Статья «Сенсорное развитие детей раннего возраста как основа формирования психических процессов»

0
0
Материал опубликован 31 May

Авторы: Л.А. Гриневич, педагог-психолог

Т.К. Бурдина, воспитатель

Н.А. Васина, воспитатель

МАДОУ  «Детский сад №184» г. Нижний-Новгород


Аннотация: Сенсорное развитие детей раннего возраста является ключевым элементом в формировании психических процессов. Оно лежит в основе таких важных функций, как восприятие, внимание и мышление. В этой статье мы рассмотрим, как развитие сенсорного восприятия влияет на психическое развитие ребенка и какие методы могут использовать родители и педагоги для стимуляции сенсорного развития в раннем возрасте.


 

В современной педагогике большое значение придается учету уникальных черт каждого ребенка и поддержке его индивидуального развития. Особенно важно в дошкольном возрасте стимулировать умственные способности и любознательность. Это достигается через акцент на сенсорное воспитание с младенчества, что является основой для освоения различных видов деятельности.

В рамках ФГОС дошкольного образования основная цель - это гармоничное развитие личности ребенка. Важно не только передать знания, но и помочь ребенку адаптироваться в обществе, научить его нормам поведения, ответственности, самостоятельности, взаимодействию с окружающими, а также раскрыть его личные качества и таланты.

ФГОС заложили фундамент для дальнейшего развития ребенка в познавательном, волевом и эмоциональном аспектах. Важно уделить внимание умственному воспитанию малышей, начиная с сенсорного развития.

Многие ученые, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают значимость сенсорного развития в раннем возрасте. Например, Л.А. Венгер выделяет важность того, чтобы дети не просто знакомились с основными цветами и формами, но и понимали их свойства в процессе взаимодействия с предметами. В.П. Вартан указывает на важность развития восприятия свойств предметов у детей второго-третьего года жизни.

З.М. Богуславская обнаружила, что игровые действия с предметами в дошкольном возрасте переходят в исследовательские, что помогает детям понять функции частей предметов и их взаимосвязь.

Сенсорное развитие играет ключевую роль в дошкольном воспитании, так как оно способствует умственному развитию, помогает ребенку упорядочивать знания, готовит к восприятию реальности, развивает эстетические чувства, воображение, наблюдательность, внимание и подготавливает к учебной деятельности, а также обогащает словарный запас и развивает различные виды памяти.

Учитывая важность сенсорного развития для интеллектуального прогресса детей, необходимо уделять внимание использованию инновационных методов и инструментов в обучении малышей.

Педагог Е. Янушко отмечает, что в процессе обучения детей необходимо включать игры, способствующие равномерному развитию всех сенсорных систем. Мы взаимодействуем с окружающим миром через пять основных сенсорных каналов: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, где зрение и слух играют ведущую роль. Принципиально важно, чтобы игровая деятельность способствовала сбалансированному развитию всех сенсорных способностей. Обоняние и вкус связаны с эмоциональным восприятием, и когда дети учатся различать предметы на ощупь, опознавать вкусы и описывать разнообразные ощущения, они параллельно развивают способность к эмоциональному самоконтролю.

Значение сенсорного развития

С первых дней жизни ребенок активно исследует мир через ощущения. Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние – все эти сенсорные системы помогают малышу адаптироваться к окружающему миру, учиться и развиваться. Сенсорные впечатления не только стимулируют мозговую активность, но и способствуют формированию нейронных связей, которые являются основой для развития высших психических функций.

Развитие органов чувств

Зрение: Наиболее быстро развивается в первые годы жизни. Игры с контрастными картинками, модулями над кроваткой способствуют развитию зрительного восприятия.

Слух: Развивается через восприятие различных звуков, музыки и речи. Разговоры с ребенком, пение песенок и чтение вслух стимулируют слуховое восприятие.

Осязание: Через кожный контакт ребенок узнает о тепле, холоде, текстуре предметов. Игры с различными материалами, такими как песок, вода, ткань, способствуют развитию тактильных ощущений.

Вкус и обоняние: Развиваются через пробование разнообразной пищи и узнавание запахов. Это помогает формированию вкусовых и обонятельных предпочтений.

Методы стимуляции сенсорного развития

Игровая деятельность: Использование игрушек разных форм, размеров и цветов.

Сенсорные коробки: Контейнеры с различными материалами для исследования.

Творческие занятия: Рисование, лепка, игра с пластилином.

Природный контакт: Прогулки на свежем воздухе, знакомство с растениями и животными.

Важной частью стимуляции сенсорного развития является включение игр, направленных на активизацию различных органов чувств. Ниже представлены игры, которые могут быть использованы родителями и педагогами для поддержки сенсорного развития детей раннего возраста.

Игры для развития зрения

"Поиск отличий": Используйте картинки с незначительными различиями, чтобы ребенок научился замечать детали и различия в объектах.

"Цветные фильтры": Предложите ребенку посмотреть на мир через цветные прозрачные пластины, чтобы развить восприятие цвета.

Игры для развития слуха

"Угадай звук": Воспроизводите различные звуки и просите ребенка угадать, что это за звук и откуда он исходит.

"Музыкальные инструменты": Предоставьте детям различные простые музыкальные инструменты для исследования звуков.

Игры для развития осязания

"Сенсорные мешочки": Наполните тканевые мешочки различными предметами и позвольте детям угадывать содержимое на ощупь.

"Текстурный путь": Создайте дорожку из различных материалов, по которой ребенок может ходить босиком, ощущая разные текстуры.

Игры для развития вкуса и обоняния

"Угадай вкус": Предложите ребенку попробовать различные продукты с закрытыми глазами и угадать их вкус.

"Ароматные баночки": Используйте небольшие контейнеры с различными запахами и попросите ребенка определить аромат.

В возрасте 2-3 лет сенсорное развитие играет ключевую роль в формировании личности детей, поскольку в этот период проявляется увеличенный интерес к окружающему миру. Ребенок находит удовольствие в игре с яркими игрушками, что делает важным предлагать активности, способствующие развитию способности к концентрации, памяти, воображению и развитию речи.

Например, игра с пластилином, где можно создавать различные формы, положительно влияет на развитие мелкой моторики у детей. Важно, чтобы занятия были адаптированы к возрастным особенностям детей. Например, создание зоопарка из пластилина, где ограничено количество животных доступным материалом, может быть интересным заданием.

Популярность развивающих ковриков, похожих на пазлы, в детских садах также отмечает Е. Янушко. Эти коврики способны увлечь детей надолго, помогая им развить усидчивость, внимание, воображение и умение доводить начатое дело до конца. Яркие изображения на ковриках привлекают внимание детей, способствуя их развитию.

Сенсорное развитие также включает логические игры, например, сборку пирамидок, которые стимулируют развитие абстрактного мышления и аналитических способностей. Конструкторы, включая "Лего", позволяют детям проявить творческие способности и строить разнообразные конструкции, способствуя ускоренному сенсорному развитию.

Эти игры не только способствуют сенсорному развитию, но и укрепляют связь между ребенком и родителем или педагогом, создавая основу для дальнейшего обучения и развития. Регулярное включение таких игр в повседневную жизнь ребенка поможет формировать основу для развития психических процессов и социальных навыков.

Заключение

Сенсорное развитие играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Оно является основой для формирования восприятия, мышления и социальных навыков. Родители и педагоги могут способствовать этому процессу, создавая богатую сенсорную среду и предоставляя разнообразные возможности для сенсорного обучения и исследования.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации