12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мария39

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Москворецкая гимназия»

( МОУ «Москворецкая гимназия»)

г. о. Воскресенск Московской области






УТВЕРЖДЕНА

приказом от 01.09.2020 № 133-04










Рабочая программа

внеурочной деятельности «Шахматная азбука»


для 2 класса


(спортивно-оздоровительное направление)












Составители:

Шахнозарова И.Ю., учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Зверева М.В., учитель начальных классов











г. о. Воскресенск

2020 год





Вступительная часть

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса составлена на основе

- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576);

- Основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Москворецкая гимназия» городского округа Воскресенск Московской области на 2020-2025 годы (Приказ муниципального общеобразовательного учреждения «Москворецкая гимназия» от 01.09.2020 года № 133-01);

- Положения о порядке составления, согласования и утверждения рабочих программ внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО (Приказ МОУ «Москворецкая гимназия» от 01.09.2020 года № 133-03);

- Примерной программы по курсу «Шахматная азбука» И. Г. Сухина. 2016 г.

- Плана внеурочной деятельности МОУ «Москворецкая гимназия» на 2020-2021 учебный год.




Программа рассчитана на 34ч. в год (1час в неделю).

Резерв учебного времени составляет 1 час


Продолжительность одного занятия 45 минут.





















Планируемые личностные, метапредметные,, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука»


2.1. Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука»

У обучающегося будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к оценке своей учебной деятельности;

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

установка на здоровый образ жизни;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.



2.2. Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука»


Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приемов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука»


ученик научится:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.


ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.



III.Содержание курса внеурочной деятельности

«Шахматная азбука» во 2 классе



 Шахматная доска (2часа)

- Первое знакомство с Шахматным  королевством. Из истории шахмат.

- Шахматная доска поле шахматных сражений. Знакомство с основными понятиями: Горизонтали, Вертикали, Диагонали. Занятие – открытие.


Шахматные фигуры (2 часа) 


- Шахматные фигуры. Первое знакомство.  «Тронул - ходи!». Белая и черная армии. Дидактические игры и задания: "Волшебный мешочек".

- Пытаемся определить, какая фигура спрятана в мешочке.

"Угадай-ка". "Что общего?" "Большая и маленькая". Занятие – игра.


Начальная расстановка фигур (1 час) 

Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной партией. Занятие – игра.


Ходы и взятие фигур (16 часов) 

- ПЕШКИ.  Благородные пешки черно-белой доски. Ход пешки, взятие, превращение, сила. Занятие – открытие.

- КОРОЛЬ. Ход Короля. И Король в поле воин (взятие). Занятие - открытие

- ЛАДЬЯ. Ход, взятие. Одна против пешек. Лабиринт. Занятие – открытие.

- СЛОН. Ход, взятие. Занятие – лекция.

- Белопольные и чернопольные слоны. Занятие – игра.

- ЛАДЬЯ против СЛОНА. Занятие – турнир.

- ФЕРЗЬ  «Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.  Ход, взятие. Занятие- открытие.

- ФЕРЗЬ против ЛАДЬИ, СЛОНА. Занятие – соревнование.

- КОНЬ. Ход, взятие, сила. Игра конем на усеченной доске. Занятие – игра.

- Конь против ферзя, ладьи, слона. Занятие- игра.

- "Игра на уничтожение", "Сними часовых" Занятие – игра.

- "Один в поле воин", "Лабиринт", - "Перехитри часовых",  "Кратчайший путь". Занятие – турнир.

- Относительная ценность фигур. Ценность фигур. Занятие – лекция.

- Сравнительная сила фигур. Занятие – турнир.

- "Кто сильнее". "Какая фигура сильнее? На сколько? Занятие – игра.

-"Кто сильнее". "Какая фигура сильнее? На сколько? Занятие – соревнование.


Цель шахматной партии (9 часов)          

-Шах. Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Шах или не шах. Занятие – лекция.

- Защита от шаха. Белый король должен защититься от шаха. Занятие – лекция.

-Мат - цель игры. Занятие – игра.

-Техника матования одинокого короля. Занятие – турнир.

-Две ладьи против короля. Занятие – игра.

-Ферзь и ладья против короля. Занятие – игра.

- Решение шахматных задач и упражнений. Занятие – игра.

- Ничья. Варианты ничьей. Занятие – исследование.

- Пат.  Отличие пата от мата. Примеры на пат. "Пат или не пат". Занятие – открытие.

  


Игра всеми фигурами из начального положения (4 часа)

Занятие1. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Занятие – беседа.

Занятие2.Правила и законы дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Короткие шахматные партии. Занятие – игра.

Занятие 3. Короткие шахматные партии. Занятие-игра

Занятие 4. Резерв 1 час






СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

__________/ Е.Е. Леонова /


«01» сентябрь 2020г.



СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО. Рекомендуется к утверждению

протокол № 1 от «01» сентябрь 2020 г.

Руководитель ШМО _____________ /Е.А.Савинова /











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.