Программа внеурочной деятельности «Школа нравственности» (8–9 класс)

2
0
Материал опубликован 3 August 2021 в группе

«Утверждаю»

Директор ГБОУ школа № *****

*****_____________

«____»____________2020 г.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя образовательная школа №***

**** района Санкт-Петербурга

                                                ШКОЛА НРАВСТВЕННОСТИ


Рабочая Программа

По курсу внеурочной деятельности обучающихся

на ступени основного общего образования

(8–9 классы)

Направление: духовно-нравственное



Составитель:

Черных *******,

Социальный педагог









Санкт-Петербург

2020 г.


Черных Л.А.

Программа внеурочной деятельности

«Школа нравственности», 8–9 классы


Программа направлена на создание условий для духовно-нравственного и гражданского становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения. Её содержание структурировано в виде разделов-модулей, отбор проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым обучающиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной, личностно и общественно значимой практической деятельности.

При составлении программы учтены психологические особенности обучающихся, включая их гендерные, эмоционально-личностные особенности, а также уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сфер. Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества. При переходе из одного класса в другой объём и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется.

Программа адресована учителям истории и обществознания, классным руководителям.


ОГЛАВЛЕНИЕ



Пояснительная записка 4

8 класс –«Школа нравственности» 9

Тематический план

Календарно-тематическое планирование

Содержание программы

Поурочное расписание

9 класс – «Школа нравственности» 16

Тематический план

Календарно-тематическое планирование

Содержание программы

Поурочное расписание

Информационные источники 23




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нравственное воспитание и развитие личности в воспитательно-образовательном процессе всегда стояло на первом месте и являлось важным компонентом в целостной системе образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в обществе. Исходя из этого, следует обозначить важные положения, которые следует учесть:

Необходимость в подготовке высоконравственного поколения для общества.

Способствовать формированию личности подростка, способного оказывать противодействие негативному влиянию из внешней среды.

Дать необходимую базу духовно-нравственных знаний для формирования норм поведения и определённых действий в обществе.

Таким образом, реализация программы духовно-нравственного направления актуальна и важна в рамках современного общества с учётом ряда существующих в нём проблем, таких как деидеологизация и антидуховность. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития универсальных учебных действий и опыта реализации воспитательной программы по гражданско-правовому и нравственному образованию в ГБОУ средняя образовательная школа №404 Колпинского района Санкт-петербурга

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

патриотические чувства гражданина России;

гражданская идентификация;

общечеловеческие ценности;

социальная солидарность;

нравственное самосовершенствование.

Программа «Школа нравственности » будет реализована в течение 2 лет. Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:

8 класс – «Школа нравственности» (34 часов);

9 класс – «Школа нравственности»(34 часа).


Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым обучающиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной, личностно и общественно значимой практической деятельности.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку с требованиями к результатам внеурочной деятельности, тематический план, календарно-тематическое планирование, содержание программы.

Цель: создание условий для духовно-нравственного и гражданского становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения.

Задачи:

Воспитывать уважение к культурному многообразию российского общества как важнейшему национальному достоянию.

Прививать способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, ответственному поведению.

Воспитывать толерантность у обучающихся.

Развивать способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

Развивать готовность к нравственному поведению, культуру и этику взаимоотношений с окружающим миром.

Развивать чувства патриотизма и гражданской солидарности.

Развивать твёрдую личностную позицию в социуме и лидерские качества, применяя их в процессе деятельности.

Программа реализует поставленные задачи с учётом следующих принципов:

Личностно-ориентированный: учёт возрастных особенностей развития личности обучающегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

Принцип демократизации: предоставление участникам педагогического процесса определённых свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Реализуется через соблюдение правил: создавать открытый для общественного контроля и влияния педагогический процесс; создавать правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды и друг на друга; вводить самоуправление учащихся, посредством которого развивать их самовоспитание, самообразование, самообучение; обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и учащихся.

Принцип разнообразия деятельности: реализуется посредством организации разнообразной деятельности обучающихся.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип личностной обусловленности: личность человека определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно взаимодействует (педагог – ученик). В процессе развития происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта.

При составлении программы учтены психологические особенности обучающихся, включая их гендерные, эмоционально-личностные особенности, а также уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сфер.

Методы, используемые при проведении занятий:

словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа со справочной литературой);

наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений, таблиц, фильмов);

практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда и экспериментов, упражнений);

метод изложения материала, а также проверка знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);

метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой);

репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);

эвристический;

проблемный.

Особенностью программы является интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Программа определяет минимальный объём содержания внеурочной деятельности, оставляя возможность дополнения её вариативной составляющей педагогическим коллективом образовательного учреждения при участии обучающихся и их родителей. Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературы), обществознание и естествознание (уроки истории, обществознания, биологии), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии).

Содержание внеурочной и внешкольной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления обучающихся о нравственных основах поведения в обществе и создаёт условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера.

Сроки реализации: 2020–2021 гг.

1-й этап – подготовительный: 2020 г.

2-й этап – внедренческий: 2020–2021 гг.



Планируемые результаты воспитания и развития школьников


Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии:

1. Изменения в модели поведения школьника:

проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге и монологическом высказывании;

соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление взаимопомощи;

использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

осознанное понимание необходимости следовать общечеловеческим ценностям;

объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

2. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

способность объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей;

сформированность самоконтроля и самооценки: действие контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;

способность видеть свои недостатки и желание их исправить;

снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников и молодёжи;

сохранение патриотического и культурного наследия.

Личностные результаты предусматривают умения:

формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения;

согласовывать цели совместных дел в команде со своими собственными интересами;

рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку;

высказывать личную точку зрения.

Метапредметными результатами являются умения:

собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете, делать выписки с библиографическими ссылками;

представлять информацию в виде тезисов, выступать тезисно;

рефлексировать опыт проблемно-ценностного обсуждения актуальных вопросов нравственности;

применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылки на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл);

применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях.

Предметными результатами являются представления:

об этической картине мира, роли нравственности в истории и культуре нашей страны с позиции нравственных общечеловеческих установок;

о нормах поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения;

о моральной стороне общества с пониманием роли человека в нём как личности;

о правах и обязанностях гражданина России.

Программа ориентирована на обучающихся 8–9 классов основной общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, диспут, викторина, аукцион, суд, виртуальная экскурсия, составление ребусов и кроссвордов, тезауруса, анализ поведенческих ситуаций. При переходе из одного класса в другой объём и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется.

Занятие, проводимое в рамках программы «Школа нравственности», является дополнительным средством решения задач образовательного, нравственного и воспитательного характера. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нём предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности с учётом возраста школьников. Происходит постоянное общение учителя, ученика и одноклассников, что способствует формированию нравственного поведения ребёнка, обогащается его жизненный опыт.


Перечень оборудования, необходимого для реализации программы


Литература согласно тематике курса.

Мультимедийное оборудование.

Электронные пособия по курсу.

Интерактивная доска.




8 КЛАСС

«Школа нравственности»

Цель: Воспитание целеустремлённого, настойчивого, творческого и бережливого гражданина.

Задачи:

Формировать у учащихся уважение и любовь к труду, учению, уважительное отношение к человеку-творцу.

Развивать мышление, воображение, эстетическое восприятие.

Дать первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.



Тематический план


Наименование разделов, тем


Количество часов


Все

Лекции

Практика

Раздел I. Вводное занятие


1

1


Раздел II. Многоликость человеческой души


7

3

4

Раздел III. Вред и польза привычек человека


10

4

6

Раздел IV. Нравственная сторона труда и творчества


8

4

4

Раздел V. Эстетика – родник души


6

2

4

Итоговые занятия


2


2

Итого


34

14

20



Календарно-тематическое планирование


Дата

Название разделов, тем

Кол-во часов

Формы учебного сотруд-ничества



УУД

Формы контроля










Все

Лекции

Практика


Раздел I. Вводное занятие.

1. Введение

1

1


Беседа

Личностные: понимают значение знаний для человека

Индивидуальная


Раздел II. Многоликость человеческой души.

2–3. Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей.

4–5. Есть ли у юных идеалы?

6–7. Проще простого о вежливости.

8. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты есть

7




4




3




Дискуссия, диспут

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; формулируют ответы на вопросы; дополняют и расширяют знания.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (анкетирование). Групповая. Фронтальная


Раздел III. Вред и польза привычек человека.

9–10. Моральные привычки.

11–13. Моральная оценка личности.

14–16. Нравственная культура человека.

17–18. Воспитание привычек нравственного поведения

10

4

6

Час общения, диспут

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в литературе.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (тест). Групповая


Раздел IV. Нравственная сторона труда и творчества.

19–22. Нравственное воспитание в труде.

23–25. Самоопределение в труде и творчестве.

26–27. Личностный рост

8

4

4

Круглый стол


Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; осуществляют поиск нужной информации в литературе.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения; приходят к общему решению

Индивидуальная (анкетирование), групповая


Раздел V. Эстетика – родник души.

28–29. Родники души.

30–31. Творцы душевного мастерства.

32–33. Песня сердца и души

6

2

4

Диспут, час общения

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; осуществляют поиск нужной информации в литературе.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (тест), групповая


34. Итоговые занятия

2


2

«Неоконченное предложение»

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала


Индивидуальная (тест), фронтальная





Содержание программы


Раздел I. Вводное занятие (1 час)

Беседа на тему «Что такое душевное здоровье?», показывающая необходимость и актуальность изучения курса.


Раздел II. Многоликость человеческой души (7 часов)

Этическая беседа «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей». Дискуссия «Есть ли у юных идеалы?». Лекция «Проще простого о вежливости». Диспут «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».


Раздел III. Вред и польза привычек человека (10 часов)

Час общения «Моральные привычки». Дискуссии на темы «Моральная оценка личности», «Нравственная культура человека». Этическая беседа и диспут «Воспитание привычек нравственного поведения».


Раздел IV. Нравственная сторона труда и творчества (8 часов)

Этическая беседа «Нравственное воспитание в труде». Диспут «Самоопределение в труде и творчестве». Круглый стол «Личностный рост».


Раздел V. Эстетика – родник души (6 часов)

Беседа и дискуссия с элементами обсуждения «Родники души», «Творцы душевного мастерства». Час общения «Песня сердца и души».


Итоговые занятия (2 часа)

Практические занятия. «Неоконченное предложение».






















Поурочное расписание:


 1

Вводное занятие

 

 

Беседа на тему «Что такое душевное здоровье?»

 2

 Многоликость человеческой души

 

 

 1

Час общения «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»

 

 

 3

 Многоликость человеческой души

 

 

 1


 Диспут «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

 

 4

 Многоликость человеческой души


 

 1

Этическая беседа «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей».

 5

 

 Многоликость человеческой души

 

 1

 Практика

 

 

 6

 Многоликость человеческой души

 

 

 1

Дискуссия «Есть ли у юных идеалы?». Лекция «Проще простого о вежливости».

 

 

 7

 Многоликость человеческой души

 

 1

 Практика

 

 

 8

 Многоликость человеческой души

 

 

 1

 Лекция «Проще простого о вежливости».

 

 

 9

 Вред и польза привычек человека

 

 

 1

 Практика

 

 

 10

 Вред и польза привычек человека

 

 

 1

 Час общения «Моральные привычки».

 

 11

 Вред и польза привычек человека

 

 

 1

 

 Практика

 


 

 12

 Вред и польза привычек человека

 

 

 1

 Дискуссии на темы «Моральная оценка личности»

 

 

 13

 Вред и польза привычек человека

 

 

 1

 

 Практика

 


 

 14

 Вред и польза привычек человека

 

 1

 Дискуссии на темы «Нравственная культура человека».

 15

 Вред и польза привычек человека

 

 

 1

 Практика

 


 

 

 16

 Вред и польза привычек человека

 

 

 1

 

 Практика

 


 

 17

 Вред и польза привычек человека

 

 

 1

 

 Этическая беседа и диспут «Воспитание привычек нравственного поведения».


 

 18

 Вред и польза привычек человека

 

 

 1

 Практика


 


 

 19

Нравственная сторона труда и творчества

 

 1

 Этическая беседа «Общение как основа межличностного взаимодействия»

 

 

 20

Нравственная сторона труда и творчества

 

 1

 

 Практика

 


 

 21

  Нравственная сторона труда и творчества

 

 1

 Этическая беседа «Нравственное воспитание в труде»

 

 

 22

 Нравственная сторона труда и творчества


 

 1

 

 Практика

 


 

 23

Нравственная сторона труда и творчества

 

 

 1

 Диспут «Самоопределение в труде и творчестве».

 

 24

 Нравственная сторона труда и творчества

 

 

 1

 

 Практика

 


 

 25

  Нравственная сторона труда и творчества

 

 

 1

 

 Практика

 


 

 26

Нравственная сторона труда и творчества

 

 

 1

Круглый стол «Личностный рост».

 

 27

 Эстетика – родник души

 

 

 1

 

 Беседа и дискуссия с элементами обсуждения «Родники души»

 

 28

Эстетика – родник души

 

 1

 Практика

 

 

 29

 Эстетика – родник души

 

 

 1

 

 Беседа и дискуссия с элементами обсуждения «Творцы душевного мастерства»

 

 30

 Эстетика – родник души

 

 

 1

 

 Практика

 

 31

Эстетика – родник души

 

 1

Час общения «Песня сердца и души».


 32

 Эстетика – родник души

 

 

 1

 Практика

 

 

 33

 Итоговые занятия

 

 

 1

 

 Практические занятия. «Неоконченное предложение».


 34

 Итоговые занятия

 

 

 1

 

 Практические занятия. «Неоконченное предложение».

 

 Итого:

 

 

 

 34 часа

 

 

 
















9 КЛАСС

«Школа нравственности»


Цель: развитие чувства патриотизма, гражданской солидарности и ответственности.

Задачи:

Формировать у учащихся правовое сознание.

Знакомить обучающихся с нормами поведения при разрешении конфликтных ситуаций с помощью гармоничного межличностного взаимодействия.

Дать первоначальные представления о правах и обязанностях гражданина России, о национальных героях и важнейших событиях в истории России и в жизни её народов.


Тематический план


Наименование разделов, тем

Количество часов

Все

Лекции

Практика

Раздел I. Вводное занятие

1

1


Раздел II. Моральные устои человеческого существования

8

4

4

Раздел III. Человек: вечная борьба добра и зла

9

4

5

Раздел IV. Взаимодействие людей – основа отношений

7

3

4

Раздел V. Героизм – что это?

7

3

4

Итоговые занятия

2


2

Итого

34

15

19


Календарно-тематическое планирование


Дата

Название разделов, тем

Кол-во часов

Формы учебного сотруд-ничества



УУД

Формы контроля






Все

Лекции

Практика


Раздел I. Вводное занятие.

1. Введение

1

1


Суд над пороками

Личностные: понимают значение знаний для человека

Индивидуальная


Раздел II. Моральные устои человеческого существования.

2–3. Прекрасное и безобразное в нашей жизни.

4–5. Нравственные приоритеты семьи.

6. Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью?

7–9. Дом, в котором я живу

8


4


4


Круглый стол, деловая игра

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; формулируют ответы на вопросы; дополняют и расширяют знания.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (анкетирование), групповая, фронтальная


Раздел III. Человек: вечная борьба добра и зла.

10–11. Мы и закон.

12–13. Человек защищён законом.

14. Чтобы стать гражданином страны, надо стать гражданином школы.

15–16. Правовые качества человека с нравственно-этической стороны.

17–18. Личностные качества как залог полноценного развития человека

9




5




4




Семинар, публичная защита

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; формулируют ответы на вопросы; осуществляют поиск нужной информации в литературе.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (тест), групповая, фронтальная


Раздел IV. Взаимодействие людей – основа отношений.

19–21. Общение как основа межличностного взаимодействия.

22–23. Решение проблем.

24–25. Личность и коллектив – итог взаимодействия

7

3

4

Этическая беседа, урок проектирования

Познавательные: формулируют ответы на вопросы; дополняют и расширяют знания.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (анкетирование), групповая, фронтальная


Раздел V. Героизм – что это?

26. Этика героизма.

27–28. Этика ненасилия.

29–30. Нравственная сторона сподвижничества.

31–32. Проявление героизма

7

3

4

Устный журнал, защита проектов

Познавательные: умеют структурировать знания; дополняют и расширяют знания.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (тест), групповая, фронтальная


33–34. Итоговые занятия

2


2

Круглый стол, деловая игра

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала

Индивидуальная (тест), групповая








Содержание программы


Раздел I. Вводное занятие (1 час)

Беседа на тему «Что такое пороки?». Суд над пороками.


Раздел II. Моральные устои человеческого существования (8 часов)

Час общения «Прекрасное и безобразное в нашей жизни». Круглый стол «Нравственные приоритеты семьи». Этическая беседа «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью». Деловая игра «Дом, в котором я живу».


Раздел III. Человек: вечная борьба добра и зла (9 часов)

Семинар «Мы и закон». Публичная защита «Человек защищён законом». Беседа с элементами игрового тренинга «Чтобы стать гражданином страны, надо стать гражданином школы». Этическая беседа «Правовые качества человека с нравственно-этической стороны». Дискуссия «Личностные качества как залог полноценного развития человека».


Раздел IV. Взаимодействие людей – основа отношений (7 часов)

Этическая беседа «Общение как основа межличностного взаимодействия». Круглый стол «Решение проблем». Урок проектирования «Личность и коллектив – итог взаимодействия».


Раздел V. Героизм – что это? (7 часов)

Беседы и дискуссии с элементами обсуждения на темы «Этика героизма», «Этика ненасилия». Устный журнал «Нравственная сторона сподвижничества». Защита проектов «Проявление героизма».


Итоговые занятия (2 часа)

Практические занятия. Круглый стол, деловая игра.




Поурочный расписание:


 1

Вводное занятие

 

 

 

 

 Беседа на тему «Что такое пороки?»

 2

 Моральные устои человеческого существования

 

 

 1

Час общения «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»

 

 

 3

 Моральные устои человеческого существования

 

 

 1

 Практика

 

 

 4

 Моральные устои человеческого существования

 

 

 1

 Круглый стол «Нравственные приоритеты семьи».

 

 

 5

 Моральные устои человеческого существования

 

 

 1

 Практика

 

 

 6

 Моральные устои человеческого существования

 

 

 1

Этическая беседа «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью».

 

 

 7

 Моральные устои человеческого существования

 

 1

 Практика

 

 

 8

 

 Моральные устои человеческого существования

 

 1

 

 Деловая игра «Дом, в котором я живу».

 

 9

 Моральные устои человеческого существования

 

 

 1

 Практика

 

 

 10

 Человек: вечная борьба добра и зла

 

 

 1

 

 Семинар «Мы и закон»

 

 11

 Человек: вечная борьба добра и зла

 

 

 1

 

 Практика

 


 

 12

 Человек: вечная борьба добра и зла

 

 

 1

 Публичная защита «Человек защищён законом»

 

 

 13

 Человек: вечная борьба добра и зла

 

 

 1

 

 Практика

 


 

 14

 Человек: вечная борьба добра и зла

 

 

 1

 Беседа с элементами игрового тренинга «Чтобы стать гражданином страны, надо стать гражданином школы».

 

 

 15

 Человек: вечная борьба добра и зла

 

 

 1

 Практика

 


 

 

 16

 Человек: вечная борьба добра и зла

 

 

 1

 

 Практика

 


 

 17

 

 Человек: вечная борьба добра и зла

 

 1

 Этическая беседа «Правовые качества человека с нравственно-этической стороны».

 

 

 18

 Человек: вечная борьба добра и зла

 

 

 1

 Дискуссия «Личностные качества как залог полноценного развития человека».


 


 

 19

 Взаимодействие людей – основа отношений

 

 

 1

 Этическая беседа «Общение как основа межличностного взаимодействия»

 

 

 20

 

 Взаимодействие людей – основа отношений

 

 1

 

 Практика

 


 

 21

 Взаимодействие людей – основа отношений

 

 

 1

 Круглый стол «Решение проблем»

 

 

 22

 Взаимодействие людей – основа отношений

 

 

 1

 

 Практика

 


 

 23

 Взаимодействие людей – основа отношений

 

 

 1

 

 Урок проектирования «Личность и коллектив – итог взаимодействия».

 

 24

 Взаимодействие людей – основа отношений

 

 

 1

 

 Практика

 


 

 25

 Взаимодействие людей – основа отношений

 

 

 1

 

 Практика

 


 

 26

 Героизм – что это?

 

 

 1

 

 Беседы и дискуссии с элементами обсуждения на темы «Этика героизма», «Этика ненасилия».

 

 27

 

 Героизм – что это?

 

 1

 Практика

 

 

 28

 Героизм – что это?

 

 

 1

 

  Устный журнал «Нравственная сторона сподвижничества».

 

 29

 Героизм – что это?

 

 

 1

 Практика

 

 

 30

 Героизм – что это?

 

 

 1

 

 Защита проектов «Проявление героизма».

 

 31

 Героизм – что это?

 

 

 1

 Практика

 

 

 32

 Героизм – что это?

 

 

 1

 Практика

 

 

 33

 Итоговые занятия

 

 

 1

 

 Практика- круглой стол

 

 34

 Итоговые занятия

 

 

 1

 

 Практика-деловая игра

 

 Итого:

 

 

 

 34 часа

 

 

 













ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ


Для педагога:


Петрова В., Стульник Т., Хомякова И. Азбука нравственности. Методические указания учителям // Сельская школа. № 1. С. 51.

Петрова В., Стульник Т., Хомякова И. Азбука нравственности. Методические указания учителю по проведению уроков // Сельская школа. № 2. С. 51.

Ахмедьянова А.Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников // Стандарты и мониторинг в образовании.. № 3. С. 38–42.

Бечиева Х.Э. Будьте добрыми и человечными // Классный руководитель. № 2. C. 85–92.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение.

Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция, принятая участниками конференции // Вестник образования Росси. № 5. С. 71–74.

Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогики. № 10. С. 36–46.

Гликман И.З. Практический аспект нравственного воспитания // Народное образование. № 5. С. 259–263.

Григорьев Д. Социальное и духовное в воспитании человека // Воспитательная работа в школе. № 10. С. 23–27.

Губанова Е.В., Пушнова Ю.Б. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России // Воспитание школьников. № 5. С. 8–14.

Жарковская Т.Г. Организация духовно-нравственного образования средствами различных учебных дисциплин // Педагогика № 10. С. 49–53.

Каршинова Л.В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве // Эксперимент и инновации в школе. № 6. С. 48–52.

Кетова Т.В. Классные часы духовно-нравственной направленности // Начальная школа. № 9. С. 76–78.

Костьянова Е.Ю. Нравственное образование в средней школе: единство воспитывающих и обучающих технологий // Классный руководитель. № 5. С. 102–106.

Селиванова О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся // Воспитание школьников. № 10. С. 21–23.

Соловцова И.А. Духовное воспитание: система понятий // Педагогика. № 4. С. 11–17.

Тельканова Г. Формирование нравственных ценностных ориентаций старшеклассников // Учитель. № 3. С. 41–43.

Якунина И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения // Дополнительное образование и воспитание. № 1. С. 19–21.

Здравый смысл [Электронный ресурс] –

http://razumru.ru/humanism/journal/53/nik_koz.htm

Этическое воспитание [Электронный ресурс] –

http://www.etika.narod.ru/liter.htm

В помощь психологу [Электронный ресурс] –

http://www.psiholognew.com/mlad016.html


Для обучающихся:


Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. № 4. С. 78–80.

Барановский Н.А., Матюшкова Т.И., Шавель Ш.А. и др. (науч. ред. Бабосов Е.М.). Свободное время и духовное богатство личности // Минск: Наука и техника. 1983.

Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт.

Виноградова Н.Д. Привычка – основа нравственного воспитания // Педагогика.

Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург.

Марьенко И.С. Нравственное становление личности. М.

Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки. . № 12. С. 100–104.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.

Философский словарь // под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат.


24


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.