Статья «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»
«Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы».
Представьте солнечный день, уже не летний, но день еще совсем юной осени. Первое сентября. В небо из детских рук срываются воздушные шары. И все вокруг, кажется, пронизано торжеством. Предвкушением. Надеждой. Надежда? На что (или кого)? На свет знаний, на приветливого учителя, на силы своего ребенка, на свое терпение, на то, что вообще ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО.
Вот, посмотрите, идет малыш с огромным букетом, цепляясь за маму. А рядом идет отец и дочь с белыми бантами. В этот момент дети так гордятся, так стремятся, они искренне хотят оправдать все надежды и стать ГОРДОСТЬЮ папы, мамы, бабушки и даже далекой тети Маши.
Сказка? Или быль? Почему среди ясного неба, куда еще недавно взлетел воздушный шар, гремит гром непонимания, обвинений, гнева? Так умирает надежда? Неужели больше нечем гордиться?
Если наша цель сделать сказку былью (сделать так, чтобы надежда подпитывалась и превращалась в веру, помочь поверить и узнать, что все основания для гордости (доброй и справедливой) даже не умещаются в чемоданчик под названием «Я - ученик»), то чего же нам не хватает? Есть же, на первый взгляд, все: технологичное пространство, интерактивные элементы, современные учебники. А сколько возможных нестандартных методов, инструментов, средств для налаживания взаимодействия семьи и школы: круглые столы, диспуты, семейные проекты, тренинги! На мой взгляд, сейчас (да, в пресловутый век технологий) не хватает души. Да! В нашей мощной машине образования становится все больше ВСЕГО, но меньше ДУШИ. Любые инновации будут работать, если есть доверие. Доверие к директору, завучу, учителю. Вы же, надеюсь, не пойдете с первым встречным, если он предложит Вам здесь и сейчас путешествие на машине времени, к примеру?
Я-учитель. Знаете, как я вижу свою работу? Стоя перед классом, я открываю душу (искренне, не «так надо», а «я так чувствую») и будто показываю на примерах, в рассказах, своими реакциями: это - доброта, это – справедливость, это-любовь. Я не могу (и не хочу) заставить детей это все взять, но в моих силах показать, дать «пощупать». Дети отзывчивы. Они открыты. Но сегодня мы говорим о взаимодействии с семьей.
Могу ли я им показать свое ощущение мира? Да, обязательно. Мало сказать на первом собрании о расписании и форме. Надо помочь родителям открыться, довериться. Как? Рассказать о себе. Не в двух словах, не только о педагогическом опыте. А дать почувствовать родителям, кто Вы. Что Вас увлекает, какие книги Вы любите, что может Вас расстроить, что Вы считаете справедливым.
«Страницы души» - так можно назвать книгу, которую на первом родительском собрании учитель создает вместе с родителями. В этой книге есть страница каждого родителя. Вы открываетесь, Вам понемногу открываются в ответ.
Следующей формой работы я выбираю командообразующие игры. Все мы родом из детства, всем нам хочется забыть про список в магазин, счет за электроэнергию и окунуться в пространство, в котором нет рамок, а есть столько красок!
Создание совместных (участники и дети, и родители) постановок , спектаклей. В этом творческом порыве также нет жестких границ, но есть возможность у родителей сблизиться со своими детьми. Как многим из них этого не хватает! Как же приятно поймать лучезарный взгляд мамы на своего ребенка. А она ведь могла никогда не узнать, какой задорной Мальвиной может быть ее дочь!
Родители, которые открылись, доверились, поверили готовы быть активными участниками практикума, семинара и диспута. Они готовы без стыда, страха, упрека обсуждать волнующие вопросы и совместно со школой искать решения. Потому что верят. Знают, что цель едина - помочь ребенку найти свою дорогу, свой путь в прекрасное, светлое и счастливое будущее.