12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алжикова Галина Евгеньевна26

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижнетимерсянская средняя школа

муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ШАХМАТЫ»







Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год

Направление: физкультурно-спортивное







Автор - составитель:

Алжикова Г.Е.

Учитель начальных классов



с. Нижние Тимерсяны, 2020г.





Аннотация к рабочей программе

Программа дополнительного образования по шахматам является локальным документом МОУ Нижнетимерсянская СШ, определяющим содержание и особенности организации учебного процесса, учитывающим возможности и особенности развития обучающихся. Программа регламентирует актуальность, новизну, цели, задачи, планируемые результаты освоения программы, возможность реализации индивидуального образовательного маршрута, использование дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительной общеобразовательной программы, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки обучающегося по данному направлению подготовки и включает в себя: рабочую программу, календарный учебный график, информационно - методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии дополнительного образования и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся. В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Программа составлена на основе:

1. Конституции Российской Федерации.

2. Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

3. Приказа МОиН РФ №1008 от 29.08.2013г. «Порядок организации осуществления образовательной деятельности дополнительным общеобразовательным программам»;

4. Федерального Закона от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

5. Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

6. постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПина 2,4,2,2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

7. Общеобразовательной программы и учебного плана МОУ Нижнетимерсянская СШ;

Программа дополнительного образования «Шахматы» МОУ Нижнетимерсянская СШ (принята на заседании Педагогического совета от « ____»________ протокол № ___, утверждено директором школы от «____»_______ приказ№___).

Программа создана с целью развития у обучающихся личностных качеств, позитивной социализации и профессионального самоопределения, а также удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии и в занятиях шахматами. Программа по шахматам направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, находчивость, сосредоточенность. Учебно – тематический материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Срок реализации программы 1 год.































Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» имеет физкультурно-спортивную направленность и общекультурный уровень освоения. Обучение по этой программе позволяет наиболее полно использовать спортивный и зрелищный компоненты шахмат, их соревновательную сущность, игровой и творческий характер, которые стимулируют желание ребенка победить.

Актуальность

Создание данной общеобразовательной программы обусловлена наличием у детей стремления к всевозможным играм и состязаниям, связанным с некими переживаниями, новыми ситуациями, преодолением трудностей, достижением успеха. Удовлетворению перечисленных потребностей в полной мере может содействовать игра в шахматы. Актуальность состоит в том, что стратегические модели и концепции, усваиваемые игроками в процессе обучения игре в шахматы, имеют не абстрактное, а прямое применение в таких областях, как бизнес, экономика и управление. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей. Также увлечение шахматами увеличивает концентрацию внимания ребенка на занятиях, делает ребенка более собранным, развивает аналитические способности, приучает детей анализировать жизненные ситуации, делает их более самостоятельными. Занятия по данной программе позволяет детям заниматься творческой деятельностью, находить нестандартные решения, способствует успешной адаптации в обществе, наиболее полно раскрыть свои возможности, инициативность, расширить круг знакомств, найти общее увлечение как с более младшими, так и с более старшими сверстниками.

Программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического и турнирного опыта педагога, что даёт возможность учащимся не только получить базовый уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.





Новизна и отличительная особенность данной программы заключается: Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), новых компьютерных шахматных программ. Примерно 30% учебной программы посвящено анализу сыгранных ребятами партий. Программа позволяет овладеть «скелетным методом анализа» шахматных позиций. Кроме этого, разработана система общих требований проведения квалификационных турниров для групп учащихся с одинаковой степенью подготовленности с учетом их возраста, введены дополнительные разрядные уровни с дифференциацией силы игры участников одного уровня. Это обусловлено потребностью в преодолении существующих противоречий между постоянным снижением возрастного порога участников шахматных турниров и соревнований с одной стороны, и установленных разрядных норм, требований, условий их выполнения, ориентированных на взрослых шахматистов с другой. Усиление роли квалификационных турниров дает возможность более квалифицированно подойти к вовлечению учащихся в творческо-поисковый процесс, к поддержанию творческой среды, к обеспечению возможности самореализации учащихся, вывести детей и педагогов на новый уровень сотрудничества.





Педагогическая целесообразность

В реализуемой программе осуществляется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении обучающимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а также настойчивости в достижении цели и самостоятельной работы. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии. Шахматы становятся всё более серьёзным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.



Адресат программы,

принцип комплектования учебных групп

В объединении «Шахматы» занимаются дети младшего школьного, среднего школьного возраста. Занятия проводятся в групповой форме. Программа рассчитана на детей от 7 до 10 лет, заинтересованных игрой в шахматы. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. По данной программе могут обучаться дети всех социальных групп, включая детей-инвалидов, сирот и детей из неблагополучных семей. Допускаются совместные занятия детей разного возраста и разного пола в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Дети принимаются в группы по заявлению родителей, при отсутствии медицинских противопоказаний.

Наполняемость в группах составляет:

Младший школьный возраст – 10 человек, из них 5 мальчиков и 5 девочек

Цели и задачи курса

Занятия шахматами направлено на всестороннее умственное развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.


Цель программы: создание условий для развития интеллектуально – творческой, одаренной личности через занятия шахматами, углубленное изучение ходов шахматной игры, развитие умственных способностей занимающихся, развитие памяти и возможности проявить свои индивидуальные способности, как в стандартных, так и в непредвиденных комбинациях.
Задачи программы:

Обучающие:

Познакомить с историей шахмат;

Обучить правилам игры;

Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами соревнований и правилам турнирного поведения.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

Способствовать формированию выдержки, критического отношения к себе и к сопернику;

Сформировать навыки запоминания;

Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

Привить бережное отношение к окружающим, стремление к развитию личностных качеств;

Прививать навыки самодисциплины;

Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенстования и самооценки.



Сроки и этапы реализации программы

Срок реализации программы – 1 год. Программа рассчитана на 1 час в неделю.

Форма обучения – очная, также программа реализуется в дистанционной форме при помощи образовательных технологий на платформах «Zoom», «Skype», «Viber».

Дополнительная общеобразовательная программа реализуется в сетевой форме.

Первый этап обучения носит общеразвивающий характер, позволяющий освоить программу каждому обучающемуся.

Второй этап носит спортивный характер, доступен всем учащимся. Этот этап мотивирует детей на защиту спортивных разрядов.



Формы организации образовательного процесса

теоретическое (беседа, лекция);

комбинированное (сочетание теории и практики);

соревнование;

турнир;

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

групповая (работы в группах);

по подгруппам (малыми группами);

индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем);

фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися);

индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных

форм работы).



При организации учебных занятий используются

следующие методы обучения:



По внешним признакам деятельности педагога и учащихся:

Словесный – беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.

Наглядный – показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, просмотр презентации.

Практический – турниры, блиц – турниры, решение комбинаций и шахматных задач, тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.

По степени активности познавательной деятельности учащихся:

Объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных турнирах, соревнованиях.

Исследовательский – овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.



По логичности подхода:

Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения задач.

По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых:

Частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.















Ожидаемые результаты освоения программы



Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных ученых в развитие мировой науки;

- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-критичность мышления, внимательность, находчивость, настойчивость, целеустремленность, любознательность;

- инициатива, активность и сообразительность;

- умение преодолевать трудности.



Метапредметные результаты:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Предметные результаты:

-Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;

- Правильно расставлять фигуры перед игрой;

- Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

-Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте;

-Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

-Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Оценка итоговой аттестации

Для оценки усвоения учащимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы» разработана следующая система оценивания:

минимальный уровень (имеет представление об истории и происхождении шахмат, знает правила игры и турнирного поведения)

базовый уровень (знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы, владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля)

повышенный уровень (умеет применять полученные теоретические знания на практике)

Фонд оценочных средств программы предполагает их дифференциацию по

принципу уровней сложности.



Таблица 1.

Входная диагностическая карта по дополнительной

Общеобразовательной общеразвивающей программе «Шахматы»


Входная диагностика проводится в форме собеседования, во время которого заполняется бланк




Критерии

Фамилия, имя обучающегося




















Как переводится слово «Шахматы»?

А. Властитель умер










Б. Спасти короля










В. Король умер










Через сколько полей в центре проходит большая белая диагональ?

А. 3










Б. 2










В. 8










Какой шахматной фигуры не существует?

А. Король










Б. Дама










В. Пешка










Сколько всего полей в центре?

А. 5










Б. 6










В. 4










Сколько на шахматной доске горизонталей?

А. 9










Б. 8










В. 6













Таблица2.

Анализ результатов диагностики входного контроля:

При обработке входной диагностики подсчитывается сумма баллов:


Фамилия, Имя


















Сумма баллов











Критерии оценки результативности (оцениваются по общей сумме баллов):

минимальный уровень (A) - 1 балл;

базовый уровень (B) - 2-3 балла;

повышенный уровень (C) - 4-5 баллов и выше.



Таблица 3.

Диагностическая карта

«Оценка результатов освоения программы»

по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе «Шахматы»

Кол-во баллов

Критерии

Фамилия, имя



















Отношение к занятиям в целом:

положительное











безразличное











негативное











Уровень познавательного интереса:

интерес проявляется часто











редко











почти никогда











Внимание:

отличное











среднее











легко отвлекается











Темп работы:

опережает темп

работы объединения с

высоким качеством

работы












опережает темп

работы объединения

с недостаточным

качеством работы












соответствует темпу

занятия












отстаёт от темпа

занятий












Решение задач на занятии:

все по требованиям











частично нарушены требования











без выполнения

требований












Умение организовывать и контролировать свою работу на занятии:

Всегда











Иногда











Никогда











Общеучебные навыки усвоены:

Отлично











Хорошо











Удовлетворительно











Плохо












Итого баллов:














Таблица 4.

Таблица анализа партий


1

Номера туров

1

2

3

4

5

6

7

8

2

Цвет фигур









3

Рейтинг соперника









4

Разница в рейтинге









5

Результат партии









6

Результат «по игре»









7

Качество своей игры









8

Качество игры сопер.









9

Игра в дебюте









10

Игра в миттельшпиле









11

Игра в эндшпиле









12

Кол-во ошибок в оценке









13

Кол-во позиц. ошибок









14

Кол-во груб. нарушений









15

Кол-во хороших ходов









16

Начало цейтнота









17

Степень уверен. в игре









18

Наличие планов в игре









19

Боязнь напряж. Игры









20

Расчет вариантов









21

Качество подготовки












Таблица 5

 Ежегодный график соревнований



Соревнования, турниры

Сроки проведения

1

Школьный  шахматный турнир (личное первенство)

Октябрь – декабрь

2

Районный турнир

январь

3

Командное первенство.

Февраль

4

 шахматный турнир (личное первенство)

Март-Апрель

5

Итоговый внутренний турнир объединения

Май  









Учебный план

п/п

Название раздела. Темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля



всего

теория

практика

1

Введение. Организационное занятие

1

1


Опрос

2

Шахматы – спорт, наука, искусство

2

2


Опрос

3

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

2

1

1

опрос

4

Простейшие схемы достижения матовых ситуаций

3

1

2

решение карточек

5

Тактика

8

1

7

решение карточек и упражнений на компьютере


6

Эндшпиль

4

1

3

решение карточек

7

Дебют

3

1

2

решение карточек, показательные партии с педагогом


8

Конкурсы по решению задач и этюдов

3

2

1

решение карточек

9

Сеансы одновременной игры

4

0

4

решение карточек, показательные партии с педагогом


10

Соревнования, турниры

2

0

2

анализ итоговой турнирной

таблицы


11

Индивидуальные занятия

2

1

1

Опрос

12

Итоговое занятие

1

0

1

анализ итоговой турнирной

таблицы


Итого

35






Содержание программы

Теория. Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

Теория .Шахматы – спорт, наука, искусство. История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.

Теория. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы. Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах, шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы.

Практика. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока. Сравнительная ценность фигуры. Размен. Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг – лист.

Теория. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций.

Практика. Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.

Теория. Тактика. Тактические удары и комбинации.

Практика. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.

Теория .Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цунгванг. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практика. Практические занятия. Тренировочные партии.

Теория Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем.

Практика. Тренировочные партии.

Теория. Конкурсы по решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами,

Практика. Решение задач, определение победителей.

Практика. Сеансы одновременной игры. Проведение педагогом сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.

Практика. Соревнования, турниры (по отдельному графику)

Теория. Индивидуальные занятия.  Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.

Практика. Игра с педагогом.

Практика. Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач. Награждение.





Календарный учебный график

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1

Введение. Организационное занятие

1



2

Шахматы – спорт, наука, искусство

2



3

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

2



4

Простейшие схемы достижения матовых ситуаций

3



5

Тактика

8





6

Эндшпиль

4





7

Дебют

3





8

Конкурсы по решению задач и этюдов

3





9

Сеансы одновременной игры

4





10

Соревнования, турниры

2





11

Индивидуальные занятия

2





12

Итоговое занятие

1





Количество учебных недель – 35

Количество учебных часов – 35

Начало занятий – с 1 сентября

окончание занятий – 31 мая

Продолжительность каникул–





Условия реализации программы

Занятия включают организационную теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры. Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.

 

Материально – техническое обеспечение программы

На занятиях используются:

шахматные часы – 2 штуки;

таблицы к различным турнирам;

раздаточные материалы для тренинга;

вопросники к контрольным занятиям и викторинам;

словарь шахматных терминов;

комплекты шахматных фигур с досками – 3-4 штук.

Ноутбуки, встроенные программы «Zoom», «Skype», приложения «Шахматы школьнику» на платформе android, «Viber».

Платформы ЭОР (электронные образовательные ресурсы)

книги по шахматам для педагогов и детей (история шахмат, дебюты,

эндшпиль, миттельшпиль, тактика, стратегия)

задачники для обучающихся (тактика, различные маты, комбинации)

видеоролики (по тактике, стратегии, эндшпилю, дебюту)

компьютерные программы для начинающих шахматистов и для разрядников



РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для педагога:

1.       В.А. Парфенов, А.Ю. Малофеев «Шахматы для всех» учебно-методическое пособие. Ульяновск 2007

2.       Гил В.Я.  Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2012.

3.       Шишигин. Шахматный Горизонт. Кызыл – 1978г

4.       Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.

5.       Костьев А.Н.  Учителю о шахматах. -  М,: Физкультура и спорт, 1986.

6.       Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.

7.        Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. -  Донецк:  2011.

8.       Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.

9.       Славин И.И.  Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда Севера, 1997- 2000. 

10.   Шахматы. Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

11.   Юдович М.М.  Занимательные шахматы – М.: «Физкультура и спорт», 1966 .

 

Для учащихся и родителей:

1. В.А. Парфенов, А.Ю. Малофеев «Шахматы для всех» учебно-методическое пособие. Ульяновск 2007

2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.

3.       Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.

4.   Горенштейн Р.Я.  Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.

5.  Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .

6. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986

7.  Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель,  2007.

8.   Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006.

9. Шишигин Б.В. Шахматный Горизонт. Кызыл – 1978г

 

 


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.