12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Субботина Светлана Львовна5447
Учитель высшей квалификационной категории. Работаю в МАОУ СОШ №22 п.Билимбай г.Первоуральска Свердловской области учителем русского языка и литературы. В этом учебном году являюсь классным руководителем 5 класса. Педагогический стаж 32 года.
Россия, Свердловская обл., Первоуральск

Презентация к уроку

Пояснительная записка

Потребность быть полезным своей семье и своему Отечеству в той или иной мере существует, наверное, у каждого человека. Служение семье позволяет человеку в полноте продолжать себя в своих близких, а служение Отечеству – продолжать себя в истории родной земли, в жизни разных поколений соотечественников. Смысл этой идеи заключается в том, что человек может состояться, подтвердить важность своего существования в этом мире лишь в том случае, если отдаёт себя и свои силы на служение ближнему, на служение своему Отечеству. Такой человек не умирает до конца в момент физической смерти, но продолжает жить в своих детях, внуках, в молодых поколениях соотечественников.

С идеей служения человека обществу и стране тесно связано понятие патриотизма. В.В.Путин определяет патриотизм как чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями: «Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее... Это источник мужества, стойкости, силы народа». Патриот понимает под Отечеством не только место, где он родился и вырос, но и принадлежность к той общности, тому народу, той истории, в создании которых принимали участие его предки. Любить Отечество – значит любить и почитать своих предков, нести перед ними ответственность за свой род, свою страну, полученные от них по наследству.

Задача учителя – сформировать у учащихся нравственный идеал, на основе которого они могли бы наметить цель жизни и стремиться к ней. Как учитель литературы я считаю свой предмет особенным в работе по формированию нравственной личности современного выпускника школы, а себя – ответственной не только за то, что знают мои ученики по преподаваемому предмету, но и за то, какими людьми они становятся.

В школьной программе по литературе не так часто уделяется внимание изучению древней литературы, жизни Святых. Скорее всего, для ребят эта литература больше становится экскурсом в историю, рассказывает о том, как жили люди и наша страна в далёком прошлом. И личности конкретного человека, его моральным качествам, истокам нравственного поведения уделяется не так много внимания, как они того заслуживают. Не скрою, меня тема житийной литературы не особо интересовала раньше, я относилась к ней как к чему-то необходимому при изучении русской литературы, но далеко не самому интересному и замечательному. Возможность участия в городских Рождественских образовательных чтениях, в Заочном областном методическом конкурсе «Воспитание святостью. 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского» и, наконец, в региональном этапе Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью  "За нравственный подвиг учителя" стимулировала меня не только обобщить и систематизировать свои знания о Сергии Радонежском, эпохе, в которую он жил, но и узнать много нового о становлении его личности.

Цель моей методической разработки: пробудить у учащихся интерес к изучению житийной литературы, выявить ценность отечественного культурно-исторического наследия для современного поколения подростков и необходимость развития в себе чувства патриотизма. Через применение различных современных и традиционных образовательных технологий достигается планируемый результат: учащиеся осознают, что история – это не что-то давно ушедшее, она оказывает влияние на все последующие поколения; без прошлого нет настоящего, а значит, и будущего; культурное наследие нашей страны ценно и даёт нам не только сведения о прошлом, но и учит, как поступать в жизни, учит главным нравственным ценностям.

Мы учителя, нам даны маленькие люди для того, чтобы мы воспитали из них людей, способных не только заботиться о себе, но и страждущих принести радость и славу своим близким, своей стране, человечеству вообще. Чем больше появится людей с осознанием своей способности жить не только ради себя, но и ради блага других, ради общества, ради своей страны, тем ярче и красочнее, осмысленнее станет жизнь каждого. В выступлении Президента нашего государства в январе 2014 года по поводу концепции нового учебно-методического комплекса по истории прозвучало, что главное для России – это чтобы мы «поняли свою собственную меру ответственности за страну, в которой живём».

Поэтому идея служения может стать воистину национальной идеей России, путеводной звездой, определяющей направление движения и граждан, и общества, и всей страны. И пафосом служения будет стремление человека предельно хорошо делать свое дело, исполнять то, что ты делаешь, то, к чему зовут сердце, долг, обязательства перед близкими или чужими людьми, перед обществом, перед страной, перед Богом. Кто-то может задать вопрос: а зачем и кому все это нужно? В первую очередь это нужно самому себе, если есть осознание желанности проживания полноценной, исполненной содержания жизни. Служение можно (и нужно) осуществлять просто так, ничего не обосновывая и не прося ничего взамен. Служение можно воплощать просто потому, что не можешь иначе; потому, что осознаешь себя и свое место в мире людей; потому, что ты человек, сын или дочь своих родителей и своего народа, член общества и гражданин государства. Просто потому, что Россия ждет этого служения и нуждается в нем.

Содержательная часть

Тема урока: "Сергий Радонежский – человек и патриот"

Класс: 8.

Цели:

Раскрыть историческую основу и значение "Жития Сергия Радонежского".

Определить роль личности святого для современного поколения.

Воспитать чувство патриотизма, высокой духовности, нравственности, ответственности потомков перед великими предками.

Используемые инновационные технологии:

технология проблемного обучения;

технология проектной деятельности;

интерактивные технологии;

информационно-коммуникационные технологии.

Теория:

житийная литература – вид церковной литературы, жизнеописания святых, биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью;

духовная литература – это книги о душе, литература религиозного и философского характера, описывающая жизнь святых и религиозных деятелей, проповедующая основы той или иной религии, с напутствиями и советами для людей, ищущих смысл жизни.

Словарная работа:

Святая Троица  – в христианстве Бог, единый по сущности, но имеющий три духовных лица: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

Моровая язва – инфекционное, очень заразное заболевание, характеризующееся высокой смертностью людей.

Урок проводится с компьютерной поддержкой.

Оборудование: 

= электронное приложение-презентация, мультимедийный проектор.

Время проведения: 1 академический час

Оцениваются:

1. активная работа при ответах на вопросы;

2. рассказы детей о жизни Сергия Радонежского;

3. верно составленный цитатный план;

4. работа в группах;

5. сочинённое стихотворение.

*Деятельность учащихся выделена курсивом.

План урока.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Работа с репродукцией картины Нестерова.
  3. О «Житии Сергия Радонежского» и беседа по произведению.
  4. Проверка домашнего задания.
  5. Изучение нового материала.
  6. Закрепление изученного.
  7. Подведение итогов и выставление отметок.
  8. Домашнее задание.

В прочитанных нами ранее произведениях древнерусской литературы действуют главным образом герои-воины, вооружённые защитники Родины или их враги. В этих произведениях были изображены княжеские усобицы, жертвами которых стали не духовные, а светские лица, позднее причисленные к лику святых.

Но в древности были и другие герои, о чьих делах можно говорить не как о подвиге, а как о подвижничестве, скромном и повседневном. Дома вы дочитали текст «Жития Сергия Радонежского». Попытайтесь сформулировать, о каких качествах характера этого человека мы сможем сегодня поговорить. (О настойчивости в достижении цели, о терпении, о трудолюбии, о любви к Богу, о патриотизме). Действительно, эти качества получили яркое развитие в характере преподобного Сергия. Поэтому наш урок сегодня – по теме «Сергий Радонежский – человек и патриот» (Слайд 1). Целями нашего урока будут следующие: (Слайд 2). Для работы нам понадобятся теоретические сведения и словарная работа (Слайды 3 и 4).

Вспомним, что нам известно о преподобном Сергии. (Он родился в 1314 г. в семье бояр Ростовских Марии и Кирилла и был наречен именем Варфоломей. Воспоминание Марии: «Ещё в чреве матери Бог избрал его на служение Себе». И все сделали вывод: "Придет на свет великий светильник миру и служитель Пресвятой Троицы".

Когда Варфоломей учился в церковной школе, грамота ему плохо давалась, и он от этого очень страдал. Однажды ему пришлось отправиться в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника«святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Старец сказал Варфоломею: «О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников.)

По этим событиям «Жития Сергия Радонежского» русским художником Нестеровым была написана картина «Видение отроку Варфоломею» (Слайд 5).

2. Работа с репродукцией картины Нестерова.

В своей картине Нестеров далёк от подробной описательности действия.

Недаром трудно понять, какой именно момент легенды изображён. Художника, скорее, интересовало не столько само чудесное событие, сколько определение его внутреннего характера, отражение его в душе мальчика. 
Отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания молитвы. Всё пронизано живым, реальным ощущением человеческой жизни, очищенной от повседневной суеты, умиротворённой, прекрасной в своей чистоте.

Почему же мальчик печален? (его одолевают мысли о плохой учёбе)

Как пейзаж отражает внутреннее состояние мальчика? (это грустный пейзаж, в нём нет ярких красок)

Что развивает в нас этот пейзаж? (пейзаж открывает в нас чувство любви к своей родимой земле, к родной природе)

Какие черты духовного облика Сергия помогает нам увидеть и понять картина М.Нестерова? (смирение, любовь к Богу)

3. О «Житии Сергия Радонежского» и беседа по произведению.

Подробно о жизни Сергия Радонежского рассказано в «Житии», написанном Епифанием Премудрым, который пришёл в Троице-Сергиев монастырь уже после смерти Сергия и, следовательно, никогда не видел святого игумена. Он создал свой труд, опираясь на рассказы старых монахов, и там, где фактов не хватало, дополнял их отсутствие «общими местами» из житийной литературы.

Типичен для монашеского жизнеописания и целый ряд других деталей. В почти полном отсутствии конкретно индивидуализированного материала нет ничего странного. Более того, это одна из черт подлинной святости. Сравнительно легко писать о полководце, философе или о политике, поскольку их деятельность проходит на глазах у людей. Другое дело - святой, ибо он живет по принципу «у тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе. И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят на сонмищах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне».

Жизнь святого проходит при наглухо запертых дверях: добрые дела он совершает так, чтобы их не видели, молится у себя в келье и постится, как заповедано в Евангелии, так, что его окружающие не обращают на это никакого внимания, — в противном случае он уже не святой.

Давайте вспомним, как жил Сергий Радонежский (рассказывают учащиеся – индивидуальное домашнее задание).

(1 учащийся) Когда не стало родителей, Варфоломей вместе со старшим братом в 40 верстах от Радонежа нашел пустынное возвышенное место в лесу, недалеко от речки, и стал строить церковь и жильё для себя.

Построив церковь, освятили её во имя Святой и живоначальной Троицы. Но брат не смог долго выдержать одиночества и тягот и уехал в Москву, а Варфоломей остался один. И пошли дни и месяцы одиночества. Но они не прошли недаром. Он полностью посвятил себя духовному миру. Читал священные книги, занимался богомыслием, произнося молитвы и работая над собой. Чтобы победить в себе страсти, он наложил на себя строгий пост; по средам и пятницам вообще отказывался от пищи, а в другие дни питался только хлебом и водой.

(2 учащийся) Он работал над собой, чтобы спасти свою душу и выработать сильную волю. Благодаря этому установилось внутреннее равновесие в нем, и огонь сердца нашел постоянную меру горения. Не будучи еще в монастыре, Варфоломей уже вел монашескую жизнь.

После смерти родителей всё, что родители оставили ему, раздал, даже на пропитание ничего не оставил. Благодаря сильной воле, сильной любви к Богу и строгой дисциплине он решил принять пострижение в монахи. Варфоломею было 23 года, когда ему было дано имя Сергия. Это был человек необыкновенной доброты, отзывчивости к людскому горю, в нем горела ничем не сломляемая вера, ясная радостная бодрость, помогающие ему в трудные минуты и привлекающие всех. Никому не было отказа в его любвеобильном сердце.

(3 учащийся) И, конечно, пришли к нему желающие подражать ему. И сказал он: "Приемлю Вас, но да будет известно каждому, что если пришли работать Богу и хотите здесь со мной безмолвствовать, то уготовайте себе претерпеть беды и печали, нужды и недостаток, ибо многими скорбями подобает нам войти в царство небесное".

Своим воздержанием, смирением и благочестивой жизнью Сергий подавал пример для других. Они пребывали в посте, молитве и постоянных трудах: то шили одежду, то переписывали книги, то возделывали огороды. Равенство было и взаимозаменяемость друг с другом.

Что удивило вас в характере Сергия? (боголюбие, огромное терпение, трудолюбие, природная скромность: умеет оставаться в тени, будучи для всех святочем; быть вторым, имея в действительности во всём первое место)

 

4. Проверка домашнего задания.

Сегодня мы обратимся к той части «Жития», в которой рассказывается о роли Сергия Радонежского в победе русского народа во времена монголо-татарского нашествия. На прошлом уроке вам было предложено составить дома по прочитанному тексту цитатный план именно той части текста, которая повествует об этих событиях (взаимопроверка плана в тетрадях по Слайду 6). (Оценивание: поднимают руки те, у кого план точно соответствует плану на слайде - это отметка "5")

 

Цитатный план (Слайд 6).

"Мамай решил вообще покончить с непокорным Димитрием".

"После трапезы Преподобный благословил князя и всю его свиту, окропил святой водой".

"Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять вёрст".

"Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви".

 

5. Изучение нового материала.

 

Сегодня я подробнее расскажу вам о роли образа Сергия Радонежского в развитии такого человеческого качества как патриотизм. Что-то будет уже знакомым, на этом будут основываться новые сведения.

Сергий был один из первых, кто укрепил Дух народа и поднял воинство на Великую Куликовскую битву.

«В 1223 году явился около пределов Русской земли народ, которого никто хорошо не знает - откуда пришел, на каком языке говорит, какого племени, какой веры?..» Так отметила летопись первое появление монголо-татар. Русские князья вышли навстречу незнакомой вражеской силе и на реке Калке, после жестокого боя, были разбиты. Неслыханное поражение повергло в печаль всю землю.

Словно моровая язва прошла, словно землетрясение и лютые пожары свирепствовали неустанно. Груды обгоревших развалин вместо городов и сел, белеющие повсюду, заросшие сорной травой кости непогребенных людей - вот что представляла Русь после нашествия.

Одним из значимых событий для русской истории того времени стала Куликовская битва – переломный момент во всей русской истории.

Многим князьям пришелся по сердцу призыв князя Дмитрия (Слайд 7), обратившегося к другим с призывом: «Братья мои, князья русские, все мы гнездо великого князя Владимира Киевского! Не рождены мы на обиду ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому этому Мамаю!»

Перед выходом на битву отправился Дмитрий в Троицкую обитель, где находился Сергий Радонежский. Дмитрий собирался просить его благословения.

Князь в обители обратил внимание на двух монахов. Они были рослы, плечисты, крепко сложены, их черные волосы и бороды придавали мужества их виду. Один звался Александр Пересвет, другой – Родион Ослябя (Слайд 8). Оба они были когда-то ратные люди, слыли богатырями, но отреклись от мирской суеты. Дмитрий попросил Сергия отдать их ему в войско.

Затем Сергий благословил Дмитрия Донского на великую битву с врагом. Вот как об этом сказано в "Житиях святых на русском языке, изложенных по руководству Четьих-Миней Св. Дмитрия Ростовского", изданных Синодальной типографией в 1904 году (Слайд 9).

Уже перед самой битвой к Дмитрию приехали гонцы из Троицы и привезли благословенную грамоту от преподобного Сергия. Преподобный ещё раз напутствовал Дмитрия, поддерживал в нем храбрость и решимость. Он убеждал его идти на врагов и обещал помощь Бога и Пречистой Богородицы. Эта грамота, без сомнения, сделала многое: подтверждала то пророчество, которому прежде поверил Дмитрий.

Утром рано все войско стало готовиться к битве. Дмитрий, проехавшись перед полками, приободрял ратников: «Отцы и братья! Ради Господа, подвизайтесь за веру христианскую и за святыя церкви. Смерть тогда - не в смерть, а в живот вечный». Потом он встал под свое великокняжеское знамя и помолился образу Спасителя, нарисованному на знамени, и великая битва началась...

В Куликовской битве войско Мамая бежало! Русь торжествовала. Она одной битвой, трудами одного дня завоевала себе свободу от более чем векового рабства.

И здесь хотелось бы узнать ваше мнение по проблемному вопросу: «Каково ваше мнение - действительно ли поддержка Сергия предопределила победу русского войска в битве?» (Варианты ответов: да, ведь Сергий укрепил в русских воинах веру в свои силы; да, так как Сергий дал понять Дмитрию, что его войско победит, и он уверенно руководил воинами; нет, потому что русские воины были храбрыми, в их рядах были такие богатыри, как Пересвет и Ослябя и т.п..)

Но, несмотря на победу в битве, нельзя забывать, что независимость не дается ни быстро, ни дешево. Через два года после того уже Тохтамыш нагрянул на Москву и разорил её. Русь признала снова так внезапно сверженное иго.

Но Куликовская битва имела громадное значение для северной Руси и для Москвы. Современники считали ее величайшим событием, победителю, великому князю Дмитрию, дали почетное прозвание "Донской" за победу на Дону. Политическое же и национальное значение Куликовской битвы заключалось в том, что она дала толчок к решительному народному объединению под властью одного князя. Приняв на себя монголо-татарский натиск, Дмитрий явился добровольным страдальцем за всю землю Русскую, а отразив этот натиск, он явил такую мощь, которая ставила его естественно во главе всего народа, выше всех других князей. К нему, как к своему единому государю, потянулся весь народ. Москва стала очевидным для всех центром народного объединения, и другим князьям оставалось только пользоваться плодами политики. И нельзя забыть о великой роли Сергия Радонежского в завоёванной победе русского народа.

6. Закрепление изученного.

Объединитесь в группы по четыре человека, обсудите проблемные вопросы, которые записаны на карточках, раздаваемых мной, и подготовьте краткий аргументированный ответ, основывающийся на вашем мнении:

= какие черты характера проявил Сергий, оказав помощь Дмитрию?

= благодаря чему русские воины показали себя истинными патриотами?

= почему важно было призвать русских князей к единству?

(Примерные ответы: Сергий, оказав помощь Дмитрию, проявил следующие черты характера: патриотизм, милосердие. Сострадание, желание помочь ближнему, защитить свою страну и живущий в ней народ; Русские воины показали себя истинными патриотами благодаря стремлению спасти свою Родину от врагов, освободить её, кроме того, они были обнадёжены благословением Сергия, что укрепило их боевой дух; важно было призвать русских князей к единству, потому что это объединило бы их, укрепило их силы и обеспечило победу в битве)

Да, действительно, Сергий Радонежский внёс весомый вклад в развитие чувства патриотизма русского народа, в формирование нравственности. У вас было перспективное задание – сочинить стихотворение, посвящённое Сергию Радонежскому. Послушайте одно такое произведение (читает учащийся) (Слайд 10):

Давно-давно ты жил, святой,

И жизнь была так одинока.

Но выбрал сам ты жребий свой

И для себя избрал дорогу.

Служил ты верою и правдой,

Основой были честь и совесть.

Принёс Руси Великой славу!

Тебя мы будем долго помнить!

Спасибо. Да, Сергий нес полную чашу ответственности за народ. Его слово было как слово сердца. Бог и Родина – вот что двигало жизнью этого человека.

 

7. Подведение итогов и выставление отметок.

Какова была роль Сергия Радонежского в победе русского войска в

Куликовской битве? (благословил Князя Дмитрия на битву с монголо-татарским войском, прислал грамоту перед началом боя, молился за русских воинов на протяжении всей битвы)

Какое значение имеет преподобный Сергий для русского народа и государства? (он благословил князя Дмитрия Донского на битву с полчищами Мамая; Сергий Радонежский вселил веру в русских воинов, отправившихся на защиту своей Земли)

8. Домашнее задание. (Слайд 11)

Напишите сочинение-миниатюру «Роль Сергия Радонежского в развитии патриотизма русского народа».

Перспективное задание – проектная деятельность по теме "Черты характера Сергия Радонежского, которые я хочу в себе развить".

Список использованной литературы.

Аверьянов К.А.. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. — М., 2006.

Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б.. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005.

Горев М.. Троицкая лавра и Сергий Радонежский. — М., 1920.

Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней Св. Дмитрия Ростовского. Книга Первая. – М., Синодальная типография, 1904.

Мельник А.Г.. Почитание св. Сергия Радонежского в Ростовской земле XVI- XVII вв. — Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: материалы V международной конференции. — Сергиев Посад: Ремарко, 2009.

Мельник А.Г.. К истории почитания Сергия Радонежского в XVI в. — Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: материалы VI международной конференции. — Сергиев Посад: Ремарко, 2012.

Моисеев Д.А., монахиня Нина (Крыгина). Нравственные основы семейной жизни. 11 класс: Экспериментальное учебное пособие с мультимедийным приложением. – Екатеринбург, Издательство Екатеринбургской Епархии; Ульяновск, ИНФОФОНД, 2010.

Никон (Рождественский)Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. Сергиев Посад, 2003.

Сергий Радонежский // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн., 2007.

Сухомлинский В.А.. Как воспитать настоящего человека. – Мн. 1978.


 

16

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»


Комментарии (1)

Андрей Анатольевич, 05.02.16 в 15:10 0Ответить Пожаловаться
Спасибо автору за креативный, авторский подход и методическую грамотность при составлении разработки.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.