Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мукосолька. Основы тестопластики» для учащихся 7-12 лет

1
0
Материал опубликован 4 January 2023

Казьмина Анна Николаевна, учитель технологии, высшая квалификационная категория. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Иркутска средняя общеобразовательная школа № 45.

 

«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мукосолька. Основы тестопластики» для учащихся 7-12 лет

 

Аннотация: программа по тестопластике «Мукосолька» имеет художественную и эстетическую направленность. Творческая деятельность оказывает большое воздействие на эмоциональную сферу обучающихся. Овладение определёнными навыками не только формируют художественное мышление, но и накладывают отпечаток на восприятие жизненных целей и ценностей.

Ключевые слова: соленое тесто, творчество, моторика, искусство, тестопластика, развитие, мышление, самостоятельность, художественные способности.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Иркутска

средняя общеобразовательная школа № 45

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Мукосолька. Основы тестопластики»

 

Адресат программы:

учащиеся, 7-12 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик программы:

учитель технологии

Казьмина Анна Николаевна

Высшая квалификационная категория

 

Иркутск,  2022

Оглавление

1. Пояснительная записка

2. Основные характеристики программы

2.1. Объем и содержание программы

2.2. Планируемые результаты

3. . Организационно-педагогические условия

3.1. Учебный план

3.2. Календарный учебный график

3.3. Оценочные материалы

3.4. Методические материалы

3.5. Календарный учебно-тематический план

4. Условия реализации программы

5. Список источников и литературы

  1. Пояснительная записка

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

Программа по тестопластике «Мукосолька» имеет художественную и эстетическую направленность. Творческая деятельность оказывает большое воздействие на эмоциональную сферу обучающихся. Овладение определёнными навыками не только формируют художественное мышление, но и накладывают отпечаток на восприятие жизненных целей и ценностей.

Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

Актуальность. Зачем современным детям лепка? Все дети очень любят рисовать и лепить. А лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из мягких пластичных материалов создаются объёмные образы и целые композиции. Техника богата и разнообразна и доступна любому человеку. Занятия тестопластикой даёт возможность учиться моделировать, дает представление о мире в пространственно-пластичных образах. Появляется возможность у каждого учащегося создать свой сказочный мир.

Соленое тесто (тестопластика) – осязаемый вид творчества. Ребёнок не только видит, что создает, но берёт в руки, трогает и изменяет. Основной инструмент – рука. Поэтому уровень развития умений зависит от овладения моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Данные занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы и фактуры; пластики;

развивают одновременную работу обеих рук и их мелкую моторику; воображение, пространственное мышление;

обучают планировать работу, предвидеть результат, достигать его; вносить коррективы в первоначальный замысел.

способствуют формированию умственных и художественных способностей обучающихся, расширяет их кругозор, способствует формированию эстетического вкуса.

Целью занятий является развитие интуиции, индивидуальности, воспитание аккуратности и организованности. Лепка включает сенсорные факторы развития, при этом отрабатывается ручная координация, концентрация внимания, усидчивости и развитие произвольной регуляции.

Процесс обучения налаживает межличностные отношения, укрепляет дружбу и формирует групповые навыки работы.

Цель реализации программы:

расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству, развитие интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие мышления, внимания, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии. Воспитание умения ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество; воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства.

Регулятивно-поведенческая компетентность: воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми.

Коммуникативная: учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению.

Задачи реализации программы: формирование представлений о народных промыслах; ознакомление со способами деятельности; овладение основами работы из целого куска теста, из отдельных частей создание фигур; формирование способностей к творческому раскрытию, самостоятельности; овладение умениями применять полученные знания. Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения; развитие творческих способностей в создании новых форм, образов. Воспитание ответственности при выполнении работ, соблюдение правил техники безопасности; активное участие в выставках; приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды изделий, требуемых по программе.

2. Основные характеристики программы

2.1. Объем и содержание программы

 

Содержание

Количество часов

Модуль№ 1.

Вводное занятие

Замес теста. Свойства материала.

Основные  способы  и  приемы лепки

4

Модуль № 2.

Животные. Птицы

Ежики.

Дракончик.

 Лошадка.

Индюк.

Мышка.

Утка.

Цыплята.

По замыслу

34

Модуль № 3. 

Растительный мир     

Нарцисс

Ромашка

 розочка

По замыслу. 

18

Модуль 4.

Готовимся к  празднику.

Снегурочка

Снеговички.

Елочные украшения.

По  замыслу

12

Модуль № 5.

Пироги. Торты.

Пироги.

Торты.

Валентинки.

По замыслу

12

Модуль № 6.

Посуда

Миска.  Чашка

Кружка

Ваза

26

 

 

 

 

 

38

Модуль № 7.

Сюжетная композиция:

Свинка   в хлеву.

Овцы  на  лугу.

Кошка на подушке.

Щенок в домике. 

Ежик на  поляне.

Семейство черепашек.

Олешки  в лесу.

По  замыслу

 

 

​​​​​​​ Форма занятия: групповые, индивидуальные занятия.

Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала.

Виды деятельности: лепка, ответы на вопросы

2.2. Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся освоят основные приёмы и способы тестопластики;

Основы композиции и цветоведения;

понятие симметрии;

контрасты форм;

свойства материалов;

работа со схемами и шаблонами.

Личностные:

учащиеся разовьют образное и пространственное мышление;

фантазию и творческую активность;

правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

разовьют внимание, дисциплинированность, самостоятельность, художественный вкус.

Метапредметные:

познакомятся с образцами народного творчества русской культуры,

станут более трудолюбивыми, аккуратными, усидчивыми;

создадут атмосферу дружбы и коллективного сотворчества;

научатся организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

работать самостоятельно и в коллективе;

грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

дети будут уважительно относиться к педагогу и всем учащимся творческого объединения, смогут самостоятельно организовать рабочее место, бережно и аккуратно относиться к изделиям ручной работы.

3. Организационно-педагогические условия

3.1. Учебный план

Предлагаемый курс рассчитан на 144 часа в год из расчета 4 часа в неделю и содержит семь модулей:

Модуль

Всего

Практика

Теория

Модуль 1. Вводное

4

2

2

Модуль 2. Животные. Птицы

34

29

5

Модуль 3. Растительный мир

18

13

5

Модуль 4. Праздник

12

7

5

Модуль 5. Пироги. Торты

12

8

4

Модуль 6. Посуда

26

21

5

Модуль 7. Сюжетная композиция

38

33

5

Итого:

144

113

31

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.

На изучение одной темы отводится 4 часа: 2 часа на обсуждение темы, планирование работы и изготовление изделия (сушка работы предполагает 1-2 дня) и 2 часа на раскрас и оформление готового изделия.

3.2. Календарный учебный график

Раздел/месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Модуль 1

4

 

 

 

Модуль 2

14

18

2

 

Модуль 3

 

 

10

8

Модуль 4

 

 

 

8

Модуль 5

 

 

 

 

Модуль 6

 

 

 

 

Модуль 7

 

 

 

 

Промежуточная аттестация

 

 

Выставка

 

 

Раздел/месяц

январь

февраль

март

апрель

май

Модуль 1

 

 

 

 

 

Модуль 2

 

 

 

 

 

Модуль 3

 

 

 

 

 

Модуль 4

4

 

 

 

 

Модуль 5

12

 

 

 

 

Модуль 6

 

16

10

 

 

Модуль 7

 

 

10

18

10

Промежуточная аттестация

 

 

выставка

 

выставка

Итого: 144 ч.

16

16

20

18

10

3.3 Оценочные материалы

Средства диагностики:

анализирование анкет обучающихся;

сбор отзывов родителей;

тестирование детей.

Для всего коллектива показателем является активное участие в школьных, районных, городских и областных выставках, а также призовые места.

3.4. Методические материалы

Принципы реализации программы:

сезонность: корректировка и построение содержания программы с учётом природных особенностей;

цикличность: построение содержания программы с постепенным усложнением;

последовательности и систематичности;

личностно-ориентированный подход;

принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

принцип организации основы для развития образных представлений.

Технологии:

игровое обучение;

педагогика сотрудничества.

Методы:

наглядный (иллюстрации, показ, образцы поделок);

словесный (пояснение, рассказ, художественное слово, вопросы);

практический.

Формы работы в группе:

индивидуальные;

подгрупповые;

групповые.

Программа рассчитана на учащихся 7-12 лет и поделена на два этапа:

1 этап – учащийся, прошедший его, получает полное представление об историческом развитии тестопластики, не полностью владеет техникой выполнения, и ещё не готов для самостоятельного выполнения предметов.

2 этап – учащийся занимается усложнением и совершенствованием изучаемых приёмов.

3.5. Календарный учебно-тематический план

 

п/п

Модуль (раздел)

(наименование разделов и тем)

Кол-во часов, занятий

Дата

план.

Дата

факт.

Модуль № 1. ВВОДНОЕ

 

1

Замес   теста. Свойства материала

2

 

 

2

Основные  способы  и  приемы    лепки.

2

 

 

Модуль № 2. ЖИВОТНЫЕ. ПТИЦЫ

 

3

Ежики

4

 

 

4

Черепаха

4

 

 

5

Улитка

4

 

 

6

Кошка

4

 

 

7

Мышка 

4

 

 

8

Утка

4

 

 

9

Цыплята

4

 

 

10

По замыслу

6

 

 

 

Модуль №3 РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

 

11

Подсолнух

4

 

 

12

Нарцисс

4

 

 

13

Выставка работ

2

 

 

14

Ромашка

4

 

 

15

Розочка

4

 

 

Модуль № 4 ПРАЗДНИК

 

16

Елочные украшения

4

 

 

17

Снегурочка, снеговички

4

 

 

18

По замыслу

4

 

 

Модуль № 5 ПИРОГИ. ТОРТЫ

 

20

Украшения.

4

 

 

21

Пироги

4

 

 

22

Торты

4

 

 

Модуль № 6. ПОСУДА

 

23

Миска.  Чашка

4

 

 

24

Валентинки

4

 

 

25

Кружка  

4

 

 

26

Ваза  

4

 

 

27

Кофейник

4

 

 

28

Выставка работ

2

 

 

29

Чайная пара

4

 

 

Модуль № 7 СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

 

30

Свинка   в хлеву

4

 

 

31

Овцы  на  лугу

4

 

 

32

Кошка на подушке

4

 

 

33

Щенок в домике

4

 

 

34

Ежик на  поляне

4

 

 

35

Семейство черепашек

4

 

 

36

Олешки  в лесу

4

 

 

37

По  замыслу

4

 

 

38

Коллективное панно

4

 

 

39

Выставка работ

2

 

 

 

Итого:

144 час.

 

 

4. Условия реализации программы

Так как программа в большей степени носит практический характер, необходимо в учебном процессе выделять существенное место инструктажу по технике безопасности (стенды по ТБ)

Программа  построена  так,  что  теория  сопровождается  практикой. Поэтому необходимо дополнительное оборудование для наглядного примера исполнения, а также информационные ресурсы: аудио-, видео-, фото-источники. При обучении ученика педагог использует практические методы обучения, личный творческий и духовно-нравственный опыт в большей мере, чем словесные методы.

 Все работы коллективно обсуждаются. Все выполненные работы  демонстрируются  на  постоянно  действующей  выставке  в  кабинете,  в  школе. Следовательно, необходимо специально отведенное место для выставляемых работ.

Средства: тесто соленое, шаблоны, стеки, доски, краски, кисти.

Список источников и литературы

1. К.В. Силаева. Соленое тесто: Украшения. Сувениры. Поделки. /М. "Эксмо", 2002.

2. Сюзи О'Рейли. Лепка.Уроки детского творчества. / С.-Петербург, "Полигон, 1997.

3. Лучия Пацци. Фантазии из соленого теста./ М. "Мой мир", 2008.

4. Золотая коллекция идей. Соленое Тесто./ М. "АСТ-Пресс книга", 2012.

5. Страна мастеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.stranamasterov.ru, свободный.

6. Оригинальные подарки от счастливого кота. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://originalnie-podarki.com/podelki-iz-solenogo-testa/ свободный.

7.Мастер-классы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://masterclassy.ru/ свободный.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации