12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сибикина Елена Геннадьевна136

«Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»

Семья — это та первичная среда, где человек

должен учиться творить добро.

Василий Сухомлинский.

Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс школы. Основная цель, поставленная перед российским образованием, социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Большинство родителей не осознают, как важно быть вовлеченным в образование своих детей.

Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней рождения ребенка уделяют ему должное внимание, формируют у него творческие способности и познавательные интересы, то они являются для ребенка авторитетом. Работа с родителями всегда считалась и считается одной из самых трудных в педагогической деятельности. В современном мире н занимает центральное место в воспитании, т. к. очень трудно учителю найти индивидуальный подход не только к ребенку, но и к его родителям, да и не каждый родитель захочет сотрудничать с учителями из-за множества разных обстоятельств. Почти у каждого современного учителя найдется множество примеров того, как трудно бывает добиться доверительного отношения с родителями по разным причинам: родители предполагают, что в классе происходит социальное разделение детей, в зависимости от их статуса, благополучия в семье, положения в обществе, национальности, от их успеваемости и способностей. С другой стороны, учитель сталкивается и с противоположной проблемой, когда родители отмахиваются от советов учителя со словами «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», избегают родительских собраний или беспомощно жалуются: «Я ничего не могу поделать».

Как только ребенок переступил порог школы, учитель должен найти общий язык с родителями ученика. Школа – это не просто место, где учат и воспитывают детей, сейчас школа – это партнер, помощник родителей в нелегком деле развития личности ребенка. Чтобы сделать это, родители и учителя должны объединить свои усилия. Только вместе они смогут вырастить гармоничного и успешного человека.

Взаимодействие семьи и школы — основная задача государственной педагогической системы. В настоящих условиях коллективы учеников, педагогов и родителей воспринимаются обществом как равноправные партнеры, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Их эффективное взаимодействие — важная составляющая дальнейшего развития образовательной сферы. Лучшей формой взаимодействия семьи и школы принято считать родительское собрание. Которое может проводиться с различной регулярностью, но не реже одного раза в четверть. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если используется работа по группам, выполнение ими творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может проходить в виде конференции, диспута, коллективного творческого дела. На первом этапе, чтобы избежать давления друг на друга, иметь независимые точки зрения, сориентироваться прежде всего на интересы и потребности детей, полезно при обсуждении и выработке решений формировать группы отдельно педагогов, учащихся и родителей. В школе и классе может быть организован специальный Праздник семьи, где будут представлены результаты семейного творчества, организованы конкурсы семей, отмечены достижения родителей и детей.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий всё шире проявляется роль информационных технологий в системе школьного образования. Если есть доступ к сети Интернет, то электронная почта – очень эффективный способ общения с родителями.

Значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы, общение online.

Таким образом, можно отметить, то грамотно организованное взаимодействие педагогов и родителей поможет лучше понять ребёнка и найти более целесообразные способы решения проблем.

Одна из задач школы — это создание условий для развития ребенка и отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах. Одной из основных является классное собрание. Здесь обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных заинтересованных людей. Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Общей задачей взаимодействия семьи и школы является обеспечение качественного образования, воспитание нравственности и культуры поведения, формирование потребности в здоровом образе жизни, а решению задачи способствует комплексный подход:

- формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка;

- необходимость участия в учебно-воспитательном процессе школы;

- формирование психолого-педагогической культуры;

- освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.

Целью работы педагогов с родителями является выработка единой позиции в деле воспитания и формирования личности школьников.

Для этого потребуется решать следующие задачи:

осуществление вместе с родителями единой воспитательной деятельности и социальной защиты детства;

повышение правовой грамотности родителей;

консультирование родителей по вопросам семейного воспитания и организации здорового образа жизни детей.

А.С. Макаренко писал, что воспитывает всё: вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. При поступлении ребенка в школу он будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Семья и школа играют главную роль в жизни ученика, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.