Психологический семинар-практикум «Роль общения в работе педагога»
Психологический семинар-практикум
«Роль общения в работе педагога»
Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера».
Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми.
В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. «Высокая техника педагогического общения – не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства» (Скаткин М.И., 2000, с.6).
В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями является знание структуры общения. В психологии выделяют три составляющие общения: интерактивное – подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров или обоих участников взаимодействия; перцептивное – включает в себя восприятие человека человеком в процессе общения; коммуникативное - представляет собой процесс передачи информации (обмен мнениями, переживаниями, сведениями, желаниями), - это то, что мы говорим.
Азбука общения
Умение слушать
Для того чтобы процесс общения оказался более эффективным, педагогу желательно овладеть некоторыми техниками слушания. К эффективным техникам слушания относят рефлексивное (активное) слушание, которое включает в себя следующие приемы: дословное повторение, перефразирование, резюмирование.
Дословное повторение подразумевает воспроизведение вслух части сказанного в неизменном виде. Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают.
Перефразирование подразумевает повторение основного содержания, сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот прием позволяет проверить, насколько правильно мы поняли партнера по общению.
Резюмирование представляет собой подытоживание, выделение основных идей говорящего. Данный прием позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости – подвести беседу к заключительному этапу.
Все 3 техники являются действенными в процессе общения. Так, дословное повторение можно использовать в беседе с не слишком разговорчивыми родителями. Эта техника будет возвращать их к сказанному и побуждать к тому, чтобы добавить дополнительные детали. Перефразирование особенно полезно в тех случаях, когда мы не уверены в том, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование желательно использовать с многословными родителями, что позволит продвигаться в переговорах вперед более быстрыми темпами.
Таким образом, активное слушание, подразумевающее умение слышать информацию и воспринимать чувства говорящего, способствует улучшению общения.
Помимо эффективного стиля слушания существует и нерефлексивный стиль, который на определенных стадиях беседы также может помочь достичь желаемых результатов.
Нерефлексивное (пассивное) слушание – это внимательное слушание, при котором обратная связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да…», «Понимаю…», «Приятно слышать» и т.д. Этот стиль слушания можно использовать в тех случаях, когда родитель сообщает нам важную информацию и когда прерывать его рассказ более длинными репликами нецелесообразно.
Однако на практике очень часто общение может быть затруднено как из-за личностных особенностей, так и из-за неконструктивных стратегий и позиций, выбранных в процессе слушания участниками общения.
Мадэлин Беркли-Ален выделяет следующие негативные роли слушателей:
1. Симулянт – делает вид, что слушает, но думает о своем.
2. Зависимый слушатель – старается произвести впечатление внимательного слушателя; поглощен своими ощущениями от слушания, теряя при этом нить повествования.
3. Перебивала – перебивает, так как думает, что забудет то, что хотел сказать.
4. Слушатель, погруженный в себя, - теряет нить разговора, не обращая внимания, интересно ли собеседнику, насколько хорошо идет обсуждение.
5. Слушатель-интеллектуал, или слушатель-логик, - слушает только то, что хочет, не обращая внимания на эмоциональную сторону.
Наряду с данной классификацией существуют другие. Так, например, Н.В.Казаринова (2001) предлагает иную типологию «плохих» слушателей:
1. «Псевдослушатель» - делает вид, что слушает, кивает головой, говорит «Угу», но думает о своем.
2. «Самовлюбленный» слушатель – хочет, чтобы слушали только его.
3. Слушатель-«сочинитель» - не дослушивает до конца, а составляет свою версию окончания рассказа.
4. Слушатель-«пчела» - слушает только то, что интересно, все остальное пропускает.
5. Слушатель-«жало» - ждет, когда собеседник допустит ошибку, чтобы затем говорить только об этом.
Владея информацией о ролях слушателей, педагог, общаясь с родителями, может, определив ту или иную роль, которой придерживается родитель, подстроиться под его манеру и выбрать для себя более успешную стратегию.
Упражнения
«Мой взгляд на мои отношения»
Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны общения с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.
Оборудование: чистый лист бумаги формата А4, карандаш и ластик, на каждого участника.
Содержание: Участников предупреждают о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения.
Далее каждого участника просят нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников в виде правильных и неправильных геометрических фигур. Когда работа будет закончена, ведущий начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. После каждого вопроса ведущий дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание.
Вопросы:
- посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных, почему? Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?
- на каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
- кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? Какой?
- посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько - фигуры, изображающие родителей; почему?
- одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?
- много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
- если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?
- на какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?
- какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
- что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?
После этого обсуждение проводится в группах по 4 – 5 человек. Затем каждая группа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в общении с родителями или улучшить.
Обсуждение: все участники возвращаются в круг. Ведущий предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений.
2. «Почетный караул»
Цель: сплочение группы, создание непринужденной рабочей атмосферы.
Оборудование: большая легкая скатерть с ровными краями, надутые воздушные шарики по числу участников, длинная веревка и несколько небольших мячей (размером с теннисный мяч).
Содержание: Скатерть кладется на пол по середине аудитории, на нее помещаются все шарики. Участники встают вокруг скатерти вполоборота, так, чтобы правая рука была обращена к скатерти. По команде ведущего участники поднимают скатерть с шариками с пола (каждый держит скатерть за край правой рукой, а левая рука свободна). Ведущий предупреждает участников о том, что сейчас он будет давать группе различные задания, выполняя которые необходимо следить за тем, чтобы ни один шарик не упал на пол.
Ведущий просит участников по кругу в максимально быстром темпе передавать друг другу левой свободной рукой мячик.
Уровень сплоченности группы определяется количеством шариков, которые остались на скатерти после завершения упражнения.
Обсуждение: Ведущий просит поделиться своими впечатлениями об этой игре. Какие факторы способствовали, а какие мешали выполнению задания? Что можно было бы сделать лучше? Каких результатов достигла группа? Какие жизненные ситуации напоминает модель данной игры?
3. «Эффективность общения»
Цель: подчеркнуть важность умения общаться в работе педагога с родителями.
Содержание: участники с помощью метода мозгового штурма определяют условия, необходимые для эффективного взаимодействия педагога с родителями. Все желающие высказываются свою точку зрения, а ведущий записывает на доске предложения. Затем группа выбирает три наиболее важных условия. Как правило, одним из них оказывается умение общаться.
4. Упражнение «Мудрый слушатель»
Цель: отработать техники активного слушания.
Содержание: упражнение выполняется по кругу. Каждый участник получает карточку с каким-либо высказыванием, которое он громко читает своему соседу слева. Сосед слева отвечает ему, используя техники активного слушания. Если кто-то из участников затрудняется ответить, группа помогает ему.
(карточки в приложении 1)
Обсуждение: Желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, которые они получили как в роли говорящего, так и в роли слушателя.
Приложение 1
Вчера ходила на рынок, купила огурцов два килограмма, три килограмма картошки, перца красного, не помню сколько, наверное, меньше килограмма, но зато очень хороший. Перец просто замечательный. А картошка тоже ничего, две-три мелких все-таки подложил… не люблю чистить мелкую картошку. Но перец был просто шикарный. Очень жалею, что купила мало. Надо было брать три килограмма перца и один килограмм огурцов. Огурцы тоже, кстати, неплохие. |
Извини, я тебя вчера не предупредила. Не знаю даже, говорить или нет. Нет, пожалуй, не буду. Потом как-нибудь. |
Я вчера так грубо ответила Татьяне Ивановне по телефону. Она позвонила часов в 12 ночи, я уже спала, день был трудный. Она так вежливо со мной разговаривала, а я ей ответила совсем не то, что хотела. Теперь совесть мучает. |
Ну, мне вам нечего рассказать. Ребенок как ребенок. Проблем нет. |
Я сегодня такое узнала. Тебе лучше не знать этого. Все, молчу. |
У меня очень мало времени, я забежала в детский сад только для того, чтобы спросить: все ли в порядке у моего сына? |
Я недовольна уровнем обслуживания продавцов в нашем частном магазине и хочу видеть директора, чтобы пожаловаться. |
Не знаю даже, что тебе сказать о твоем новом платье. |
Вчера на прогулке Вася подошел к моему Пете и выхватил у него машинку, сказав, что это его. Вечером я встретила Васину маму и сказала ей об этом. Она ответила, что у Васи есть точно такая машинка, и она не помнит, брал ли Вася ее в детский сад. Мы договорились встретиться сегодня утром, но Вася не пришел в сад, а Петя очень огорчен. Помогите нам, пожалуйста. |
На семейном совете мы решили, что наша дочь не будет выступать на новогоднем празднике, она просто придет за подарком. |
Вы как заведующая детским садом должны знать о том, какой конфликт произошел вчера. Я возмущена до предела. А вы? |
У Васи проблемы с географией. Вот, например, в субботу мой Васенька сел за уроки в 9 вечера, ой нет, ошибаюсь… это было в пятницу… или в четверг… А в субботу… в субботу… Какое это было число? Он сел учить географию и уснул… в субботу… нет, по-моему, он не делал уроки в субботу… Почему? Я не помню. Так вот… на чем мы остановились? |
У меня нет проблем, просто настроение плохое всю неделю. |
Со всеми поругалась, никто меня не понимает… |
В соседнем детском саду очень много игрушек, там с детьми проводят великолепные праздники. Воспитатели там всегда приветливые, а дети чистые и причесанные. У нас же в садике все наоборот. Вчера Марью Васильевну видела в очереди. На это у нее хватает времени, а навести порядок в группе и ухаживать за цветами некому. Когда прекратится это безобразие? |
Моя дочка не ест кашу. Пожалуйста, не заставляйте ее есть в садике кашу. Она еще не любит борщ, салат из свеклы, запеканку и компот из сухофруктов. |
Как вы могли наказать моего ребенка. И все из-за того, что он подрался. Я его дома никогда не наказываю, и вы тоже не смеете этого делать! |
Специфика общения педагога с «аудиалами», «визуалами», «кинестетиками»
Каждому типу людей присущи определенные черты, проявляющиеся в речи, позах, взглядах, поведении в конфликтных ситуациях. Как правило, в жизни редко встречаются представители «чистой» категории, чаще всего каждый из нас обладает некоторыми чертами и тех, и других, и третьих. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к одной определенной категории. Умение определить ведущий тип восприятия мира у собеседника и знание особенностей его внешних проявлений необходимо педагогу для построения эффективного общения.
Так, для «визуалов» - воспринимающих большую часть информации с помощью зрения - чаще всего характерна прямая расправленная поза с чуть приподнятыми головой и плечами, высокий и чистый голос, быстрая громкая речь, взгляд над окружающими. Как правило, на родительских собраниях родители-«визуалы» тщательно конспектируют сказанное. В случае, если им необходимо заполнить анкету или письменно ответить на какие-либо вопросы, педагогу следует учесть, что инструкция по заполнению документа должна быть предоставлена таким родителям в письменном виде.
Родители, относящиеся к категории «аудиалов» - воспринимающих большую часть информации через слуховой анализатор, встречаются редко. Обычно они могут выполнять данную им устно инструкцию сразу и правильно. В беседе с ними для педагога важно, чтобы родители сами проговорили свою проблему вслух, что, в свою очередь, может послужить удачным отправным моментом для ее разрешения. Включению таких родителей в диалог с воспитателем могут послужить такие фразы, как «Давайте поговорим…», «Выслушайте меня…»
Поскольку для «кинестетиков» - ведущим каналом восприятия информации у которых являются чувства, ощущения, характерны энергичность, неусидчивость, трудности при необходимости длительное время удерживать внимание на одном объекте, родителям, относящимся к данной категории, тяжело выдерживать продолжительные родительские собрания, длительные монологи.
Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от доминирующего канала восприятия, и говорить с людьми на их языке, используя их активный словарь – важный фактор успешного общения в системе «педагог - родитель».
Упражнения
1. «У попа была собака»
Цель: закрепить в памяти материал, полученный в ходе лекции об особенностях восприятия «аудиала», «визуала», «кинестетика».
Содержание: группа делится на 3 – 4 подгруппы: каждый участник получает раздаточный материал под названием «Активный словарь «визуала», «аудиала», «кинестетика»».
Каждая подгруппа получает карточку с названием одной из ведущих систем восприятия: «визуал», «аудиал», «кинестетик». Затем ведущий просит участников всех подгрупп пересказать своими словами докучную сказку «У попа была собака» от имени представителя той преобладающей системы, которая зафиксирована на карточке. Участники могут использовать «Активный словарь».
На подготовку сказки уходит примерно от 5 до 20 минут, после этого представители каждой подгруппы по очереди читают свои «произведения», а остальные участники отгадывают, от имени кого написана сказка.
Обсуждение: участники сообщают о том, насколько трудно или легко им было выполнять данное упражнение, могут ли они сейчас назвать представителей различных модальных систем среди своих воспитанников, родителей воспитанников или коллег. Смогут ли они использовать полученные знания в своей работе.
2. Упражнение «Что я вижу на картине?»
Цель: пробудить интерес участников к получению последующей информации о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках».
Содержание: ведущий показывает участникам репродукцию какой-либо картины, желательно пейзаж (или просит посмотреть за окно), и одной короткой фразой сказать о своем впечатлении о картине (или о том, что увидели за окном), ответив на вопрос: что вы видите (или слышите, или чувствуете), глядя на картину (или за окно)? Например: «Я чувствую дыхание приближающейся весны» («Я слышу дуновение ветра». «Я вижу высокие березы»). Фраза должна быть максимально короткой. Участники высказываются по кругу.
После этого ведущий говорит о том, что у каждого участника было свое первое впечатление и каждый высказал его в удобной для него форме. Кто-то начал со слов: «Я вижу», кто-то сказал: «Я слышу», а кто-то «Я чувствую».
Обсуждение: обычно слушатели, обобщая полученную информацию, рассказывают о том, как они могут применить ее в ежедневной работе, как важно учитывать канал восприятия собеседника в общении с ним.
Вербальные и невербальные средства общения в работе педагога
Вербальные средства общения
Вербальное (или речевое) общение – это «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка».
Принципы построения речевой коммуникации:
1. Принцип кооперации («требование к собеседникам действовать, таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора) - предполагает, что вербальное общение должно:
- содержать оптимальное количество информации (оно должно соответствовать текущим целям общения, излишняя информация может отвлекать, вводить в заблуждение);
- содержать правдивые высказывания;
- соответствовать целям, предмету разговора;
- быть ясным (избегание непонятных выражений, многословности).
2. Принцип вежливости, который подразумевает выражение в речи:
- тактичности;
- великодушия;
- одобрения;
- скромности;
- согласия;
- благожелательности.
Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту.
Процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов является стратегией речевого общения. Целью стратегии может быть завоевание авторитета, любви, призыв к сотрудничеству. Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации данной стратегии у каждого педагога в «арсенале» существует огромное количество тактических приемов.
Тактика вербального общения – это «совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора». Тактика включает в себя конкретные приемы привлечения внимания собеседника, установления контакта с ним, влияния на него, она может изменяться даже в процессе одного разговора как интуитивно, так и осмысленно.
Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приемов.
Для того чтобы вовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать самые первые минуты удивительными, неожиданными, яркими. Не стоит начинать с замечаний, критики – лучше на первых порах создать положительный эмоциональный настрой. Безусловно, для того чтобы собеседнику было интересно общаться с вами, необходимо иметь нужную для него информацию. Но также необходимо обладать достаточным словарным запасом.
В сложных, а иногда и конфликтных ситуациях желательно использовать эффективные техники речевого общения, одной из которых является «Я-высказывание».
Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций «Я-высказывания» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. «Я-высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того, чтобы обвинять партнера, говорящий вербализует проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений.
Алгоритм построения «Я-высказывания»:
Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).
Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации.
Описание причины возникновения чувства.
Выражение просьбы.
Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов решения проблемы, ваше положительное отношение к ребенку, а также желание совместной работы с родителями.
Владение техникой задавания вопросов важно для педагога, поскольку при помощи ее возможно получить недостающую информацию, выяснить точку зрения оп-понента, убедиться правильно ли понял ваши слова собеседник. Характер и содержание вопросов зависит от ситуации, фазы переговоров, на которой они задаются, от личностных особенностей взаимодействующих сторон. Так, открытые вопросы («Как мы можем помочь вам в этом?») лучше задавать людям малообщительным, замкнутым. Особенно важны такие вопросы в начале беседы, когда желательно активизировать партнера. А вот в общении с «жалобщиками» имеет смысл задавать встречные вопросы («Чем я конкретно могу вам помочь?»).
Трудности, возникающие при использовании вопросов:
- создается впечатление, что вопросы заучены наизусть и повторяются механически;
- вопросы не комментируются и не дополняются;
- создается впечатление, что ответам собеседника не придается значения, а вопросы заданы для проформы;
- период времени задавания вопросов затягивается; вопросов слишком много, беседа приобретает сходство с допросом.
Чтобы избежать подобных ошибок, желательно чередовать вопросы с подачей информации, следить за реакцией собеседника, за своими эмоциональными реакциями на ответ.
Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор». Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в течение длительного периода времени, накладывает отпечаток на развитие личностных качеств. Например, педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими, что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется некоторая категоричность. Подобную позицию можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь одной из главных целей является обвинение. Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка.
Стиль «адвокат» рекомендуется использовать педагогу в общении с родителями тогда, когда:
- те просят его совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;
- родители предъявляют к ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;
- педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. В этом случае разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.
Главное в позиции «адвокат» - не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Это поможет сделать общение в трудной ситуации более эффективным. Также для сообщения родителям негативной информации можно использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.
Упражнения
1. «Защита Вождя Краснокожих»
Цель: познакомить участников с различными стилями постановки вопросов, которые могут быть использованы педагогами в процессе общения с родителями.
Содержание: Ведущий предлагает участникам представить, что история о Вожде Краснокожих является не вымышленной, а реальной и имеет дальнейшее продолжение. «Соседи старого Дорсета в отсутствие непослушного ребенка успели вкусить спокойной жизни, а при возвращении Вождя домой были очень недовольны, поэтому на всеобщем совете они решили подать на родителей ребенка в суд, чтобы те под страхом суровых законов наконец-то повлияли на свое чадо. При подготовке заявления в суд соседи составили список обвинений примерно следующего характера:
- родители не занимаются воспитанием ребенка, поэтому он груб и невежествен в общении со взрослыми;
- ребенок предоставлен сам себе, в результате чего был с легкостью похищен двумя неизвестными;
- родители не контролируют действия ребенка и не заметили его пропажи;
- родители не уделяют ребенку должного внимания (ребенок чувствовал себя комфортнее с похитителями, нежели с родным отцом)».
Участники делятся на 3 группы: «прокуроры», «адвокаты», «родители», которые решили помочь старому Дорсету и встали на его защиту. Все 3 группы готовятся к судебному процессу и составляют каждая свой список вопросов.
Далее работа проходит в тройках (четверках), в состав каждой из которых входит по одному «адвокату», по одному «прокурору» и по одному (или 2) «родителю».
«Прокурор» и «адвокат» по очереди зачитывают каждый свой список вопросов «родителю», который внимательно слушает и пока не отвечает ни на один вопрос. После этого он сообщает участникам своей тройки о том, какие ощущения вызвали у него те или иные вопросы; в каком случае ему хотелось сотрудничать с «представителями судебной власти» и отвечать на их вопросы, а в каком – нет. Какие вопросы способствовали взаимопониманию, какие – нет. Далее «прокурор» и «адвокат» заново зачитывают свои списки вопросов, а «родитель» выбирает из них те, которые ожидал услышать, т.е. соотносит услышанное со своим списком. После этого «родитель» сообщает остальным участникам тройки о том, в какой мере оправдались его ожидания, какое количество негативных и позитивных вопросов он ожидал услышать.
Обсуждение: участник троек возвращаются в круг и в свободной форме делятся своими впечатлениями от проделанной работы, сообщая о том, как были восприняты те или иные вопросы, какие из них вызвали наиболее отрицательные эмоции, а какие – положительные, какие из них способствовали созданию доверительной атмосферы, а какие вызывали негативные реакции; на какие вопросы хотелось отвечать, а на какие – нет. Чем отличались стили «адвокат» и «прокурор» и какие средства выразительности были характерны для каждого стиля. Какой стиль наиболее эффективен в педагогической практике и в каких ситуациях следует его использовать. Каким образом стиль «адвокат» может помочь в общении с родителями. В каких ситуациях стиль «прокурор» также может быть эффективным и какие негативные последствия во взаимоотношениях между педагогом и родителем он может вызвать при неумеренно частом его использовании.
2. «Поймите меня правильно»
Цель: отработать технику постановки вопросов в стиле «адвокат».
Содержание: участники делятся на 2 группы – родители и воспитатели. Разыгрываются различные ситуации. Родитель приходит к воспитателю со своей проблемой, а воспитатель попытается выяснить, что же происходит. Каждый участник группы – родитель получает карточку с кратким описанием какой-либо ситуации (приложение 1), после ознакомления с которой все участники начинают свободно перемещаться по аудитории. Время от времени участник – родитель останавливается перед любым участником – воспитателем и рассказывает ему свою ситуацию, в ответ участник – воспитатель задает ему вопрос, стараясь использовать стиль «адвокат». После этого происходит смена партнеров в паре.
Затем игра приостанавливается для того, чтобы ведущий раздал карточки с ситуациями участникам другой группы, и все начинается сначала.
Обсуждение: ведущий предлагает ответить на следующие вопросы: удалось ли использовать стиль «адвокат»? какие трудности возникли при выполнении данного упражнения? сколько времени уходило на то, чтобы сформулировать вопрос?
3. «Блеф-турнир»
Цель: отработать технику постановки открытых и закрытых вопросов.
Содержание: (небольшие предметы по одному на каждого участника) группа разбивается на две подгруппы. Перед началом турнира каждый участник придумывает по одному закрытому вопросу для представителя противоположной команды. Необходимо придумать такой вопрос, чтобы вероятность ответа «да» равнялась 50%. Далее команды выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. Ведущий выдает каждому участнику какой-либо небольшой предмет, а на своем столе ставит две чаши. Участник № 1 задает свой закрытый вопрос участнику № 2. Участник № 2, независимо от того, как бы он ответил на этот вопрос искренне, отвечает «да» и у себя за спиной незаметно прячет в кулаке предмет. Если он действительно хотел дать положительный ответ, предмет находится в правой руке, если отрицательный – в левой. Далее участник № 1 должен отгадать, правдивым ли был ответ участника № 2, для этого он задает открытый вопрос и после ответа на него сообщает свое мнение. Затем участник № 2 открывает ладони. Теперь участник № 2 задает свой закрытый вопрос участнику № 3, и далее упражнение выполняется по аналогичной схеме и т.д.
Обсуждение: ведущий предлагает участникам поделиться своими впечатлениями от упражнения и ответить на некоторые вопросы. Каковы возможности каждого типа вопросов? В каком случае лучше использовать открытые, а в каком закрытые вопросы? На какие вопросы легче отвечать неискренне – на открытые или закрытые?
4. «Памятка коллеге»
Цель: обобщить полученный опыт.
Содержание: участник разбиваются на пары. Каждая пара составляет небольшую памятку своим коллегам. Памятка называется «Как использовать вербальные средства общения в работе с родителями?» и содержит 5 – 6 пунктов (рекомендаций). Участники могут использовать свой личный опыт и приобретенные знания, которые они считают наиболее полезными.
Когда памятка составлена, авторы передают ее соседней справа паре. Получив новую памятку, пара знакомится с ее содержанием и галочкой отмечает самую полезную из всех рекомендацию, затем передает памятку дальше. Таким образом, каждая памятка обходит круг участников и возвращается к авторам, которые выделяют свою самую ценную по рейтингу рекомендацию и сообщают ее группе.
Приложение 1
Медицинская сестра вчера сделала укол моему ребенку, после этого он отказывается идти в детский сад, я хочу пожаловаться заведующей. | Моя дочка не слушается меня дома, но слушается мужа, который считает, что я ее балую. Я с ним не согласна. Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать. |
Я хотела бы, чтобы моя дочка стала балериной, но пока она немного полновата, не могли бы вы давать ей на обед только первое? | Мой ребенок очень стеснитель-ный. Поэтому он не отвечает на занятиях, я боюсь, что воспитатели считают, что он ничего не знает. |
Не могли бы вы следить, чтобы мой ребенок не общался с Васей? Мне очень не нравится Васина семья. | Мой ребенок постоянно мне грубит, я с ним не справляюсь. Может быть, мне его припугнуть? |
Мой ребенок не может общаться с некоторыми воспи-тателями, потому что они не хотят понимать его. | Мой ребенок не любит посещать детский сад, потому что ему не нравится, как здесь кормят. |
Я считаю, что некоторые педагоги постоянно кричат на моего ребенка, но он не говорит об этом. | Мой сын, ему уже 4 года, сказал, что вы ударили его во время сон часа тряпкой по шее. |
Что такое стресс. Профилактика стресса и управление им.
Г.Селье определял стресс как уровень изношенности нашего организма, и, как многие другие исследователи связывал его с напряжением. Как правило, стресс – это состояние организма, вызванное длительным действием процесса повышенного возбуждения. Психологический словарь дает такое определение данного понятия: «Состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах». Это психическое или физическое напряжение, вызванное физическими, эмоциональными, социальными, экономическими или профессиональными обстоятельствами, событиями или опытом, с которым сложно справиться и сложно его переносить.
Стрессором может оказаться как эмоциональное состояние (гнев, страх), так и внешние факторы (запахи, шум). Специалисты считают, что большая часть стрессоров связана не с производственной деятельностью человека, а с его обыденной жизнью. Однако люди зачастую приносят свои проблемы на работу, где, в свою очередь, прибавляются факторы профессиональной деятельности.
Выделяют два основных источника производственного стресса: факторы окружающей среды (учебная нагрузка, безопасность, количество учеников) и персональные факторы (работоспособность, терпение, здоровье). Но независимо от того, что же явилось источником стресса, в результате послестрессовых нарушений нервной деятельности могут возникнуть многие заболевания: инфаркт, инсульт, психические болезни. Конечно, воздействие одного и того же стрессора может оказаться различным в разных ситуациях и на разных людей.
Стрессогенность различных событий определяется их предсказуемостью (непредсказуемостью) и возможностью (невозможностью) контролировать ситуацию. Однако важны не сами события, а то, насколько они затронули нас.
Однако стресс не всегда является вредным для человека. Некоторые стрессовые ситуации играют положительную роль в нашей жизни. Преодолевая стрессовые ситуации, мы чувствуем себя на высоте, с гордостью рассказываем своим друзьям и коллегам, например, о приобретенном опыте поведения в экстремальных ситуациях. Иногда, находясь под влиянием стресса, люди пересматривают свои убеждения, жизненные позиции, меняют взгляды на происходящие события и отношения к близкому окружению, что может способствовать дальнейшему личностному росту или обеспечению жизненной безопасности. Стрессы – неотъемлемая часть нашей жизни, и их не всегда удается избежать.
5 советов по управлению стрессом:
В любой экстремальной ситуации научитесь решать, что вы можете сделать, а что просто не в ваших силах или компетенции. Научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя и которые свободны от внутреннего конфликта.
Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций.
Иногда люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.
В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.
Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с коллегами, с близкими людьми.
Рекомендации:
1). Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно с разрешения начальника).
2). Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или кино).
3). Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4). Найдите время с удовольствием заняться любимым делом.
5). Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
6). Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7). В выходной позвольте себе подольше поспать.
8). Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
9). Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.
Специалисты рекомендуют для снятия эмоционального напряжения стремиться к снижению мышечного напряжения.
Для того чтобы перейти в состояние физического и душевного покоя, достаточно регулярно выполнять упражнения для кистей рук и мышц лица (маски релаксации).
Маски релаксации для мышц лица
Маска удивления. И.П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
Маска гнева. И.П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.
Маска поцелуя. И.П.: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы («куриная гузка» или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
Маска смеха. И.П.: стоя или сидя. Попеременно сжимать и разжимать зубы, сжимать постепенно, разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отваливаться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять упражнение с жевательной резинкой.
И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта – маска смеха, с выдохом расслабить напряженные мышцы.
5. Маска недовольства. И.П.: стоя, сидя, лежа. С вдохом – энергично, но постепенно сжать губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта – с выдохом – расслабить мышцы лица.
Упражнения для круговых мышц глаз
- И.П.: голова на подушке или на спинке кресла. Сидя или лежа, с медленным вдохом мягко опускать веки, постепенно наращивать напряжение главным образом за счет круговых движений глаз. Прикрыв веками глаза, начать их жмурить как можно сильнее. После максимального зажмуривания – секундная задержка дыхания, после чего со свободным выдохом опустить веки.
- И.П.: сидя или стоя. Приложить язык к корням верхних зубов. Постепенно, одновременно с вдохом, упираться кончиком в верхние зубы. Затем краткая задержка дыхания. Одновременно зафиксировать напряжение. Свободный выдох через рот. При таком выдохе расслабленный язык станет немного вибрировать.
Каждое упражнение выполняется по нескольку раз.
Для снятия нервно-мышечного напряжения, кроме использования упражнений на релаксацию желательно учитывать следующие рекомендации:
Даже в самой ужасной ситуации можно найти положительные моменты.
Пользуйтесь правилом Скарлетт О’Хара: «Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра».
Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.
Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит.
Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. В одиночку победить стресс трудно!
Вопросы для самоанализа:
Часто ли появляется ощущение тревоги без особых на то причин?
Часто ли возникает ощущение страха?
Чувство обеспокоенности?
Несобранность в последнее время?
Раздражительность?
Излишняя потливость?
Учащение пульса?
Чувство тяжести в желудке?
Бессоница или беспокойный сон?
Часто ли утром я просыпаюсь усталым?
Более 50% - ответ «да»: у вас высокая вероятность подвергнуться стрессу.
Конфликты и способы выхода из конфликтных ситуаций.
Понятие «конфликт». Типы поведения в конфликтных ситуациях
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Большинство авторов выделяет следующие типы конфликтов: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.
Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много: ухудшение состояния здоровья субъектов, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает «хроническую болезнь», противоречие, помогает прояснить отношения и т.д.
Таким образом, конфликт – это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях (родители ждут только положительной оценки, а педагог – усвоения знаний и умений ребенком); недостаточная информированность сторон о событии (родитель получил информацию от ребенка, педагог сам был свидетелем происшествия); некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:
Возникновение конфликта (появление противоречия).
Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.
Конфликтное поведение.
Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта)
Конфликт «педагог - родитель», как правило, предполагает протекание по типу «начальник - подчиненный», что и обуславливает поведение педагога как обвинительной стороны. И если раньше такое положение устраивало обе стороны взаимодействия, то в настоящее время родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников школы и детского сада. Кроме того, подобное поведение педагога может вызвать агрессивную вспышку даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».
Для описания способов разрешения конфликтов К.Томас использует двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам партнера и к своим собственным. В соответствии с этой моделью К.Томас выделяет 5 способов выхода из конфликтной ситуации.
Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.
В практике работы педагога конфликты возникают не только при взаимодействии с «трудными» родителями. Очень часто конфликты возникают в ситуациях, когда одна из сторон пытается манипулировать другой.
Современные английские словари синонимов приводят такие значения: для термина «манипулировать» - управлять, использовать, контролировать, оперировать; для понятия «манипулятор» - человек, который добивается своей цели путем обмана и намеренного осуществления контроля над другими людьми.
Использование манипуляций взрослыми и детьми может объясняться различными причинами:
- слабостью;
- неверием в действенность просьбы;
- неверием в действенность убеждения;
- стремлением к одностороннему выигрышу;
- привычкой манипулировать.
Поскольку в педагогической практике довольно часто встречаются случаи манипулирования со стороны детей, родителей и самих педагогов, желательно уметь распознавать этот деструктивный способ влияния и противостоять ему.
Среди признаков манипуляций можно назвать такие, как:
- психологическое воздействие;
- отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей;
- стремление получить односторонний выигрыш;
- скрытый характер воздействия;
- использование силы, игра на слабостях.
Некоторые авторы выделяют 10 типов наиболее часто встречающихся манипуляций:
Провоцирование ваших защитных реакций.
Провоцирование вашего замешательства, дезориентации.
Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество.
Игра на вашей нетерпимости – «висящая морковка».
Игра на вашем чувстве безысходности.
Игра на чувстве жадности.
Использование запланированных «трудных» уступок.
Намеренное затягивание времени обсуждения.
Провоцирование вашего интереса к партнеру.
«Убаюкивание», чтобы «убить» позднее.
В педагогической практике чаще всего встречаются:
- «Убаюкивание», чтобы «убить» позднее: некоторые родители приносят подарки и говорят комплименты, но кто-то из них делает это искренне, а кто-то после этого обращается с некорректными предложениями и просьбами, в которых педагогу бывает трудно отказать.
- «Провоцирование ваших защитных реакций»: иногда родители рассказывают педагогу о том, насколько в других образовательных учреждениях лучше учат и воспитывают детей. При этом они не предполагают конструктивных решений, а просто критикуют, заставляя педагога постоянно оправдываться. Это снижает авторитет педагога, а родителям дает возможность ставить свои условия и предъявлять свои требования. При этом родители – манипуляторы не переводят своих детей в другую группу, их цель – диктовать свои условия.
Как отмечает Э.Шостром, каждый человек в той или иной степени является манипулятором: ребенок, который слезами и криками добивается внимания взрослых; продавец, пытающийся во что бы то ни стало продать свой товар; уличные попрошайки, с помощью специальных приемов вызывающие у нас жалость и даже чувство вины. Э.Шостром выделяет следующие типы манипуляторов:
1. Диктатор – для того чтобы управлять людьми, он не останавливается ни перед чем: приказывает, заставляет, угрожает, подавляет.
2. Тряпка, слабак – как правило, это «жертва» диктатора, которая виртуозно к нему приспосабливается, растворяется в нем, занимая беспринципную, бесхребетную позицию.
3. Вычислитель (калькулятор) – пытается контролировать, перепроверяет всех и все. Хитрит, обманывает.
4. Прилипала – полярная противоположность вычислителю, преувеличивающая свою зависимость от других. Хочет, чтобы за него выполняли всю работу, потому что он беспомощен.
5. Хулиган – управляет жертвами, используя угрозы, намеренно преувеличивая свою жестокость.
6. Славный парень – добродетельный, угодливый, безгранично любящий. Преувеличивает свою заботу и любовь.
7. Судья – склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстителен. Критичен.
8. Защитник – преувеличивает свою поддержку других людей. Сочувствует людям, лишает их возможности самостоятельно действовать.
В российской системе образования, как правило, наиболее часто встречающиеся типы манипуляторов – это «диктатор», «тряпка», «прилипала», «судья». Для того чтобы не попадаться на удочку манипуляторам, желательно знать их характерные черты и основные типы манипуляций.
Способы регулирования конфликтов
Стиль | Сущность стратегии | Условия эффективного применения | Недостатки |
Соревнование | Стремление добиться своего в ущерб другому | Исход очень важен Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения | При поражении –неудовлетворен-ность; при победе – чувство вины; непопулярность; испорченные отношения |
Уклонение | Уход от ответственности за решение | Исход не очень ва-жен. Отсутствие власти. Сохране-ние покоя. Жела-ние выиграть время | Переход в скрытую форму |
Приспособле-ние | Сглаживание разногласий за счет собственных интересов | Предмет разногласия более важен для другого. Же-лание сохранить мир. Правда на другой стороне. Отсутствие власти | Вы уступили. Решение откладывается. |
Компромисс | Поиск решений за счет взаимных уступок | Одинаковая власть Взаимоисключа-ющие интересы. Нет резерва времени. Другие стили неэффек-тивны. | Получение только половины ожидаемого результата. Причины конфликта полностью не устранены |
Сотрудниче-ство | Поиск решения, удовлетворяю-щего всех участ-ников | Есть время. Решение важно обеим сторонам. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения. | Временные и энер-гетические затраты Негарантирован-ность успеха. |
Типы манипуляций
Тип манипуляции | Цель манипуляции | Анализ ситуации | Техники контрвлияния |
Провоцирова-ние ваших за-щитных реакций | Ослабить вашу решимость | Вас ставят в позицию обороняющегося, заставляют оправдываться, вызывают у вас чувство вины | Не оправдываться |
Провоцирование вашего замешательства, дезориентации | Вывести вас из равновесия, побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести вред вашим интересам | С помощью оскорблений и унижений партнера стремится загнать вас в угол. Задаются провокационные вопросы | Хладнокровие, использование юмора. Самоконтроль: Нет хладнокровия – нет преимущества |
Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество | Получить первоосновные преимущества в замен на хорошие отношения | Ваш партнер демонстрирует высокий уровень понимания ваших проблем, но выражает сожаление, что не может вам помочь. Он ничего конкретного не обещает, но за свое хорошее отношение к вам просит что-то взамен | Хорошие отношения не продаются и не покупаются. Можно ответить хорошим отношением |
Игра на вашей нетерпимости –«висящая морковка» | Получить дополни-тельные уступки | Оппонент демонстрирует го-товность пойти на соглашение но каждый раз перед тем, как подписать договор, выясняются новые обстоятельства, требующие от вас дополнительных уступок | Твердо отстаивайте свои интересы |
Игра на вашем чувстве безысходности | Заключить сделку, не учитывая интересы партнера | Доказать человеку, что Вы находитесь в безвыходной ситуации | Убедитесь, так ли это. Рассмотрите доводы. |
Игра на чувстве жадности | Втянуть собеседника в рискованную игру | Убеждает в использовании открывшейся необыкновенной возможности, которая сулит большие выгоды в будущем, стоит только рискнуть | Твердо оставаться на почве реальности, не дать «жадности затмить глаза» |
Использование запланированных «трудных» уступок | Побудить партнера сделать ответную уступку | Оппонент с большим видимым трудом делает уступку по незначительному вопросу, требуя ответной уступки в более глобальных масштабах | Убедитесь, что обмен будет эквивалентным |
Намеренное затягивание времени обсуждения | Получить уступки в одностороннем порядке | Партнер демонстрирует готовность к сотрудничеству, но всячески оттягивает момент принятия решения | Можно предложить отложить обсуждение вопроса, пока он не будет готов к конструктивному диалогу |
Провоцирование вашего интереса к партнеру | Произвести хорошее впечатление, чтобы партнер сам захотел развивать отношения | Партнер широко рекламирует себя свои возможности и при этом требует уступок | Получить информацию из других источников |
«Убаюкивание», чтобы «убить» позднее | Втянуть в заведомо проигрышную для партнера игру | Собеседник оказывает небольшую услугу, затем просит несоразме-римую плату | Отказаться от предложения |
Упражнения
1. Тест «30 пословиц»
Цель: определение способа поведения в конфликтных ситуациях.
Инструкция к тесту: «Представьте себе, что вы – экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются 1 или 2, а совпадающие с вашим личным мнением и близким к нему – 4 и 5. Оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений в таблице, приведенной ниже.
После того как вы оцените все пословицы, можете подсчитать баллы по колонкам.»
Интерпретация:
1-й тип – «черепашка». У людей такого типа – большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.
2-й тип – «акула». Для людей этого типа главное – их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег. Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» - надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могут вывести коллектив из сложной ситуации.
3-й тип – «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.
4-й тип – «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не обманешь – не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.
5-й тип – «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегии честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.
Тест
Худой мир лучше доброй ссоры.
Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.
Мягко стелет, да жестко спать.
Рука руку моет.
Ум хорошо, а два лучше.
Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.
Кто сильнее, тот и прав.
Не подмажешь – не поедешь.
С паршивой овцы хоть шерсти клок.
Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.
Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.
Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
Убивай врагов своей добротой.
Честная сделка не вызывает ссоры.
Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
Дерись подольше да ума набирайся побольше.
Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
Дóбро слово победит.
Ты – мне, я – тебе.
Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой.
Кто спорит – ни гроша не стоит.
Кто отступает – тот обращает в бегство.
Ласковый теленок двух маток сосет.
Кто дарит – друзей наживает.
Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.
Лучший способ решить конфликт – избежать его.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Кротость торжествует над злом.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| | | | |
2. Упражнение «Достойный ответ»
Цель: отработка навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Содержание: все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.
Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточке фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого – достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.
Обсуждение: ведущий спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, участники говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.
3. Игра «SORRY, Конфликта не будет»
Цель: отработать прием, который помогает избежать конфликта из-за пустяка.
Содержание: перед началом игры ведущий рассказывает участникам о том, что многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановиться. Так, например, в нашей культуре, для того чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виновного и просит извинения, а второй отвечает ему: «Ничего страшного». Англичане поступают еще проще, они не выясняют, кто был виноват, - извиняются обе стороны. Например, если в магазине кто-то нечаянно задел кого-то и попросил извинения: «I’m sorry», он услышит в ответ: «I’m sorry». Первое «I’m sorry» означает «Простите, что я задел вас», второе «I’m sorry» - «Простите, что я встал на дороге в тот момент, когда вы проходили». Если же кто-то умышленно задевает другого, потому что у него плохое настроение, он снова услышит в ответ «Sorry», что означает: «Извините, но конфликта не будет» или «Я очень сожалею, что у вас плохое настроение, но мне совсем не хочется ругаться с вами».
Выполняя данное упражнение, участникам предстоит действовать в соответствии с правилами английского этикета. По команде ведущего все начинают перемещаться по аудитории, стараясь не задевать друг друга. По определенному сигналу, каждый участник находит себе пару и ладонью, локтем или плечом легонько дотрагивается до плеча партнера. Оба участника пары извиняются любым способом: «Sorry», «Извините, пожалуйста», «Простите», «Сожалею о случившемся» или в любой другой форме (варианты: «Ах, что вы. Это я вас задела», «Ну что вы, какой пустяк, это вы простите меня» - неприемлемы). После этого участники приветливо машут друг другу рукой и пары меняются. По следующему сигналу участники снова перемещаются по аудитории, стараясь не задевать друг друга.
Обсуждение: участники рассказывают о своих чувствах и о том, как и в каких жизненных ситуациях можно использовать данный прием. Далее ведущий просит участников смоделировать ситуации в общении с родителями, в которых применение данного приема было бы эффективно и целесообразно.
4. Упражнение «Манипуляции»
Цель: научить участников распознавать различные типы манипуляции, с которыми можно столкнуться в педагогической практике.
Содержание: группа делится на подгруппы по 3 – 4 человека. Затем каждая подгруппа просматривает таблицу и обсуждает, какие типы манипуляций встречаются в общении педагога с родителями часто, а какие – редко.
После того как подгруппы составят списки наиболее часто встречающихся манипуляций, каждый участник вспоминает случай из своей практики, иллюстрирующий один из типов, отмеченных в списке. Затем каждая подгруппа рассказывает ситуацию, а остальные внимательно слушают и пытаются определить тип манипуляций и ответить на вопрос: «Насколько эффективны были действия педагога и что можно было сделать лучше?»
Обсуждение: участники зачитывают свои списки и вырабатывают стратегии поведения в наиболее типичных для педагогического общения ситуациях.
5. Упражнение «Колобок и Лисица»
Цель: закрепление теоретического материала, отработка навыка противостояния манипуляции и конструктивного решения конфликта.
Содержание: участники делятся на 3 – 4 группы, каждой из которых предлагается от имени героя русской сказки «Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы («Сядь ко мне на носок, спой еще разок»). Колобок, вооруженный знаниями о цивилизованных способах противостояния манипуляциям, должен за 5 – 10 минут написать и зачитать ответ Лисе. В процессе чтения ответа остальные слушатели записывают, какие приемы были удачно использованы Колобком.
Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самая главная здесь. | Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы. |
Ты никогда никому не помогаешь. | Ты совсем не умеешь красиво одеваться. |
Почему ты на всех смотришь волком? | С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений. |
Ты как не от мира сего. | У тебя такой страшный взгляд. |
С тобой бесполезно договариваться о чем-либо. Ты все равно все забудешь. | У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы. |
Посмотри, на кого ты похожа! | Ты слишком много болтаешь ерунды. |
Что ты вечно на всех кричишь? | У тебя полностью отсутствует чувство юмора. |
Ты слишком плохо воспитана. | |