Дополнительная программа «Школа Туризма» (7-12 лет)

0
0
Материал опубликован 3 November 2020

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Аскизский районный центр дополнительного образования






Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ года


«Утверждаю»

Директор МБУ ДО Аскизский РЦДО

___________ В.А. Инкижекова


Приказ № ____

от «____» ________ 20___ года








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ШКОЛА ТУРИЗМА»


Направленность: туристско-краеведческая

Возраст обучающихся: 7-12 лет

Срок реализации: 1 год (108 часов)







Автор-составитель:

Адыякова Анастасия Андреевна

педагог дополнительного

образования







АСКИЗ, 2020



Информационная карта образовательной программы

1.

Образовательная организация

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Аскизский районный центр дополнительного образования

2.

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа туризма»

3.

Направленность программы

Туристско-краеведческая

4.

Сведения о разработчиках


4.1.

ФИО, должность

Адыякова Анастасия Андреевна, педагог дополнительного образования

5.

Сведения о программе:


5.1.

Срок реализации

1 год

5.2.

Возраст обучающихся

7-12 лет

5.3.

Характеристика программы:

- тип программы

- вид программы

- принцип проектирования программы



- форма организации содержания и учебного процесса



общеразвивающая

модифицированная

комплексная




групповые,

практические занятия: походы, занятия на местности

5.4.

Цель программы

Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, творческого развития и профессионального самоопределения личности.

5.5.

Образовательные модули (в соответствии с уровнями сложности содержания и материала программы)

Стартовый уровень

6.

Формы и методы образовательной деятельности

Индивидуальные, коллективные, фронтальные формы. Словесные, наглядные, практические методы

7.

Формы мониторинга результативности

Текущий контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль

8.

Результативность реализации программы

Формирование умений и навыков в туристско-краеведческой деятельности

9.

Дата утверждения и последней корректировки программы


10.

Рецензенты







Оглавление.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка………………………………………………………...

стр.5

Учебный (тематический) план….……………………………………………..

стр.8

Содержание программы……………………………………………………….

стр.10

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Организационно-педагогические условия реализации программы……..….

стр.14

2.2. Формы аттестации / контроля…………………….…………………………...

стр.14

2.3. Оценочные материалы…………...……………………………………………..

стр.15

2.4. Список литературы……………………………………………………………..

стр.16

2.5. Приложение


Календарный учебный график……………………………………………………...

стр.18






Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа туризма» туристско-краеведческой направленности, разработана в соответствии со следующими нормативными актами:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «об образовании в Российской федерации»;

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы от 29 декабря 2014 г. №2765-р;

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам» (от 30 ноября 2016 г. № 11);

Национальный проект «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) – «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность»;

СанПин от 4 июля 2014 г. №41 СанПин 2.4.4. 3172-14 санитарно эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.

Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года №1726.

Распоряжение приказа РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р. «План мероприятий на 2015-2020гг. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».

Приказ Минпросвещения РФ от 29 ноября 2018 года №196 «об утверждении порядка организации и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (Приказ Министерства Просвещения РФ от 03 сентября 2019 г. № 467);

Закон Республики Хакасия от 05.07.2013. № 60-3 РХ (ред. От 22.10.2013) «Об образовании в Республике Хакасия» (принят ВС РХ 26.06.2013).

Постановление администрации Аскизского района Республики Хакасия от 27.03.14. № 412-17 «Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организаций на территории МО Аскизский район»

Устав МБУ ДО Аскизский РЦДО, локальные акты.



Актуальность программы, заключается в том, что туризм обладает огромным воспитательным потенциалом, способствует воспитанию патриота, определению социально-значимых нравственных ориентиров, сохранению и укреплению здоровья, повышению интеллектуального и духовного потенциала, познанию родного края и культурных традиций.

Основное предназначение данной программы в следующем:

- пробудить интерес к занятиям туризмом,

- обучить начальным туристическим навыкам

Педагогическая значимость данной программы заключается также в том, что в ней большое внимание уделяется командной деятельности, так как многие практические задачи, встающие перед обучающимися, требуют грамотного и эффективного разделения сфер ответственности и согласования совместной работы.

Отличительные особенности программы 

Отличительной особенностью программы «Школа Туризма» является то, что она дает представление о туристско-краеведческой деятельности в целом, нацелена на подготовку обучающихся к участию в массовых туристско-краеведческих мероприятиях, закладывает основы организации туристского быта и техники передвижения в походе, самостоятельного прохождения дистанций спортивного ориентирования, организации краеведческих исследований.

Программа «Школа Туризма» интегрирует в себе основные взаимосвязанные виды туристско-краеведческой деятельности: спортивный туризм (туристские походы, туристские соревнования), спортивное ориентирование, краеведение. В такой интеграции заключается новизна программы.

Каждое направление туристско-краеведческой деятельности с точки зрения обучения, воспитания, развития уникально по-своему. Ведущим из этих направлений является туризм, без которого, по сути, не могут обойтись ни ориентирование, ни краеведение.

Новизна программы

Заключается в совмещении спортивного туризма, краеведения, спортивного ориентирования, ведение краеведческих наблюдений и исследований, оказание первой медицинской помощи, активного отдыха в виде походов и экскурсий и позволяет по окончании обучения подготовить туриста по всем разделам, затронутым в данной программе


Цель программы: обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туризмом.

Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

Обучающие:

- формировать знания, умения в области туризма, ориентирования, краеведения, а также необходимые туристско-краеведческие навыки;

- способствовать формированию устойчивого интереса и потребности в познании окружающего мира;

- обучение приемам мониторинга окружающей среды;

- дать знания о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма

- сформировать умения и навыки преодолевать естественные препятствия при помощи туристской техники;

- сформировать  комплекс знаний, умений и навыков для выживания в условиях природной среды;

Развивающие: 

- расширять знания об окружающем мире;

- развивать интеллектуальные и физические способности;

- укреплять здоровье, формировать навыки здорового образа жизни;

- развивать творческую, познавательную и созидательную активность;

- прививать интерес к активному отдыху и путешествиям

- укрепление здоровья учащихся;

- развитие специальных физических качеств - силовой выносливости, равновесия;

- развитие личностных качеств: самостоятельности, активности, ответственности, работы в команде;

- развитие способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результатов;

Воспитательные: 

- воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство любви к Родине;

- воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- воспитание морально-волевых качеств: целеустремленности, решительности, стойкости и выдержки в преодолении препятствий;

- формирование коллектива, умения работать в команде, поддержание духа команды;

Адресат программы 

Программа рассчитана на возраст детей 7 - 12 лет.

Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя.

Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Объем программы и срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год и реализуется в объеме 108 часов

Формы организации образовательного процесса

Ведущей формой организации образовательного процесса является занятие. Программа предполагает использование аудиторных занятий (включающих освоение теории, практические упражнения). Помимо аудиторных занятий в программе используются внеаудиторные занятия: экскурсии, наблюдение за природой, походы выходного дня, соревнования.

Режим занятий 

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 45 минут с перерывом 15 минут.

Планируемые результаты освоения программы

По окончанию обучения начального курса обучающиеся должны:

ЗНАТЬ:

- основные понятия туризма;

- основные сведения по истории и видам туризма;

- необходимое снаряжение для похода;

- личную гигиену, гигиену одежды и обуви для занятий;

- технику безопасности;

УМЕТЬ:

- преодолевать естественные препятствия при помощи туристской техники;

- собирать рюкзак, личное снаряжение;

- устанавливать палатку, разжигать костер, собирать дрова;

- обращаться с компасом, определять стороны света;

- накладывать повязки



Учебный (тематический) план 

Название

раздела,

темы

Количество часов

Формы

организации

занятий

Формы

аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

1. Введение в Туризм

1.1.

Вводное занятие. Что такое туризм.

1

1

-

фронтальная, групповая

текущий

1.2.

История развития туризма. Туризм в России. Виды туризма.

Инструктаж по технике безопасности

6

6

-

фронтальная, групповая

текущий

2.

2. Основы туристской подготовки

2.1.

Что такое поход. Особенности пешеходного туризма

5

5

-



фронтальная, групповая

текущий

2.2.

Правила безопасности поведения в пешем походе.

3

2

1



фронтальная, групповая

текущий

2.3.

Туристское снаряжение. Рюкзаки.


4

2

2



индивидуальная, групповая

текущий

2.4.

Подготовка к походу, путешествию

4

2

2



фронтальная, групповая

текущий

2.5.

Подведение итогов туристского путешествия

3

1

2



индивидуальная, групповая

текущий

2.6.

Обязанности членов туристской группы по должностям

4

3

1



индивидуальная, групповая

текущий

2.7.

Питание в туристском походе

3

2

1



фронтальная, групповая

промежуточный

3.

3. Топография и ориентирование

3.1.

Компас. Работа с компасом

6

2

4



индивидуальная, групповая



текущий

3.2.

Способы ориентирования

8

3

5



индивидуальная, групповая



текущий

3.3.

Ориентирование по местным приметам. Действия в случае потери ориентировки.

9

4

5



индивидуальная, групповая



текущий


4. Основы краеведения

4.1.

Родной край, его природные особенности, история

9

3

6

фронтальная, групповая

текущий

4.2.

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

8

5

3

фронтальная, групповая



текущий

4.3.

Изучение района путешествия

5

5

-

фронтальная, групповая

текущий

4.4.

Охрана природы и памятников культуры

7

5

2

фронтальная, групповая

текущий


5. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

5.1.

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

5

5

-

индивидуальная, групповая

текущий

5.2.

Походная медицинская аптечка. Обработка ран, ссадин, и наложение простейших повязок

5

2

3

индивидуальная, групповая

текущий


6. Общая и физическая подготовка

6.1.

Общая физическая подготовка

5

2

3

индивидуальная, групповая

текущий


7. Итоговое занятие.

7.1.

Закрепление знаний по туризму

3

1

2

индивидуальная, групповая

итоговый


Итого часов

103




61

42






Содержание программы.

Введение в Туризм.

Введение. (1 час)

Теоретические занятия: Знакомство с группой. Ознакомление детей с курсом обучения. Что такое туризм и кто такие туристы.

История развития туризма. Туризм в России. Виды туризма. Инструктаж по технике безопасности. (6 часов)

Теоретические занятия: Беседа о туризме, значении туризма для человека. Виды туризма, законы туристов. Туризм в России. Значение туризма для укрепления здоровья и физического развития, воспитание волевых и моральных качеств. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Основы туристской подготовки.

Что такое поход. Особенности пешеходного туризма. (5 часов)

Теоретические занятия: Что такое поход. Цели и задачи похода. Общая характеристика пешеходного туризма. Развитие физических качеств туристов, организация активного отдыха. Особенности пешеходных походов в различных географических районах.

Правила безопасности поведения в пешем походе. (3 часа)

Теоретические занятия: Факторы, определяющие безопасность в походе. Правила для предотвращения различных травм. Правила поведения во время различных природных явлений. Правила поведения в парке, лесу.

Практические занятия: Формирование практических навыков и умений соблюдения техники безопасности на занятиях.

Туристское снаряжение. Рюкзаки. (4 часа)

Теоретические занятия: Групповое и личное снаряжение. Перечень личного снаряжения для похода, требования к нему. Одежда и обувь для летнего похода. Подготовка личного снаряжения к походу. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Топоры, пилы. Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, половник. Самодельное снаряжение, не причиняющее вреда природе. Правила хранения и эксплуатации туристского снаряжения. Ремонтный набор, аптечка. Типы рюкзаков. Преимущества и недостатки различных рюкзаков. Правила укладки рюкзаков.

Практические занятия: Выполнение тестовых заданий, туристские эстафеты.
Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Проведение игры «Что взять с собой в поход». Уход за снаряжением, его ремонт.

Подготовка к походу, путешествию. (4 часа)

Теоретические занятия: Правила организации и проведения туристских походов. Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ. Определение цели и района похода. Сбор сведений о районе похода. Разработка маршрута, составление плана подготовки похода. Подбор и подготовка личного и группового снаряжения. Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход. Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака. Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: движение колонной, правила и режим пешего движения.

Практические занятия: Разработка маршрутов и планов-графиков учебно-тренировочных походов, подготовка маршрутной документации, копирование карт. Подготовка группового и специального снаряжения, закупка, расфасовка и раскладка продуктов. Укладка рюкзаков. Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходам в походы.


Подведение итогов туристского путешествия. (3 часа)

Теоретические занятия: Обсуждение итогов похода. Пропаганда туризма. Просмотр фотоматериалов. Составление отчета о походе, паспорта маршрута. Приведение в порядок и сдача снаряжения.

Обязанности членов туристской группы по должностям. (4 часа)

Теоретические занятия: Должности в группе постоянные и временные. Доверие группы и ответственность за выполнение порученных обязанностей. Командир группы. Требования к командиру группы (туристский опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет). Его обязанности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, поддержание нормального микроклимата в группе.

Другие постоянные должности в группе: заведующий питанием, заведующий снаряжением, проводник (штурман), краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф, ответственный за отчет о походе. Временные должности.

Практические занятия: Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения похода и подведения итогов.


Питание в туристском походе. (3 часа)

Теоретические занятия: Значение правильного питания в походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках.

Практические занятия: Составление меню и списка продуктов.

Топография и ориентирование

Компас. Работа с компасом. (6 часов)

Теоретические занятия: Знакомство с компасом. Строение компаса. Правила обращения с компасом. Определение сторон света.

Практические занятия: Приемы работы с компасом. Ориентирование карты по компасу.

Способы ориентирования. (8 часов)

Теоретические занятия: Виды ориентиров: точечный, линейный, звуковой, ориентир цель. 

Практические занятия: Движение с картой на  местности, движение по легенде.. Определение точки стояния. Движение по линейным ориентирам. Упражнения по отбору основных ориентиров на карте и на местности.

Ориентирование по местным приметам. Действия в случае потери ориентирования. (9 часов)

Теоретические занятия: Измерения расстояния по карте, по видимым объектам, по звукам. Знакомство с действиями в случае потери ориентира, телефоны экстренной службы, поведение людей в экстремальных ситуациях.

Практические занятия: Измерить расстояния на представленных фотографиях. Поиск ориентира по ситуации.

Основы краеведения.

Родной край, его природные особенности, история (9 часов)

Теоретические занятия: Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Культура края, перспектива его развития. Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры. История своего населенного пункта

Практические занятия: Знакомство с картой своего края. «Путешествия» по карте. Проведение краеведческих викторин.

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи. (8 часов)

Теоретические занятия: Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и культуры, музеи. Краеведческие и мемориальные музеи, народные и школьные музеи.

Практические занятия: Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, посещение музеев, экскурсионных объектов.

Изучение района путешествия. (5 часов)

Теоретические занятия: Сбор краеведческого материала о районе по истории, климату, рельефу, флоре, фауне и т.д.

Охрана природы и памятников культуры. (7 часов)

Теоретические занятия: Изучение растительного и животного мира. Природоохранительная деятельность туристов. Охрана памятников истории и культуры.

Практические занятия: Проведение различных краеведческих наблюдений. Знакомство с краеведческими объектами.

Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний. (5 часов)

Теоретические занятия: Личная гигиена при занятии туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви.

Походная медицинская аптечка. Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок. (5 часов)

Теоретические занятия: Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки.

Практические занятия: Формирование походной медицинской аптечки.

Общая и физическая подготовка.

Общая физическая подготовка. (5 часов)

Теоретические занятия: Основная задача общей физической подготовки – развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств туристов.

Всесторонняя физическая подготовка – основа для достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов.

Практические занятия: Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скакалкой, гантелями. Подвижные игры и эстафеты. Спортивные игры.

Итоговое занятие.

Закрепление знаний по туризму. (3 часа)

Теоретические занятия: Закрепление знаний по туризму








Организационно-педагогические условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение

Учеб­ный кабинет, соответствующий требованиям СанПин 2.4.4. 3172-14;

Класс­ная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стел­лажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;

Бумага А 4, ватманы, фломастеры, клей, ножницы, ручки, ластик;

Компьютер, прин­тер.

Туристское оборудование и снаряжение

Компас

Палатка

Мячи

Скакалки

Секундомер

Медицинская аптечка

Карты туристские, спортивные

Рюкзак туристический


Методическое обеспечение

Для решения поставленных задач в работе применяются различные методы проведения занятий (словесные, наглядные, практические), чаще всего в различных сочетаниях.

Методическая литература;

интернет - ресурсы;

книги;

материалы периодических изданий;

презентации по темам программы;

информационные материалы об учебных заведениях;


Формы аттестации/контроля

Аттестация обучающихся представляет собой оценку качества усвоения содержания дополнительной общеобразовательной программы. Предусмотрено проведение промежуточной и итоговой аттестации.

Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения раздела, образовательного модуля или по итогам обучения за полугодие (год). К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся, занимающиеся в детском объединении, вне зависимости от того, насколько систематично они посещали занятия.

Итоговая аттестация представляет собой оценку качества усвоения обучающимся содержания дополнительной образовательной программы по итогам учебного года, а также за весь период обучения. К итоговой аттестации допускаются все обучающиеся, закончившие обучение по дополнительной общеобразовательной программе и успешно прошедшие промежуточную аттестацию на всех этапах обучения.


Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах контроля:

- тесты;

- устный опрос;

- открытое занятие;

- практическая работа;

- итоговое занятие;

- соревнование;

- поход;

 

Оценочные материалы

Входная диагностика проходит перед зачислением ребенка в секцию с целью выявления  первоначального уровня знаний и умений, возможности детей.

Формы:

- Устный опрос

Во время проведения входной диагностики педагог  даёт анкету для обучающихся «Изучение интереса к занятиям у обучающихся»;

Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоение учебного материала программы и личностных качеств обучающихся.

Формы: 

-педагогическое наблюдение

-Выполнение практических заданий

-Устный и письменный опрос по изученным темам

Промежуточный контроль проводится 2 раза в год – декабрь, май с целью выявления уровня усвоения программой обучающимися.

Формы:

- Устный и письменный опрос по изученным темам

- игровые формы

Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе.

Форма:

- письменный опрос по изученным темам






Список литературы для педагога

Алексеев А.А. Питание в туристском походе. — М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.

Альбом карт для спортивного ориентирования. М.: Главное управление геодезии  

Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. — М., ЦРИБ «Турист», 1983.

«Внеурочная деятельность. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность/ П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов.- М.: Просвещение, 2015, в соответствии с ФГОС ООО 2015 г.

Верба И.А. Туристско-краеведческие кружки в школе. Москва «Просвещение» 1988 год. 160с

Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися образовательных учреждений Санкт-Петербурга. /Приложение к Приказу Комитета по образованию Мэрии Санкт-Петербурга от 24 декабря 1994 года.

Костылев В. Философия спортивного ориентирования, или некоторые рекомендации ориентировщику, желающему стать лидером. -М., 1995.

Коструб К. Медицинский справочник туриста. – М.:Профиздат, 1997.

Лебединский Ю.В., Сафонова М.В. Работа кружка юных туристов в школе. — М., ЦРИБ «Турист», 1989.

Маслов А.Г. Программы для системы дополнительного образования детей.  «Юные инструкторы туризма». М. ФЦДЮТиК, 2002.

Сбор Маслов А.Г., Константинов Ю.С. Программы обучения детей жизненным навыкам в системе дополнительного образования. - М.,  2001 ник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. - м.:ЦДЮТур МО РФ, 1999.

Энциклопедия туриста. - М., 1993 г.

Список литературы для обучающихся

Алексеев А.А. Питание в туристском походе. — М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.

Альбом карт для спортивного ориентирования. М.: Главное управление геодезии  

Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися образовательных учреждений Санкт-Петербурга. /Приложение к Приказу Комитета по образованию Мэрии Санкт-Петербурга от 24 декабря 1994 года.

Костылев В. Философия спортивного ориентирования, или некоторые рекомендации ориентировщику, желающему стать лидером. -М., 1995.

Коструб К. Медицинский справочник туриста. – М.:Профиздат, 1997.

Энциклопедия туриста. - М., 1993 г.

Интернет-ресурсы

https://otherreferats.allbest.ru/sport/00502247_0.html - пешеходный туризм

http://life.mosmetod.ru/index.php/item/pravila-bezopasnogo-povedeniya-v-pohode - правила безопасности в походе

https://survinat.ru/2011/10/lichnoe-i-gruppovoe-turistskoe-snaryazhenie/ - снаряжение

https://svastour.ru/articles/poleznoe/poleznye-sovety/organizatsiya-pokhodov.html - организация и проведение походов

https://infourok.ru/organizaciya-i-provedenie-turistskih-pohodov-3480709.html - организация и проведение походов

http://nkosterev.narod.ru/met/ob_tyr.html - туристские должности

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/09/29/turistskie-dolzhnosti - туристские должности

https://www.dostoyaniepokoleniy.ru/upload/iblock/eeb/eeb5ab87e94bcf5fe25eb8b581a3c57b.pdf - питание в тур.походе

https://provyzhivanie.ru/orientirovanie/kak-polzovatsya-kompasom - компас

https://provyzhivanie.ru/orientirovanie/orientirovanie-na-mestnosti - ориентирование

https://promountain.ru/ponyatie-o-gigiene-turista-i-okazanii-p/ - гигиена и первая доврачебная помощь









































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации