«Школа как центр патриотического образования и воспитания школьников»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАГАЛЬНИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
(МБОУ Кагальницкая СОШ №1)
Конкурс инновационных проектов по патриотическому воспитанию
детей и молодежи Кагальницкого района
«Школа как центр патриотического образования
и воспитания школьников»
Номинация: «Патриотическое образование и воспитание школьников»
ст. Кагальницкая
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..............5
Актуальность и новизна проекта………………………………………………………
Анализ особенностей образовательной среды и инновационного опыта образовательного учреждения…………………………………………………
Цели, задачи, система показателей по достижению целей проекта.………………..6
Описание проекта……………………………………………………………………….
4.1 Концептуальные основы проекта…………………………………………………
4.2. Сроки и этапы реализации проекта………………………………………………
4.3. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта……………………….
4.4. Механизм реализации проекта……………………………………………………
4.5. Критерии эффективности проекта……………………………………………….
4.6. План мероприятий по реализации проекта………………………………………
4.7 Возможное финансовое обеспечение проекта, необходимое ресурсное
обеспечение реализации инновационного проекта……………………………..
4.8. Описание форм организации взаимодействия с другими
организациями. Способы информирования общественности о реализации
проекта, его результатах …………………………………………………………..
Введение
Инновационный проект «Школа как центр патриотического воспитания и обучения школьников» - нормативно-правовой документ, представляющий систему современных взглядов, принципов и приоритетов развития школы. Инновационный проект определяет цели, задачи, механизм реализации и предполагаемые результаты развития, воспитания и социализации обучающихся на период 2013 – 2017 годы.
Инновационный проект основывается на использовании накопленного в Ростовской области и Кагальницком районе интеллектуального, педагогического потенциалов, социальном запросе населения, анализе ситуации по данному направлению за последние 5 лет в МБОУ Кагальницкой СОШ №1. Предполагается внедрение разработок и технологий проекта для создания условий инновационного развития школы по выбранному направлению.
Корректировка инновационного проекта осуществляется ежегодно в соответствии с решениями Управляющего совета школы по результатам ежегодного отчета об итогах реализации конкретного этапа проекта. Реализация инновационного проекта предполагает взаимодействие школы с учреждениями района.
Актуальность и новизна проекта
Патриотическое воспитание в условиях современного российского общества приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра существующих средств и методов гражданско-патриотического воспитания и обучения школьников.
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. Постепенно наша страна вступает на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. В этих условиях особую значимость приобретает задача возрождения традиционных патриотических ценностей Отечественной культуры, т.к. будущее России зависит от степени готовности молодого поколения к достойным ответам на исторические вызовы, защите интересов многонационального государства.
Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным учреждением.
В Законе «Об образовании», ФГОС, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кандаков и др.) воспитание обозначено как первостепенный приоритет в образовании.
Вышеназванная Концепция среди значимых приоритетов указывает воспитание патриотизма, направленного на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Патриотизм как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным стимулом достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления российской цивилизации. Но в условиях нестабильности общественного развития в России, система гражданско-патриотического воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. Патриотизм неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создавать сегодня, исходя из новых условий и нужд современного общества.
Развитию патриотических чувств способствует общеобразовательная школа, которая формирует в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотические ценности, социально-этические нормы поведения, основанные на национальных и общечеловеческих идеалах. При этом организация патриотического воспитания и обучения в школе вооружает школьников знаниями базовых основ русской и общемировой культуры; формирует национальное самосознание, мотивацию к саморазвитию в мире культуры; развивает в каждом ребёнке историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства; закладывает патриотические основы и умения, необходимые для воспроизводства различных элементов культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни; способствует развитию толерантности, воспитанию доброжелательного отношения к людям других национальностей.
Патриотическое воспитание на сегодняшний день одна из самых актуальных проблем образования и воспитания современных школьников. Она обусловлена тем, что организация жизнедеятельности учащихся направлена на выполнение социального заказа общества: формирование гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать как в интересах личности, так и общества.
Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выход на инновационный образовательный проект «Школа как центр патриотического образования и воспитания школьников», который призван систематизировать и углубить всю деятельность школы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и позволит объединить проводимые в школе социально значимые дела.
В рамках реализации инновационного проекта будет представлена система работы педагогов и обучающихся в условиях комплексного подхода к патриотическому воспитанию и обучению, построенному на принципах сотворчества, воспитания успехом и социального партнерства.
Залогом успеха станет сотрудничество семьи и школы, социума, социальных партнеров, формирование ключевых компетенций и компетентностей у обучающихся, начиная с младшего школьного возраста.
Данный проект актуален и значим для внутришкольной и муниципальной систем образования и воспитания. Он позволит:
объединить усилия педагогического сообщества в решении проблем гражданско-патриотического воспитания и обучения в условиях социального партнерства;
апробировать модель деятельности – школа как центр патриотического образования и воспитания школьников;
предложить современные механизмы реализации целевых программ и проектов в данной сфере.
Новизна проекта состоит в:
разработке и апробации комплексной модели патриотического образования и воспитания школьников в условиях общеобразовательной школы на основе социального партнерства;
разработке и апробации модели деятельности школы как центра патриотического воспитания и обучения;
разработке и апробации содержания, современных методов и форм взаимодействия педагогов в области патриотического воспитания и обучения;
создании современных интегрированных программ, их методическом и дидактическом обеспечении;
создании модели интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Практическая значимость проекта «Школа как центр патриотического образования и воспитания школьников» заключается в том, что данный проект может быть положен в основу воспитательной системы любой общеобразовательной организации.
2. Анализ особенностей образовательной среды и инновационного опыта образовательного учреждения
МБОУ Кагальницкая СОШ №1, начиная с 1967 года, открывает свои двери обучающимся, учителям и родителям. Это творческая мастерская единомышленников, пространство благополучия, безопасности и успеха.
На уровне общеобразовательного учреждения обучающиеся имеют возможности участия в следующих программах:
гражданско-патриотического воспитания- программа «Я – гражданин России»;
спортивно-оздоровительного воспитания – программа «Здоровье»;
экологического и трудового воспитания школьников – «Экология для всех»;
развитие школьного самоуправления - программа «Город надежд»;
профилактики беспризорности и правонарушений – программа «Мы вместе»;
профилактики употребления ПАВ –программа «Школа без наркотиков»;
предупреждения ДДТТ – программа «Дорога и дети»;
Школа в течение многих лет активно сотрудничает с социальными партнёрами, проводит совместные мероприятия, среди них:
МБОУ ДОД «Детская школа искусств»
МБОУ ДОД «Станция юных техников» КР
МБОУ ДОД «Дом детского творчества» КР
МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» КР
МБУК КР «Межпоселенческая центральная библиотека» имени С. А. Королева
МУК КР «Районный дом культуры»
МУК «Районный краеведческий музей» КР
ОГИБДД МВД России по Кагальницкому району
МУП «Редакция газеты «Кагальницкие вести»
МБУЗ КР «Центральная районная больница»
ГКУ РО «Центр занятости населения Кагальницкого района»
Территориально избирательная комиссия КР
МБОУ детский сад «Ручеёк»
В школе - достаточная материально-техническая база для осуществления учебно-воспитательного процесса, организации работы и функционирования школы как центра патриотического воспитания школьников. Имеются оснащенные на достаточном уровне кабинеты: психологической службы; спортивные залы – 2; библиотека; выход в интернет; столовая – 1; учебные кабинеты, оснащенные компьютерной техникой, мультимедийным оборудованием.
Материально-техническая база позволяет эффективно реализовать инновационный проект, интеграции общего и дополнительного образования, расширения внеурочной деятельности.
Педагогический коллектив муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кагальницкой средней общеобразовательной школы №1 работает под девизом «Растить патриотов». Быть патриотом – это значит любить Родину не на словах, а на деле, значит не только верить в лучшее будущее для своего народа, но уже сегодня строить это будущее. А для этого очень важно воспитать в детях активную гражданскую позицию.
Стержнем нашей воспитательной системы является формирование и дальнейшее развитие системы школьного самоуправления. Наша детская школьная организация называется «Город больших надежд». Участие школьников в самоуправлении воспитывает чувство ответственности, самостоятельность, умение проявлять инициативу, гражданскую позицию. Происходит сплочение детского коллектива учащихся, а это значит – больше друзей, больше совместных идей! Ведь вместе идти по жизни легче. Органы ученического самоуправления участвуют в соуправлении жизнедеятельностью коллектива нашего учебного заведения.
Интересно проводятся теоретические и практические занятия школьного актива самоуправления, в который вошли учащиеся 5 – 11 классов по следующим темам:
«Слагаемые организаторской работы»;
«Лидер во всех аспектах»;
«Стрелка планирования»;
«Коллективное творческое дело»;
«Как анализировать проделанную работу».
«Что важно знать о методе взаимодействия».
Также проводятся тренинги и деловые игры: «Аукцион идей», «Хочу быть лидером», «Дом самоуправления».
Все участники школьного актива после общих занятий проводят учёбу и игры в своих классах, применив полученные знания.
Ежемесячно ребята выпускают компьютерную газету «Школьные годы», в которой освещают школьную жизнь, волнующие детей и молодёжь вопросы, рассказывают о памятных датах истории Родины. Система ученического самоуправления позволяет учащимся ощутить себя организаторами своей жизни в школе.
Педагогический и ученический коллектив работают в тесном взаимодействии. И огромную роль в этом играют классные руководители, которые уделяют значительное внимание патриотическому воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. В классах работают Советы дела. Под руководством классных руководителей учащиеся планируют подготовку и проведение мероприятий в классе, распределяют обязанности, сферу своей деятельности. Вследствие этой работы внеурочная жизнь классных коллективов всегда достаточно содержательна и интересна.
Огромное значение в деле патриотического воспитания уделяется классным часам. Проводятся классные часы на темы: «Россия – Родина моя»; «Я и моя семья»; «День космонавтики»; Никто не забыт, ничто не забыто!»; «Русский солдат – пример для подражания»; «Государственные символы России»; «День народного единства – история и современность»; «Великая должность – быть на Земле человеком»; «Я – гражданин России» (ко дню Конституции); «Как научиться любить свою Родину и быть её патриотом?»; «Покорители космоса»; «Цена Великой Победы»; «Понятие толерантности»; «Прикоснись к подвигу сердцем»…
Традиционно в школе проводится месячник военно-патриотического воспитания «Через года – помните…». В ходе проведения месячника учащиеся с 1 по 11 классы принимают активное участие в различных мероприятиях: конкурсе коллажей, посвященных Дню Защитников Отечества, операций «Поздравь ветерана!», «Удели внимание ветерану», неделя памяти воинов-афганцев, мероприятия, посвященные Дню освобождения станицы Кагальницкой от немецко-фашистских захватчиков, «Вахта памяти».
Патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. За последние годы определился круг мероприятий, который, стал «визитной карточкой» школы: праздник «Достояние года!», «Вечер школьных друзей», «Посвящение в пятиклассники», День здоровья, «Спасибо Вам, учителя!», День героев Отечествадень самоуправления, театрализованные новогодние праздники, «День Победы», День воина-афганца, День Неизвестного солдата, торжественная линейка «Последний звонок», «Выпускной бал».
В школе успешно реализуется система дополнительного образования. Занятия в кружках, клубах, секциях помогают обучающимся самореализоваться, определить свои склонности и интересы. Занятость обучающихся во внеурочное время способствует решению комплекса задач. Самые значимые из них: профилактика безнадзорности беспризорности, вредных; привычек, правонарушений; развитие способностей и познавательных интересов; обучение новым видам деятельности; формирование школьного коллектива.
Можно изучать историю своей Родины по иллюстрациям в энциклопедиях, по видеофильмам и книгам. Но гораздо интереснее постигать красоту и тайны родного края, проходя по его дорогам и прикасаясь к его оживающей истории. Поэтому в школе работает туристический клуб «Туризм» под руководством преподавателя организатора Арефина В.А. Путешествуя по родной стране, ребята изучают уникальные памятники истории и архитектуры. Часто туристские маршруты приводят их к местам воинской славы наших предков.
Дискуссионный клуб «Пульс» дает ответы на многие вопросы современной молодежи. Встречаясь с представителями местной власти, интересными и известными людьми, ветеранами ВОВ, воинами-интернационалистами ребята повышают свою правовую грамотность. В результате учащиеся научились защищать свои интересы и осознанно пользоваться всей полнотой прав и исполнять обязанности; сотрудничать с другими людьми, участвовать в общественно-политической жизни страны; проявляют способность уклоняться от возможного вовлечения в криминальную ситуацию.
Главным условием успеха является творческий союз детей и взрослых, объединённых общими целями, общей деятельностью. В школе накоплен опыт взаимодействия с семьёй. Педагогический коллектив постоянно ведёт работу по укреплению связи с родителями учащихся на основе дифференцированного подхода к семье. Школа видит свою цель работы с родителями в том, чтобы, вооружив их психолого-педагогическими знаниями, привлечь их к организации жизни и деятельности школы. Родители активно участвуют в жизни классов, помогают в подготовке и проведении мероприятий. Воспитательный эффект тех мероприятий, где взрослые и дети – одна семья, очень высок.
Большую роль в работе с учащимися и родителями играет школьный психолог. Одно из направлений его работы – это профессиональное самоопределение. Профориентационная работа в школе прежде всего помогает подростку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху, воспитывает гражданина, способного строить свою жизнь в соответствии с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.
На сегодняшний день в школе накоплен большой опыт работы по реализации социальных проектов, таких как: «Памяти павших-во имя живых» (открытие мемориальной доски с целью увековечивание памяти лейтенанта О. Соловьева, выпускника школы, погибшего при исполнении воинского долга в республике Чечня), «Чтобы помнили» (сбор материалов о ВОВ по воспоминаниям ветеранов ВОВ), «Школа – территория здоровья», «Чистое поселение» (экологический проект).
Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта
Цель инновационного проекта: разработка и апробация модели школы как центра патриотического воспитания и обучения школьников.
Задачи проекта:
внедрение и апробация инновационных форм и методов патриотического воспитания и обучения;
использование социокультурного окружения школы для повышения качества образовательного процесса и превращение школы в ресурсный центр сетевого взаимодействия в станице патриотического воспитания подрастающего поколения;
распространение и обобщение инновационного опыта образовательного учреждения в области патриотического воспитания и обучения школьников;
разработка методических рекомендаций и материалов (сценарии, конкурсы, экскурсии, походы, театральные постановки), способствующих функционированию и развитию школы как центра патриотического образования и воспитания;
развитие системы мотивации педагогических и управленческих кадров школы, задействованных в работе с обучающимися, и их профессиональный рост;
разработка и внедрение проектов по следующим направлениям:
комплексная целевая воспитательная программа «Я – гражданин России»;
комплексная целевая воспитательная программа «Толерантность-гармония в многообразии»;
дискуссионный клуб гражданско-патриотической направленности «Пульс»;
система ученического самоуправления «Город больших надежд»;
туристический клуб «Туризм»;
развитие волонтерского движения «Кто, если не мы!?»
гражданско-патриотическое направление в учебной деятельности;
методическая копилка;
школьная газета «Школьные годы»;
виртуальный музей.
Система показателей по достижению целей проекта:
объединение усилий педагогического коллектива в решении проблем патриотического воспитания и обучения в условиях социального партнерства;
апробация модели деятельности – школа как центр патриотического воспитания и обучения школьников;
внедрение современных механизмов реализации целевых программ и проектов в данной сфере;
создание модели интеграции учебной, внеучебной и воспитательной деятельности в условиях общеобразовательной школы;
публикация материалов школы по указанной проблематике в СМИ, сети Интернет;
повышение качества знаний, гражданской, нравственной, правовой культуры;
разработка методического материала для проведения уроков, конференций, круглых столов, мастер-классов, элективных курсов, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и внедрения социальных проектов;
повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации школьников;
социальная зрелость учащихся;
развитие школьного самоуправления;
выпуск школьной газеты «Школьные годы», освещающей проблемы патриотического воспитания;
совершенствование системы повышения квалификации кадров;
повышение уровня воспитанности обучающихся;
вовлечение родителей в воспитательный процесс.
4. Описание проекта
4.1.Концептуальная основа проекта
В концептуальной основе проекта лежат направления национальной доктрины образования РФ, требования ФГОС, внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию. Вовлечение обучающихся в разнообразную творческую и проектную деятельность, в ходе которой осуществляется как воспитание, так развитие личности, формирование универсальных учебных действий становятся характерными составляющими воспитательного процесса:
семьи;
коллектива;
профессиональной группы;
общества.
Исходя из нормативных документов всероссийского, регионального и муниципального уровней, Программы развития и разработанной воспитательной системы школы, поставленных цели и задач в сфере воспитания в практической деятельности нами выделены следующие приоритетные направления по достижению сформулированных целей:
военно – патриотическое воспитание – составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его защите, воспитание чувства гордости за историческое прошлое Отечества, уважение к его военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение его воинских традиций;
героико – патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков;
национально – патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ;
гражданское воспитание – формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу;
семейная культура воспитания – осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Основные компоненты реализации проекта: воспитание в процессе учебной деятельности – воспитательная деятельность – внеурочная деятельность – дополнительное образование – социальное партнерство.
В реализации проекта особую значимость приобретает деятельность детской организации «Город больших надежд», волонтерской организации «Кто, если не мы!?», профессионального объединения педагогов (методических объединений классных руководителей, педагогов дополнительного образования и учителей – предметников). А также: Управляющий совет, воспитательная и психологическая службы школы.
Проект опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Сроки и этапы реализации проекта
№ п/п | Этап проекта | Сроки | Содержание этапа |
Подготовительный этап | 2013 год | анализ проблем, связанных с реализацией проекта; подготовка нормативно-правовой документации; экспертная оценка возможности реализации проекта; развитие методической и материальной базы для реализации проекта | |
Основной этап | 2014-2015 год | разработка и внедрение инструментария для проведения мониторинга достижения поставленных в инновационном проекте целей и задач; активизация деятельности ученического самоуправления; апробация форм и методов, способствующих развитию творческого потенциала личности в контексте гражданско-патриотического воспитания, интеграции общего и дополнительного образования, социального партнерства; активизация деятельности объединений дополнительного образования6 дискуссионный клуб «Пульс», туристический клуб «Туризм», «Пресс-школа юнкоров» (школьная газета), «Новая волна» (школьное радио). активизация работы школьного музейного уголка, создание виртуального школьного музея; активизация работы школьного волонтерского отряда «Кто, если не мы!»; формирование гражданско-патриотической позиции учащихся через систему традиционных дел: вахта памяти; экскурсии районный краеведческий музей, областной исторический музей, музей военной техники; фестиваль «Гвоздики Отечества»; выставки творческих работ; праздники «День знаний», «День самоуправления», «Мы – граждане России», «Салют, Победа!»; месячник военно-патриотического воспитания «Готов к защите Отечества»; акции: «Георгиевская ленточка», «Память поколений», «Сохраним историю по крупицам», «Удели внимание ветерану», «Лента памяти», «Бессмертный полк»; мероприятия, посвященные дням воинской славы и памятным датам России (согласно календаря); конкурс «Отечество»; День воина-афганца, «День героев Отечества, День Неизвестного солдата, традиционный календарь (день прав человека, день конституции, день независимости России и т. д.); конкурс военной-инсценированной песни «Связь времен, связь поколений»; Торжественное вручение паспортов граждан РФ; «День молодого избирателя»; митинги, посвященные Дню освобождения станицы от немецко-фашистских захватчиков, Дню Победы, Дню памяти (22 июня). защита исследовательских работ на школьный День науки. | |
Заключитель ный этап | 2016-2017 год | систематизация и обобщение результатов реализации проекта и определение перспектив дальнейшего развития школы и инновационной деятельности; создание банка инновационных технологий патриотического воспитания и обучения; подготовка материалов по проекту к публикации; мониторинг качества выполнения проекта; распространение накопленного инновационного опыта; презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной деятельности |
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта
Участники Инновационного Проекта | Ожидаемые результаты | Ожидаемые эффекты |
Учителя | реализация профессиональной педагогической компетентности; дополнительные возможности личностного и профессионального роста; увеличение количества педагогов, участвующих в инновационной деятельности; проведение семинаров различного уровня, открытых уроков и внеклассных мероприятий | формирование положительной мотивации учительского коллектива; профессиональное развитие педагогов; рост творческой активности, участие в муниципальных, региональных профессиональных конкурсах; диссеминация педагогического опыта |
Обучающиеся | рост социальной активности обучающихся, осознанное стремление к самореализации в познании, общении, профессиональном самоопределении, трудовой деятельности; гармоничное развитие личности, её успешная социализация; выработка и реализация умений и навыков активного и ответственного участия в жизни общества и государства; положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у школьников; увеличение количества детей, охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию | формирование потребности постоянно обновлять свои знания; формирование высокого уровня правовой, политической культуры и культуры прав человека и гражданина; минимизация негативных проявлений в детской среде, повышение уровня правопорядка |
Родители обучающихся | увеличение количества родительской общественности, принимающей активное участие в жизнедеятельности школы; обеспечение дополнительной занятости детей, организация успешного сочетания учебы, досуга, воспитания, возможность сделать досуговую деятельность управляемой и подчиненной целям обучения, воспитания, развития | формирование у детей дополнительного интереса к учебе; высокая степень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг по гражданско-патриотическому воспитанию и обучению подрастающего поколения |
Администрация, педагоги школы | повышение результативности образовательного и воспитательного процессов в школе; обеспечение развития образовательной среды в соответствии с требованиями времени; создание банка инновационных форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию и обучению; информатизация образовательного и воспитательного процесса | обогащение содержания школьного образования такими ценностями, как права и свободы человека, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов России, ответственность, толерантность; эффективность участия школы в социальных и гражданских акциях, творческих конкурсах, фестивалях, конференциях, соревнованиях различного уровня; повышение рейтинга школы |
Население станицы Кагальницкой и Кагальницкого района | положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма населения станицы Кагальницкой и Кагальницкого района; увеличение количества жителей станицы и района, охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию. | подъем патриотического настроения среди населения; рост потребности в сохранении исторической памяти родного рая. |
Механизм реализации проекта
Приступая к внедрению проектной разработки «Школа как центр патриотического образования и воспитания школьников» было принято решение о создании инициативной группы из творчески работающих учителей школы, учащихся старших классов, которые приступили к разработке возможных способов внедрения проектной разработки в образовательную практику школы.
Группа «Аналитики и юристы» (анкетирование школьников, педагогов, родительской общественности с целью изучения проблемы, мотивации к инновационной деятельности; Формирование нормативно – правовой базы проекта, и корректировка имеющихся локальных актов по направлению в общеобразовательном учреждении; разработка модели в рамках проекта. Сопоставление полученных результатов с поставленными целями, анализ и оценка результатов проекта).
Группа «Организаторы» (реализация патриотических мероприятий школы (по плану), реализация комплекса мероприятий в рамках целевых программ по воспитанию («Я-гражданин России», «Толерантность-гармония в многообразии») и комплексного цикла классных часов с использованием информационных музейных ресурсов Реализация комплекса мероприятий с социальными партнерами
Группа «Исследователи» (изучение методической литературы, информационный обмен обзора публикаций по проблеме, изучение методических рекомендаций. Апробация комплекса мониторинговых исследований инновационной деятельности и процессов патриотического, духовно-нравственного воспитания.
Группа «Просветители» (обобщение и распространение опыта работы общеобразовательного учреждения.по данному проекту, подготовка публикаций по реализации проекта).
При оценке возможности внедрения проекта учитывается как материальное, так и техническое оснащение школы.
Информирование педагогов, родителей по вопросу включения школы в инновационный проект. Проведение заседания Управляющего совета.
Организация консультационной поддержки по развитию и реализации практических инициатив образовательного сообщества школы.
Разработка сметы расходов, необходимых для реализации проекта.
Участие учителей в семинарах различного уровня, профессиональных конкурсах, форумах.
Расширение системы дополнительного образования – увеличение объединений дополнительного образования патриотической направленности.
Организация деятельности дискуссионного клуба «Пульс».
Активизация работы туристического клуба «Туризм»:
туристические походы;
дни здоровья;
соревнования.
Активизация работы школьного волонтерского отряда «Кто, если не мы!»;
Совершенствование системы ученического самоуправления.
Выпуск школьной газеты «Школьные годы» и радио выпусков «Новая волна».
Создание методической копилки по патриотическому воспитанию и обучению.
Сбор краеведческого материала для школьного музейного уголка, создание виртуального музея школы.
Пополнение и развитие школьной медиатеки по патриотическому воспитанию.
Совершенствование администрацией школы системы поощрения учителей, активно участвующих в реализации инновационного проекта.
Целевая аудитория и партнеры проекта
Целевой аудиторией проекта являются:
учащиеся школы (1-11 класс);
педагогический коллектив;
родительская общественность;
население станицы Кагальницкой и Кагальницкого района.
В реализации данного проекта устанавливаются тесные партнерские отношения со следующими организациями:
МБОУ ДОД «Станция юных техников» КР
МБОУ ДОД «Дом детского творчества» КР
МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» КР
МБУК КР «Межпоселенческая центральная библиотека» имени С. А. Королева
МУК КР «Районный дом культуры»
МУК «Районный краеведческий музей» КР
ОГИБДД МВД России по Кагальницкому району
МУП «Редакция газеты «Кагальницкие вести»
ГКУ РО «Центр занятости населения Кагальницкого района»
Территориально избирательная комиссия КР
МБОУ детский сад «Ручеёк»
Критерии эффективности проекта.
В качестве критерия приближённости к цели и эффективности инновационного проекта мы рассматриваем следующие показатели:
Качественные:
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели патриотического воспитания и технологий эффективного обучения;
включение родителей в воспитательный процесс;
создание модели деятельности школы как центра патриотического воспитания;
профессиональный рост педагогов, отработка механизма обмена опытом работы.
степень востребованности продуктов проектной деятельности;
интерес к проекту со стороны других школ, социальных партнеров.
повышения уровня проведения мероприятий.
Количественные:
рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
повышение уровня воспитанности;
рост количества участников в проекте педагогов;
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике.
4.6. Календарный план мероприятий по реализации проекта
№ п.п. | мероприятие | Сроки проведения | ответственные | Ожидаемые результаты |
Подготовительный этап (сентябрь 2013 – январь 2014) | ||||
1. | Анкетирование школьников, педагогов с целью изучения проблемы, мотивации к инновационной деятельности | Сентябрь- Октябрь 2013г | Шульгина М.Ю.- заместитель директора по УВР Колесникова И.М.- заместитель директора по ВР | Включенность обучающихся и педагогов в решение проблемы школьного сообщества |
2. | Изучение методической литературы, информационный обмен обзора публикаций по проблеме, изучение методических рекомендаций. | Январь – март 2014 | Кнурева Т.А.- рук. ШМО кл. руководителей Колесникова И.М. -заместитель директора по ВР | Информационно - аналитические материалы для формирования модели и разработки методических рекомендаций |
3. | Формирование нормативно – правовой базы проекта, и корректировка имеющихся локальных актов по направлению в общеобразовательном учреждении. | Сентябрь- Декабрь 2013 | Молодова Н.А. директор. Колесникова И.М.., заместитель директора по ВР | Наличие нормативно – правовой базы, способствующей эффективной реализации проекта |
4. | Разработка модели в рамках проекта | Декабрь- Январь 2014 | Шульгина М.Ю.- заместитель директора по УВР Колесникова И.М.- заместитель директора по ВР | Наличие разработанной модели и перспективного плана действий по ее реализации |
5. | Реализация патриотических мероприятий школы (по плану) | ежегодно | Шульгина М.Ю.- заместитель директора по УВР Колесникова И.М.- заместитель директора по ВР | Выполнение плана мероприятий |
6. | Разработка целевых программ по воспитанию («Я-гражданин России», «Толерантность-гармония в многообразии») и комплексного цикла классных часов с использованием информационных музейных ресурсов | Сентябрь-январь 2013-2014 | Кнурева Т.А.- рук. ШМО кл. руководителей Колесникова И.М. -заместитель директора по ВР | Наличие целевых программ по воспитанию и комплекса тематических классных часов |
Основной этап (февраль 2014 – сентябрь 2015) | ||||
1. | Реализация комплекса мероприятий в рамках целевых программ по воспитанию («Я-гражданин России», «Толерантность-гармония в многообразии») и комплексного цикла классных часов с использованием информационных музейных ресурсов | Февраль2014 Сентябрь 2015 | Кнурева Т.А.- рук. ШМО кл. руководителей Колесникова И.М. -заместитель директора по ВР, классные руководители | Воспитательные программы и тематику классных часов |
2. | Апробация комплекса мониторинговых исследований инновационной деятельности и процессов патриотического, духовно-нравственного воспитания. | Февраль2014 Сентябрь 2015 | Кнурева Т.А.- рук. ШМО кл. руководителей Колесникова И.М. -заместитель директора по ВР, классные руководители | Наличие апробированного инструментария, критериев и показателей в рамках мониторинга инновационной деятельности и процесса патриотического воспитания |
3. | Реализация комплекса мероприятий с социальными партнерами | Февраль 2014 Сентябрь 2015 | Кнурева Т.А.- рук. ШМО кл. руководителей Колесникова И.М. -заместитель директора по ВР, классные руководители | Выполнение плана мероприятий |
4. | Проведение семинаров, публичных чтений, конкурсов, выставок, презентаций, соревнований, открытых занятий | Февраль2014 Сентябрь 2015 | Кнурева Т.А.- рук. ШМО кл. руководителей Колесникова И.М. -заместитель директора по ВР, классные руководители, руководители объединений ДО | Обобщение и представление опыта по направлению, проекты школьников, методические рекомендации для педагогов |
5. | Организация и проведение экскурсий, музейных уроков, конкурсов выразительного чтения на базе музея, конкурсов сочинений, военизировано-спортивных многоборий, соревнований, выставок в рамках патриотической работы | Январь-май 2014, 2015 | Кнурева Т.А.- рук. ШМО кл. руководителей Колесникова И.М. -заместитель директора по ВР, классные руководители | Обобщение и представление опыта по направлению, проекты педагогов и школьников, апробированная методика работы с музейными экспонатами |
6. | Подготовка публикаций по реализации проекта | Февраль 2015 Сентябрь 2016 | Кнурева Т.А.- рук. ШМО кл. руководителей Колесникова И.М. -заместитель директора по ВР, классные руководители | Наличие алгоритма публикаций |
Аналитический октябрь 2016 - июнь 2017 год | ||||
1. | Сопоставление полученных результатов с поставленными целями, анализ и оценка результатов проекта
| Октябрь 2016 Июнь 2017 | Кнурева Т.А.- рук. ШМО кл. руководителей Колесникова И.М. -заместитель директора по ВР | Анализ и оценка деятельности проекта, аналитические материалы |
2. | Подготовка методических рекомендаций для педагогических и руководящих кадров | Октябрь 2016 Июнь 2017 | Кнурева Т.А.- рук. ШМО кл. руководителей Колесникова И.М. -заместитель директора по ВР, классные руководители | Обобщение и представление педагогического опыта, наличие методических рекомендаций |
3. | Обобщение и распространение опыта работы общеобразовательного учреждения. | Октябрь 2016 Июнь 2017 | Кнурева Т.А.- рук. ШМО кл. руководителей Колесникова И.М. -заместитель директора по ВР, классные руководители | Цикл семинаров, мастер- классов, методических сборников |
Возможное финансовое обеспечение проекта, необходимое ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта
Кадровое обеспечение проекта предполагает распределение функциональных обязанностей и обеспечение деятельности классных руководителей, школьных психологов на основе взаимодействия с детской школьной организацией, структурами ученического самоуправления, музейным уголком школы, школьным волонтерским отрядом, объединениями дополнительного образования.
Финансовое обеспечение данного Проекта будет обеспечиваться бюджетными и внебюджетными средствами, а также из дополнительных источников финансирования (добровольные пожертвования родителей, организаций и средства от участия школы в конкурсах, грантах).
Для реализации проекта необходимо следующее ресурсное обеспечение:
кадровое:
Управляющий совет, администрация и педагогический коллектив ОУ, социальные партнеры, социально-психологическая служба;
методическое:
методические и образовательные ресурсы для организации деятельности школы как центра патриотического образования и воспитания школьников (программы, методические рекомендации для педагогов; научно-методические бюллетени; методические и учебно – методические пособия);
материально-техническое:
помещения ОУ (актовый, спортивный зал; учебные кабинеты; музейный уголок; использование рекреационного пространства коридоров для отдыха и общения обучающихся, пришкольная территория);
оборудование (локальная сеть, Интернет; цифровое оборудование, школьный сайт как основная информационно-значимая составляющая школы и др.).
Описание форм организации взаимодействия с другими организациями. Способы информирования общественности о реализации проекта, его результатах
Опыт школы по реализации инновационного образовательного проекта «Школа как центр патриотического образования и воспитания школьников» доступен как физически, так и виртуально.
На местном уровне сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями и иными организациями осуществляется:
через электронную почту, персональные сайты педагогов школы;
через сайт школы, обеспечивающий открытость работы образовательного учреждения и освещение его деятельности в сети Интернет, взаимодействие и информирования всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей; распространение педагогического опыта участников образовательного процесса;
обмен опытом работы на методических семинарах, научно-практических конференциях, заседаниях методических объединений учителей-предметников, классных руководителей;
установление связей с физическими лицами, организациями и общественными движениями с целью финансовой и материальной поддержки учащихся и их семей;
сотрудничество со СМИ с целью пропаганды значимости данной работы, морального стимулирования учащихся и педагогов (школьная газета «Школьные годы», районная газета «Кагальницкие вести», школьное радио «Новая волна»).
Включение в глобальное образовательное сообщество осуществляется через участие:
в виртуальных педагогических сообществах: «Интернет-педсовет», «Социальная сеть работников образования», «Завуч.инфо», «ПроШколу.ру» и т.п.;
в конкурах профессионального мастерства, конкурсах методических разработок;
участие школьников:
в дистанционных олимпиадах, фестивалях;
участие в муниципальных, областных, всероссийских и международных интеллектуальных и творческих конкурсах, проектах.
25