12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Волкова Валентина Васильевна268
Россия, Костромская обл., город НЕя


Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития и творчества»

муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области







МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА

«КАК ОБОБЩИТЬ ОПЫТ

ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МКУ ДО «ЦРТ»








Составитель: методист МКУ ДО «ЦРТ» Волкова Валентина Васильевна










Нея 2018


Обобщение педагогического опыта


Приветствие.

Целеполагание, актуализация знаний по теме.

Одним из условий реформирования современного образования являются инновационные процессы в педагогике.

Педагогический опыт несет в себе особенности времени. Вместе с различиями, которые привносило время и личности педагогов, в их опыте прослеживалось всегда общее: высокий уровень профессиональных знаний, особые качества личности, творчество, высокая эффективность труда, потребность в анализе и обобщении собственного накопленного опыта и опыта своих предшественников и современников.

Многие прогрессивные идеи выдающихся отечественных педагогов обогатили сокровищницу мировой педагогической культуры. Они являются важной составляющей педагогического опыта нашей страны (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров и другие).

Передовой педагогический опыт благотворно влияет на развитие педагогической науки,  является одним из средств повышения качества образования и воспитания. Передовой опыт дает возможность поиска творчески работающим  педагогам, повышает их педагогическое мастерство. Он играет роль источника, стимулирующего развитие педагогической науки, базы ценных фактических данных, обогащающих содержание науки, критерия истинности тех или иных научных предположений. Передовой опыт играет важную роль, как в конкретном педагогическом исследовании, так  и в развитии педагогической науки вообще. В связи с этим, педагогическая наука призвана систематически изучать имеющийся передовой опыт, опираться на его достижения, содействовать его развитию и совершенствованию.


Цель нашей встречи – активизировать работу «ЦРТ» по выявлению, обобщению и распространению педагогического опыта.

(переход к понятиям «опыт», «педагогический опыт», «передовой, актуальный, инновационный опыт».)

Понятия:

Опыт совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает. Как философская категория опыт, основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний, умений и навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир и как результат этого воздействия в виде знаний и умений.


Опыт педагогический - совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства педагога; один из источников развития педагогической науки.

(выступление педагогов)

Опыт педагогический

1) творческое, активное ос­воение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. Опыт педагогический подразделяется на исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства педагогов), передовой (характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счет усовершенствования име­ющихся средств, оптимальной организации пед. процесса), нова­торский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства);

2) дидактические системы, разработанные на основе теорий, высокая эффективность которых была доказала в процессе педагогической практики (теория общего развития (Л. В. Занков), теория по­этапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина), теория содержательных обобщений (В.В.Давы­дов, Д. Б. Эльконин, И. Я. Лернер), теория пед. сотрудничества (гуманистической педагогики) (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Ш. А. Амонашвили, Н. П. Гузик и др.), те­ория решения изобретательских задач (Г. С. Альтшуллер).


Педагогический опыт – результат педагогической деятельности педагога, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач.

Передовой педагогический опыт – возникает из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результатов.

Инновационный (творческий) педагогический опыт – высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.

Новаторский педагогический опыт – создание принципиально новой идеи, практики или технологии, не имеющей аналогов в педагогической практике.


Каким же представляется педагог, обладающий педагогическим опытом?

(создание портрета педагога в группах, представление, обсуждение)

Выявление основных характеристик. Запись их на доске.

Какие факторы могут влиять на желание педагога проявлять свою авторскую позицию, представлять свой опыт? (шкала «Мой выбор» в презентации)

(Заполнение шкалы, обсуждение с педагогами, выделение наиболее важных факторов).

Критерием эффективности научно-методической работы учреждения является готовность и способность каждого педагога к инновационной деятельности.

Квалифицированный педагог отличается:

-высокой профессиональной компетентностью;

-самостоятельностью суждений;

-умением прогнозировать (ставить цель);
- умением проектировать (определять приоритетные задачи);
-программировать (видеть в полном объеме содержание педагогической деятельности);
-планировать и организовывать творческую деятельность свою и обучающихся (создавать оригинальные технологии обучения и воспитания);
-анализировать (соотносить продукт деятельности с предполагаемым результатом);
-оперативно принимать решения (совершенствовать свое мастерство и стимулировать творчество обучающихся).

Сегодня чрезвычайно актуальна задача объективной оценки инновационных процессов в развитии образовательных и воспитательных систем учебных заведений, экспертной оценки авторских методик, педагогического опыта, квалификации профессионального мастерства педагога.

Следует отметить, что новое - это не гарантия передового опыта. Массовое применение каких-то форм, методов и приемов также ненадежный показатель передового опыта. Иногда за передовое выдаются например, стремление заменить преподавателя техническими средствами там, где такая замена не оправдана; стремление любой ценой добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе, в частности, заменой «второстепенных»» занятий «главными»; диктаторские приемы воздействия на обучающихся; завышение реальных показателей освоения материала и т.п.

Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта, и точка отсчета (чтобы измерять что-то, необходимо иметь такую точку). Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.

Прежде чем приступить к изучению и обобщению передового педагогического опыта, необходимо четко обозначить тему, которая подлежит изучению, и цель, которая ставится при этом. Важно определить критерии передового педагогического опыта.

Критерии передового опыта

1. Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу.

2. Результативность и эффективность педагогической деятельности

-высокие и устойчивые результаты учебно-воспитательной работы. В данном случае важна не отметка, а глубина и прочность знаний, образованность,

культура, которую педагог формирует у обучающихся;

-оптимальный уровень управленческой деятельности.

3.Актуальность и социальная значимость: -эффективное решение учебно-воспитательных задач; -усовершенствование содержания управленческой деятельности.
4. Новизна опыта:

-новое содержание педагогического процесса, а также новые методы, формы, средства педагогической деятельности, которые можно определить как творческий опыт;

-успешное применение известных научных положений передового опыта, так

называемый репродуктивный опыт;

-рационализация отдельных сторон педагогической деятельности и деятельности по управлению педагогическим процессом.

-соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

5.Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивают ОУ и педагог для достижения определенного результата (например, все усваивается на занятии).

6. Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса.

7.Преемственность и Перспективность: -всякое новое педагогическое явление лишь в том случае является частью опыта, если есть перспектива развития и применения его на практике.
8.Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия.

Главным критерием определения передового педагогического опыта является высокая результативность, так как обоснованное суждение о работе можно вынести лишь при получении конечных результатов, а не запланированных достижений

Проблематизация:

есть ли в нашем учреждении передовой педагогический опыт?

Насколько имеющийся опыт работы соответствует образовательному заказу государства? (Аналитический лист) Вам предлагается заполнить аналитический лист, в котором выделены актуальные направления и технологии в образовании.

Обобщение опыта может производиться в разных формах.

(совместная работа по определению форм)


(- статья о своем опыте работы (сборник статей);

- подготовка открытого занятия с подробным самоанализом;

- подготовка творческого отчета: открытое занятие или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса;

- проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция;

- методический альбом)

Основной вопрос – формы изучения, обобщения и представления опыта

(заполняем в электронном виде вместе с педагогами)

    ознакомление педагогов с документальным обеспечением реа­лизуемых нововведений;

    составление краткого описания предъявленного опыта и соз­дание информационной базы;

    организация глубокого анализа до, в процессе и после внедре­ния новых форм, методов и технологий работы;

    осуществление углубленного диагностирования по выявлению положительного эффекта от внедрения инноваций;

    проведение семинаров, конференций, практикумов, собеседова­ний, имитационных игр, организация консультаций, выставок;

    открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы;

    научно-методическая и научно-практическая конференции;

    педагогическая выставка;

    диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы;

    педагогические экскурсии;

    семинарские занятия по проблемам педагогики;

    практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта;

    педагогические консультации;

    творческий отчет;

    конспекты занятий с методическими выводами;

    доклад на семинаре, педсовете, статьи в журналах, методические письма;

    тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, технологические карты, шаблоны, образцы изделий, наглядные пособия);

    обобщение - описание с методическими выводами.

Работа по составлению алгоритма представления опыта в разных формах

(мастер-класс, описание опыта, реферат, методическая разработка и т.п.)

Педагоги знакомятся с формами представления опыта и определяют алгоритм описания данной формы представления, знакомят с результатами работы друг друга.




Общие рекомендации по обобщению опыта

Этапы работы
1. Выбор темы.
2. Ознакомление с литературой по избранной теме.
3. Планирование работы по избранной теме.
4. Сбор и обработка материала. Систематизация накопленных фактов из опыта.
5. Анализ и обработка материала.
6. Соответствующее литературное оформление. 

Памятка

 1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу.

2.  Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, работы обучающихся, опросы, наблюдения…

3. Учитывайте успехи и недостатки в Вашей работе и в работе Ваших коллег.
4. Определите форму обобщения.

5.  Составьте план работы по обобщению, затем составьте тезисы.

6.  Материал излагайте кратко, логично стройно…

7. Критически оценивайте свой опыт.

8.  Оформите приложения (таблицы, списки, работы обучающихся…).

9.  Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей. 

Что может быть опытом?

- алгоритмы учебных действий по направлению деятельности;

- технология занятия или элементы технологии;

- авторская программа (образовательная, воспитательная);

- система методических приемов;

- эффективные средства обучения (пособия, карточки, образцы);

- реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.);

- эффективная система оценки знаний (аттестация обучающихся) и др.

Распространение опыта

    педагогический совет;

    заседание методического объединения;

    творческий отчет;

    различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.);

    научно-практические конференции;

    публикации в методических журналах и на педагогических сайтах;

    мастер-классы;

    семинары.
    Примерный перечень материалов из опыта работы

    Описание опыта работы.

    Фотографии кабинета, стендов…

    План самообразовательной работы.

    Программа

    Сценарии вечеров, праздников, встреч…

    Тексты своих, выступлений, докладов, рефератов…

    Работа обучающихся (альбомы, пособия, гербарии, творческие работы, фотографии с конкурсов и выставок…).

    Данные об успехах обучающихся.

    Поощрения учителя (награды, звания).

    Аудио-видео-записи;

    Дидактический материал;

    Публикации в СМИ;

    Материалы педагогической диагностики


Афоризмы. В завершении работы хотелось бы обратиться к афоризмам, отражающим отношение разных людей к опыту (обсудите и кратко обоснуйте, согласны вы или нет с данными афоризмами):

Опыт - дитя мысли, а мысль - дитя действия. Нельзя учиться по книгам.

Хочешь облегчить свой труд, передай свой опыт другому.

В любой науке, в любом искусстве лучший учитель - опыт.

Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории, ворота которой - перспектива.

Дело, в сущности, не в опыте, а в способности воспринимать опыт: если есть замок, уж ключ к нему наверняка найдется.

Каждый накапливает свой опыт, о качестве которого судят по результатам.

Опыт - лучший учитель: его уроки мы хорошо запоминаем.

Рефлексия «Я дарю Вам…»

Цель – положительное завершение работы семинара.

Описание: ведущий: «Давайте подумаем, что бы вы могли подарить нашему коллективу, чтобы дальнейшая работа оставалась эффективной, а отношения еще сплоченнее?»

Я дарю нам оптимизм, взаимное доверие. (передают по кругу подарок, добавляя новые слова)

Уважаемые коллеги!

Обобщение педагогического опыта - это одна из форм самореализации и самовыражения педагога. Поэтому сегодня Вам необходимо включиться в работу по самодиагностике, анализу своей творческой деятельности, так как это ведет к повышению Вашей самооценки, формирует чувство собственной значимости. Все это будет способствовать активизации Вашей творческой деятельности, научит глубже анализировать свои достижения, бережно относиться к собственным методическим находкам, систематизировать, закреплять и развивать их.




Источники


Энциклопедии&Словари. - http://enc-dic.com/pedagogics/Opyt-Pedagogicheskij-1218.html

http://www.ohansk-mmcit.narod.ru/4/...peredov_ped_opit.htm

Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006г. - http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47-51/40-2010-08-30-12-17-02/1435-2011-03-20-00-04-52

Лобанова О.Б. Русская педагогическая мысль конца XIX – начала ХХ вв. О сущности педагогического опыта. - http://www.science-education.ru/12-271



Приложение №1


Памятка педагогу по обобщению опыта


    Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему вас вопросу.

    Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.

    Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.

    Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

    Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.

    При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

    Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

    Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

    Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

    Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).




Приложение №2

Методические рекомендации по представлению личного педагогического опыта на конкурсе (фестивале, конференции)

Под обобщением опыта понимается его осмысление с более общих научных эмпирических (греч. эмпирио - опыт) или теоретических позиций.

Обобщение опыта - это формирование его теоретических оснований, а значит более глубокое и полное осмысление учителем достигнутого и выявление перспектив для дальнейшего развития.

Обобщить свой собственный опыт — это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются Вами как педагогом положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.

При обобщении и описании опыта необходимо ответить на вопросы:

1. Что я делаю? (предмет деятельности)

2. Для чего я это делаю? (какова цель?)

3. Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)

4. Какой это дает результат?

5. За счет чего этот результат достигнут?

При описании опыта сначала нужно определить и выделить те основания, на которых происходило его обобщение. Далее должно следовать описание самого опыта как представление частного случая этого общего. Например, Вы можете описать опыт работы по системе развивающего обучения Л.В. Занкова и показать, как в своей практике Вы опираетесь на основные дидактические принципы данной системы, и в чем состоит именно Ваша, индивидуальная манера работы. Аналогично может быть раскрыта система работы по профильному обучению, где показано не только то, каким образом Вами реализуется авторская концепция учебника, но и какова Ваша собственная трактовка содержания учебного материала, что Вы внесли своего, чем при этом руководствовались и какие получили результаты.

Обобщению и описанию может подлежать система или отдельные компоненты вашего педагогического опыта, которые стабильно дают положительные результаты. Важно отразить, на какие научные исследования Вы опирались, кто из ученых, практиков был для вас предшественником.

Осмысливая свой педагогический опыт и описывая его, Вам необходимо:

вычленить противоречия (например, противоречие между необходимостью освоения большого объема материала и недостаточно сформированными умениями и навыками обучающихся), которые побудили Вас пересмотреть взгляды и выстроить иную иерархию (иерархия - это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему) целей, задач и условий по сравнению с традиционной, предлагаемой в существующих программах и методиках;

1) определить и сформулировать сущность своего опыта (новаторского или традиционного), ведущую идею;

2) дать «теоретическую и практическую интерпретацию (понимание) опыта» с отражением следующих составляющих: сущность опыта, результативность, трудоемкость осуществления, возможность и условия освоения;

3) описать каждую составную часть концепции, факторы успешности, которые содержатся в системе Вашей работы (например: постановка целей (задач) обучения, воспитания; формирование у учащихся положительной мотивации создание комфортных условий обучения; применение эффективной методики объяснения (закрепления, отработки и т.д.) нового материала, контроля знаний учащихся и т.д.; методы, приемы, формы, средства системы Вашей педагогической деятельности; педагогические технологии, применяемые Вами в образовательном процессе; другие факторы;

4) описать условия обеспечения успешной деятельности Ваших учащихся, воспитанников.


Представлять педагогический опыт в оргкомитет конкурса необходимо в виде краткого, конструктивного описания, которому должны быть присущи логическая завершенность, информативность, точность трактовки педагогических понятий, научность описываемых категорий. В опыте следует отразить, зафиксировать оригинальные приемы, методы, средства обучения, творческие находки, которые Вы используете в своей практической деятельности.

Требования, предъявляемые к описанию опыта

1. Ясность изложения;

2. Точность словоупотребления;

3. Лаконизм;

4. Строгое соблюдение научной терминологии;

5. Последовательность изложения позиций;

6. Логичность;

7. Взаимность положений.

Кроме представления общей картины, в описание педагогического опыта необходимо включить Ваши личные разработки, подтверждающие и иллюстрирующие сущность обобщенного опыта: планирование учебных занятий, материалы для текущего и итогового контроля, творческие задания, наглядно - иллюстративные материалы, сценарии уроков и т.д.


Критерии оценки предоставления опыта педагогической деятельности (теоретический тур).


1.Обоснование актуальности педагогической проблемы, умение выделить и сформулировать ведущие идеи опыта.

2.Теоретическая интерпретация опыта (опора на психолого-педагогические теории; культура использования научной литературы).

3. Аргументированность преобразований в сфере организации образовательного процесса, в выборе педагогического инструментария.

4.Раскрытие путей реализации педагогического опыта.

5.Обоснование использования предлагаемых технологий, их описание, показатели результативности в сравнении с традиционными методиками обучения (воспитания).

6.Своеобразие и новизна предлагаемого опыта работы.

7. Приложения, иллюстрирующие педагогический опыт (разработки уроков, занятий, мероприятий, дидактический материал, методические рекомендации).

8. Культура представления материала (грамотность, структурирование материала).



Приложение № 3


Карточка передового педагогического опыта работы

Пример:

Карточка передового педагогического опыта работы

педагога Вороновой Веры Александровны


Воронова Вера Александровна с 2000г. ведёт кружок НТМ на базе школ города: МОУ СОШ №1, МОУ СОШ №2. (на базе групп продленного дня)

Тема обобщенного опыта: «Развитие творческих способностей детей средствами начального моделирования и конструирования, и участия в творческих мероприятиях»


Основное содержание опыта работы (в текстовом и электрон­ном виде)

    Разработки занятий;

    Разработки творческих мероприятий;

    Разработки для проведения мастер-классов.


Форма защиты: Выступление на семинаре 14.09.2015, и проведение мастер класса для педагогов МКУ ДО «ЦРТ».


Наличие обобщенного материала: Материал хранится в папках в кабинете педагога, в методическом кабинете, а также на дисках. Шаблоны для изготовления поделок имеются на каждое изделие в достаточном количестве в кабинете педагога. Весь материал систематизирован, собран по годам обучения и по сложности изготовления.


Поощрения педагога:

    Почётная грамота Департамента образования и науки Администрации Костромской области. Приказ №991 от 08.06.2007г.

    Почётная грамота Министерства образования и науки РФ. Приказ № 514/к-н от 12.05.2011г.


На основе обобщения опыта в кабинете педагога оформлена постоянно действующая выставка образцов изделий, папки с шаблонами по каждому изделию, а также папка методических материалов, собранных педагогом.


Приложение № 4


Как провести самоанализ

деятельности педагога дополнительного образования


Пример:

САМОАНАЛИЗ

деятельности педагога дополнительного образования МКОУ ДО «Центра развития и творчества» Смирновой Наталии Владимировны


(Из опыта работы по программе.)

В должности педагога дополнительного образования я работаю с 2003г. В 1988 году окончила Поназыревское среднее ПТУ №16 по специальности художник росписи по дереву.

Я являюсь руководителем объединения «Плетение из бересты», работая в области декоративно-прикладного искусства. Обучение ведётся мной по образовательной программе «Плетение из бересты». Программа рассчитана на 3 года обучения и ориентирована на детей с 7 до 15лет.

1-й год обучения предполагает общехудожественное развитие детей, практическое овладение основами и знаниями в данной области, адаптацию в коллективе, выявление интересов и потребностей, знакомство со спецификой декоративно прикладного искусства.

2- год обучения детей предполагает развитие и углубление профессиональных интересов и навыков, расширение спектра теоретических знаний, художественных и технических дисциплин по всем видам деятельности.

План этого года рассчитан на детей, которые уже на первом этапе проявили свои способности. Большое значение и место уделяется практической работе по закреплению полученных знаний, умений и навыков.

3-год обучения предполагает изготовление изделий наибольшей сложности и создание творческих проектов, что ориентирует детей на самостоятельное приобретение и применение детьми новых знаний, умений, целостных ориентаций, отношений.

Основной целью работы кружка

    Создание условий для активного участия каждого ребенка в
    разнообразных видах деятельности;

    Воспитание творческой личности, подготовка кружковцев к труду;

    Приобщение к сокровищам декоративно - прикладного искусства;

    Формирование эстетического вкуса, умение видеть прекрасное в окружающем мире;

Большое внимание в своей работе я уделяю изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного творчества. Интерес для меня и моих воспитанников представляют вид творчества, который тесно связан с художественной обработкой местных растительных материалов: берестой.

Основными задачами занятий в объединении являются:

Обучающие задачи:

    Обучение простым практическим навыкам и приемам работы с берестой;

    Технология заготовки и обработки бересты;

    Техника безопасности на занятиях;

    Обучить профессиональным навыкам работы с инструментами;

    Обучит умению оформлять выполненные работы;


Развивающие задачи:

    Развить интерес к изучению художественных ремесел;

    Развить творческое мышление, способность создавать образ и претворять его в жизнь;

    Развитие воображения, фантазии, творческого мышления;

    Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся;

    Развитие внимания и аккуратности;

    Раскрытие индивидуального почерка;

    Раскрытие истоков народного творчества и роли декоративно -прикладного искусства в жизни общества;


Воспитательные задачи:

    Воспитание у детей стремление к занятиям, расширение кругозора;

    Воспитать уважительные отношения между членами коллектива в процессе совместной творческой деятельности;

    Воспитать человека интересного, владеющего искусством ручного труда, уверенного в его востребовании;

    Воспитание интереса к народному творчеству нашей страны и других народов;

    Воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения и настойчивости в достижении новой цели;

В целом занятия по программе призваны способствовать решению комплекса задач по эстетическому, трудовому и нравственному воспитанию.

Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приёмам и технологии изготовления различных изделий, сочетающих в себе эстетические и практические качества.

Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с различными растительными материалами, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение.

В процессе работы у детей развиваются:

- чувства цвета, ритма;

- тренируются пальцы рук, глазомер;

- воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и

эстетическое восприятие мира;

- формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками,

знание природных качеств материалов и их применение, любовь и бережное

- отношение к природе


В своей работе я использую разнообразные методы обучения:

    методы формирования сознания (рассказ, беседа, работа с литературой, метод примера);

    методы организации деятельности (инструктаж, иллюстрации и демонстрации, практические работы);

    методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (познавательная игра, поощрение);

    методы контроля эффективности (творческие проекты, практическая работа, участие в выставках и конкурсах);


При работе с обучающимися я выбираю следующие формы работы:

    анализ работ учащихся;

    выставки работ учащихся;

    коллективное творчество;

    использование фольклора;

    физкультминутки;

    технологическое проектирование.

При коллективном анализе работ учащихся я акцентирую внимание на том, что получилось, т.е. даю положительную оценку деятельности ребёнка, тем самым создаю благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.

Одна из интереснейших форм стимулирования учащихся к знаниям это выставки детских работ. Совместно с детьми я отбираю лучшие работы, при этом опираюсь на мнение ребят. Данная форма работы помогает сформировать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, т. е. учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению работы. Работы, выполненные коллективно, служат украшением интерьера. Этот вид деятельности сплачивает ребят единой целью, развивает стремление к общему результату. Взаимопомощь способствует формированию дружеских взаимоотношений.

Ежегодно выбирается орган самоуправления. Ребята сами выбирают лидера-старосту объединения, назначают ответственных за дисциплину и порядок. Эта форма работы, помогает проявить детям свои лидерские качества, воспитывает в детях чувство ответственности за порученное дело.

По ходу занятий я использую пословицы и поговорки, призывающие к творчеству: «Кто привык трудиться, тому без дела не сидится», «Кто первый в труде, тому слава везде», «Заняты руки, не будет скуки», «Руки да душа - и горница хороша», «Всякому молодцу ремесло к лицу».

Для того чтобы снять возникшую во время занятий усталость, я провожу с детьми физкультминутки.

Её цель- стимулирование активности и самостоятельности обучающихся, развитие познавательных способностей детей, получение конкретного результата.

Провожу анализ усвоения знаний, полученных детьми на занятиях с помощью таблиц мониторинга результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе.

На протяжении всех лет работы я занимаюсь самообразованием. Приобретаю литературу для кружка, использую в работе журналы «Внешкольник», «Дополнительное образование и воспитание», «Делаем сами», пользуюсь услугами Интернета.

Ежегодно пополняю методическую копилку. За период работы мной выполнено более 50 авторских изделий. Оформляю проекты учебных пособий.

В дальнейшем я планирую продолжать работу по повышению уровня профессионального мастерства путём овладения новыми технологиями в работе с природными материалами.

Ежегодно я принимаю участие в конкурсах различного уровня «Мир наших увлечений», «Мир ремесла». Неоднократно моя работа отмечалась грамотами, дипломами благодарственными письмами.

Активно участвую в культурно-массовых мероприятиях Центра (Новогоднее представление, «Дни открытых дверей», «Посвящение в кружковцы», Праздники к 8 марта и 23 февраля, в различных акциях, и др.),

Я привлекаю родителей кружковцев к участию в жизни объединения. Одна из важнейших моих задач - способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. В основе моего сотрудничества с родителями лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи. Сотрудничество с родителями осуществляется мной в следующих формах:

    Дни открытых дверей;

    Анкетирования (родителей, детей);

    Собрания;

    Индивидуальные беседы, встречи;

    Сотворчество детей и их родителей (привлечение родителей к заготовке материала, к выбору изделий, декорированию готовых работ..)

    Организация совместного досуга (родительские собрания, выставки, итоговое мероприятие);

За время работы сформировалась группа ребят, которая добилась значительных успехов в работе с берестой. Это: Голубева Ксения, Титова Виктория, Кондукторова Валерия, Шустикова Ольга, Левин Илья, Смирнова Виктория, Кузнецова Анастасия.. Ребята являются активными участниками конкурсов на различные темы: «Удивительные ремёсла Костромской земли», «Вифлеемская звезда», «Зеленая планета», «Созвездие», и др. Они не раз становились победителями и призерами этих конкурсов. Ежегодно учащиеся объединения принимают участие в выставках декоративно-прикладного творчества Центра, района и области, неоднократно становились их победителями и отмечались благодарственными грамотами и призами.

На протяжении многих лет мною поддерживается тесная связь и сотрудничество с педагогами УДО, воспитателями ГПД, воспитателями детских садов. Налажен контакт с жителями нашего микрорайона (проведение выставок, собраний).

За период работы в должности педагога дополнительного образования мной достигнуты следующие результаты:

    Созданы комфортные условия для занятий детей в объединении;

    Сохраняется постоянный контингент учащихся;

    Были организованы выставки декоративно-прикладного творчества, в которых приняли участие ребята объединения: «Символ года», « Удивительные ремесла Костромской земли», Всероссийская олимпиада «Созвездие», «Зимняя сказка», «Спасибо, лес, тебе», «Пасхальная выставка», и другие.

Кружковцы неоднократно становились победителями и призерами муниципальных и региональных и всероссийских выставок, конкурсов.

А также: - Мною разработаны, выполнены и предложены детям для выполнения более 50 творческих изделий (авторских работ). Только за период с 2010 по2015год я разработала и оформила проекты: «Магнитик - Домовенок», «Домовенок», «Органайзер», «Шкатулка для лото», «Шкатулка прорезная», «Объёмные картины из бересты», «Игольницы из бересты», сувенирные куклы из бересты и «Снегурочка», вазы, тарелки, ёмкости под сыпучие, и др.

- Ежегодно пополняю методический банк. Приобретено несколько книг по направлению декоративно-прикладного творчества, черпаю материал из интернета.

- Принимаю участие в акциях «Белый цветок», «Пристегнись», «Подарок для мамы», подарок ветеранам. Участвую в реализации программы летнего оздоровительного лагеря «Город мастеров».



Приложение №5

СПРАВКА

на педагога дополнительного образования

Воронову Веру Александровну


(к материалам по обобщению опыта)


Воронова Вера Александровна работает педагогом дополнительного образования с 2000 года. Она занимается с младшими школьниками начальным техниче­ским моделированием на базе средних школ города во время работы групп продлённого дня. Вера Александровна способна к тонкому, точному и индивидуализированному восприятию внутреннего мира обучающихся. Она характеризуется высокой степенью удовлетворенности от профессии и самореализованности в ней. Педагог имеет достаточно высокий уровень общей культуры, что позволяет ей свободно ориентироваться не только в своем предмете, но и в смежных предметных областях, а в результате – эффективно реализовывать свои профессиональные функции.

Вера Александровна успешно реализует модифицированные с учетом принципов индивидуализации и дифференциации образовательные программы, обосновывая самостоятельный выбор литературы, вносит необходимые допустимые изменения в программный материал. Периодически участвует в обсуждении программ на заседаниях педагогических советов. Имеет самостоятельные программные и методические разработки, целенаправленно накапливает и обновляет методические и дидактические материалы.

Педагог умеет планировать учебные занятия, выбирает оптимальные методы и средства обучения. Вера Александровна творчески подходит к подготовке каждого занятия, исполь­зуя нестандартные формы проведения. В начале каждого занятия проводятся увлека­тельные беседы с использованием стихов, загадок, ребусов, кроссвордов. Обязательно на каждом занятии Вера Александровна уделяет внимание правилам безопасной рабо­ты с инструментами. Во время практических работ проводятся физкультурные паузы. Занятия выполняются как индивидуально, так и по группам.

Педагог может поставить и обосновать цели и задачи учебного курса и отдельного занятия, ориентируясь на хорошее знание нормативных требований, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. На занятиях царит непри­нуждённая, доброжелательная, рабочая атмосфера, дети не скованы, активны, с инте­ресом выполняют все задания, к педагогу обращаются как к старшему другу, советчи­ку, помощнику. Вера Александровна постоянно держит в поле внимания всю группу; тактично делает замечания только в тех случаях, когда это необходимо, учитывая воз­растные особенности ребёнка; привлекает к анализу изделия всю группу, вырабатывая у детей навыки адекватной оценки труда своего и сверстников.

Вера Александровна уделяет большое внимание работе с родителями, которые бывают частыми гостями на занятиях, праздниках, помогают в обеспечении материа­лами для работы в кружке. Вороновой В.А. собран богатый методический материал: разработки мероприя­тий, конкурсов, праздников; образцы и шаблоны выполняемых работ; почти к каждой теме подобраны беседы, викторины, ребусы или загадки. Опытом своей работы Вера Александровна щедро делится со своими коллегами во время проведения семинаров и открытых занятий. Опыт Веры Александровны по теме «Развитие творческих способностей детей в условиях объединения» обобщён и распространён среди педагогов района. На Учительском сайте «Методист» и на интернет - представительстве ЦРТ выложены методические разработки мероприятий и занятий. Вера Александровна постоянно участвует в профессиональных конкурсах. Авторская образовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование»– победитель муниципального этапа методического конкурса педагогов образовательных учреждений Костромской области, лауреат Международной педагогической олимпиады в конкурсе «Программы дополнительного образования».

Воронова В.А. оказывает особую поддержку одарённым и талантливым обучающимся. Её воспитанники ежегодно занимают призовые места в муниципальных и региональных конкурсах и участвуют во Всероссийских конкурсах. За подготовку призёров она награждена почётными грамотами областного отделения ВДПО, ГКУ ДО КО «Центр технического творчества», издательским домом «Первое сентября» и другими.

За многолетний, добросовестный труд Воронова Вера Александровна награждена Почётной грамотой Департамента образования и науки Костромской области. (Приказ №991 от 08.06.2007г.), и грамотой Министерства образования и науки РФ. (Приказ № 514/к-н от 12.05.2011г.)

Вера Александровна увлечённый, творчески работающий педагог, всегда добро­желательна и тактична, пользуется авторитетом у детей, родителей и коллег.



(Материалы приложений взяты из папок ПДО по обобщению опыта )

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.