12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Владимировна Кучмина9679
учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ им. Г.И.Марчука р.п.Духовницкое Саратовской области", классный руководитель.
Россия, Саратовская обл., Духовницкое
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
13

Статья «Использование метода синквейн с применением сервисов Web.2. на уроках русского языка и литературы»

Использование метода синквейн с применением сервисов Web.2. на уроках русского языка и литературы.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Многие методисты считают синквейн хорошим инструментом для синтезирования сложной информации, оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Как же строится синквейн?

Первая строка – существительное, тема синквейна.

Вторая строка - два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.

Третья строка – три глагола, описывающих действия, характерные для данного предмета или явления.

Четвёртая строка – законченное высказывание, выражающее отношение автора синквейна к теме. Это может быть афоризм, цитата, пословица или фраза, составленная самим автором синквейна.

Пятая строка – резюме, вывод, выражающий личное отношение автора синквейна к теме.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

В своей статье я хотела бы рассмотреть синквейн, конечно, не как художественное произведение, а как дидактический метод.

Многие учителя рассматривают синквейн как способ проверки усвоения новых знаний. На мой взгляд, это довольно узкое применение данного метода. На самом деле, синквейн – довольно универсальный метод и его можно использовать на любом этапе урока. В начале урока, например, можно предложить написать синквейн для выяснения готовности к уроку, для актуализации знаний. В ходе урока с помощью синквейна ученики могут выразить своё отношение к обсуждаемой проблеме или герою произведения. При этом не только экономится время урока (а его так мало для анализа больших по объёму произведений!), но и появляется возможность проверить прочитанность текста, глубину его понимания, способность ученика грамотно выражать свои мысли. Синквейн можно рассматривать и как средство творческой выразительности. Подготавливая учеников к написанию творческой работы, учитель может предложить сначала написать синквейн. Эти озвученные на уроке небольшие, но ёмкие произведения дадут толчок к написанию сочинения. В конце урока синквейн можно использовать для рефлексии, после изучения темы – для контроля. Таким образом, синквейн – метод, который может иметь универсальное применение.

В качестве примера приведу несколько синквейнов моих учеников.

 

Обломов.

Ленивый, душевный.

Лежит, скучает, бездельничает.

Его погубила обломовщина.

Лишний человек.

 

Любовь Базарова.

Глубокая, страстная.

Терзает, пытает, мучит.

Кто не знал любви, тот всё равно что не жил.

Испытание

 

 

Единое Государство.

Обезличенное, бездуховное.

Давит, губит, душит.

Нет счастья там, где нет свободы.

Тоталитаризм.

Почему синквейн пользуется в последнее время особым вниманием? Могу назвать 4 причины, почему его можно и нужно использовать.

1. Синквейн развивает речь детей, обогащает их словарный запас.

2. Он учит анализировать учебный материал, отбирать наиболее важное, существенное, делать выводы и кратко их формулировать.

3. Учит критически мыслить, «своё суждение иметь» и уметь его выражать и отстаивать.

4. Даёт возможность автору почувствовать себя успешным, талантливым. Ведь если мы попросим ученика написать стихотворение, самое простенькое, самое обычное, получается далеко не у каждого. Синквейн же получается у всех.

В своей работе я хотела бы остановиться на использовании метода синквейн с применением сервисов Web.2. На мой взгляд, использование данных сервисов может способствовать более глубокому пониманию героя или проблемы. Например, можно попросить учеников дома написать синквейн о каком-либо герое, используя сервис Playcast.ru , а на следующем уроке важно обсудить созданные ресурсы. Здесь возможна дискуссия: почему выбран именно такой цвет, такая мелодия и, конечно, сами слова синквейна. Здесь всё имеет значение. Ведь к определённому герою у каждого ученика своё отношение, а потому и цветовое, и музыкальное оформление будет соответствующим. В ходе обсуждения плейкастов взгляды на героя могут меняться в зависимости от того, насколько каждый сумеет защитить свою точку зрения. Возможно, что кто-то захочет изменить своё маленькое произведение: цвет, изображение, звук или собственно синквейн.

С помощью данного сервиса можно применять неполный синквейн (синквейн без первой строки, т.е. без темы) для игры «Узнай героя». Изучая «Песню про купца Калашникова…», можно предложить такой синквейн.

 

Узнай героя

 

После того, как герой отгадан, можно спросить, по каким признакам его опознали.

Для создания синквейнов прекрасно подойдут сервисы для визуализации по ключевым словам. Какие задания могу предложить с использованием данных сервисов?

Работая над романом «Мастер и Маргарита», предлагаю облако слов из персонажей произведения. Прошу составить синквейн об одном из персонажей. При обсуждении можно попросить обосновать выбор героя.

 

 

Такое облако (автор Н.Н.Котельникова, участник семинара "Возможности веб - сервисов при изучении школьного курса русского языка и литературы") можно использовать при изучении «Капитанской дочки» А.С.Пушкина.
Можно предложить детям самим написать синквейн, при затруднении такая мозаика будет для детей подсказкой. А можно после написания синквейнов поискать в облаке слова, совпадающие со словами из синквейнов учеников. Возможен и такой вариант: попросить создать облако слов самостоятельно дома, используя написанный на уроке синквейн.

Можно на уроке сначала коллективно создать облако слов, например, характеризуя какого либо героя или явление, а затем каждый ученик индивидуально напишет свой синквейн, выбирая те слова из облака, которые ему кажутся наиболее удачными.

Интересен в плане создания синквейна сервис для создания схем и диаграмм Cacoo.

Учитель может как представить для обсуждения свой синквейн, созданный в форме диаграммы, так и предложить ученикам самостоятельно или группами создать свой. Сервис имеет большой выбор разнообразных фигур, есть возможность загружать изображения с компьютера, а значит, и синквейны будут оригинальными, не похожими один на другой. Вполне возможно даже организовать мини-конкурс на лучший синквейн.

Изучая роман И.С.Тургенева «Базаров», даём характеристику героев. Предлагаю создать синквейны. Образ Одинцовой может быть представлен так:

Ещё пример использования данного сервиса. Урок повторения изученного по теме «Лексика» можно начать с демонстрации диаграммы.

Далее задаём ученикам вопрос: «О каком явлении пойдёт речь на уроке?» И после того, как явление названо, предлагаем вспомнить, что мы знаем о фразеологизмах, написав синквейны. Если прочитать несколько работ учеников, то понятие фразеологизма будет представлено довольно полно.

Собственно и саму работу с синквейном можно начать, представив его структуру в виде схемы:

В своей статье я написала лишь о трёх сервисах, с помощью которых возможно эффективное использование синквейна. Сервисов, конечно, сейчас очень много, и каждый учитель сам должен решать, какие методы использовать и какие сервисы брать себе в помощники. Главное, чтобы всё, что используется на уроке, было не красивым элементом урока, не пустым украшательством, но чётко продуманным компонентом.

Все мы знаем слова М.Горького: «Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу писать, как написать и для чего написать». Перефразируя слова писателя, можно сказать: «Прежде чем использовать какой-либо ресурс, нужно задать себе три вопроса: что я буду использовать, как и с какой целью». И тогда умелое сочетание интересных методов обучения и форм их использования должно принести результаты: учить детей грамотно читать, глубоко мыслить, правильно вести дискуссию, приводя веские аргументы.

Использованные источники:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki /%D1%E8%ED%EA%E2%E5%E9%ED

2. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/sinkvein

3. http://school45.pupils.ru/stranitsy-uchitelejj/786/10759 /

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (2)

Сабина О, 18.08.17 в 19:40 1Ответить Пожаловаться
Очень интересна идея с пропущенной первой строкой синквейна! Спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.