Статья «Источник интенсивного развития и воспитания дошкольников»
Статья «Источник интенсивного развития и воспитания дошкольников»
Кияйкина Наталья Федоровна
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря»
г. Пятигорска
Ставропольского края
Наука – это организованные знания, мудрость – это организованная жизнь.
Иммануил Кант
Каждый современный педагог, стремящийся к результативности в профессиональной деятельности, знает, как сочетать два понятия «наука» и «мудрость» в одно целое. Грамотно используя инновационные технологии, заинтересованные педагоги создают условия для гармоничного развития каждой личности.
Позвольте поделиться своим опытом работы по использованию наиболее распространенной и актуальной инновационной технологии в образовательном процессе детского сада - ИКТ-технологии, которые являются, на мой взгляд, источником интенсивного развития и воспитания дошкольников.
На протяжении более десяти лет работы в учреждении, автоматизированное рабочее место позволяет мне широко использовать ИКТ-технологии во всех направлениях профессиональной деятельности (организационно-методической, диагностической, коррекционно-развивающей, консультативно-просветительской и психо-профилактической, реабилитационной, экспертной).
Компьютер является мощным и современным помощником по оформлению документации и инструментом для получения любой информации (теоретической и практической), а так же способствует точной обработки диагностических данных (электронные таблицы и прочее).
На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют не только обогащать всех участников образовательных отношений (детей и их родителей, педагогов и помощников воспитателей) готовыми теоретическими знаниями и практическими ресурсами, но и способствуют раскрытию их творческого потенциала, повышению компетенций, интенсивному интеллектуальному развитию, в том числе и формированию эмоционального интеллекта.
Общение дошкольников с компьютером, в процессе развивающих, профилактических или коррекционных занятий, вызывает у ребят оживленный интерес, а так же активизацию мозговой деятельности (например, упражнения для глаз и нейрогимнастики, короткие познавательные мультипликационные фильмы, интерактивные презентации и обучающие игры, виртуальные экскурсии и видеоматериалы, а так же прочие образовательные ресурсы, со ссылками которых можно ознакомиться в приложении № 2).
Именно любознательность и интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, творческое воображение, креативное мышление и речевая активность. Перечисленные качества обеспечивают психологическую готовность ребенка-дошкольника к дальнейшему благополучному обучению в школе.
Данное техническое средство необходимо в процессе обучения дошкольников (средство познания и расширения кругозора, закрепление сформированных ранее знаний, умений и навыков). Оно так же играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения (мультимедиа «по развитию безопасности» и кейс-технологии по решению детских проблемных ситуаций), что оказывает прямое влияние на общее психическое развитие воспитанников дошкольного учреждения (эмоционально-личностная сфера). Предлагаю ознакомиться с электронными ресурсами по обсуждению с детьми вопросов этикета и решению проблемных ситуаций в приложении № 1.
Использование интерактивного светящегося стола в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками дает возможность каждому ребенку развить свой «язык эмоций», понять свое эмоциональное состояние и эмоции других людей, позволяет отреагировать негативные чувства, избегать в контакте со сверстниками нарушение своих "границ" и учитывать "границы" другого человека, а так же интенсивно раскрывать творческий потенциал. Результаты детского творчества отображены на фото.
/data/files/c1649416594.jpg (144x192)
Оборудование темной сенсорной комнаты «Волшебный мир» (ТСК) играет немаловажную роль в формировании навыков саморегуляции и релаксации, что положительно сказывается на психологическом и физическом здоровье дошкольников.
Процесс деятельности на интерактивном оборудовании «Солнышко» позволяет закрепить интеллектуальные способности (например, знание детей о диких животных, о созвездии и прочее), развить «язык эмоций», сформировать широкий цветовой спектр и изобразительные навыки. Дети с большим удовольствием включаются в интерактивные игры.
ИКТ-технологии, действительно, являются важнейшим инструментом в руках современного педагога дошкольного учреждения, так как данный метод упрощает решение не только образовательных задач по всем пяти образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), но и воспитательных целей и задач.
Публикации детских творческих работ на сайте «УРОК.РФ», с получением именных сертификатов, способствуют интенсивному раскрытию творческого потенциала дошкольников. Рассматривая на экране компьютера творческие работы сверстников (песочные картины, всевозможные поделки) и прочитывая авторские детские стихотворения (коллективное и индивидуальное стихосложение). У детей формируется усидчивость и терпение, воспитывается любовь к художественному слову и добродетели, ребята стремятся к лидерству и доброжелательности по отношению друг к другу, к созданию чего-то нового, неповторимого.
Детское поэтическое творчество.
Создание детских кроссенсов (ассоциативных головоломок).
Поделка из камней.
В процессе данной творческой деятельности повышается самооценка и значимость личности, формируются коммуникативные навыки, меняется модель общения и поведения.
Дистанционная работа со всеми участниками образовательных отношений, проводимая регулярно в последнее время на различных платформах, имеет огромное смысловое значения для повышения компетенций, укрепления детско-родительских отношений и просвещения взрослых в вопросах педагогики и психологии.
Таким образом, анализируя результативность профессиональной деятельности посредством ИКТ-технологии, можно с уверенностью сказать, что данная инновация является источником интенсивного развития и воспитания не только дошкольников, но и взрослых.
Приложение № 1.
Электронный ресурс для обсуждения с детьми вопросов этикета, проблемных ситуаций и правил безопасности (кейс-технология)
Приложение № 2.
Полезные ссылки по использованию мультимедиа и видео материала
1. Детям о глазах Мультфильм о строении глаза и охране зрения.
2. Нектар для глаз | Успокаивает, красота, упражнение для глаз.
3. Гимнастика для глаз 1.
4. Детская зарядка для глаз.
5. Релакс. Лечение мандалами и звуками музыки.
6. Зарядка для глаз.
7. Виртуальная экскурсия в Эрмитаж.
8. Виртуальная экскурсия на Красную площадь.
Источники
Интернет ресурс:
1. Цитаты из книги «Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования».
2. Цитаты про современность в образовательном процессе.
3. Картинки-анимации с современными методами обучения.
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Язенина Ольга Анатольевна
Кияйкина Наталья Федоровна