Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» (2 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Москворецкая гимназия»
( МОУ «Москворецкая гимназия»)
г. о. Воскресенск Московской области
|
УТВЕРЖДЕНА приказом от 01.09.2020 № 133-04 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Шахматная азбука»
для 2 класса
(спортивно-оздоровительное направление)
Составители:
Шахнозарова И.Ю., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Зверева М.В., учитель начальных классов
г. о. Воскресенск
2020 год
Вступительная часть
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса составлена на основе
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576);
- Основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Москворецкая гимназия» городского округа Воскресенск Московской области на 2020-2025 годы (Приказ муниципального общеобразовательного учреждения «Москворецкая гимназия» от 01.09.2020 года № 133-01);
- Положения о порядке составления, согласования и утверждения рабочих программ внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО (Приказ МОУ «Москворецкая гимназия» от 01.09.2020 года № 133-03);
- Примерной программы по курсу «Шахматная азбука» И. Г. Сухина. 2016 г.
- Плана внеурочной деятельности МОУ «Москворецкая гимназия» на 2020-2021 учебный год.
Программа рассчитана на 34ч. в год (1час в неделю).
Резерв учебного времени составляет 1 час
Продолжительность одного занятия 45 минут.
Планируемые личностные, метапредметные,, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука»
2.1. Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука»
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
2.2. Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука»
Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука»
ученик научится:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
III.Содержание курса внеурочной деятельности
«Шахматная азбука» во 2 классе
Шахматная доска (2часа)
- Первое знакомство с Шахматным королевством. Из истории шахмат.
- Шахматная доска поле шахматных сражений. Знакомство с основными понятиями: Горизонтали, Вертикали, Диагонали. Занятие – открытие.
Шахматные фигуры (2 часа)
- Шахматные фигуры. Первое знакомство. «Тронул - ходи!». Белая и черная армии. Дидактические игры и задания: "Волшебный мешочек".
- Пытаемся определить, какая фигура спрятана в мешочке.
"Угадай-ка". "Что общего?" "Большая и маленькая". Занятие – игра.
Начальная расстановка фигур (1 час)
Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной партией. Занятие – игра.
Ходы и взятие фигур (16 часов)
- ПЕШКИ. Благородные пешки черно-белой доски. Ход пешки, взятие, превращение, сила. Занятие – открытие.
- КОРОЛЬ. Ход Короля. И Король в поле воин (взятие). Занятие - открытие
- ЛАДЬЯ. Ход, взятие. Одна против пешек. Лабиринт. Занятие – открытие.
- СЛОН. Ход, взятие. Занятие – лекция.
- Белопольные и чернопольные слоны. Занятие – игра.
- ЛАДЬЯ против СЛОНА. Занятие – турнир.
- ФЕРЗЬ «Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя. Ход, взятие. Занятие- открытие.
- ФЕРЗЬ против ЛАДЬИ, СЛОНА. Занятие – соревнование.
- КОНЬ. Ход, взятие, сила. Игра конем на усеченной доске. Занятие – игра.
- Конь против ферзя, ладьи, слона. Занятие- игра.
- "Игра на уничтожение", "Сними часовых" Занятие – игра.
- "Один в поле воин", "Лабиринт", - "Перехитри часовых", "Кратчайший путь". Занятие – турнир.
- Относительная ценность фигур. Ценность фигур. Занятие – лекция.
- Сравнительная сила фигур. Занятие – турнир.
- "Кто сильнее". "Какая фигура сильнее? На сколько? Занятие – игра.
-"Кто сильнее". "Какая фигура сильнее? На сколько? Занятие – соревнование.
Цель шахматной партии (9 часов)
-Шах. Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Шах или не шах. Занятие – лекция.
- Защита от шаха. Белый король должен защититься от шаха. Занятие – лекция.
-Мат - цель игры. Занятие – игра.
-Техника матования одинокого короля. Занятие – турнир.
-Две ладьи против короля. Занятие – игра.
-Ферзь и ладья против короля. Занятие – игра.
- Решение шахматных задач и упражнений. Занятие – игра.
- Ничья. Варианты ничьей. Занятие – исследование.
- Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат. "Пат или не пат". Занятие – открытие.
Игра всеми фигурами из начального положения (4 часа)
Занятие1. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Занятие – беседа.
Занятие2.Правила и законы дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
Короткие шахматные партии. Занятие – игра.
Занятие 3. Короткие шахматные партии. Занятие-игра
Занятие 4. Резерв 1 час
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
__________/ Е.Е. Леонова /
«01» сентябрь 2020г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО. Рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от «01» сентябрь 2020 г.
Руководитель ШМО _____________ /Е.А.Савинова /