характеристика результата

Задача 1: диагностирование и определение социально – педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье

1.1

Результат 1.1 Определили социально – педагогические и психологические проблемы, оказывающие негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье

20.02.2023

Социологичекое исследование

Задача 2: осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка

2.1

Результат 2.1 Провели информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка

17.03.2023

Мероприятие

2.2

Результат 2.2 Подготовили раздаточные материалы (буклеты) для родителей

18.03.2023-17.04.2023

Кейс раздаточного материала

Задача 3: организация просветительской работы по овладению родителями психолого – педагогическими знаниями в области семейного воспитания

3.1

Результат 3.1 Провели семинары, мероприятия по овладению родителями психолого – педагогическими знаниями в области семейного воспитания

Организовали и провели акции и мероприятия («День семьи», «День матери», «Тепло семьи» и др.)

20.04.2023

Мероприятия

Задача 4: вовлечение родителей во внеурочную деятельность «Семейная мастерская»

4.1

Результат 4.1 Организация работы «Семейная мастерская»

05.05.2023

Программы


5. Участники проекта (ресурсное планирование)

п/п

Роль в проекте

Фамилии, инициалы

Должность

1

Руководитель проекта

Мрыхина О.В

Руководитель проекта

2

Секретарь

Кузьмичева В.Н.

Куратор проекта

3

Участник проекта 1

Муравьева М.В.

Социальный педагог

4

Участник проекта 2

Одинцова А.М.

Специалист ЦПППН

5

Участник проекта 3

Свиридова Н.Д.

Психолог

6

Участник проекта 4

Овчинников С.А.

старший инспектор ПДН МО МВД


6. План мероприятий по реализации проекта

п/п

Наименование результата мероприятия, контрольной точки

Сроки реализации

Ответственный исполнитель

Вид документа и характеристика результата

1

Результат 1.1 Определили социально – педагогические и психологические проблемы, оказывающие негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье

Сентябрь –октябрь

Кузьмичева В.Н.

Социологичекое исследование

1.1

Мероприятие: проведение психолого-педагогических диагностик (опросники, анкетирование)

октябрь

Кузьмичева В.Н.

Аналитическая справка

2

Результат 2.1 Провели информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка

Октябрь –ноябрь

Кузьмичева В.Н.

Программа

2.1

Мероприятие: проведение лекций с сотрудниками МВД и с органами социальных служб

Ноябрь

Кузьмичева В.Н.

Овчинников С.А.

мероприятие

2.2

Мероприятие: работа творческой группы по созданию буклетов

Ноябрь

Муравьева М.В.

Аналитическая справка

2.3

Мероприятие: организация рейдов за поведением родителей в быту в вечернее время и выходные дни

Сентябрь, декабрь, март

Овчинников С.А.

Положение

2.4

Мероприятие: составление карты семей, находящихся в социально опасном положении и детей «группы риска»

Декабрь

Кузьмичева В.Н.

Аналитическая справка

3

Результат 3.1 Провели семинары, мероприятия по овладению родителями психолого – педагогическими знаниями в области семейного воспитания

Ноябрь – июль

Кузьмичева В.Н.

Свиридова Н.Д.

мероприятия

3.1

Мероприятие: работа творческой группы по созданию кейса сценариев, тематических планов

Ноябрь- июль

Муравьева М.В.

программа

3.2

Мероприятие: организация проведения акций и мероприятий («День семьи», «День матери», «Тепло семьи» и др.)

Ноябрь,

Июль

Кузьмичева В.Н.

программа

4

Результат 4.1 Организация работы «Семейная мастерская»

Январь, февраль

Кузьмичева В.Н.

программа

4.1

Мероприятие: проведение индивидуальных консультаций для более открытого и доверительного разговора с детьми и родителями

2 раза в полугодие


Свиридова Н.Д.

мероприятия

4.2

Мероприятие: проведение групповых занятий для детей и их родителей «Семейная мастерская» в Доме ремесел

2 раза в полугодие


Кузьмичева В.Н.

мероприятия

4.3

Мероприятие: проведение «Круглого стола» подведение итогов и результатов проводимых мероприятий

Конец года

Мрыхина О.В.,

Кузьмичева В.Н.

мероприятие


7.Реестр заинтересованных сторон проекта

п/п

Орган или организация

Представитель интересов
(ФИО, должность)

1.

Межмуниципальный отдел МВД России «Шолоховский»

Овчинников Сергей Александрович

старший инспектор ПДН МО МВД РФ «Шолоховский»

2.

ГБУСОН РО "ЦПППН Шолоховского района"

Конкина Светлана Александровна

заместитель директора ГБУ СОН РО «Центр психолого-педагогической помощи населению ст. Вешенской»

3.

КДН при Администрации Шолоховского района

Сяднева Татьяна Александровна

заместитель главы Администрации Шолоховского района по социальным вопросам, председатель комиссии;

4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вешенская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Вешенская СОШ») Шолоховского района

Гребенщикова Татьяна Викторовна Педагог - психолог


8.Реестр рисков и возможностей проекта


п/п

Наименование риска (-) /

возможности (+)

Действия по предупреждению риска/

реализации возможности

1.

Экономические риски: прекращение финансирования приведет к увеличению сроков реализации проекта

Привлечение других внебюджетных источников финансирования

2.

Управленческие риски: недостаточный опыт и квалификации управленческих кадров

Тщательный контроль за формированием команды

3

Привлечение новых клиентов, участников

Расширение акций, создание буклетов


9.Финансовое обеспечение реализации проекта

п/п

Наименование результата и источники финансирования

Объем финансового обеспечения по годам реализации (руб)

Всего

(тыс. руб.)

2023

2024

1.

Результат 1.1 Определили социально – педагогические и психологические проблемы, оказывающие негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье

1.1.

федеральный бюджет

-

-

-

1.2.

областной бюджет

-

-

-

1.3

муниципальный бюджет

200

150

350

1.3.

внебюджетные источники

-

-

-

2

Результат 2.1 Провели информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка

2.1.

федеральный бюджет

-

-

-

2.2.

областной бюджет

-

-

-

2.3

муниципальный бюджет

200

200

400

3

Результат 3.1 Провели семинары, мероприятия по овладению родителями психолого – педагогическими знаниями в области семейного воспитания

3.1.

федеральный бюджет

-

-

-

3.2.

областной бюджет

-

-

-

3.3

муниципальный бюджет

200

310

510

4

Результат 4.1 Организация работы «Семейная мастерская»

4.1.

федеральный бюджет

-

-

-

4.2.

областной бюджет

-

-

-

4.3

муниципальный бюджет

100

200

300

Всего по проекту, в том числе


1 560




Ожидаемые результаты проекта


Количественные критерий оценки достижения планируемых результатов:

уменьшение на 6 % количество семей, находящихся в социально опасном положении, участвующих в проекте;

увеличение на 2 % количество специалистов, привлеченных к работе;

увеличение на 4% количество мероприятий организованных для оказания помощи семьям, находящимся в социально опасном положении.

Качественный критерий оценки достижения планируемых результатов:

степень включенности специалистов в программу;

продуктивность профессиональной деятельности;

укрепление семейных отношений родителей с детьми;

высокий уровень групповой включенности;

Реализация данного проекта позволит наладить взаимоотношения родителей со своими детьми.

Результат проекта оценивается, прежде всего, по результатам уменьшения количества семей, находящихся в социально опасном положении и детей из этих семей, улучшение взаимоотношений в семьях, увеличение числа родителей, которые наладили взаимоотношение со своими детьми.

Мероприятия, запланированные в проекте, будут способствовать улучшению ситуации.

Эффективность работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении и их родителями зависит от использования возможностей окружающего социума, различных государственных и общественных структур, направленных на поддержку семьи и ребёнка.


Модель проекта


t1681840227aa.gif



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации