Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мукосолька. Основы тестопластики» для учащихся 7-12 лет
Казьмина Анна Николаевна, учитель технологии, высшая квалификационная категория. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Иркутска средняя общеобразовательная школа № 45.
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мукосолька. Основы тестопластики» для учащихся 7-12 лет
Аннотация: программа по тестопластике «Мукосолька» имеет художественную и эстетическую направленность. Творческая деятельность оказывает большое воздействие на эмоциональную сферу обучающихся. Овладение определёнными навыками не только формируют художественное мышление, но и накладывают отпечаток на восприятие жизненных целей и ценностей.
Ключевые слова: соленое тесто, творчество, моторика, искусство, тестопластика, развитие, мышление, самостоятельность, художественные способности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 45
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мукосолька. Основы тестопластики»
Адресат программы:
учащиеся, 7-12 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
учитель технологии
Казьмина Анна Николаевна
Высшая квалификационная категория
Иркутск, 2022
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Основные характеристики программы
2.1. Объем и содержание программы
2.2. Планируемые результаты
3. . Организационно-педагогические условия
3.1. Учебный план
3.2. Календарный учебный график
3.3. Оценочные материалы
3.4. Методические материалы
3.5. Календарный учебно-тематический план
4. Условия реализации программы
5. Список источников и литературы
1. Пояснительная записка
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.
Программа по тестопластике «Мукосолька» имеет художественную и эстетическую направленность. Творческая деятельность оказывает большое воздействие на эмоциональную сферу обучающихся. Овладение определёнными навыками не только формируют художественное мышление, но и накладывают отпечаток на восприятие жизненных целей и ценностей.
Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Актуальность. Зачем современным детям лепка? Все дети очень любят рисовать и лепить. А лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из мягких пластичных материалов создаются объёмные образы и целые композиции. Техника богата и разнообразна и доступна любому человеку. Занятия тестопластикой даёт возможность учиться моделировать, дает представление о мире в пространственно-пластичных образах. Появляется возможность у каждого учащегося создать свой сказочный мир.
Соленое тесто (тестопластика) – осязаемый вид творчества. Ребёнок не только видит, что создает, но берёт в руки, трогает и изменяет. Основной инструмент – рука. Поэтому уровень развития умений зависит от овладения моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Данные занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы и фактуры; пластики;
развивают одновременную работу обеих рук и их мелкую моторику; воображение, пространственное мышление;
обучают планировать работу, предвидеть результат, достигать его; вносить коррективы в первоначальный замысел.
способствуют формированию умственных и художественных способностей обучающихся, расширяет их кругозор, способствует формированию эстетического вкуса.
Целью занятий является развитие интуиции, индивидуальности, воспитание аккуратности и организованности. Лепка включает сенсорные факторы развития, при этом отрабатывается ручная координация, концентрация внимания, усидчивости и развитие произвольной регуляции.
Процесс обучения налаживает межличностные отношения, укрепляет дружбу и формирует групповые навыки работы.
Цель реализации программы:
расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству, развитие интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие мышления, внимания, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии. Воспитание умения ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество; воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства.
Регулятивно-поведенческая компетентность: воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми.
Коммуникативная: учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению.
Задачи реализации программы: формирование представлений о народных промыслах; ознакомление со способами деятельности; овладение основами работы из целого куска теста, из отдельных частей создание фигур; формирование способностей к творческому раскрытию, самостоятельности; овладение умениями применять полученные знания. Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения; развитие творческих способностей в создании новых форм, образов. Воспитание ответственности при выполнении работ, соблюдение правил техники безопасности; активное участие в выставках; приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды изделий, требуемых по программе.
2. Основные характеристики программы
2.1. Объем и содержание программы
Содержание |
Количество часов |
Модуль№ 1. Вводное занятие Замес теста. Свойства материала. Основные способы и приемы лепки |
4 |
Модуль № 2. Животные. Птицы Ежики. Дракончик. Лошадка. Индюк. Мышка. Утка. Цыплята. По замыслу |
34 |
Модуль № 3. Растительный мир Нарцисс Ромашка розочка По замыслу. |
18 |
Модуль 4. Готовимся к празднику. Снегурочка Снеговички. Елочные украшения. По замыслу |
12 |
Модуль № 5. Пироги. Торты. Пироги. Торты. Валентинки. По замыслу |
12 |
Модуль № 6. Посуда Миска. Чашка Кружка Ваза |
26
38 |
Модуль № 7. Сюжетная композиция: Свинка в хлеву. Овцы на лугу. Кошка на подушке. Щенок в домике. Ежик на поляне. Семейство черепашек. Олешки в лесу. По замыслу |
Форма занятия: групповые, индивидуальные занятия.
Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала.
Виды деятельности: лепка, ответы на вопросы
2.2. Планируемые результаты
Предметные:
Учащиеся освоят основные приёмы и способы тестопластики;
Основы композиции и цветоведения;
понятие симметрии;
контрасты форм;
свойства материалов;
работа со схемами и шаблонами.
Личностные:
учащиеся разовьют образное и пространственное мышление;
фантазию и творческую активность;
правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
разовьют внимание, дисциплинированность, самостоятельность, художественный вкус.
Метапредметные:
познакомятся с образцами народного творчества русской культуры,
станут более трудолюбивыми, аккуратными, усидчивыми;
создадут атмосферу дружбы и коллективного сотворчества;
научатся организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
работать самостоятельно и в коллективе;
грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
дети будут уважительно относиться к педагогу и всем учащимся творческого объединения, смогут самостоятельно организовать рабочее место, бережно и аккуратно относиться к изделиям ручной работы.
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Учебный план
Предлагаемый курс рассчитан на 144 часа в год из расчета 4 часа в неделю и содержит семь модулей:
Модуль |
Всего |
Практика |
Теория |
Модуль 1. Вводное |
4 |
2 |
2 |
Модуль 2. Животные. Птицы |
34 |
29 |
5 |
Модуль 3. Растительный мир |
18 |
13 |
5 |
Модуль 4. Праздник |
12 |
7 |
5 |
Модуль 5. Пироги. Торты |
12 |
8 |
4 |
Модуль 6. Посуда |
26 |
21 |
5 |
Модуль 7. Сюжетная композиция |
38 |
33 |
5 |
Итого: |
144 |
113 |
31 |
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
На изучение одной темы отводится 4 часа: 2 часа на обсуждение темы, планирование работы и изготовление изделия (сушка работы предполагает 1-2 дня) и 2 часа на раскрас и оформление готового изделия.
3.2. Календарный учебный график
Раздел/месяц |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
Модуль 1 |
4 |
|
|
|
Модуль 2 |
14 |
18 |
2 |
|
Модуль 3 |
|
|
10 |
8 |
Модуль 4 |
|
|
|
8 |
Модуль 5 |
|
|
|
|
Модуль 6 |
|
|
|
|
Модуль 7 |
|
|
|
|
Промежуточная аттестация |
|
|
Выставка |
|
Раздел/месяц |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
Модуль 1 |
|
|
|
|
|
Модуль 2 |
|
|
|
|
|
Модуль 3 |
|
|
|
|
|
Модуль 4 |
4 |
|
|
|
|
Модуль 5 |
12 |
|
|
|
|
Модуль 6 |
|
16 |
10 |
|
|
Модуль 7 |
|
|
10 |
18 |
10 |
Промежуточная аттестация |
|
|
выставка |
|
выставка |
Итого: 144 ч. |
16 |
16 |
20 |
18 |
10 |
3.3 Оценочные материалы
Средства диагностики:
анализирование анкет обучающихся;
сбор отзывов родителей;
тестирование детей.
Для всего коллектива показателем является активное участие в школьных, районных, городских и областных выставках, а также призовые места.
3.4. Методические материалы
Принципы реализации программы:
сезонность: корректировка и построение содержания программы с учётом природных особенностей;
цикличность: построение содержания программы с постепенным усложнением;
последовательности и систематичности;
личностно-ориентированный подход;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
принцип организации основы для развития образных представлений.
Технологии:
игровое обучение;
педагогика сотрудничества.
Методы:
наглядный (иллюстрации, показ, образцы поделок);
словесный (пояснение, рассказ, художественное слово, вопросы);
практический.
Формы работы в группе:
индивидуальные;
подгрупповые;
групповые.
Программа рассчитана на учащихся 7-12 лет и поделена на два этапа:
1 этап – учащийся, прошедший его, получает полное представление об историческом развитии тестопластики, не полностью владеет техникой выполнения, и ещё не готов для самостоятельного выполнения предметов.
2 этап – учащийся занимается усложнением и совершенствованием изучаемых приёмов.
3.5. Календарный учебно-тематический план
№ п/п |
Модуль (раздел) (наименование разделов и тем) |
Кол-во часов, занятий |
Дата план. |
Дата факт. |
Модуль № 1. ВВОДНОЕ
|
||||
1 |
Замес теста. Свойства материала |
2 |
|
|
2 |
Основные способы и приемы лепки. |
2 |
|
|
Модуль № 2. ЖИВОТНЫЕ. ПТИЦЫ
|
||||
3 |
Ежики |
4 |
|
|
4 |
Черепаха |
4 |
|
|
5 |
Улитка |
4 |
|
|
6 |
Кошка |
4 |
|
|
7 |
Мышка |
4 |
|
|
8 |
Утка |
4 |
|
|
9 |
Цыплята |
4 |
|
|
10 |
По замыслу |
6 |
|
|
|
||||
Модуль №3 РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
|
||||
11 |
Подсолнух |
4 |
|
|
12 |
Нарцисс |
4 |
|
|
13 |
Выставка работ |
2 |
|
|
14 |
Ромашка |
4 |
|
|
15 |
Розочка |
4 |
|
|
Модуль № 4 ПРАЗДНИК
|
||||
16 |
Елочные украшения |
4 |
|
|
17 |
Снегурочка, снеговички |
4 |
|
|
18 |
По замыслу |
4 |
|
|
Модуль № 5 ПИРОГИ. ТОРТЫ
|
||||
20 |
Украшения. |
4 |
|
|
21 |
Пироги |
4 |
|
|
22 |
Торты |
4 |
|
|
Модуль № 6. ПОСУДА
|
||||
23 |
Миска. Чашка |
4 |
|
|
24 |
Валентинки |
4 |
|
|
25 |
Кружка |
4 |
|
|
26 |
Ваза |
4 |
|
|
27 |
Кофейник |
4 |
|
|
28 |
Выставка работ |
2 |
|
|
29 |
Чайная пара |
4 |
|
|
Модуль № 7 СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
|
||||
30 |
Свинка в хлеву |
4 |
|
|
31 |
Овцы на лугу |
4 |
|
|
32 |
Кошка на подушке |
4 |
|
|
33 |
Щенок в домике |
4 |
|
|
34 |
Ежик на поляне |
4 |
|
|
35 |
Семейство черепашек |
4 |
|
|
36 |
Олешки в лесу |
4 |
|
|
37 |
По замыслу |
4 |
|
|
38 |
Коллективное панно |
4 |
|
|
39 |
Выставка работ |
2 |
|
|
|
Итого: |
144 час. |
|
|
4. Условия реализации программы
Так как программа в большей степени носит практический характер, необходимо в учебном процессе выделять существенное место инструктажу по технике безопасности (стенды по ТБ)
Программа построена так, что теория сопровождается практикой. Поэтому необходимо дополнительное оборудование для наглядного примера исполнения, а также информационные ресурсы: аудио-, видео-, фото-источники. При обучении ученика педагог использует практические методы обучения, личный творческий и духовно-нравственный опыт в большей мере, чем словесные методы.
Все работы коллективно обсуждаются. Все выполненные работы демонстрируются на постоянно действующей выставке в кабинете, в школе. Следовательно, необходимо специально отведенное место для выставляемых работ.
Средства: тесто соленое, шаблоны, стеки, доски, краски, кисти.
Список источников и литературы
1. К.В. Силаева. Соленое тесто: Украшения. Сувениры. Поделки. /М. "Эксмо", 2002.
2. Сюзи О'Рейли. Лепка.Уроки детского творчества. / С.-Петербург, "Полигон, 1997.
3. Лучия Пацци. Фантазии из соленого теста./ М. "Мой мир", 2008.
4. Золотая коллекция идей. Соленое Тесто./ М. "АСТ-Пресс книга", 2012.
5. Страна мастеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.stranamasterov.ru, свободный.
6. Оригинальные подарки от счастливого кота. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://originalnie-podarki.com/podelki-iz-solenogo-testa/ свободный.
7.Мастер-классы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://masterclassy.ru/ свободный.