Программа внеурочной деятельности для обучающихся 7 класса «Шаги в профессию»
10
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37» г. Перми
Программа внеурочной деятельности
«Шаги в профессию»
для обучающихся 7 класса
Автор:
Шипигусева Светлана Анатольевна,
учитель математики,
МАОУ «СОШ № 37»
г. Пермь , 2022 год
«Шаги в профессию»
Пояснительная записка
Город Пермь – это крупный промышленный город России. Территория, на которой мы проживаем, обладает огромным потенциалом для приложения своих сил и ресурсов по окончанию школы. Потребность в изучении широкого спектра предприятий города – это запрос семьи и школы. В этом заинтересованы и сами предприятия. Традиционная форма знакомства с промышленными предприятиями предполагает разовую экскурсию в конце 9 класса. Безусловно, это не позволяет познакомиться с разными сферами труда и, главное, сделать правильный профессиональный выбор, а значит самореализоваться в дальнейшей жизни. Иногда на выбор профессии уходят годы. Большую роль в этом важном деле играют психолого-педагогические службы. При этом остается не менее важным самому побывать на предприятиях родного города , увидеть производство собственными глазами.
Каким же образом повысить способность обучающегося делать правильный профессиональный выбор через изучение предприятий города. Один из вариантов решения данной проблемы - это организация проектной деятельности, осуществляемой во внеурочное время на промышленных предприятиях. В ходе данной работы у обучающихся будут развиваться регулятивные УУД (умение организовать свою деятельность), познавательные УУД (умение проводить наблюдение), коммуникативные УУД (умение конструктивно общаться и взаимодействовать с окружающими), личностные УУД (умение использовать свой опыт).
Цель: Организация проектной деятельности подростков через изучение промышленных предприятий города.
Задачи:
Посетить объект, опираясь на карту наблюдения.
Разместить пост с посещенного объекта в группе ВК.
Презентовать свои минипроект .
Педагогическая идея:
Помочь подростку сделать правильный профессиональный выбор, усилить социальную адаптацию обучающегося к условиям современной жизни через расширение информационного пространства, личные впечатления от пребывания на объекте. Накопление жизненного опыта с целью самореализации.
Курс предназначен для детей 13-14 летнего возраста, учеников 7 класса. В целом программа рассчитана на 30 часа и состоит из 6 смысловых модулей и одного заключительного рефлексивного. Место проведения занятий – предприятия, расположенные в городе, классная комната, актовый зал МАОУ «СОШ №37». К ведущим видам деятельности можно отнести элементы групповых технологий, в т.ч. саморазвития. Для успешной реализации программы внеурочной деятельности используется метод проектов. Это делает данную программу эффективным инструментом современной образовательной деятельности школы. Содержание программы курса опирается на следующие психолого-педагогические принципы: преемственность, наглядность. Принцип преемственности – программа опирается продолжение курса по профориентации, изучению программы «Мой Пермский край». Принцип наглядности - содержание программы формирует представление об объекте, обеспечивает его изучение через призму окружающего познавательного пространства.
Программа построена по модульному принципу и реализуется с применением сетевой формы обучения, планируется с учетом индивидуальных особенностей ребенка, запросов семьи и особенностей региона. Форма реализации программы носит исследовательский характер. Предусматривает активность и самостоятельность обучающихся, сочетает индивидуальную и групповую формы работы, обеспечивает гибкий режим занятий. Для реализации программы необходимы следующие средства обучения: фото и видео аппаратура, ПК, видеопроектор, программы для создания видеороликов, карты наблюдений созданные в Google формах. В процессе обучения программа может корректироваться в зависимости от уровня усвоения материала.
Учебно-тематический план
Всего часов – 30, из них теории – 9 ч., практики – 18 ч, рефлексии 3 ч..
№ | Тема | Всего часов | на теоретические занятия | на практические занятия |
| Инструктаж по технике безопасности о правилах дорожного движения о правилах пребывания на промышленном предприятии | 1 | 1 | |
| Практическое занятия «Правила написания поста в ВК» | 1 | 1 | |
1 | 1 модуль. Искра Посещение музея предприятия Творческая встреча с работниками . Создание фотографий, видеозаписей в ходе познавательной экскурсии для размещения поста в группе ВК. | 4 | 1 | 3 |
2 | 2 модуль. Гознак Посещение музея предприятия с проведением профпробы Творческая встреча с работниками предприятия. Создание фотографий, видеозаписей в ходе познавательной экскурсии для размещения поста в группе ВК. | 4 | 1 | 3 |
3 | 3 модуль. Камский кабель Посещение музея предприятия . Творческая встреча с работниками предприятия. Создание фотографий, видеозаписей в ходе познавательной экскурсии для размещения поста в группе ВК. | 4 | 1 | 3 |
4 | 4 модуль . Камская ГЭС Посещение музея предприятия . Творческая встреча с работниками предприятия. Создание фотографий, видеозаписей в ходе познавательной экскурсии для размещения поста в группе ВК. | 4 | 1 | 3 |
5 | 5 модуль . Пермская нефть Посещение музея предприятия . Творческая встреча с работниками предприятия. Создание фотографий, видеозаписей в ходе познавательной экскурсии для размещения поста в группе ВК. | 4 | 1 | 3 |
6 | 6 модуль. Фабрика по производству туристической обуви ТРЭК. Посещение музея предприятия и производства Творческая встреча с работниками предприятия. Создание фотографий, видеозаписей в ходе познавательной экскурсии для размещения поста в группе ВК. | 4 | 1 | 3 |
7 | 7 модуль. Заключительный Презентация интерактивной карты с использованием собранного фото и видеоматериала Подведение итогов, рефлексия деятельности | 4 | 1 | 3 |
Содержание курса
Познавательный промышленный туризм позволяет погрузиться в реальную жизнь. Предусматривает активность и самостоятельность обучающихся. Маршрутные туры составлены так, чтобы посещаемые предприятия находились в черте города, на переезды затрачивалось минимум времени, и они не были утомительными. Познавательные объекты, яркие, разнообразные. Все это делает показ промышленной деятельности интересным для школьников. Большое влияние на обучающихся оказывают встречи с работниками предприятия. Через личные впечатления формируется жизненный опыт, позволяющий в дальнейшем найти свое место в жизни, самореализоваться.
Содержание модулей | Форма организации | Основные виды деятельности |
Постановка цели и задач наблюдения производства. Посещение музея предприятия, сбор фото и видеоматериала. | Экскурсия | Объединение в группы. Распределение обязанностей и зон ответственности. Наблюдение объекта. |
Встреча со специалистами. Беседа, в ходе которой обучающиеся уточняют особенности производства, виды конечной продукции, требуемые профессий, учебные заведения, где их можно получить, а так же лично значимые для каждого школьника моменты. | Интервью, проблемный диалог | Заполнение карты наблюдения |
Обсуждение в группе наиболее ярких объектов предприятия, создание поста для странички в ВК, отражающих лично значимые образы. | Карта наблюдений, пост или видеоролик | Изложение полученной информации в виде поста или видеоролика. |
Источники информации
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – М.: Генезис, 2017.
Бирли Ш. Ты можешь стать блогером.10 простых уроков. – М.: #эксмодетство, 2018.
Блофилл Р. Ты можешь снять фильм. 10 простых уроков. – М.: #эксмодетство, 2018.
Программа внеурочной деятельности «Промышленный туризм» для обучающихся 8 класса. Автор Демидова С.А. учитель географии МАОУ «СОШ с УИОП №3» г.Березники
Карта наблюдения
ФИ, класс…………………………………………………………………...
Личная цель посещения производства……………………………………
…………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………..
Для достижения этой цели необходимо
…………………………………………………………………………...
…………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………
Особенности производства
…………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………..
На заключительном этапе группы презентуют видеоролик о предприятиях города Перми, которые обучающиеся посетили в ходе освоения программы внеурочной деятельности. Основные требования:
презентация 5 мин
участие в создании всех членов группы
обязательный комментарий в реальном режиме
содержание соответствует поставленным целям и задачам
использование постов на страничке в ВК
ярко, образно, интересно, содержательно.
С целью проверки конечного результата используется метод шкалирования (Дремина И.А.).
Инструкция, предлагаемая обучающимся в начале:
Представьте шкалу от 1 до 10, где 1 – это минимальный уровень ваших достижений в вопросе…, а 10 – максимальные результаты. Ответьте на предложенные вопросы, связанные с проектными умениями, измерением, отметив цифру по шкале. Проводите измерения интуитивно, называйте первую цифру по шкале, которая приходит в голову.
1__2__3__4__5__6__7__8__9__10
Умею поставить цель и сформулировать задачи перед началом работы
Умею работать в группе
Умею в ходе экскурсии фиксировать особенности наблюдаемого объекта
Умею сформулировать вопрос по теме наблюдения
Умею впечатления от экскурсии представить в виде интересных постов.
Умею особенности наблюдения изложить в виде видеоролика, фотографии.
Умею отобрать материал для создания презентации результатов.
А теперь отметьте цифру-уровень, на котором вы бы хотели оказаться в конце нашей работы.
Вопросы, предлагаемые обучающимся по окончанию работы
в качестве рефлексии:
1.Где на шкале от 1 до 10 после выполнения задания находится уровень ваших результатов в умении подбирать материал по заданной теме, излагать материал в занимательной форме, работать в группе, презентовать свой продукт ?
2. На сколько шагов вы продвинулись к цели? Соответствует ли результат поставленной цели? Насколько это вам понравилось?
3. Что вы конкретно будете делать, чтобы продвинуться дальше?
Для рефлексии собственной деятельности педагоги шкалируют себя, анализируя следующие критерии:
Что мы делали правильно?
Что нам не удалось и с чем у нас возникли трудности?
Каких навыков и знаний нам не хватило для реализации задуманного?
Что можно сделать по-другому в следующем году?
Планируемый результат:
создано не менее 5 видеороликов и проведена их публикация на сайте школы, на официальной страничке в ВК МАОУ «СОШ №37»
представлено не менее 10 профессии, найдена информация о получении этой профессии;
прирост навыков учебно-исследовательской деятельности, заложенных в вопросах рефлексии составил не менее 2 единиц.
Описанная форма представляет собой модель активного использования в школьной практике образовательного потенциала проектно-исследовательской деятельности в познавательных целях. Обеспечивает достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы за счет расширения информационной среды.