Семинар-практикум «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи в условиях двуязычия»

0
0
Материал опубликован 7 November 2022


«Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи в условиях двуязычия»



      Актуальность: важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских и осетинских методов семейного воспитания, родители, как, и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.  В наше время молодое поколение  непростительно мало знает о жизни своих отцов и дедов ,о традициях и обычаях своего народа. И дело здесь не в дефиците времени или  раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных  поколений внутри семьи.  Я считаю, что семейное чтение способствует установлению более близкого  внутрисемейного общения между людьми разного поколения,  а   для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми.  Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь старшим воспитателям, воспитателям ДОУ и воспитателям (осет.яз.). В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум. Данная форма сопровождения способствует повышению уровня практической подготовки воспитателей, совершенствованию  практических навыков, необходимых в работе с родителями.


 Цель: вооружить педагогов знаниями, необходимыми в работе с родителями по пропаганде семейного чтения – главного фактора развития ребёнка и источника знаний и обогащения духовного мира семьи.



Задачи работы:

выявить взаимосвязь между чтением и воспитанием ребёнка и духовным обогащением семьи;

определить роль семейного чтения в развитии интереса ребёнка к чтению;

определить формы и методы, позволяющие семье решать задачи развития интереса ребёнка к чтению произведений осетинских и русских писателей..



Вводная беседа.

Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о проблеме семейного чтения, о том, как помочь родителям привить любовь и интерес к художественной литературе, убедить их как можно чаще читать детям книги.

Одна из задач педагогов ДОУ – помочь семье в литературном развитии ребёнка, в формировании у него читательского вкуса, отношение к книге как к явлению культуры.

Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков и средство духовно-нравственного воспитания личности. Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступить в диалог с взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями своего народа , семейными историями. Семейное чтение даёт возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что- то важное и интересное. После чтения предлагаемых сказок дети втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода. Чтение осетинских сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни в обыденном семейном общении – это например такие понятия как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование. Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.

По данному вопросу было проведено анкетирование среди родителей «Семейное чтение» (Приложение 1) . Анализ анкет «Семейное чтение» дал нам представление об организации чтения ребёнка в семье, об отношении к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном процессе. Всего было обработано 13 анкет. Из них мы увидели, что родители читают книги детям (Приложение 2).

Последние ответы указывают на то, что родители нуждаются в помощи и поддержке воспитателей детского сада.



                 «Роль педагога в организации работы по чтению книг в семье»

может заключаться в следующем:


* В наблюдении того, что рассказывают родители о своих детях и их высказываниях по существу содержания сказки;

* в записи впечатлений детей от сказки, их бесед с куклами, разыгрывании сценок с помощью предметов-заместителей в игровых ситуациях;

* в наблюдении ситуаций, связанных с содержанием ска­зок (возникающих спонтанно или созданных специально), в ко­торых ребенку необходимо проявить нравственные качества, описанные в сказке;

* в проведении с детьми занятий по изобразительной дея­тельности, на которых предлагается отразить интересные мо­менты сказки.


«Приёмы работы со сказкой» могут быть разнообразными:


* обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;

* создание рисунков по мотивам сказки или коллективных и индивидуальных поделок из природного материала, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;

* активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке: почему герой поступил именно так, как можно было бы еще поступить; что было бы, если бы...;

* проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмо­ции персонажей и понять их;

* проигрывание вариантов решения ситуаций, то есть ис­пользование сказки как притчи-нравоучения и т. п.



Уточнение теоретических знаний об организации работы с родителями по проблеме семейного чтения с помощью педагогической технологии коллективного взаимного обучения.



(Для первой группы)

Воспитатели должны информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть представлена в уголке для ро­дителей в виде списков литературных произведений с

указани­ем, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для до­машнего чтения.

В уголке для родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками:

- «Сказка в жизни ребенка»;

- «Как и когда рассказывать сказки»;

- «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги»;

- «Личная библиотека вашего ребенка» и др.

Здесь же может быть представлена постоянная рубрика «Но­винки детской литературы» с информацией о новых книгах, с крат­кой аннотацией к ним.

Целесообразно проводить открытые занятия для родите­лей воспитанников по литературным произведениям. Очень по­лезны подготовленные совместно с родителями досуги для де­тей на литературные темы.


(Для второй группы)

Особая роль принадлежит родительскому собранию - наи­более емкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь они имеют возможность получить необходимую информа­цию, обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поде­литься собственным опытом чтения книг в семье: показать ри­сунки, отражающие впечатления ребенка от прочитанного, запи­си детских рассказов о книгах и литературных персонажах и т. д. Такие собрания требуют от педагогов тщательной подготов­ки, точного выбора темы в соответствии с задачами воспита­ния и особенностями литературного развития детей, с интере­сами родителей.

Воспитатель должен проводить индивидуальные консуль­тации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как приохотить ребенка к слушанию книг, какие литературные места города можно показать детям в вы­ходной день, как использовать книгу для развития связной речи и т. д.). Полезными бывают также разного рода рекомендации, советы, памятки по поддержанию в детях интереса к чтению.



Составление рекомендаций родителям по совместному чтению художественной литературы с детьми и памятки для родителей по поддержанию в детях интереса к чтению.

(для воспитателей первой группы)

Рассмотрите обложку книги, обменяйтесь мнениями о картинках на обложке.

Прочтите название книги. Что говорит заголовок? Как Ваш ребенок думает, о чем эта книга?

Объясните, что все книги пишутся писателями, которых еще называют авторами, а иллюстрируются - художниками. Найдите вместе их имена в книге.

4.Чтение начинайте с рассматривания картинок и разговора о них.

5. Постарайтесь воодушевить ребенка на сочинение собст­венного рассказа по картинкам.

6.Читая книгу, обратите внимание ребенка на то, что при этом глаза ваши движутся вдоль строк слева направо.

А еще попробуйте подсказать ему удивительное свойство рисунка дополнять и развивать рассказ писателя.

Выберите такое время, когда интуитивно почувствуете, что и Вы, и Ваш ребенок хотите читать. Если же в тот момент у Вас или у него совершенно иное в голове, к книге лучше не притрагиваться.

Найдите для чтения такое место, где вам обоим будет удобно.

Постарайтесь сделать так, чтобы во время чтения вас ни­кто не беспокоил.

Можно включить радио, телевизор или магнитофон. Но звук пусть будет негромким. И хорошо, если это будет музыка.

И не отвлекайтесь на это короткое время. Подарите свое внимание только ребенку. Ваша близость поможет ему чувство­вать себя уверенным и счастливым от совместного дела.

Памятка для родителей по поддержанию в детях интереса к чтению.

( для воспитателей второй группы)

1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей от­ношение к чтению как удовольствию.

2.Читайте детям вслух с самого раннего возраста.

3.Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитан­ным и т. п.

4.Устройте с детьми поход в библиотеку и учите их пользо­ваться ее фондами.

5. Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, да­рите их сами и получайте в качестве подарков.

6. Подпишитесь на журналы для ребенка с учетом его инте­ресов и увлечений.

7. Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или сво­им друзьями, которые еще не умеют читать.

8. Во время поездки на машине пусть дети слушают записи литературных произведений.

9. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. д.).

10. В доме должна быть детская библиотека.

11. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизо­ру, достаньте книгу на эту тему.

12. Устройте маскарад и предложите детям нарядиться в кос­тюмы любимых героев.

13. Сходите с детьми в зоопарк или в музей, спросите, что им особенно понравилось, а потом купите книги на эти темы.

Заинтересуйте детей историческим чтением, предложив им посмотреть старые газеты и найти в них, каким был ваш го­род в прежние времена (или поискать информацию в библиотеке).

Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

Разыгрывайте с детьми сказки по ролям: используйте выразительное чтение, костюмы и реквизит.

Поощряйте чтение детей вслух, когда это только воз­можно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

Расскажите детям о книге, которую Вы только что про­читали и которая им будет интересна: разожгите их любопытст­во, прочитайте отрывок, а потом оставьте книгу в доступном месте.

Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

Читайте вместе с детьми перед тем, как уложить ребенка.


«Подсказки для родителей»

( информация в каждую группу, в педагогические рекомендации для родителей)

(«ДА» и «НЕТ»)

«ДА»

Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ вечером).

Читайте вместе со своим ребенком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).

Читайте сами, показывая пример своему ребенку.

Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения(осет.и русс.сказки).

Поощряйте его желание подержать, полистать книгу, «поиграть» с ней.

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг.

Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку.

Дарите ребенку книги(не только осетинские сказки ,но и сказки разных народов).

Поощряйте ребенка в чтении другим членам семьи, друзь­ям, знакомым.

Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.

Всегда хвалите ребенка, если он/она читает.

«НЕТ»

Не заставляйте читать насильно.

Не выбирайте книги для ребенка, пока он/она вас об этом не попросит.

Не заставляйте читать слишком трудные книги.

Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.

Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребенка не слишком быстрые успехи в чтении.

Не критикуйте ребенка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте - и улучшение наступит быстрее.

Не сравнивайте уровень чтения ребенка с уровнем его братьев, сестер, других детей.

Не прекращайте чтения детям вслух, как только они научатся читать сами.

Никогда не отговаривайте ребенка от чтения - читать что-то лучше, чем ничего не читать.


ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ ДОМА

Когда вы читаете со своим ребенком, то:

Найдите спокойное место.

Ребенок должен сидеть рядом и видеть книгу.

Если ребенку трудно прочесть слово, подскажите ему.

Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.

Обсудите прочитанное, пусть ребенок расскажет своими словами, о чем прочитал.

Ведите для ребенка, а затем вместе с ним Дневник чтения.


Игра «Волшебный сундучок»

Все дети с удовольствием слушают сказки. Их привлекает динамичность сюжета, напряженность борьбы светлых и тёмных сил. С ними можно провести игру «Волшебный сундучок».

(вынимает из сундучка разнообразные предметы и предлагает педагогам назвать сказки, где эти предметы упоминаются. Например : конь «Алып» , «Сто друзей или сто лошадей», яйцо («Курочка-ряба», «Гадкий утёнок»), ложка («Три медведя», «Сладкая каша»,), кот («Кот, петух и лиса», «Гордая мышь», «Каток - золотой лобок», «Как кот зверей напугал»), лягушка («Солнце и лягушка», «Царевна-лягушка», «Теремок», «Лягушка-путешественница»), мышка ( «Курочка-ряба», «Теремок», «Воробей и мышь»,  «Сказка  о глупом мышонке»), лиса ( «Волк и семь коз Газза» ,«Лисичка-сестричка и серый волк,» Старый волк»»,  «Лисица-хитрица», «Зайкин дом», «Под грибом», «Рукавичка», «Теремок», «Бедняк ,волк и лиса»», «Колобок», «Лиса и козел»), “Зимовье зверей”, рыбка (“Сказка о рыбаке и рыбке”, “По щючьему велению”, “Конек-горбунок”), яблоко ( “Гуси-лебеди”, “Хаврошечка”, «Яблоко Нартов”).


Отгадывание загадок


За много веков народ придумал множество загадок: о явлениях природы, растениях, животных, людях и их быте. Есть загадки и о сказочных персонажах.


Сейчас вы попробуете их отгадать.

Раз зимою баба с дедом

Внучку сделали из снега.

Жаль, друзья, что сказка эта

Продолжалась  лишь  до лета.

(Снегурочка)

Парень слез с любимой печки,

 За водой поплелся к речке.

Щуку в проруби поймал

И с тех пор забот не знал.

(Емеля)

Больных зверей он исцелил

И Бармалея победил.

(Айболит).

Отыскала мама дочку

В распустившемся цветочке.

(Дюймовочка).

Шныряет по городу злая старушка.

А в сумке сидит её злая подружка.

(Шапокляк).

Нравом зол, цветом сер,

Шестерых козлят он съел.

(Волк)

Плутовка пела под окошком:

- Я угощу тебя горошком!

Поверил песням петушок

И сразу угодил в мешок.

(Лиса)


Быстрый и волшебный конь.

(АЛЫП)




Словестная игра «Доскажи словечко»



Сто друзей или сто ..(лошадей).

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая …(лисица).

Небесное ..(зеркало).

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на … (стуле).

Мы купили кошке

Новые … (сапожки).

Ловкий наездник ..(джигит).

Надеюсь, что знания и умения, полученные на нашем семинаре, помогут вам привить детям интерес к книге, сформировать у них речевую культуру.

Рефлексивное пространство.

Для каждого участника.


Каким был семинар-практикум?

- занимательным

- познавательным

- интересным

- игровым

- необычным

- скучным

- радостным

- дружелюбным



На листе бумаги обведите свою ладошку.

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

большой – для меня это важно и интересно …

указательный - я получил конкретные рекомендации…

средний - мне было трудно (не понравилось)…

безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

мизинец - для меня было недостаточно…






Приложение 1


Анкета для родителей

«Семейное чтение».

Читаете ли Вы детям книги? Да. Нет

Проводите ли Вы беседы после чтения? Да. Нет

Задают ли Вам дети вопросы после прочитанного? Да. Нет

Стремятся ли дети пересказать прочитанное, выделить то, что им больше всего понравилось? Да Нет.

Помогает ли чтение ребёнку в его развитии? _Да. Нет.

Какие положительные качества развивает у ребёнка чтение? _____________________________________________ ___________________________

Как Вы сами относитесь к книгам? Помогают ли они Вам в воспитании детей? ________________________________________________________________________

Рассказывает ли Вам ребёнок о прочитанных в детском саду книгах? Да. Нет.

Как Вы прививаете своим детям интерес к книгам?

________________________________________________________________________

Отведены ли в режиме дня Вашего ребёнка специальные часы для чтения?Да.Нет.

11.Что помогает Вам выбирать книги для ребенка?

- совет воспитателя;

- память своего детства;

- знание возможностей и вкусов своего ребёнка;

12. Нужны ли Вам рекомендации со стороны воспитателя по совместному чтению книг с детьми? Да. Нет.

13. С Вашей точки зрения семейное чтение - это:

- обсуждение прочитанного всей семьёй или некоторыми её членами; чтение вслух для всех членов семьи;

- книги для каждого члена семьи отдельно;

- когда все члены семьи заняты чтением.





Приложение 2


Анализ анкеты для родителей

«Семейное чтение».

Вопросы

Ответы

Да

Нет

Без ответа .Другие ответы

1

Читаете ли Вы детям книги?




2

Проводите ли Вы беседы после чтения?




3

Задают ли Вам дети вопросы после прочитанного?




4

Стремятся ли дети пересказать прочитанное, выделить то, что им больше всего понравилось?




5

Помогает ли чтение ребёнку в его развитии?




6

Какие положительные качества развивает у ребёнка чтение?

Внимательность, усидчивость, развивает память, общение, интерес, воображение, словарный запас, мышление, любознательность, сопереживание, желание читать

7

Как Вы сами относитесь к книгам?


Помогают ли они Вам в воспитании детей?

Положит-но




Не очень

Не всегда

В какой то степени

Не очень

8

Рассказывает ли Вам ребёнок о прочитанных в детском саду книгах?




9

Как Вы прививаете своим детям интерес к книгам?

Стараюсь читать побольше и почаще, говорю давай посмотрим какие есть картинки, сейчас никак, смотрим интересные картинки, читаем вместе, слушаем сказки, путем сказок и героев,

10

Отведены ли в режиме дня Вашего ребёнка специальные часы для чтения?




11

Что помогает Вам выбирать книги для ребенка



- совет воспитателя;



- память своего детства;


- знание возможностей и вкусов своего ребёнка;


12

Нужны ли Вам рекомендации со стороны воспитателя по совместному чтению книг с детьми?




13

С Вашей точки зрения семейное чтение

-обсуждение прочитанного всей семьёй или некоторыми её членами; чтение вслух для всех членов семьи;



- книги для каждого члена семьи отдельно;


- когда все члены семьи заняты чтением




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации