Дополнительная программа «Школа Туризма» (7-12 лет)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Аскизский районный центр дополнительного образования
Принята на заседании методического (педагогического) совета Протокол № ____ от «____» ________ 20___ года | «Утверждаю» Директор МБУ ДО Аскизский РЦДО ___________ В.А. Инкижекова Приказ № ____ от «____» ________ 20___ года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛА ТУРИЗМА»
Направленность: туристско-краеведческая
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год (108 часов)
Автор-составитель:
Адыякова Анастасия Андреевна
педагог дополнительного
образования
АСКИЗ, 2020
Информационная карта образовательной программы
1. | Образовательная организация | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Аскизский районный центр дополнительного образования |
2. | Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа туризма» |
3. | Направленность программы | Туристско-краеведческая |
4. | Сведения о разработчиках | |
4.1. | ФИО, должность | Адыякова Анастасия Андреевна, педагог дополнительного образования |
5. | Сведения о программе: | |
5.1. | Срок реализации | 1 год |
5.2. | Возраст обучающихся | 7-12 лет |
5.3. | Характеристика программы: - тип программы - вид программы - принцип проектирования программы - форма организации содержания и учебного процесса | общеразвивающая модифицированная комплексная групповые, практические занятия: походы, занятия на местности |
5.4. | Цель программы | Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, творческого развития и профессионального самоопределения личности. |
5.5. | Образовательные модули (в соответствии с уровнями сложности содержания и материала программы) | Стартовый уровень |
6. | Формы и методы образовательной деятельности | Индивидуальные, коллективные, фронтальные формы. Словесные, наглядные, практические методы |
7. | Формы мониторинга результативности | Текущий контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль |
8. | Результативность реализации программы | Формирование умений и навыков в туристско-краеведческой деятельности |
9. | Дата утверждения и последней корректировки программы | |
10. | Рецензенты |
Оглавление.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка………………………………………………………... | стр.5 |
Учебный (тематический) план….…………………………………………….. | стр.8 |
Содержание программы………………………………………………………. | стр.10 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Организационно-педагогические условия реализации программы……..…. | стр.14 |
2.2. Формы аттестации / контроля…………………….…………………………... | стр.14 |
2.3. Оценочные материалы…………...…………………………………………….. | стр.15 |
2.4. Список литературы…………………………………………………………….. | стр.16 |
2.5. Приложение | |
Календарный учебный график……………………………………………………... | стр.18 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа туризма» туристско-краеведческой направленности, разработана в соответствии со следующими нормативными актами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «об образовании в Российской федерации»;
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы от 29 декабря 2014 г. №2765-р;
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам» (от 30 ноября 2016 г. № 11);
Национальный проект «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) – «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность»;
СанПин от 4 июля 2014 г. №41 СанПин 2.4.4. 3172-14 санитарно эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года №1726.
Распоряжение приказа РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р. «План мероприятий на 2015-2020гг. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
Приказ Минпросвещения РФ от 29 ноября 2018 года №196 «об утверждении порядка организации и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (Приказ Министерства Просвещения РФ от 03 сентября 2019 г. № 467);
Закон Республики Хакасия от 05.07.2013. № 60-3 РХ (ред. От 22.10.2013) «Об образовании в Республике Хакасия» (принят ВС РХ 26.06.2013).
Постановление администрации Аскизского района Республики Хакасия от 27.03.14. № 412-17 «Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организаций на территории МО Аскизский район»
Устав МБУ ДО Аскизский РЦДО, локальные акты.
Актуальность программы, заключается в том, что туризм обладает огромным воспитательным потенциалом, способствует воспитанию патриота, определению социально-значимых нравственных ориентиров, сохранению и укреплению здоровья, повышению интеллектуального и духовного потенциала, познанию родного края и культурных традиций.
Основное предназначение данной программы в следующем:
- пробудить интерес к занятиям туризмом,
- обучить начальным туристическим навыкам
Педагогическая значимость данной программы заключается также в том, что в ней большое внимание уделяется командной деятельности, так как многие практические задачи, встающие перед обучающимися, требуют грамотного и эффективного разделения сфер ответственности и согласования совместной работы.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы «Школа Туризма» является то, что она дает представление о туристско-краеведческой деятельности в целом, нацелена на подготовку обучающихся к участию в массовых туристско-краеведческих мероприятиях, закладывает основы организации туристского быта и техники передвижения в походе, самостоятельного прохождения дистанций спортивного ориентирования, организации краеведческих исследований.
Программа «Школа Туризма» интегрирует в себе основные взаимосвязанные виды туристско-краеведческой деятельности: спортивный туризм (туристские походы, туристские соревнования), спортивное ориентирование, краеведение. В такой интеграции заключается новизна программы.
Каждое направление туристско-краеведческой деятельности с точки зрения обучения, воспитания, развития уникально по-своему. Ведущим из этих направлений является туризм, без которого, по сути, не могут обойтись ни ориентирование, ни краеведение.
Новизна программы
Заключается в совмещении спортивного туризма, краеведения, спортивного ориентирования, ведение краеведческих наблюдений и исследований, оказание первой медицинской помощи, активного отдыха в виде походов и экскурсий и позволяет по окончании обучения подготовить туриста по всем разделам, затронутым в данной программе
Цель программы: обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туризмом.
Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
Обучающие:
- формировать знания, умения в области туризма, ориентирования, краеведения, а также необходимые туристско-краеведческие навыки;
- способствовать формированию устойчивого интереса и потребности в познании окружающего мира;
- обучение приемам мониторинга окружающей среды;
- дать знания о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма
- сформировать умения и навыки преодолевать естественные препятствия при помощи туристской техники;
- сформировать комплекс знаний, умений и навыков для выживания в условиях природной среды;
Развивающие:
- расширять знания об окружающем мире;
- развивать интеллектуальные и физические способности;
- укреплять здоровье, формировать навыки здорового образа жизни;
- развивать творческую, познавательную и созидательную активность;
- прививать интерес к активному отдыху и путешествиям
- укрепление здоровья учащихся;
- развитие специальных физических качеств - силовой выносливости, равновесия;
- развитие личностных качеств: самостоятельности, активности, ответственности, работы в команде;
- развитие способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результатов;
Воспитательные:
- воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство любви к Родине;
- воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- воспитание морально-волевых качеств: целеустремленности, решительности, стойкости и выдержки в преодолении препятствий;
- формирование коллектива, умения работать в команде, поддержание духа команды;
Адресат программы
Программа рассчитана на возраст детей 7 - 12 лет.
Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя.
Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Объем программы и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год и реализуется в объеме 108 часов
Формы организации образовательного процесса
Ведущей формой организации образовательного процесса является занятие. Программа предполагает использование аудиторных занятий (включающих освоение теории, практические упражнения). Помимо аудиторных занятий в программе используются внеаудиторные занятия: экскурсии, наблюдение за природой, походы выходного дня, соревнования.
Режим занятий
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 45 минут с перерывом 15 минут.
Планируемые результаты освоения программы
По окончанию обучения начального курса обучающиеся должны:
ЗНАТЬ:
- основные понятия туризма;
- основные сведения по истории и видам туризма;
- необходимое снаряжение для похода;
- личную гигиену, гигиену одежды и обуви для занятий;
- технику безопасности;
УМЕТЬ:
- преодолевать естественные препятствия при помощи туристской техники;
- собирать рюкзак, личное снаряжение;
- устанавливать палатку, разжигать костер, собирать дрова;
- обращаться с компасом, определять стороны света;
- накладывать повязки
Учебный (тематический) план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
1. | 1. Введение в Туризм | |||||||
1.1. | Вводное занятие. Что такое туризм. | 1 | 1 | - | фронтальная, групповая | текущий | ||
1.2. | История развития туризма. Туризм в России. Виды туризма. Инструктаж по технике безопасности | 6 | 6 | - | фронтальная, групповая | текущий | ||
2. | 2. Основы туристской подготовки | |||||||
2.1. | Что такое поход. Особенности пешеходного туризма | 5 | 5 | - | фронтальная, групповая | текущий | ||
2.2. | Правила безопасности поведения в пешем походе. | 3 | 2 | 1 | фронтальная, групповая | текущий | ||
2.3. | Туристское снаряжение. Рюкзаки. | 4 | 2 | 2 | индивидуальная, групповая | текущий | ||
2.4. | Подготовка к походу, путешествию | 4 | 2 | 2 | фронтальная, групповая | текущий | ||
2.5. | Подведение итогов туристского путешествия | 3 | 1 | 2 | индивидуальная, групповая | текущий | ||
2.6. | Обязанности членов туристской группы по должностям | 4 | 3 | 1 | индивидуальная, групповая | текущий | ||
2.7. | Питание в туристском походе | 3 | 2 | 1 | фронтальная, групповая | промежуточный | ||
3. | 3. Топография и ориентирование | |||||||
3.1. | Компас. Работа с компасом | 6 | 2 | 4 | индивидуальная, групповая | текущий | ||
3.2. | Способы ориентирования | 8 | 3 | 5 | индивидуальная, групповая | текущий | ||
3.3. | Ориентирование по местным приметам. Действия в случае потери ориентировки. | 9 | 4 | 5 | индивидуальная, групповая | текущий | ||
4. Основы краеведения | ||||||||
4.1. | Родной край, его природные особенности, история | 9 | 3 | 6 | фронтальная, групповая | текущий | ||
4.2. | Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи | 8 | 5 | 3 | фронтальная, групповая | текущий | ||
4.3. | Изучение района путешествия | 5 | 5 | - | фронтальная, групповая | текущий | ||
4.4. | Охрана природы и памятников культуры | 7 | 5 | 2 | фронтальная, групповая | текущий | ||
5. Основы гигиены и первая доврачебная помощь | ||||||||
5.1. | Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний | 5 | 5 | - | индивидуальная, групповая | текущий | ||
5.2. | Походная медицинская аптечка. Обработка ран, ссадин, и наложение простейших повязок | 5 | 2 | 3 | индивидуальная, групповая | текущий | ||
6. Общая и физическая подготовка | ||||||||
6.1. | Общая физическая подготовка | 5 | 2 | 3 | индивидуальная, групповая | текущий | ||
7. Итоговое занятие. | ||||||||
7.1. | Закрепление знаний по туризму | 3 | 1 | 2 | индивидуальная, групповая | итоговый | ||
Итого часов | 103 | 61 | 42 |
Содержание программы.
Введение в Туризм.
Введение. (1 час)
Теоретические занятия: Знакомство с группой. Ознакомление детей с курсом обучения. Что такое туризм и кто такие туристы.
История развития туризма. Туризм в России. Виды туризма. Инструктаж по технике безопасности. (6 часов)
Теоретические занятия: Беседа о туризме, значении туризма для человека. Виды туризма, законы туристов. Туризм в России. Значение туризма для укрепления здоровья и физического развития, воспитание волевых и моральных качеств. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Основы туристской подготовки.
Что такое поход. Особенности пешеходного туризма. (5 часов)
Теоретические занятия: Что такое поход. Цели и задачи похода. Общая характеристика пешеходного туризма. Развитие физических качеств туристов, организация активного отдыха. Особенности пешеходных походов в различных географических районах.
Правила безопасности поведения в пешем походе. (3 часа)
Теоретические занятия: Факторы, определяющие безопасность в походе. Правила для предотвращения различных травм. Правила поведения во время различных природных явлений. Правила поведения в парке, лесу.
Практические занятия: Формирование практических навыков и умений соблюдения техники безопасности на занятиях.
Туристское снаряжение. Рюкзаки. (4 часа)
Теоретические занятия: Групповое и личное снаряжение. Перечень личного снаряжения для похода, требования к нему. Одежда и обувь для летнего похода. Подготовка личного снаряжения к походу. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Топоры, пилы. Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, половник. Самодельное снаряжение, не причиняющее вреда природе. Правила хранения и эксплуатации туристского снаряжения. Ремонтный набор, аптечка. Типы рюкзаков. Преимущества и недостатки различных рюкзаков. Правила укладки рюкзаков.
Практические занятия: Выполнение тестовых заданий, туристские эстафеты.
Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Проведение игры «Что взять с собой в поход». Уход за снаряжением, его ремонт.
Подготовка к походу, путешествию. (4 часа)
Теоретические занятия: Правила организации и проведения туристских походов. Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ. Определение цели и района похода. Сбор сведений о районе похода. Разработка маршрута, составление плана подготовки похода. Подбор и подготовка личного и группового снаряжения. Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход. Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака. Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: движение колонной, правила и режим пешего движения.
Практические занятия: Разработка маршрутов и планов-графиков учебно-тренировочных походов, подготовка маршрутной документации, копирование карт. Подготовка группового и специального снаряжения, закупка, расфасовка и раскладка продуктов. Укладка рюкзаков. Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходам в походы.
Подведение итогов туристского путешествия. (3 часа)
Теоретические занятия: Обсуждение итогов похода. Пропаганда туризма. Просмотр фотоматериалов. Составление отчета о походе, паспорта маршрута. Приведение в порядок и сдача снаряжения.
Обязанности членов туристской группы по должностям. (4 часа)
Теоретические занятия: Должности в группе постоянные и временные. Доверие группы и ответственность за выполнение порученных обязанностей. Командир группы. Требования к командиру группы (туристский опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет). Его обязанности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, поддержание нормального микроклимата в группе.
Другие постоянные должности в группе: заведующий питанием, заведующий снаряжением, проводник (штурман), краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф, ответственный за отчет о походе. Временные должности.
Практические занятия: Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения похода и подведения итогов.
Питание в туристском походе. (3 часа)
Теоретические занятия: Значение правильного питания в походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках.
Практические занятия: Составление меню и списка продуктов.
Топография и ориентирование
Компас. Работа с компасом. (6 часов)
Теоретические занятия: Знакомство с компасом. Строение компаса. Правила обращения с компасом. Определение сторон света.
Практические занятия: Приемы работы с компасом. Ориентирование карты по компасу.
Способы ориентирования. (8 часов)
Теоретические занятия: Виды ориентиров: точечный, линейный, звуковой, ориентир цель.
Практические занятия: Движение с картой на местности, движение по легенде.. Определение точки стояния. Движение по линейным ориентирам. Упражнения по отбору основных ориентиров на карте и на местности.
Ориентирование по местным приметам. Действия в случае потери ориентирования. (9 часов)
Теоретические занятия: Измерения расстояния по карте, по видимым объектам, по звукам. Знакомство с действиями в случае потери ориентира, телефоны экстренной службы, поведение людей в экстремальных ситуациях.
Практические занятия: Измерить расстояния на представленных фотографиях. Поиск ориентира по ситуации.
Основы краеведения.
Родной край, его природные особенности, история (9 часов)
Теоретические занятия: Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Культура края, перспектива его развития. Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры. История своего населенного пункта
Практические занятия: Знакомство с картой своего края. «Путешествия» по карте. Проведение краеведческих викторин.
Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи. (8 часов)
Теоретические занятия: Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и культуры, музеи. Краеведческие и мемориальные музеи, народные и школьные музеи.
Практические занятия: Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, посещение музеев, экскурсионных объектов.
Изучение района путешествия. (5 часов)
Теоретические занятия: Сбор краеведческого материала о районе по истории, климату, рельефу, флоре, фауне и т.д.
Охрана природы и памятников культуры. (7 часов)
Теоретические занятия: Изучение растительного и животного мира. Природоохранительная деятельность туристов. Охрана памятников истории и культуры.
Практические занятия: Проведение различных краеведческих наблюдений. Знакомство с краеведческими объектами.
Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний. (5 часов)
Теоретические занятия: Личная гигиена при занятии туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви.
Походная медицинская аптечка. Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок. (5 часов)
Теоретические занятия: Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки.
Практические занятия: Формирование походной медицинской аптечки.
Общая и физическая подготовка.
Общая физическая подготовка. (5 часов)
Теоретические занятия: Основная задача общей физической подготовки – развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств туристов.
Всесторонняя физическая подготовка – основа для достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов.
Практические занятия: Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скакалкой, гантелями. Подвижные игры и эстафеты. Спортивные игры.
Итоговое занятие.
Закрепление знаний по туризму. (3 часа)
Теоретические занятия: Закрепление знаний по туризму
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПин 2.4.4. 3172-14;
Классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
Бумага А 4, ватманы, фломастеры, клей, ножницы, ручки, ластик;
Компьютер, принтер.
Туристское оборудование и снаряжение
Компас
Палатка
Мячи
Скакалки
Секундомер
Медицинская аптечка
Карты туристские, спортивные
Рюкзак туристический
Методическое обеспечение
Для решения поставленных задач в работе применяются различные методы проведения занятий (словесные, наглядные, практические), чаще всего в различных сочетаниях.
Методическая литература;
интернет - ресурсы;
книги;
материалы периодических изданий;
презентации по темам программы;
информационные материалы об учебных заведениях;
Формы аттестации/контроля
Аттестация обучающихся представляет собой оценку качества усвоения содержания дополнительной общеобразовательной программы. Предусмотрено проведение промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения раздела, образовательного модуля или по итогам обучения за полугодие (год). К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся, занимающиеся в детском объединении, вне зависимости от того, насколько систематично они посещали занятия.
Итоговая аттестация представляет собой оценку качества усвоения обучающимся содержания дополнительной образовательной программы по итогам учебного года, а также за весь период обучения. К итоговой аттестации допускаются все обучающиеся, закончившие обучение по дополнительной общеобразовательной программе и успешно прошедшие промежуточную аттестацию на всех этапах обучения.
Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах контроля:
- тесты;
- устный опрос;
- открытое занятие;
- практическая работа;
- итоговое занятие;
- соревнование;
- поход;
Оценочные материалы
Входная диагностика проходит перед зачислением ребенка в секцию с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможности детей.
Формы:
- Устный опрос
Во время проведения входной диагностики педагог даёт анкету для обучающихся «Изучение интереса к занятиям у обучающихся»;
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоение учебного материала программы и личностных качеств обучающихся.
Формы:
-педагогическое наблюдение
-Выполнение практических заданий
-Устный и письменный опрос по изученным темам
Промежуточный контроль проводится 2 раза в год – декабрь, май с целью выявления уровня усвоения программой обучающимися.
Формы:
- Устный и письменный опрос по изученным темам
- игровые формы
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе.
Форма:
- письменный опрос по изученным темам
Список литературы для педагога
Алексеев А.А. Питание в туристском походе. — М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
Альбом карт для спортивного ориентирования. М.: Главное управление геодезии
Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. — М., ЦРИБ «Турист», 1983.
«Внеурочная деятельность. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность/ П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов.- М.: Просвещение, 2015, в соответствии с ФГОС ООО 2015 г.
Верба И.А. Туристско-краеведческие кружки в школе. Москва «Просвещение» 1988 год. 160с
Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися образовательных учреждений Санкт-Петербурга. /Приложение к Приказу Комитета по образованию Мэрии Санкт-Петербурга от 24 декабря 1994 года.
Костылев В. Философия спортивного ориентирования, или некоторые рекомендации ориентировщику, желающему стать лидером. -М., 1995.
Коструб К. Медицинский справочник туриста. – М.:Профиздат, 1997.
Лебединский Ю.В., Сафонова М.В. Работа кружка юных туристов в школе. — М., ЦРИБ «Турист», 1989.
Маслов А.Г. Программы для системы дополнительного образования детей. «Юные инструкторы туризма». М. ФЦДЮТиК, 2002.
Сбор Маслов А.Г., Константинов Ю.С. Программы обучения детей жизненным навыкам в системе дополнительного образования. - М., 2001 ник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. - м.:ЦДЮТур МО РФ, 1999.
Энциклопедия туриста. - М., 1993 г.
Список литературы для обучающихся
Алексеев А.А. Питание в туристском походе. — М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
Альбом карт для спортивного ориентирования. М.: Главное управление геодезии
Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися образовательных учреждений Санкт-Петербурга. /Приложение к Приказу Комитета по образованию Мэрии Санкт-Петербурга от 24 декабря 1994 года.
Костылев В. Философия спортивного ориентирования, или некоторые рекомендации ориентировщику, желающему стать лидером. -М., 1995.
Коструб К. Медицинский справочник туриста. – М.:Профиздат, 1997.
Энциклопедия туриста. - М., 1993 г.
Интернет-ресурсы
https://otherreferats.allbest.ru/sport/00502247_0.html - пешеходный туризм
http://life.mosmetod.ru/index.php/item/pravila-bezopasnogo-povedeniya-v-pohode - правила безопасности в походе
https://survinat.ru/2011/10/lichnoe-i-gruppovoe-turistskoe-snaryazhenie/ - снаряжение
https://svastour.ru/articles/poleznoe/poleznye-sovety/organizatsiya-pokhodov.html - организация и проведение походов
https://infourok.ru/organizaciya-i-provedenie-turistskih-pohodov-3480709.html - организация и проведение походов
http://nkosterev.narod.ru/met/ob_tyr.html - туристские должности
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/09/29/turistskie-dolzhnosti - туристские должности
https://provyzhivanie.ru/orientirovanie/kak-polzovatsya-kompasom - компас
https://provyzhivanie.ru/orientirovanie/orientirovanie-na-mestnosti - ориентирование
https://promountain.ru/ponyatie-o-gigiene-turista-i-okazanii-p/ - гигиена и первая доврачебная помощь