Статья «Сенсорное развитие детей раннего возраста как основа формирования психических процессов»
Авторы: Л.А. Гриневич, педагог-психолог
Т.К. Бурдина, воспитатель
Н.А. Васина, воспитатель
МАДОУ «Детский сад №184» г. Нижний-Новгород
Аннотация: Сенсорное развитие детей раннего возраста является ключевым элементом в формировании психических процессов. Оно лежит в основе таких важных функций, как восприятие, внимание и мышление. В этой статье мы рассмотрим, как развитие сенсорного восприятия влияет на психическое развитие ребенка и какие методы могут использовать родители и педагоги для стимуляции сенсорного развития в раннем возрасте.
В современной педагогике большое значение придается учету уникальных черт каждого ребенка и поддержке его индивидуального развития. Особенно важно в дошкольном возрасте стимулировать умственные способности и любознательность. Это достигается через акцент на сенсорное воспитание с младенчества, что является основой для освоения различных видов деятельности.
В рамках ФГОС дошкольного образования основная цель - это гармоничное развитие личности ребенка. Важно не только передать знания, но и помочь ребенку адаптироваться в обществе, научить его нормам поведения, ответственности, самостоятельности, взаимодействию с окружающими, а также раскрыть его личные качества и таланты.
ФГОС заложили фундамент для дальнейшего развития ребенка в познавательном, волевом и эмоциональном аспектах. Важно уделить внимание умственному воспитанию малышей, начиная с сенсорного развития.
Многие ученые, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают значимость сенсорного развития в раннем возрасте. Например, Л.А. Венгер выделяет важность того, чтобы дети не просто знакомились с основными цветами и формами, но и понимали их свойства в процессе взаимодействия с предметами. В.П. Вартан указывает на важность развития восприятия свойств предметов у детей второго-третьего года жизни.
З.М. Богуславская обнаружила, что игровые действия с предметами в дошкольном возрасте переходят в исследовательские, что помогает детям понять функции частей предметов и их взаимосвязь.
Сенсорное развитие играет ключевую роль в дошкольном воспитании, так как оно способствует умственному развитию, помогает ребенку упорядочивать знания, готовит к восприятию реальности, развивает эстетические чувства, воображение, наблюдательность, внимание и подготавливает к учебной деятельности, а также обогащает словарный запас и развивает различные виды памяти.
Учитывая важность сенсорного развития для интеллектуального прогресса детей, необходимо уделять внимание использованию инновационных методов и инструментов в обучении малышей.
Педагог Е. Янушко отмечает, что в процессе обучения детей необходимо включать игры, способствующие равномерному развитию всех сенсорных систем. Мы взаимодействуем с окружающим миром через пять основных сенсорных каналов: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, где зрение и слух играют ведущую роль. Принципиально важно, чтобы игровая деятельность способствовала сбалансированному развитию всех сенсорных способностей. Обоняние и вкус связаны с эмоциональным восприятием, и когда дети учатся различать предметы на ощупь, опознавать вкусы и описывать разнообразные ощущения, они параллельно развивают способность к эмоциональному самоконтролю.
Значение сенсорного развития
С первых дней жизни ребенок активно исследует мир через ощущения. Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние – все эти сенсорные системы помогают малышу адаптироваться к окружающему миру, учиться и развиваться. Сенсорные впечатления не только стимулируют мозговую активность, но и способствуют формированию нейронных связей, которые являются основой для развития высших психических функций.
Развитие органов чувств
Зрение: Наиболее быстро развивается в первые годы жизни. Игры с контрастными картинками, модулями над кроваткой способствуют развитию зрительного восприятия.
Слух: Развивается через восприятие различных звуков, музыки и речи. Разговоры с ребенком, пение песенок и чтение вслух стимулируют слуховое восприятие.
Осязание: Через кожный контакт ребенок узнает о тепле, холоде, текстуре предметов. Игры с различными материалами, такими как песок, вода, ткань, способствуют развитию тактильных ощущений.
Вкус и обоняние: Развиваются через пробование разнообразной пищи и узнавание запахов. Это помогает формированию вкусовых и обонятельных предпочтений.
Методы стимуляции сенсорного развития
Игровая деятельность: Использование игрушек разных форм, размеров и цветов.
Сенсорные коробки: Контейнеры с различными материалами для исследования.
Творческие занятия: Рисование, лепка, игра с пластилином.
Природный контакт: Прогулки на свежем воздухе, знакомство с растениями и животными.
Важной частью стимуляции сенсорного развития является включение игр, направленных на активизацию различных органов чувств. Ниже представлены игры, которые могут быть использованы родителями и педагогами для поддержки сенсорного развития детей раннего возраста.
Игры для развития зрения
"Поиск отличий": Используйте картинки с незначительными различиями, чтобы ребенок научился замечать детали и различия в объектах.
"Цветные фильтры": Предложите ребенку посмотреть на мир через цветные прозрачные пластины, чтобы развить восприятие цвета.
Игры для развития слуха
"Угадай звук": Воспроизводите различные звуки и просите ребенка угадать, что это за звук и откуда он исходит.
"Музыкальные инструменты": Предоставьте детям различные простые музыкальные инструменты для исследования звуков.
Игры для развития осязания
"Сенсорные мешочки": Наполните тканевые мешочки различными предметами и позвольте детям угадывать содержимое на ощупь.
"Текстурный путь": Создайте дорожку из различных материалов, по которой ребенок может ходить босиком, ощущая разные текстуры.
Игры для развития вкуса и обоняния
"Угадай вкус": Предложите ребенку попробовать различные продукты с закрытыми глазами и угадать их вкус.
"Ароматные баночки": Используйте небольшие контейнеры с различными запахами и попросите ребенка определить аромат.
В возрасте 2-3 лет сенсорное развитие играет ключевую роль в формировании личности детей, поскольку в этот период проявляется увеличенный интерес к окружающему миру. Ребенок находит удовольствие в игре с яркими игрушками, что делает важным предлагать активности, способствующие развитию способности к концентрации, памяти, воображению и развитию речи.
Например, игра с пластилином, где можно создавать различные формы, положительно влияет на развитие мелкой моторики у детей. Важно, чтобы занятия были адаптированы к возрастным особенностям детей. Например, создание зоопарка из пластилина, где ограничено количество животных доступным материалом, может быть интересным заданием.
Популярность развивающих ковриков, похожих на пазлы, в детских садах также отмечает Е. Янушко. Эти коврики способны увлечь детей надолго, помогая им развить усидчивость, внимание, воображение и умение доводить начатое дело до конца. Яркие изображения на ковриках привлекают внимание детей, способствуя их развитию.
Сенсорное развитие также включает логические игры, например, сборку пирамидок, которые стимулируют развитие абстрактного мышления и аналитических способностей. Конструкторы, включая "Лего", позволяют детям проявить творческие способности и строить разнообразные конструкции, способствуя ускоренному сенсорному развитию.
Эти игры не только способствуют сенсорному развитию, но и укрепляют связь между ребенком и родителем или педагогом, создавая основу для дальнейшего обучения и развития. Регулярное включение таких игр в повседневную жизнь ребенка поможет формировать основу для развития психических процессов и социальных навыков.
Заключение
Сенсорное развитие играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Оно является основой для формирования восприятия, мышления и социальных навыков. Родители и педагоги могут способствовать этому процессу, создавая богатую сенсорную среду и предоставляя разнообразные возможности для сенсорного обучения и исследования.