Конспект урока «Ткани человека (мышечная и соединительная)»
Тема: «Ткани человека (Мышечная и соединительная)»
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
В 8 КЛАССЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Цели урока:
1) образовательная: сформировать представление обучающихся об особенностях строения и функций разных тканей организма человека, закрепить знания о строении клеток.
2) развивающая: продолжить развивать умения анализировать, классифицировать, обобщать, доказывать, устанавливать аналоги и причинно-следственные связи; способствовать формированию дивергентного мышления и рефлексивных умений обучающихся;
3) воспитательная: воспитывать наблюдательность, толерантность, интерес к предмету.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки, структурировать знания.
- Продолжить развитие навыков обучения.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
- Продолжить формирование умения критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
- Продолжить формирование понимания позиции другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные УУД
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- Оценивать собственный вклад в работу группы (класса).
Ожидаемые результаты обучения:
1) предметные – сформировать знания о строении и функциях тканей человека, определить взаимосвязь строения с функциями;
2) метапредметные – регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; организовывать свою учебную деятельность; коммуникативные: слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи; познавательные: работать с учебником, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки, структурировать знания;
3) личностные – формировать ответственное отношение к обучению; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы (класса).
Тип урока: урок рефлексии (комбинированный урок)
Педагогическая технология: ИКТ-технология, здоровьесберегающая, игровая и технология критического мышления.
Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Элементы содержания: ткань, сократимость.
Оборудование к уроку: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, кроссворд, ИКТ-задание «Ткани человека» (https://learningapps.org), УМК «Биология. 8 класс. Человек» под редакцией Н. И. Сонина.
№ |
Этапы урока |
Прием урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
1 |
Организационный момент
|
Приветствие.
|
1 мин
|
Приветствует обучающихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Напоминает о правилах проведения уроке. |
Обучающиеся занимают рабочие места, психологически настраиваются на работу. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. |
|||||
2 |
Проверка домашнего задания.
|
Кроссворд, ИКТ-технологии, Фронтальный опрос |
10 мин
|
Ставит задачи. Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. Что такое ткань? (Группа клеток сходных по строению, функции, происхождению, и объединенные межклеточным веществом). Какие виды тканей есть в организме человека? (эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткань). В чем особенности эпителиальной ткани? (клетки тесно прилегают друг к другу: практически нет межклеточного вещества; отсутствие сосудов). Какие функции выполняет эпителиальная ткань? (защитная, секреторная, всасывающая). Где расположена эпителиальная ткань? (смежные стенки внутренних органов, железы внутренней и внешней секреции, покровы тела). Какую функцию выполняет нервная ткань? (эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткань). Где расположена нервная ткань? (головной и спинной мозг, нервные узлы и волокна). Виды нейронов? (чувствительный, вставочный, двигательный). Пока обучающиеся отвечают на вопросы: один - выполняет ИКТ-задание, троя – решают кроссворды и еще один обучающийся зарисовать строение нервной ткани. Оценивает знания обучающихся. /data/files/w1571329879.docx (Кроссворд) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Отдельные обучающиеся работают с кроссвордами и ИКТ-заданием. |
|||||
3. |
Изучение нового материала
|
Рефлексия настроения |
2 мин |
Учитель: «Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (демонстрация улыбки)! А какое настроение у вас?» Учитель: «У нас прекрасное настроение, значит, мы можем продолжить изучение тканей человека». |
Ребята характеризуют свое настроение. |
|||||
Определение целей и задач урока
|
3 мин |
Постановка проблемы. «Какие ткани мы с вами не изучили, но они также обеспечивают нормальное функционирование организма человека?» (мышечная и соединительная ткани). Определение цели и задачей совместно с обучающимися. «Что мы должны знать об этих тканях?» (особенности строения, функции, расположение).
|
Выдвигают предположения. Ставят цели и задачи, формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь. |
|||||||
Рассказ учителя с элементами беседы.
|
15 мин |
Учитель объясняет тему с изображением материала на доске в виде рисунков. Мышечная ткань составляет 40 % от массы тела человека. Для мышечной ткани характерно два свойства: возбудимость и сократимость.
Выделяют три вида мышечной ткани: 1) Поперечно-полосатая (клетки крупные – 10-12 см в длину, многоядерные, волокноподобные, с поперечно-полосатой исчерченностью). Свойства: произвольное сокращение, быстрое и сильное сокращение, высокая утомляемость. Расположение: скелетные мышцы, мимические мышцы, мышцы языка, рта, гортани, глотки, верхней трети пищевода, диафрагма. 2) Гладкая мышечная ткань (клетки до 1 мм в длину, одноядерные). Расположение: стенки кровеносных и лимфатических сосудов, стенки полых органов. Свойства: непроизвольные, малая утомляемость, медленное сокращение. 3) Сердечная мышечная ткань (средние между двумя видами тканей: одноядерные, имеют поперечную исчерченность). Между клетками есть отростки – нексусы (обеспечивают одновременное сокращение клеток). Расположение: миокард.
Соединительная ткань или ткани внутренней среды: костная, хрящевая, жировая, кровь и лимфа. |
Записывают в форме конспекта, зарисовывают за учителем, задают вопросы. |
|||||||
|
|
Клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество. Хрящевая ткань. Расположение: скелет, органы дыхания, ушная раковина. Функции: опорная, защитная. Костная ткань. Расположение: скелет. Функции: опорная, защитная, кроветворная. Жировая ткань. Расположение: поджировая клетчатка. Функции: запасательная, терморегуляция. Кровь и лимфа: постоянство «внутренней среды» организма (гомеостаз), защита от чужеродных веществ.
|
Записывают определение в тетрадь. Рассуждают над проблемным вопросом, строят гипотезы, приходят к правильному решению, приводят примеры одноклеточных организмов. |
|||||||
|
|
Физкультминутка
|
2-3 мин |
Демонстрирует упражнение. 1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза. 2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить 3-4 раза. 3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 с. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. |
Повторяют упражнения |
|||||
4 |
Закрепление нового материала
|
Выявление качества и уровня овладения знаниями, способами действий; устранение возможных пробелов; закрепление полученных знаний и умений. |
6 мин |
Обеспечивает контроль для установления глубины и прочности знаний обучающихся, полученных на уроке. Объясняет задание. На экране представлен текст. Вам необходимо вставить прощеные слова. В организме человека выделяют четыре основные группы тканей. В ______ (А) тканях хорошо развито межклеточное вещество. В _______ (Б) и лимфе – межклеточное вещество ___________ (В). В _______ (Г) тканях клетки плотно прилегают друг к другу. Эти ткани образуют покровы тела и выстилают полости внутренних органов. (А) соединительных, Б) крови, В) жидкость, Г) эпителиальной). Волокна скелетных мышц под микроскопом _______(А). Их длина составляет _______(Б). Волокна сердечной мышечной ткани, в отличие от поперечнополосатой скелетной, имеют контактные участки. Совокупность клеток, образующих ткань мышц внутренних органов, называют ______ (В) мышечной тканью. Для всех типов мышечных тканей характерные свойства – возбудимость и ____(Г). (А) поперечно исчерчены, Б) 10-12 см, В) гладкая, Г) сократимость).
|
Выполняют задание, обсуждают. |
|||||
5 |
Итоги урока. Домашнее задание
|
Подведение итогов, выставление оценок. Рефлексия |
4-5 мин.
|
Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. - Что нового вы узнали на уроке? - Узнали ли вы сегодня на уроке то, что вызывало у вас затруднение при работе с таблицей? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Что осталось непонятным? Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке. Домашнее задание. Изучить материал «Ткани». Индивидуальное опережающее задание: подготовить учебное сообщение «Системы органов». |
Отвечают на вопросы. Осуществляют самоанализ деятельности, высказывают свое мнение и позицию. Записывают домашнее задание |