Семья – первый ориентир: Роль родителей в профилактике нежелательного поведения у дошкольников
Семья – первый ориентир: Роль родителей в профилактике нежелательного поведения у дошкольников
Статья адресована педагогам дошкольных учреждений.
Детский сад – это важнейший этап в жизни каждого ребенка, время активного познания мира, формирования личности и освоения социальных норм. Однако, фундамент для этих процессов закладывается гораздо раньше и глубже – в семье. Именно семья является первичным институтом социализации, где ребенок впервые усваивает понятия "хорошо" и "плохо", "можно" и "нельзя", учится взаимодействовать с окружающими и формирует свою систему ценностей.
В контексте профилактики нежелательного поведения (которое в дошкольном возрасте проявляется как агрессия, непослушание, капризы, ложь, присвоение чужого, нарушение правил группы и т.д.), роль семьи становится не просто важной, а определяющей. Мы, педагоги, видим детей лишь несколько часов в день, в то время как родители – главные "архитекторы" их внутреннего мира.
Почему семья – это основа профилактики?
Первые образцы поведения: Ребенок неосознанно копирует модели поведения взрослых, в первую очередь, родителей. Как родители реагируют на конфликты, как проявляют эмоции, как общаются друг с другом и с окружающими – все это становится частью поведенческого репертуара малыша.
Эмоциональный климат: Атмосфера любви, принятия, безопасности или, напротив, тревоги, конфликтов и равнодушия напрямую влияет на эмоциональное состояние ребенка и его способность к саморегуляции. Дети, растущие в гармоничной обстановке, как правило, более уравновешены и менее склонны к деструктивным проявлениям.
3. Формирование ценностей: именно в семье закладываются основы морали и этики: представления о доброте, справедливости, ответственности, уважении к другим. Родители формируют у ребенка отношение к труду, к старшим, к животным, к общественным нормам.
4. Обучение самоконтролю и дисциплине: Семья – это первое место, где ребенок учится соблюдать правила, понимать последствия своих действий, откладывать немедленное удовлетворение желаний и контролировать свои импульсы.
Конкретные направления работы семьи в профилактике нежелательного поведения:
1. Создание атмосферы любви, принятия и безопасности:
• Безусловная любовь и поддержка.
• Качественное время, проведенное вместе (игры, чтение, прогулки).
• Чувство защищенности и доверия.
2. Установление четких правил и границ:
• Правила должны быть понятны ребенку, соответствовать его возрасту.
• Объяснение необходимости правил, а не просто запреты.
• Последовательность родителей в требованиях.
• Наличие адекватной системы поощрений и мягких, но неизбежных последствий за нарушение правил.
3. Позитивный пример родителей:
• Родители сами демонстрируют уважительное отношение к окружающим, соблюдают правила, проявляют эмпатию.
• Отсутствие агрессии и насилия в семье.
• Конструктивное решение конфликтов между взрослыми.
4. Развитие эмпатии и ответственности:
• Обсуждение чувств других людей (почему расстроился Миша? что чувствует птичка?).
• Вовлечение ребенка в посильные домашние обязанности, формирование чувства причастности к семейным делам.
• Обучение просить прощения и исправлять свои ошибки.
5. Конструктивное общение:
• Умение слушать ребенка, давать ему высказаться.
• Обсуждение сложных ситуаций, помощь в поиске выхода.
• Избегание угроз, крика, оскорблений.
• Обучение ребенка выражать свои эмоции словами, а не действиями.
6. Совместная деятельность:
• Семейные традиции, совместные игры, чтение.
• Посещение культурных мероприятий, прогулки на природе.
• Эти занятия укрепляют эмоциональные связи и дают возможность для ненавязчивого воспитания.
Роль детского сада в поддержке семьи:
Мы, педагоги, не можем заменить семью, но можем и должны быть ее надежными партнерами. Наша задача:
• Осуществлять раннюю диагностику: внимательно наблюдать за поведением детей, выявлять первые признаки нежелательного поведения.
• Деликатно информировать родителей: обсуждать свои наблюдения с родителей и, предлагать совместные пути решения. Важно не обвинять, а искать пути сотрудничества.
• Оказывать консультативную помощь: проводить индивидуальные беседы, тематические родительские собрания, семинары по вопросам воспитания.
• Предоставлять информацию: делиться с родителями полезными статьями, методическими рекомендациями, контактами специалистов (психологов, дефектологов), если это необходимо.
• Формировать единые подходы: поддерживать те ценности и правила, которые устанавливаются в семье (если они не противоречат общечеловеческим нормам), и наоборот – доносить до родителей важность соблюдения правил детского сада.
Заключение:
Профилактика нежелательного поведения – это долгосрочный и многогранный процесс, в котором нет места быстрым решениям. Она начинается с самого раннего возраста в кругу семьи и продолжается в детском саду, школе и обществе. Совместные усилия педагогов и родителей, основанные на взаимопонимании, доверии и единых педагогических принципах, являются залогом формирования гармоничной, ответственной и социально адаптированной личности. Давайте помнить, что каждый ребенок уникален, и только общими усилиями мы сможем помочь ему вырасти достойным человеком!
Список рекомендованной литературы и источников:
ФОП ДО Утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. N 1028
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. — М.: Воронеж: МОДЭК, 2001;
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ: Астрель, 2011;
Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Взаимодействие ДОУ с семьей: Учебно-методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2007;
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1986;
Макаренко А.С. Книга для родителей. — М.: Педагогика, 1980;
Митрошина Т.П. Современные подходы к взаимодействию детского сада и семьи: Методическое пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2011;
Федоренко Л.Г. Профилактика девиантного поведения детей и подростков: Теория и практика. — СПб.: Речь, 2008.