Программа внеурочной деятельности «Школа нравственности» (8–9 класс)
«Утверждаю»
Директор ГБОУ школа № *****
*****_____________
«____»____________2020 г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя образовательная школа №***
**** района Санкт-Петербурга
Рабочая Программа
По курсу внеурочной деятельности обучающихся
на ступени основного общего образования
(8–9 классы)
Направление: духовно-нравственное
Составитель:
Черных *******,
Социальный педагог
Санкт-Петербург
2020 г.
Черных Л.А.
Программа внеурочной деятельности
«Школа нравственности», 8–9 классы
Программа направлена на создание условий для духовно-нравственного и гражданского становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения. Её содержание структурировано в виде разделов-модулей, отбор проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым обучающиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной, личностно и общественно значимой практической деятельности.
При составлении программы учтены психологические особенности обучающихся, включая их гендерные, эмоционально-личностные особенности, а также уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сфер. Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества. При переходе из одного класса в другой объём и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется.
Программа адресована учителям истории и обществознания, классным руководителям.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка 4
8 класс –«Школа нравственности» 9
Тематический план
Календарно-тематическое планирование
Содержание программы
Поурочное расписание
9 класс – «Школа нравственности» 16
Тематический план
Календарно-тематическое планирование
Содержание программы
Поурочное расписание
Информационные источники 23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нравственное воспитание и развитие личности в воспитательно-образовательном процессе всегда стояло на первом месте и являлось важным компонентом в целостной системе образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в обществе. Исходя из этого, следует обозначить важные положения, которые следует учесть:
Необходимость в подготовке высоконравственного поколения для общества.
Способствовать формированию личности подростка, способного оказывать противодействие негативному влиянию из внешней среды.
Дать необходимую базу духовно-нравственных знаний для формирования норм поведения и определённых действий в обществе.
Таким образом, реализация программы духовно-нравственного направления актуальна и важна в рамках современного общества с учётом ряда существующих в нём проблем, таких как деидеологизация и антидуховность. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития универсальных учебных действий и опыта реализации воспитательной программы по гражданско-правовому и нравственному образованию в ГБОУ средняя образовательная школа №404 Колпинского района Санкт-петербурга
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
патриотические чувства гражданина России;
гражданская идентификация;
общечеловеческие ценности;
социальная солидарность;
нравственное самосовершенствование.
Программа «Школа нравственности » будет реализована в течение 2 лет. Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:
8 класс – «Школа нравственности» (34 часов);
9 класс – «Школа нравственности»(34 часа).
Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым обучающиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной, личностно и общественно значимой практической деятельности.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку с требованиями к результатам внеурочной деятельности, тематический план, календарно-тематическое планирование, содержание программы.
Цель: создание условий для духовно-нравственного и гражданского становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения.
Задачи:
Воспитывать уважение к культурному многообразию российского общества как важнейшему национальному достоянию.
Прививать способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, ответственному поведению.
Воспитывать толерантность у обучающихся.
Развивать способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
Развивать готовность к нравственному поведению, культуру и этику взаимоотношений с окружающим миром.
Развивать чувства патриотизма и гражданской солидарности.
Развивать твёрдую личностную позицию в социуме и лидерские качества, применяя их в процессе деятельности.
Программа реализует поставленные задачи с учётом следующих принципов:
Личностно-ориентированный: учёт возрастных особенностей развития личности обучающегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.
Принцип демократизации: предоставление участникам педагогического процесса определённых свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Реализуется через соблюдение правил: создавать открытый для общественного контроля и влияния педагогический процесс; создавать правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды и друг на друга; вводить самоуправление учащихся, посредством которого развивать их самовоспитание, самообразование, самообучение; обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и учащихся.
Принцип разнообразия деятельности: реализуется посредством организации разнообразной деятельности обучающихся.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип личностной обусловленности: личность человека определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно взаимодействует (педагог – ученик). В процессе развития происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта.
При составлении программы учтены психологические особенности обучающихся, включая их гендерные, эмоционально-личностные особенности, а также уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сфер.
Методы, используемые при проведении занятий:
словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа со справочной литературой);
наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений, таблиц, фильмов);
практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда и экспериментов, упражнений);
метод изложения материала, а также проверка знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);
метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой);
репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);
эвристический;
проблемный.
Особенностью программы является интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Программа определяет минимальный объём содержания внеурочной деятельности, оставляя возможность дополнения её вариативной составляющей педагогическим коллективом образовательного учреждения при участии обучающихся и их родителей. Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературы), обществознание и естествознание (уроки истории, обществознания, биологии), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии).
Содержание внеурочной и внешкольной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления обучающихся о нравственных основах поведения в обществе и создаёт условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера.
Сроки реализации: 2020–2021 гг.
1-й этап – подготовительный: 2020 г.
2-й этап – внедренческий: 2020–2021 гг.
Планируемые результаты воспитания и развития школьников
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии:
1. Изменения в модели поведения школьника:
проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге и монологическом высказывании;
соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление взаимопомощи;
использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
осознанное понимание необходимости следовать общечеловеческим ценностям;
объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
2. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
способность объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей;
сформированность самоконтроля и самооценки: действие контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;
способность видеть свои недостатки и желание их исправить;
снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников и молодёжи;
сохранение патриотического и культурного наследия.
Личностные результаты предусматривают умения:
формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения;
согласовывать цели совместных дел в команде со своими собственными интересами;
рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку;
высказывать личную точку зрения.
Метапредметными результатами являются умения:
собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете, делать выписки с библиографическими ссылками;
представлять информацию в виде тезисов, выступать тезисно;
рефлексировать опыт проблемно-ценностного обсуждения актуальных вопросов нравственности;
применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылки на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл);
применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях.
Предметными результатами являются представления:
об этической картине мира, роли нравственности в истории и культуре нашей страны с позиции нравственных общечеловеческих установок;
о нормах поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения;
о моральной стороне общества с пониманием роли человека в нём как личности;
о правах и обязанностях гражданина России.
Программа ориентирована на обучающихся 8–9 классов основной общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, диспут, викторина, аукцион, суд, виртуальная экскурсия, составление ребусов и кроссвордов, тезауруса, анализ поведенческих ситуаций. При переходе из одного класса в другой объём и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется.
Занятие, проводимое в рамках программы «Школа нравственности», является дополнительным средством решения задач образовательного, нравственного и воспитательного характера. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нём предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности с учётом возраста школьников. Происходит постоянное общение учителя, ученика и одноклассников, что способствует формированию нравственного поведения ребёнка, обогащается его жизненный опыт.
Перечень оборудования, необходимого для реализации программы
Литература согласно тематике курса.
Мультимедийное оборудование.
Электронные пособия по курсу.
Интерактивная доска.
8 КЛАСС
«Школа нравственности»
Цель: Воспитание целеустремлённого, настойчивого, творческого и бережливого гражданина.
Задачи:
Формировать у учащихся уважение и любовь к труду, учению, уважительное отношение к человеку-творцу.
Развивать мышление, воображение, эстетическое восприятие.
Дать первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.
Тематический план
Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
Все | Лекции | Практика | |
Раздел I. Вводное занятие | 1 | 1 | |
Раздел II. Многоликость человеческой души | 7 | 3 | 4 |
Раздел III. Вред и польза привычек человека | 10 | 4 | 6 |
Раздел IV. Нравственная сторона труда и творчества | 8 | 4 | 4 |
Раздел V. Эстетика – родник души | 6 | 2 | 4 |
Итоговые занятия | 2 | | 2 |
Итого | 34 | 14 | 20 |
Календарно-тематическое планирование
Дата | Название разделов, тем | Кол-во часов | Формы учебного сотруд-ничества | УУД | Формы контроля | ||
Все | Лекции | Практика | |||||
| Раздел I. Вводное занятие. 1. Введение | 1 | 1 | | Беседа | Личностные: понимают значение знаний для человека | Индивидуальная |
| Раздел II. Многоликость человеческой души. 2–3. Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей. 4–5. Есть ли у юных идеалы? 6–7. Проще простого о вежливости. 8. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты есть | 7 | 4 | 3 | Дискуссия, диспут | Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; формулируют ответы на вопросы; дополняют и расширяют знания. Коммуникативные: принимают и высказывают мнения | Индивидуальная (анкетирование). Групповая. Фронтальная |
| Раздел III. Вред и польза привычек человека. 9–10. Моральные привычки. 11–13. Моральная оценка личности. 14–16. Нравственная культура человека. 17–18. Воспитание привычек нравственного поведения | 10 | 4 | 6 | Час общения, диспут | Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в литературе. Коммуникативные: принимают и высказывают мнения | Индивидуальная (тест). Групповая |
| Раздел IV. Нравственная сторона труда и творчества. 19–22. Нравственное воспитание в труде. 23–25. Самоопределение в труде и творчестве. 26–27. Личностный рост | 8 | 4 | 4 | Круглый стол | Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; осуществляют поиск нужной информации в литературе. Коммуникативные: принимают и высказывают мнения; приходят к общему решению | Индивидуальная (анкетирование), групповая |
| Раздел V. Эстетика – родник души. 28–29. Родники души. 30–31. Творцы душевного мастерства. 32–33. Песня сердца и души | 6 | 2 | 4 | Диспут, час общения | Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; осуществляют поиск нужной информации в литературе. Коммуникативные: принимают и высказывают мнения | Индивидуальная (тест), групповая |
| 34. Итоговые занятия | 2 | | 2 | «Неоконченное предложение» | Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала | Индивидуальная (тест), фронтальная |
Содержание программы
Раздел I. Вводное занятие (1 час)
Беседа на тему «Что такое душевное здоровье?», показывающая необходимость и актуальность изучения курса.
Раздел II. Многоликость человеческой души (7 часов)
Этическая беседа «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей». Дискуссия «Есть ли у юных идеалы?». Лекция «Проще простого о вежливости». Диспут «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Раздел III. Вред и польза привычек человека (10 часов)
Час общения «Моральные привычки». Дискуссии на темы «Моральная оценка личности», «Нравственная культура человека». Этическая беседа и диспут «Воспитание привычек нравственного поведения».
Раздел IV. Нравственная сторона труда и творчества (8 часов)
Этическая беседа «Нравственное воспитание в труде». Диспут «Самоопределение в труде и творчестве». Круглый стол «Личностный рост».
Раздел V. Эстетика – родник души (6 часов)
Беседа и дискуссия с элементами обсуждения «Родники души», «Творцы душевного мастерства». Час общения «Песня сердца и души».
Итоговые занятия (2 часа)
Практические занятия. «Неоконченное предложение».
Поурочное расписание:
1 | Вводное занятие
|
| 1 | Беседа на тему «Что такое душевное здоровье?» | |||
2 | Многоликость человеческой души
|
| 1 | Час общения «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»
| |||
3 | Многоликость человеческой души
|
| 1 | Диспут «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
| |||
4 | Многоликость человеческой души |
| 1 | Этическая беседа «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей». | |||
5 |
Многоликость человеческой души |
| 1 | Практика
| |||
6 | Многоликость человеческой души
|
| 1 | Дискуссия «Есть ли у юных идеалы?». Лекция «Проще простого о вежливости».
| |||
7 | Многоликость человеческой души |
| 1 | Практика
| |||
8 | Многоликость человеческой души
|
| 1 | Лекция «Проще простого о вежливости».
| |||
9 | Вред и польза привычек человека
|
| 1 | Практика
| |||
10 | Вред и польза привычек человека
|
| 1 | Час общения «Моральные привычки».
| |||
11 | Вред и польза привычек человека
|
| 1 |
Практика
| |||
12 | Вред и польза привычек человека
|
| 1 | Дискуссии на темы «Моральная оценка личности»
| |||
13 | Вред и польза привычек человека
|
| 1 |
Практика
| |||
14 | Вред и польза привычек человека |
| 1 | Дискуссии на темы «Нравственная культура человека». | |||
15 | Вред и польза привычек человека
|
| 1 | Практика
| |||
16 | Вред и польза привычек человека
|
| 1 |
Практика
| |||
17 | Вред и польза привычек человека
|
| 1 |
Этическая беседа и диспут «Воспитание привычек нравственного поведения».
| |||
18 | Вред и польза привычек человека
|
| 1 | Практика
| |||
19 | Нравственная сторона труда и творчества |
| 1 | Этическая беседа «Общение как основа межличностного взаимодействия»
| |||
20 | Нравственная сторона труда и творчества |
| 1 |
Практика
| |||
21 | Нравственная сторона труда и творчества |
| 1 | Этическая беседа «Нравственное воспитание в труде»
| |||
22 | Нравственная сторона труда и творчества |
| 1 |
Практика
| |||
23 | Нравственная сторона труда и творчества
|
| 1 | Диспут «Самоопределение в труде и творчестве».
| |||
24 | Нравственная сторона труда и творчества
|
| 1 |
Практика
| |||
25 | Нравственная сторона труда и творчества
|
| 1 |
Практика
| |||
26 | Нравственная сторона труда и творчества
|
| 1 | Круглый стол «Личностный рост».
| |||
27 | Эстетика – родник души
|
| 1 |
Беседа и дискуссия с элементами обсуждения «Родники души»
| |||
28 | Эстетика – родник души |
| 1 | Практика
| |||
29 | Эстетика – родник души
|
| 1 |
Беседа и дискуссия с элементами обсуждения «Творцы душевного мастерства»
| |||
30 | Эстетика – родник души
|
| 1 |
Практика
| |||
31 | Эстетика – родник души |
| 1 | Час общения «Песня сердца и души». | |||
32 | Эстетика – родник души
|
| 1 | Практика
| |||
33 | Итоговые занятия
|
| 1 |
Практические занятия. «Неоконченное предложение». | |||
34 | Итоговые занятия
|
| 1 |
Практические занятия. «Неоконченное предложение».
| |||
Итого: |
|
|
| 34 часа |
|
|
|
9 КЛАСС
«Школа нравственности»
Цель: развитие чувства патриотизма, гражданской солидарности и ответственности.
Задачи:
Формировать у учащихся правовое сознание.
Знакомить обучающихся с нормами поведения при разрешении конфликтных ситуаций с помощью гармоничного межличностного взаимодействия.
Дать первоначальные представления о правах и обязанностях гражданина России, о национальных героях и важнейших событиях в истории России и в жизни её народов.
Тематический план
Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
Все | Лекции | Практика | |
Раздел I. Вводное занятие | 1 | 1 | |
Раздел II. Моральные устои человеческого существования | 8 | 4 | 4 |
Раздел III. Человек: вечная борьба добра и зла | 9 | 4 | 5 |
Раздел IV. Взаимодействие людей – основа отношений | 7 | 3 | 4 |
Раздел V. Героизм – что это? | 7 | 3 | 4 |
Итоговые занятия | 2 | | 2 |
Итого | 34 | 15 | 19 |
Календарно-тематическое планирование
Дата | Название разделов, тем | Кол-во часов | Формы учебного сотруд-ничества | УУД | Формы контроля | ||
Все | Лекции | Практика | |||||
| Раздел I. Вводное занятие. 1. Введение | 1 | 1 | | Суд над пороками | Личностные: понимают значение знаний для человека | Индивидуальная |
| Раздел II. Моральные устои человеческого существования. 2–3. Прекрасное и безобразное в нашей жизни. 4–5. Нравственные приоритеты семьи. 6. Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью? 7–9. Дом, в котором я живу | 8 | 4 | 4 | Круглый стол, деловая игра | Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; формулируют ответы на вопросы; дополняют и расширяют знания. Коммуникативные: принимают и высказывают мнения | Индивидуальная (анкетирование), групповая, фронтальная |
| Раздел III. Человек: вечная борьба добра и зла. 10–11. Мы и закон. 12–13. Человек защищён законом. 14. Чтобы стать гражданином страны, надо стать гражданином школы. 15–16. Правовые качества человека с нравственно-этической стороны. 17–18. Личностные качества как залог полноценного развития человека | 9 | 5 | 4 | Семинар, публичная защита | Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; формулируют ответы на вопросы; осуществляют поиск нужной информации в литературе. Коммуникативные: принимают и высказывают мнения | Индивидуальная (тест), групповая, фронтальная |
| Раздел IV. Взаимодействие людей – основа отношений. 19–21. Общение как основа межличностного взаимодействия. 22–23. Решение проблем. 24–25. Личность и коллектив – итог взаимодействия | 7 | 3 | 4 | Этическая беседа, урок проектирования | Познавательные: формулируют ответы на вопросы; дополняют и расширяют знания. Коммуникативные: принимают и высказывают мнения | Индивидуальная (анкетирование), групповая, фронтальная |
| Раздел V. Героизм – что это? 26. Этика героизма. 27–28. Этика ненасилия. 29–30. Нравственная сторона сподвижничества. 31–32. Проявление героизма | 7 | 3 | 4 | Устный журнал, защита проектов | Познавательные: умеют структурировать знания; дополняют и расширяют знания. Коммуникативные: принимают и высказывают мнения | Индивидуальная (тест), групповая, фронтальная |
| 33–34. Итоговые занятия | 2 | | 2 | Круглый стол, деловая игра | Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала | Индивидуальная (тест), групповая |
Содержание программы
Раздел I. Вводное занятие (1 час)
Беседа на тему «Что такое пороки?». Суд над пороками.
Раздел II. Моральные устои человеческого существования (8 часов)
Час общения «Прекрасное и безобразное в нашей жизни». Круглый стол «Нравственные приоритеты семьи». Этическая беседа «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью». Деловая игра «Дом, в котором я живу».
Раздел III. Человек: вечная борьба добра и зла (9 часов)
Семинар «Мы и закон». Публичная защита «Человек защищён законом». Беседа с элементами игрового тренинга «Чтобы стать гражданином страны, надо стать гражданином школы». Этическая беседа «Правовые качества человека с нравственно-этической стороны». Дискуссия «Личностные качества как залог полноценного развития человека».
Раздел IV. Взаимодействие людей – основа отношений (7 часов)
Этическая беседа «Общение как основа межличностного взаимодействия». Круглый стол «Решение проблем». Урок проектирования «Личность и коллектив – итог взаимодействия».
Раздел V. Героизм – что это? (7 часов)
Беседы и дискуссии с элементами обсуждения на темы «Этика героизма», «Этика ненасилия». Устный журнал «Нравственная сторона сподвижничества». Защита проектов «Проявление героизма».
Итоговые занятия (2 часа)
Практические занятия. Круглый стол, деловая игра.
Поурочный расписание:
1 | Вводное занятие
|
| 1 |
Беседа на тему «Что такое пороки?» | |||
2 | Моральные устои человеческого существования
|
| 1 | Час общения «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»
| |||
3 | Моральные устои человеческого существования
|
| 1 | Практика
| |||
4 | Моральные устои человеческого существования
|
| 1 | Круглый стол «Нравственные приоритеты семьи».
| |||
5 | Моральные устои человеческого существования
|
| 1 | Практика
| |||
6 | Моральные устои человеческого существования
|
| 1 | Этическая беседа «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью».
| |||
7 | Моральные устои человеческого существования |
| 1 | Практика
| |||
8 |
Моральные устои человеческого существования |
| 1 |
Деловая игра «Дом, в котором я живу».
| |||
9 | Моральные устои человеческого существования
|
| 1 | Практика
| |||
10 | Человек: вечная борьба добра и зла
|
| 1 |
Семинар «Мы и закон»
| |||
11 | Человек: вечная борьба добра и зла
|
| 1 |
Практика
| |||
12 | Человек: вечная борьба добра и зла
|
| 1 | Публичная защита «Человек защищён законом»
| |||
13 | Человек: вечная борьба добра и зла
|
| 1 |
Практика
| |||
14 | Человек: вечная борьба добра и зла
|
| 1 | Беседа с элементами игрового тренинга «Чтобы стать гражданином страны, надо стать гражданином школы».
| |||
15 | Человек: вечная борьба добра и зла
|
| 1 | Практика
| |||
16 | Человек: вечная борьба добра и зла
|
| 1 |
Практика
| |||
17 |
Человек: вечная борьба добра и зла |
| 1 | Этическая беседа «Правовые качества человека с нравственно-этической стороны».
| |||
18 | Человек: вечная борьба добра и зла
|
| 1 | Дискуссия «Личностные качества как залог полноценного развития человека».
| |||
19 | Взаимодействие людей – основа отношений
|
| 1 | Этическая беседа «Общение как основа межличностного взаимодействия»
| |||
20 |
Взаимодействие людей – основа отношений |
| 1 |
Практика
| |||
21 | Взаимодействие людей – основа отношений
|
| 1 | Круглый стол «Решение проблем»
| |||
22 | Взаимодействие людей – основа отношений
|
| 1 |
Практика
| |||
23 | Взаимодействие людей – основа отношений
|
| 1 |
Урок проектирования «Личность и коллектив – итог взаимодействия».
| |||
24 | Взаимодействие людей – основа отношений
|
| 1 |
Практика
| |||
25 | Взаимодействие людей – основа отношений
|
| 1 |
Практика
| |||
26 | Героизм – что это?
|
| 1 |
Беседы и дискуссии с элементами обсуждения на темы «Этика героизма», «Этика ненасилия».
| |||
27 |
Героизм – что это? |
| 1 | Практика
| |||
28 | Героизм – что это?
|
| 1 |
Устный журнал «Нравственная сторона сподвижничества».
| |||
29 | Героизм – что это?
|
| 1 | Практика
| |||
30 | Героизм – что это?
|
| 1 |
Защита проектов «Проявление героизма».
| |||
31 | Героизм – что это?
|
| 1 | Практика
| |||
32 | Героизм – что это?
|
| 1 | Практика
| |||
33 | Итоговые занятия
|
| 1 |
Практика- круглой стол
| |||
34 | Итоговые занятия
|
| 1 |
Практика-деловая игра
| |||
Итого: |
|
|
| 34 часа |
|
|
|
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Для педагога:
Петрова В., Стульник Т., Хомякова И. Азбука нравственности. Методические указания учителям // Сельская школа. № 1. С. 51.
Петрова В., Стульник Т., Хомякова И. Азбука нравственности. Методические указания учителю по проведению уроков // Сельская школа. № 2. С. 51.
Ахмедьянова А.Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников // Стандарты и мониторинг в образовании.. № 3. С. 38–42.
Бечиева Х.Э. Будьте добрыми и человечными // Классный руководитель. № 2. C. 85–92.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение.
Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция, принятая участниками конференции // Вестник образования Росси. № 5. С. 71–74.
Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогики. № 10. С. 36–46.
Гликман И.З. Практический аспект нравственного воспитания // Народное образование. № 5. С. 259–263.
Григорьев Д. Социальное и духовное в воспитании человека // Воспитательная работа в школе. № 10. С. 23–27.
Губанова Е.В., Пушнова Ю.Б. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России // Воспитание школьников. № 5. С. 8–14.
Жарковская Т.Г. Организация духовно-нравственного образования средствами различных учебных дисциплин // Педагогика № 10. С. 49–53.
Каршинова Л.В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве // Эксперимент и инновации в школе. № 6. С. 48–52.
Кетова Т.В. Классные часы духовно-нравственной направленности // Начальная школа. № 9. С. 76–78.
Костьянова Е.Ю. Нравственное образование в средней школе: единство воспитывающих и обучающих технологий // Классный руководитель. № 5. С. 102–106.
Селиванова О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся // Воспитание школьников. № 10. С. 21–23.
Соловцова И.А. Духовное воспитание: система понятий // Педагогика. № 4. С. 11–17.
Тельканова Г. Формирование нравственных ценностных ориентаций старшеклассников // Учитель. № 3. С. 41–43.
Якунина И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения // Дополнительное образование и воспитание. № 1. С. 19–21.
Здравый смысл [Электронный ресурс] –
http://razumru.ru/humanism/journal/53/nik_koz.htm
Этическое воспитание [Электронный ресурс] –
http://www.etika.narod.ru/liter.htm
В помощь психологу [Электронный ресурс] –
http://www.psiholognew.com/mlad016.html
Для обучающихся:
Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. № 4. С. 78–80.
Барановский Н.А., Матюшкова Т.И., Шавель Ш.А. и др. (науч. ред. Бабосов Е.М.). Свободное время и духовное богатство личности // Минск: Наука и техника. 1983.
Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт.
Виноградова Н.Д. Привычка – основа нравственного воспитания // Педагогика.
Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург.
Марьенко И.С. Нравственное становление личности. М.
Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки. . № 12. С. 100–104.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.
Философский словарь // под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат.
24