Статья «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»
Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы.
Работа с семьёй является одним из главных составляющих воспитательного направления деятельности как учителя-предметника, так и классного руководителя. В условиях современной жизни родители стали полноценными членами образовательного процесса. Выстроить работу по взаимодействию с семьей учащегося в некоторых случая может стать трудной задачей. Причины могут быть разные: высокий уровень запросов родителей по отношению к педагогу, образовательному учреждению и качеству образования детей в целом, недостаточная компетентность родителей в некоторых вопросах, касающихся воспитания, иногда становятся необходимы разные формы поддержки (как социальные, так и педагогические) тех семей, которые могут находиться в непростой жизненной ситуации.
Учитель в своей работе обязан наладить партнерские отношения с семьями учащихся, создать атмосферу взаимопомощи и поддержки на основе общих интересов.
В педагогической практике существует несколько способов взаимодействия с родителями. Самый распространенный – анкета. За короткий промежуток времени удается собрать наиболее полную первичную информацию о семье. Чаще всего в педагогической деятельности также используются индивидуальные беседы с родителями, консультации (иногда совместно с учеником). Наиболее востребованными в последнее время стали популярны такие способы взаимодействия, как телефонный разговор и переписка в соцсетях. Это значительно экономит время у представителей всех сторон образовательного процесса и способствует достаточно быстрому обмену информацией. Менее актуальным в последнее время стало посещение семей. На мой взгляд, это связано с нежеланием некоторых родителей впускать педагога в место своего проживания.
Чтобы наладить грамотную работу с родителями, необходимо также выявить активных родителей, таким образом, дать им возможность проявить себя и создать родительский комитет.
Важное место в процессе взаимодействия педагога и родителей занимают родительские собрания. К сожалению, современные условия также накладывают свой отпечаток и на этот процесс. Очная форма проведения собраний постепенно уходит на второй план. Ее вытесняют онлайн-собрания. С другой стороны, можно отметить и некоторые плюсы – это экономия времени.
Любое грамотно организованное взаимодействие учителя и родителей поможет лучше понять учащегося, обозначить наиболее правильные способы решения проблем.
Семья и школа, их взаимодействие играют важную роль в жизни учащихся. Они способны развиваться как личности только в том случае, когда это взаимодействие станет продуктивным в пользу ученика. Результатом сотрудничества семьи и школы должна стать четкая целенаправленная и глубокая работа, которая, предполагает, что обе стороны воспитательного процесса заинтересованы в учащемся, они раскроют и разовьют в нем лучшие качества.