План дополнительной развивающей программы «Основы пластилинографии» (Для детей 7-12 лет)
Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
ПРИНЯТА методическим советом протокол от 27.08.2019 № 4 | УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ ДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги от 28.08.2019 № 519/01-07 |
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
Основы пластилинографии
Возраст учащихся: 7-12 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель: Пимкина Елена Львовна
Должность: педагог дополнительного образования
Калуга, 2019
ПАСПОРТ проГРАММЫ
Полное название программы | «Основы пластинографии» |
Автор программы, должность | Пимкина Елена Львовна, педагог дополнительного образования |
Адрес реализации программы (адрес школы и телефон) | город Калуга, МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги г. Калуга, ул. Поселковая, д. 4 телефон: +7 4842 22-01-91 МБОУ «СОШ № 3 им. В.Г. Зимина» г. Калуги Адрес: г. Калуга, ул. Дзержинского, д. 57, Телефон: +7 4842 57‑54-87, +7 4842 57‑67-11 МБОУ «СОШ № 17» г. Калуги Адрес: ул. Карла Либкнехта, 1, Калуга Телефон: +7 4842 55‑80-05, +7 4842 55‑98-89 |
Вид программы (выбор вида программы на основании положения о программе Центра) | по степени авторства – модифицированная; по уровню освоения – общекультурная; по уровню сложности – стартовый. |
Направленность программы | художественная |
Вид деятельности (выбор вида деятельности на основании положения о программе Центра «Созвездие») | Лепка, техническое моделирование. |
Срок реализации | 3 года, 216 часов. |
Возраст учащихся | 7-12 лет. |
Форма реализации программы | групповая. |
Форма организации образовательной деятельности (школа, студия, клуб, объединение, хор, ансамбль и др., на основании положения о детском объединении Центра «Созвездие») | объединение |
Название объединения (может отличаться, а может дублировать название программы) | «Мир пластилиновой игрушки» |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
В федеральных стандартах образования в соответствии с новым Законом «Об образовании в Российской Федерации» большое внимание уделяется формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважительного отношения к культуре и традициям русского и других народов; формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств. На занятиях по программам художественной направленности этот социальный заказ может удовлетворяться в полной мере.
Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или другой предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, у них развиваются руки, пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи. Работа эта даёт простор детской фантазии. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. В процессе творческой деятельности дети учатся также общаться друг с другом, наполнять свой досуг интересными событиями, стремиться к саморазвитию.
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия лепкой не только развивают воображение, но и, развивая мелкую моторику кисти рук, стимулируется речевое развитие детей, их творческое развитие, что помогает им в игровой ситуации усвоить познакомиться с основными сведениями об окружающем мире.
Целесообразность программы прослеживается в подборе содержания и форм обучения: учащиеся не только изучают различные приемы лепки, но и традиционны для России промыслы, связанны с лепкой, а также создают авторские творческие композиции на основе изученного.
Отличительные особенности программы
Программа «Основы пластилинографии» не ставит перед собой только задачи обучения различным техникам лепки из пластилина. Огромное внимание уделяется развитию фантазии ребенка, обучению его составлению композиций, разработке творческих проектов. Программа ориентирована на включение детей в конкурсную деятельность, причем в конкурсном движении принимают участие все учащиеся, вне зависимости от возраста и степени выраженности таланта. Содержание программы выстроено таким образом, что дети учатся делать не только отдельные изделия декоративно-прикладного творчества, но и компоновать их в смысловые композиции, создавать панно, украшать его так, чтобы работа выглядела целостной и интересной.
Большое внимание в процессе занятий уделяется воспитательной компоненте, делается акцент на красоте народной игрушки, воспитывается интерес к народному и самостоятельному творчеству. В детях воспитывается патриотизм через любовь к народному искусству России, ответственное отношение к близким, окружающей среде, формируются основы здорового образа жизни.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
Программа помогает постичь основы различных техник лепки, в том числе и исконно русских промыслов.
Благодаря обучению по программе, у учащихся формируются основы эстетического вкуса, чувства любви и уважения к родному краю.
Учащиеся учатся работать в команде над творческим проектом, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, реализовывать творческие идеи посредством лепки из пластилина, делиться своими фантазиями, воплощенными в панно и тематических композициях.
Адресат программы
Программа предназначена для детей 7-12 лет, проявляющих интерес к самостоятельному творчеству посредством лепки из пластилина. Объединение комплектуется на основании заявлений законных представителей обучающихся (самих учащихся с 14 лет). Группы формируются из школьников разного возраста на добровольной внеконкурсной основе.
Особенности организации образовательного процесса
Объем программы: 216 часов.
Срок реализации программы: 3 года.
Режим обучения: 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения: очная.
Особенности набора: свободный.
Состав группы: постоянный.
Методы обучения и формы занятий
Применяются следующие методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, проектный. На первом году обучения в основном используется репродуктивный метод усвоения знаний с постепенным введением эвристического метода обучения. На 3-ем году обучения вводится креативный метод.
Формы занятий:
эвристическая беседа, демонстрация;
заочная экскурсия;
практическое занятие;
мастер-класс;
продуктивная творческая деятельность;
защита творческого проекта;
выставка;
конкурс творческих работ;
викторина;
презентация;
работа с иллюстрациями;
развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
подготовка и представление сообщений учащихся по изучаемой ими теме.
Цели и задачи
Цель: способствовать формированию самостоятельной творческой личности с креативным мышлением и развитой мелкой моторикой кисти рук посредством работы с пластилином.
Задачи:
1. Образовательные:
расширить кругозор в области декоративно-прикладного творчества;
познакомить с приемами работы с пластилином;
сформировать умения и навыки декоративно-прикладной деятельности.
2. Воспитательные:
воспитать эстетические потребности и ценности, художественно-эстетический вкус;
воспитать любовь и бережное отношение к Родине, окружающему нас миру и природе, родителям, дому, семье, образовательному учреждению, стремление к здоровому образу жизни;
воспитать аккуратность и бережливость, точность в исполнении изделий, усидчивость, ответственность за порученное дело.
3. Развивающие:
развить мотивацию познания и творчества;
развить мелкую моторику руки, координацию движений;
развить память, внимание, мышление, речь;
развить творческие способности, воображение, фантазию;
развить эмпатию, первоначальные основы рефлексии.
Содержание программы
Учебный план 1-го года обучения
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика | Форма аттестации / контроля |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях, инструктаж. Знакомство с геометрическими фигурами. | 2 | 1 | 1 | Анкета «Карта интересов» |
2. | Лепка поделок на основе шара и овала. | 7 | 2 | 5 | Творческое задание |
3. | Лепка поделок на основе конусов. | 7 | 2 | 5 | Творческое задание |
4 | Лепка поделок на основе брусочков, колбасок, жгутиков. | 9 | 4 | 5 | Творческое задание |
5 | Лепим поделки на основе кубиков. | 4 | 1 | 3 | Творческое задание |
7 | Лепка поделок-подарков к праздникам. | 9 | 4 | 5 | Выставка-конкурс |
8 | Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 20 | 5 | 15 | Выставка |
9 | Лепка животных. | 10 | 4 | 6 | Выставка конкурс |
10 | Лепим фигурку человека на основе овалов. | 4 | 2 | 2 | Защита творческого проекта |
| Всего по разделам | 72 | 25 | 47 | |
Содержание тем первого года обучения
Вводное занятие. 2ч.
Теория: Знакомство с детьми, с их интересами, программой обучения. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и пластилином. Правила дорожного движения по пути на занятия, правила пожарной безопасности на занятиях, дома. Знакомство с геометрическими фигурами – шар, конус, овал.
Практические занятия: Анкетирование «Карта интересов». Игры на знакомство.
Лепка поделок на основе шара и овала. 7 ч.
Теория: Понятие «шар». Приемы лепки шара, овала: скатывание, соединение. Выбор мотива изделия из сказок, пословиц, поговорок, песен.
Практические занятия: лепка «Гусеница», «Рыбка», «Овощи», «Фрукты», «Фрукты на тарелочке»; «Смешарики», пасхальные яйца.
Лепка поделок на основе конусов. 7 ч.
Теория: Что такое конус. Приемы лепки конуса: скатывание, раскатывание, соединение.
Практические занятия: лепка «Грибочки», «Ежик», «Елочка».
Лепка поделок на основе брусочков, колбасок, жгутиков.9 ч.
Теория: Что такое в лепке брусочки, колбаски, жгутики. Приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение.
Практические занятия: лепка «Улитка – катушка», «Осьминог», «Солнышко», «Корзинка» и др.
Лепка поделки на основе кубиков. 4 ч.
Теория: Геометрическая фигура куб. Приемы лепки куба.
Практические занятия: лепка на основе куба: «Телевизор», «Паровоз», «Машинка».
Лепка поделок-подарков к праздникам. 9 ч.
Теория: Виды подарков: открытки, игрушки, декоративные украшения для интерьера. Приемы оформления открыток. Виды открыток к различным праздникам: День пожилого человека, Новый год, День защитников Отечества, Международный женский День, День Победы, Пасха и др. Материалы для оформления открыток и их декорирования. Виды игрушек и декоративных украшений: сердечки, кошечки, мишки, цветы, вазы и др..
Практические занятия: лепка открыток к различным праздникам: День пожилого человека, Новый год, День защитников Отечества, Международный женский День, День Победы, Пасха. Индивидуальная и совместная продуктивная деятельность по изготовлению подарков.
Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. 20 ч.
Теория: Повторение: геометрические фигуры (овал, шар, конус, куб), основные и дополнительные формы: брусочки, колбаски, жгутики, основные приемы лепки (скатывание, раскатывание, соединение, вытягивание, сплющивание и т.д.). Поделки с применением всех изученных фигур и форм. Правила подготовки к выставке. Отбор работ для выставки.
Практические занятия: лепка героев мультфильмов (Крокодил Гена, Чебурашка и др.). Теория: Изготовление подарков ко «Дню защитника Отечества» («Танк», «Самолет»),к 8 Марта «Цветы». Коллективная работа: Космос, ракета, звездолет.
Лепка животных. 10 ч.
Теория: Беседа: животные нашего края. Особенности строения тела животного. Лепка на основе овала. Основные приемы лепки.
Практические занятия: лепка «Кошка», «Собака», «Петух», «Лиса», «Поросенок», «Медведь», «Слон».
Лепим фигурку человека на основе овалов. 4 ч.
Теория: Особенности пропорции фигуры человека. Профессии. Приемы лепки на основе овала. Приемы соединения деталей.
Практические занятия: лепка «Пупсик», «Мальчик», «Девочка», «Фокусник», «Клоун», «Робот».
Учебный план второго года обучения
№ | Тема занятий | Всего часов | Теория | Практика | Форма аттестации / контроля |
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях, инструктаж. Проба работы с геометрическими фигурами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос | |
Панно. | 22 | 8 | 14 | Творческое задание | |
Лепка на основе народных игрушек. | 8 | 3 | 5 | Творческое задание | |
Лепка поделок на зимнюю тему. | 6 | 2 | 4 | Творческое задание | |
Моделирование поделок на основе геометрических фигур: мебель и предметы интерьера. | 14 | 4 | 10 | Выставка-конкурс | |
Лепка на основе традиций изготовления хлебобулочных изделий. | 10 | 2 | 8 | Творческое задание | |
Лепка фигурок на основе современных эмоджи. | 9 | 3 | 6 | Защита творческого проекта | |
Подведение итогов. | 2 | - | 2 | Выставка | |
| Итого | 72 | | | |
Содержание программы второго года обучения
Вводное занятие. 1 ч.
Теория: Техника безопасности на занятиях, инструктаж. Проба работы с геометрическими фигурами - шар, конус, брусок, овал. Приемы лепки.
Панно. 22 ч.
Теория: Что такое панно? Какие бывают панно? Приемы изготовления плоскостного панно. Фигурки на переднем плане: объем, принципы расположения. Оформление фона, приемы и сочетание цветов. Распределение обязанностей при коллективной работе.
Практические занятия: «Собачка», «Медведь», «Домашние животные», «Божья коровка на листочке»; «Букетики», «Воздушные змеи», «Кораблик в море».
Коллективные работы «Воспоминание о лете», «День защиты диких животных», «Всемирный день домашних животных».
Лепка на основе народных игрушек. 8 ч.
Теория: Что такое народная игрушка, традиционное изготовление игрушек на Руси: дымковские, каргопольские, филимоновские, хлудневские игрушки, их основные черты, приемы изготовления. Основные цвета, персонажи и сюжеты.
Практические занятия: «Птичий двор» («Петушок», «Уточка с утятами» и т.п.), «Лошадка», «Козлик», «Кукла», «Барыня», «Поросёнок», «Медведь», «Овечка» и др.
Лепка поделок на зимнюю тему. 6 ч.
Теория: Беседа: «Что мы знаем о зиме?» Символы зимы: снеговик, белый зайчик, елка, елочные игрушки, Дед Мороз, Снегурочка. Соединение изученных форм в лепке (шар, конус, куб). Приемы лепки: скатывание, раскатывание, вытягивание, соединение. Сюжетная лепка. Объемные картины.
Практические занятия: Лепка поделок на зимнюю тему. «Снеговик с метлой», «Зайчик с морковкой», Дед Мороз. Выставочная работа. Коллективная работа – украшение ёлки. Хоровод из знакомых поделок-игрушек.
Моделирование поделок на основе геометрических фигур: мебель и предметы интерьера. 14 ч.
Теория: Основные принципы моделирования мебели в зависимости от ее назначения: габариты, соотнесение с геометрической фигурой, с общей композицией (интерьером). Украшение мебели: приемы и материалы. Предметы интерьера, делающие его более домашним (картины, вазы, лампы, торшеры и т.п.), приемы из изготовления.
Практика: Моделирование и изготовление композиций: спортивный зал, классная комната, комната ребенка и т.д.
Лепка на основе традиций изготовления хлебобулочных изделий. 10 ч.
Теория: Традиционные хлебобулочные изделия России: буханка, батон, калач, булочки, каравай, кулич. Соотнесение формы хлебобулочного изделия и геометрической формы. Основы для изготовления, последовательность поделки. Особенности украшений хлебобулочных изделий.
Практика: Изготовление хлебобулочных изделий (буханка, батон, калач, булочки, каравай, кулич) и композиций из них. Индивидуальные и коллективные творческие проекты: «Чаепитие именинников», «Праздничный кулич» и др.
Лепка фигурок на основе современных эмоджи. 9 ч.
Теория: Современные эмоджи, история смайлика. Для чего люди передают свое настроение посредством эмоджи. Основные виды и элементы эможди, приемы изготовления.
Практика: Смайлики, классические скобочные эмоджи, японские эмоджи. Конструктор эмоджи. Творческий проект «Эмоджи для друга».
Подведение итогов. 2 ч.
Теория: Наши итоги. Оформление выставки. Анализ достоинств и недочетов. Пути их исправления. Планы на следующий год.
Практические занятия: Огонек «Расскажи мне обо мне». Рефлексия. Оформление выставки.
Учебный план третьего года обучения
№ | Тема занятий | Всего часов | Теория | Практика | Форма аттестации / контроля |
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях, инструктаж. Презентация выставочных работ. | 2 | 1 | 1 | Дидактическая игра «Что делать, если…» | |
Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 20 | 4 | 16 | Защита творческого проекта | |
Натюрморты из пластилина. | 8 | 4 | 4 | Защита творческого проекта | |
Поделки-подарки к праздникам. | 10 | 2 | 8 | Выставка-конкурс | |
Украшения и бижутерия из пластилина. | 8 | 2 | 6 | Защита творческого проекта | |
Моделирование поделок на основе геометрических фигур: архитектурные композиции. | 12 | 6 | 6 | Защита творческого проекта | |
Диорама. | 12 | 4 | 8 | Защита творческого проекта | |
| Итого | 72 | 23 | 49 | |
Содержание программы третьего года обучения
Вводное занятие. 2 ч. Техника безопасности на занятиях, инструктаж. Презентация выставочных работ.
Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). 20 ч.
Теория: Актуализация сказок, которые знают дети: русские народные сказки, сказки народов мира, сказки Ш. Перро, братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, В.Милна, современные сказки и др. Повторение основных шагов при изготовлении фигурок зверей и человечков, основных принципов композиции. Оформление и украшение в народном сказочном стиле. Сюжетная лепка. Оформление объемной поделки. Сочетание цвета в объемной поделке.
Практические занятия: Сказочные персонажи «Колобок», «Курочка Ряба»; «Медведь», «Машенька», «Семеро козлят», «Петушок», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Винни пух», «Чебурашка» и др.
Натюрморты из пластилина. 8 ч.
Теория: Что такое натюрморт? Натюрморты известных художников (В. Серов). Особенности составления натюрморта. Основные цвета, овощи, фрукты, цветы и другие предметы. Приемы лепки и расположения предметов, подбор цветов.
Практические занятия: «Тарелочка с овощами», «Корзина с грибами», «Блюдо с фруктами», «Ваза с цветами», «Натюрморты – времена года», натюрморты с различными предметами и другие композиции.
Поделки-подарки к праздникам. 10 ч.
Теория: Виды подарков: открытки, декоративные украшения для интерьера. Приемы оформления открыток. Виды открыток к различным праздникам: День пожилого человека, Новый год, День защитников Отечества, Международный женский День, День космонавтики, День Победы, Пасха и др. Материалы для оформления открыток и их декорирования. Различные приемы декорирования: оформление фона, рамок, украшения и узоры.
Практические занятия: лепка открыток к различным праздникам: День пожилого человека, Новый год, День защитников Отечества, Международный женский День, День космонавтики, День Победы, Пасха. Индивидуальная и совместная продуктивная деятельность по изготовлению открыток и подарков. Открытки с цветами, открытки-панно, объемные открытки и др.
Украшения и бижутерия из пластилина. 8 ч.
Теория: виды украшений: женские украшения (бусы, броши, кольца), украшения шкатулок и посуды, украшения оружия. Приемы изготовления украшений: брусочки, колбаски, жгутики, шарики, скатывание, свертывание, соединения и др. Применение различных материалов и инструментов для нанесения узоров.
Практические занятия: мастер-класс «Моделирование украшений», индивидуальная и совместная продуктивная деятельность, проектная деятельность, защита творческих проектов.
Моделирование поделок на основе геометрических фигур: архитектурные композиции. 12 ч.
Теория: Архитектурные композиции на основе куба, параллелепипеда, конуса, сложные архитектурные композиции: дома, мосты, храмы. Подготовка основы работы, несущих фигур, их композиционное размещение. Оформление архитектурных композиций: украшение, «оживление» с помощью оформления растительными и живыми фигурами.
Практические занятия: Мастер-класс «Моделирование и изготовление композиции «Дом», «Храм» и др. Изготовление архитектурных композиций: «городской пейзаж», «бассейн», «деревенская изба», «мост», «храм» и др. Индивидуальная и совместная продуктивная деятельность, проектная деятельность, защита творческих проектов.
Диарама. 12 ч.
Теория: Что такое диорама? Демонстрация образцов композиций. Приемы изготовления диорамы. Разработка эскизов и подбор материалов для композиции. Подготовка основы работы, основных фигур и предметов, их композиционное размещение.
Практические занятия: Сказочная диорама «Мышиное хозяйство», диорамы «Цирк», «Права ребенка», «Здорово жить здорово!», «Космос глазами детей», «Чрезвычайная ситуация глазами детей», «Подводное царство» и др.
Планируемые результаты
К концу обучения формируется творческая, дружелюбная личность с активной жизненной позицией, с приоритетами здорового образа жизни, проявляющая уважение к культуре и традициям своей страны и других народов, с развитой мотивацией к познанию и творчеству, умеющая организовать свой досуг в процессе творческой деятельности.
Критерием успешности обучения будут: положительная динамика уровня обученности и развития творческих способностей детей, успешное участие в конкурсах и выставках различного уровня, заинтересованность детей в творческой деятельности.
Программа способствует формированию предметных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
уважение культуры и традиций народов России, родного края;
развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
ориентация на содержательные моменты образовательного процесса – занятия, познание нового.
Регулятивные результаты:
осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий;
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее;
осуществление контроля своей деятельности по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД:
овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты оцениваются по 3-м уровням: низкий, средний, высокий.
К концу 1-го года обучения дети
Низкий уровень знают:
- правила поведения на занятиях;
- технику безопасности на занятиях, при работе с острыми предметами;
- простейшие приемы работы с пластилином;
- основные геометрические формы: круг, овал, квадрат; шар, куб;
- основные цвета и их сочетание;
- что такое колбаски, жгутики в лепке;
- приемы лепки: скатывание, раскатывание.
Умеют:
- понимать учебную задачу, сохранять ее содержание в процессе ее выполнения под непосредственным контролем педагога;
- работать в паре, малой группе под непосредственным контролем педагога;
- правильно вести себя на занятиях, на экскурсии под непосредственным контролем педагога;
- правильно оформлять рабочее место под непосредственным контролем педагога;
- выполнять простейшие детали изделий и соединять их в целое с помощью педагога;
- лепить предметы круглой формы разной величины (большие и маленькие), владеют кругообразными движениями рук.
Средний уровень:
Знают:
- что такое декоративное искусство;
- основные геометрические формы: круг, овал, квадрат, треугольник; шар, куб, конус;
- что такое брусочки, колбаски, жгутики в лепке;
- свойства пластилина (мягкий, пластичный);
- приемы лепки: скатывание, раскатывание, вытягивание, прищипывание, соединение, сплющивание и т. д.
Умеют:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- оценивать свое поведение с помощью взрослого;
- сотрудничать с взрослыми в процессе выполнения учебной задачи;
- осуществлять простейшую качественную оценку изделий, своих и других участников объединения под руководством взрослого;
- выбрать материал для лепки;
- раскатывать кусочки прямыми и круговыми движениями;
- вытягивать пальцами нужные части;
- соединять детали поделок с помощью взрослого;
- лепить простые предметы и игрушки с помощью взрослого.
Высокий уровень:
Знают:
- отличительные признаки изделий декоративного искусства, различные виды данного творчества;
- свойства пластилина и правила обращения с ним;
- правила техники безопасности, оборудования рабочего стола;
- основные геометрические формы, как плоские, так и объемные;
- приемы лепки: скатывание, раскатывание, вытягивание, прищипывание, соединение, сплющивание и необходимость их использования в зависимости от вида изделия и его оформления;
Умеют:
- планировать последовательность изготовления поделки с минимальной помощью взрослого;
- лепить простые предметы и игрушки, объединять их в коллективную композицию;
- правильно передавать форму тела животных, горизонтальное и вертикальное положение частей;
- выполнять самостоятельно разработанные поделки, оформлять их для выставки с минимальной помощью педагога.
К концу 2-го года обучения дети
Низкий уровень знают:
- правила поведения на занятиях;
- технику безопасности на занятиях, при работе с острыми предметами;
- простые приемы работы с пластилином;
- основные геометрические формы: шар, куб, конус;
- что такое дымковская игрушка;
- простейшие виды традиционных хлебобулочных изделий, их соотнесение с геометрическими фигурами;
- основные виды эмоджи;
- приемы лепки: скатывание, раскатывание, вытягивание, прищипывание, соединение, сплющивание и т. д..
Умеют:
- понимать учебную задачу и сохранять ее содержание в процессе ее выполнения с помощью педагога;
- работать в паре;
- правильно вести себя на занятиях, на экскурсии под непосредственным контролем педагога;
- правильно оформлять рабочее место;
- выполнять простейшие детали изделий и соединять их в целое.
Средний уровень знают:
- что такое декоративное искусство;
- материалы, из которых можно лепить (пластилин, глина, мука, гипс);
- что такое дымковская, хлудневская и каргопольская игрушки;
- различные виды хлебобулочных изделий;
- различные типы интерьеров и виды мебели;
- принципы соотнесения разных предметов с основными геометрическими фигурами: круг, овал, квадрат, треугольник; шар, куб, конус, цилиндр;
- приемы лепки: скатывание, раскатывание, вытягивание, прищипывание, соединение, сплющивание, примазывание;
- приемы моделирования и изготовления композиции.
Умеют:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- планировать последовательность изготовления поделки;
- сотрудничать с взрослыми в процессе выполнения учебной задачи;
- понимать причины своих ошибок при изготовлении поделки под руководством взрослого;
- осуществлять качественную оценку изделий, своих и других участников объединения под руководством взрослого;
- выбрать материал для лепки;
- лепить предметы круглой формы разной величины (большие и маленькие), владеют кругообразными и последовательными движениями рук.
- лепить поделки на основе шара, конуса, овала, куба, цилиндра;
- изготавливать интерьерные композиции под руководством педагога;
- передавать форму основной части и других частей, их пропорций;
- оформить плоскостное панно, интерьерную композицию, тематическую открытку и композицию с применением традиционных хлебобулочных изделий;
- передать настроение с помощью объемного оригинального эмоджи.
Высокий уровень знают:
- определение и основные отличия декоративного искусства;
- материалы, из которых можно лепить (пластилин, глина, мука, гипс) и их особенности;
- основные геометрические формы, их плоскостное и объемное изготовление;
- приемы лепки: скатывание, раскатывание, вытягивание, прищипывание, соединение, сплющивание, примазывание;
- основные отличия дымковской, хлудневской и каргопольской игрушек;
- основные принципы моделирования мебели в зависимости от ее назначения: габариты, соотнесение с геометрической фигурой, с общей композицией (интерьером);
- приемы лепки и оформления хлебобулочных изделий;
- различные типы эмоджи и приемы их изготовления из пластичных материалов;
- приемы сочетания различных фигур в панно.
Умеют:
- находить оригинальные способы выполнения поделки;
- лепить по частям фигуры животных и человека, передавать форму, окраску, величину деталей;
- передавать форму основной части и других частей, их пропорций, позу, характерные особенности изображаемых поделок;
- составлять интерьерные композиции и украшать их;
- изготовлять сложные тематические композиции с традиционными хлебобулочными изделиями;
- создавать выразительные образы с помощью эмоджи;
- разработать творческий проект поделки с помощью педагога.
К концу 3-го года обучения дети
Низкий уровень знают:
- правила поведения на занятиях;
- технику безопасности на занятиях, при работе с острыми предметами, глиной, мукой;
- основные приемы работы с пластилином;
- основные геометрические формы: шар, куб, прямоугольник, конус, цилиндр;
- основные приемы лепки;
- основные сюжелы народных и авторских сказок;
- основные отличительные черты натюрморта;
- основные предметы интерьера;
- основные принципы составления диорамы.
Умеют:
- понимать учебную задачу и сохранять ее содержание в процессе ее выполнения;
- работать в паре, в малой группе;
- распределять обязанности в коллективной работе с помощью педагога;
- правильно вести себя на занятиях, на экскурсии;
- правильно оформлять рабочее место;
- выполнять детали изделий и соединять их в целое;
- изготавливать тематические композиции под руководством педагога.
Средний уровень знают:
- материалы, из которых можно лепить (пластилин, глина, мука, гипс);
- технику безопасности при работе с глиной, мукой, гипсом;
- правила поведения на занятиях, в общественных местах, при пожаре и во время ЧП;
- сюжеты известных народных и авторских сказок;
- отличительные признаки натюрморта, предметы, наполняющие его композицию;
- основные геометрические формы: круг, овал, квадрат, треугольник; шар, куб, конус, цилиндр;
- приемы лепки: скатывание, раскатывание, вытягивание, прищипывание, соединение, сплющивание, примазывание;
- приемы выстраивания архитектурных композиций на основе куба, параллелепипеда, конуса;
- композицию выстраивания и оформления диорамы;
- приемы оформления диорамы.
Умеют:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- планировать последовательность изготовления поделки;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной задачи;
- понимать причины успеха/неуспеха своих действий, при изготовлении поделки, правильно вести себя в ситуации неуспеха;
- осуществлять качественную оценку изделий, своих и других участников объединения;
- выбрать материал для лепки;
- лепить поделки по заданной теме с использованием основных приемов;
- оформить плоскостное и объемное панно;
- придумать и изготовить архитектурную композицию из геометрических фигур под руководством педагога;
- изготовить тематическую диораму средней сложности под руководством педагога;
- оформить работу для выставки с помощью педагога.
Высокий уровень знают:
- материалы, из которых можно лепить (пластилин, глина, мука, гипс);
- технику безопасности при работе с глиной, мукой, гипсом
- основные геометрические формы: круг, овал, квадрат, треугольник; шар, куб, конус, цилиндр;
- приемы лепки: скатывание, раскатывание, вытягивание, прищипывание, соединение, сплющивание, примазывание;
- известные народные и авторские сказки как темы для творческих работ;
- оформление и украшение работ в народном сказочном стиле;
- виды украшений и бижутерии, соотнесение их с геометрическими фигурами;
- основные шаги моделирования и реализации творческого проекта;
- принципы и приемы изготовления архитектурных композиций на основе куба, параллелепипеда, конуса;
- приемы изготовления сложных архитектурных композиций: домов, мостов, храмов;
- композицию выстраивания диорамы, сочетания плоскостных и объемных фигур;
- приемы оформления и украшения диорамы;
- приемы оформления работы для выставки.
Умеют:
- планировать последовательность изготовления поделки;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной задачи;
- проявлять самостоятельность в планировании и изготовлении творческого продукта;
- анализировать свои действия при изготовлении поделки, правильно вести себя в ситуации неуспеха;
- осуществлять качественную оценку изделий, своих и других участников объединения;
- изготавливать оригинальные поделки, открытки, элементы бижутерии, архитектурные композиции, диарамы;
- моделировать и воплощать в жизнь творческие идеи, подбирать основной материал и дополнительные детали для оформления;
- находить оригинальные способы выполнения поделки;
- самостоятельно разработать творческий проект поделки;
- оформить работу для выставки.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 31 мая. Каникулы не предусмотрены (см. приложение 1. «Рабочая программа»).
В рабочую программу не включены дни, которые относятся к государственным праздникам. Для 2019-2020 учебного года это:
04 ноября 2019 (понедельник);
01 – 08 января 2020;
23 февраля 2020 (воскресенье);
8 марта 2020 (воскресенье);
01 мая 2020 (пятница);
09 мая 2020 (суббота).
Календарный учебный график
(первый год обучения, 1 а и 1 б, вторник - четверг)
№ недели | Дата | Тема | Кол-во часов |
02 – 08 сентября | Вводное занятие. Знакомство с геометрическими фигурами. Техника безопасности. Входящая диагностика. | 1 | |
Лепка поделок на основе шара и овала. | 1 | ||
09 – 15 сентября | Лепка поделок на основе шара и овала. | 1 | |
Лепка поделок на основе шара и овала. | 1 | ||
16– 22 сентября | Лепка поделок на основе шара и овала. | 1 | |
Лепка поделок на основе шара и овала. | 1 | ||
23 сентября – 29 сентября | Лепка поделок на основе шара и овала. | 1 | |
Лепка поделок на основе шара и овала. | 1 | ||
30 – 06 октября | Лепка поделок на основе конусов. | 1 | |
Лепка поделок на основе конусов. | 1 | ||
07 – 13 октября | Лепка поделок на основе конусов. | 1 | |
Лепка поделок на основе конусов. | 1 | ||
14 – 20 октября | Лепка поделок на основе конусов. | 1 | |
Лепка поделок на основе конусов. | 1 | ||
21 – 27 октября | Лепка поделок на основе конусов. | 1 | |
Лепка поделок на основе брусочков, колбасок, жгутиков. | 1 | ||
28 октября – 03 ноября | Лепка поделок на основе брусочков, колбасок, жгутиков. | 1 | |
Лепка поделок на основе брусочков, колбасок, жгутиков. | 1 | ||
04 – 10 ноября | Лепка поделок на основе брусочков, колбасок, жгутиков. | 1 | |
Лепка поделок на основе брусочков, колбасок, жгутиков. | 1 | ||
11 – 17 ноября | Лепка поделок на основе брусочков, колбасок, жгутиков. | 1 | |
Лепка поделок на основе брусочков, колбасок, жгутиков. | 1 | ||
18 – 24 ноября | Лепка поделок на основе брусочков, колбасок, жгутиков. | 1 | |
Лепка поделок на основе брусочков, колбасок, жгутиков. | 1 | ||
25 ноября – 01 декабря | Лепим поделки на основе кубиков. | 1 | |
Лепим поделки на основе кубиков. | 1 | ||
02 – 08 декабря | Лепим поделки на основе кубиков. | 1 | |
Лепим поделки на основе кубиков. | 1 | ||
09 – 15 декабря | Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | |
Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | ||
16 – 22 декабря | Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | |
Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | ||
23 – 29 декабря | Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | |
Лепка поделок-подарков к праздникам. Подарки к Новому году. | 1 | ||
30-31 декабря | Лепка поделок-подарков к праздникам. Подарки к Новому году. | 1 | |
09 – 12 января | Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | |
13 – 19 января | Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | |
Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | ||
20 – 26 января | Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | |
Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | ||
27 января – 02 февраля | Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | |
Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | ||
03 – 09 февраля | Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | |
Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | ||
10 – 16 февраля | Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | |
Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | ||
17 – 23 февраля | Лепка поделок-подарков к праздникам. Подарки ко Дню защитников Отечества. | 1 | |
Лепка поделок-подарков к праздникам. Лепка поделок-подарков к праздникам. Подарки ко Дню защитников Отечества. | 1 | ||
24 февраля – 01 марта | Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | |
Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | ||
02 – 08 марта | Лепка поделок-подарков к праздникам. Подарки к Международному женскому Дню. | 1 | |
Лепка поделок-подарков к праздникам. Подарки к Международному женскому Дню. | 1 | ||
09 – 15 марта | Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | |
Лепка поделок с применением разных геометрических фигур и приемов. | 1 | ||
16 – 22 марта | Лепка животных. | 1 | |
Лепка животных. | 1 | ||
23марта –29 марта | Лепка животных. | 1 | |
Лепка животных. | 1 | ||
30 – 05 апреля | Лепка животных. | 1 | |
Лепка животных. | 1 | ||
06 – 12 апреля | Лепка животных. | 1 | |
Лепка животных. | 1 | ||
13 – 19 апреля | Лепка животных. | 1 | |
Лепка животных. | 1 | ||
20 – 26 апреля | Лепим фигурку человека на основе овалов. | 1 | |
Лепим фигурку человека на основе овалов. | 1 | ||
27 апреля– 03 мая | Лепка поделок-подарков к праздникам. Подарки ко Дню весны и труда. | 1 | |
Лепка поделок-подарков к праздникам. Подарки ко Дню весны и труда. | 1 | ||
04 – 10 мая | Лепка поделок-подарков к праздникам. Подарки ко Дню Победы. | 1 | |
Лепка поделок-подарков к праздникам. Подарки ко Дню Победы. | 1 | ||
11 – 17 мая | Лепим фигурку человека на основе овалов. | 1 | |
Лепим фигурку человека на основе овалов. | 1 | ||
18 – 24 мая | Лепим фигурку человека на основе овалов. | 1 | |
Лепим фигурку человека на основе овалов. | 1 | ||
25 – 31 мая | Итоговое занятие. Выставка. | 1 | |
Итоговое занятие, промежуточная диагностика. | 1 |
Календарный учебный график
(второй год обучения, 2а, среда - четверг)
№ недели | Дата | Тема | Кол-во часов |
02 – 08 сентября | Вводное занятие. Проба работы с геометрическими фигурами.Техника безопасности. | 1 | |
Панно. | 1 | ||
09 – 15 сентября | Панно. | 1 | |
Панно. | 1 | ||
16– 22 сентября | Панно. | 1 | |
Панно. | 1 | ||
23 сентября – 29 сентября | Панно. | 1 | |
Панно. | 1 | ||
30 – 06 октября | Панно. | 1 | |
Панно. | 1 | ||
07 – 13 октября | Панно. | 1 | |
Панно. | 1 | ||
14 – 20 октября | Панно. | 1 | |
Панно. | 1 | ||
21 – 27 октября | Панно. | 1 | |
Панно. | 1 | ||
28 октября – 03 ноября | Панно. | 1 | |
Панно. | 1 | ||
04 – 10 ноября | Панно. | 1 | |
Панно. | 1 | ||
11 – 17 ноября | Панно. | 1 | |
Лепка на основе народных игрушек. | 1 | ||
18 – 24 ноября | Лепка на основе народных игрушек. | 1 | |
Лепка на основе народных игрушек. | 1 | ||
25 ноября – 01 декабря | Лепка на основе народных игрушек. | 1 | |
Лепка на основе народных игрушек. | 1 | ||
02 – 08 декабря | Лепка на основе народных игрушек. | 1 | |
Лепка на основе народных игрушек. | 1 | ||
09 – 15 декабря | Лепка на основе народных игрушек. | 1 | |
Лепка поделок на зимнюю тему. | 1 | ||
16 – 22 декабря | Лепка поделок на зимнюю тему. | 1 | |
Лепка поделок на зимнюю тему. | | ||
23 – 29 декабря | Лепка поделок на зимнюю тему. | 1 | |
09 – 12 января | Лепка поделок на зимнюю тему. | 1 | |
13 – 19 января | Лепка поделок на зимнюю тему. | 1 | |
Моделирование поделок на основе геометрических фигур: мебель и предметы интерьера. | 1 | ||
20 – 26 января | Моделирование поделок на основе геометрических фигур: мебель и предметы интерьера. | 1 | |
Моделирование поделок на основе геометрических фигур: мебель и предметы интерьера. | 1 | ||
27 января – 02 февраля | Моделирование поделок на основе геометрических фигур: мебель и предметы интерьера. | 1 | |
Моделирование поделок на основе геометрических фигур: мебель и предметы интерьера. | 1 | ||
03 – 09 февраля | Моделирование поделок на основе геометрических фигур: мебель и предметы интерьера. | 1 | |
10 – 16 февраля | Моделирование поделок на основе геометрических фигур: мебель и предметы интерьера. | 1 | |
17 – 23 февраля | Моделирование поделок на основе геометрических фигур: мебель и предметы интерьера. | 1 | |
Моделирование поделок на основе геометрических фигур: мебель и предметы интерьера. | 1 | ||
24 февраля – 01 марта | Моделирование поделок на основе геометрических фигур: мебель и предметы интерьера. | 1 | |
Моделирование поделок на основе геометрических фигур: мебель и предметы интерьера. | 1 | ||
02 – 08 марта | Моделирование поделок на основе геометрических фигур: мебель и предметы интерьера. | 1 | |
Моделирование поделок на основе геометрических фигур: мебель и предметы интерьера. | 1 | ||
09 – 15 марта | Моделирование поделок на основе геометрических фигур: мебель и предметы интерьера. | 1 | |
Лепка на основе традиций изготовления хлебобулочных изделий. | 1 | ||
16 – 22 марта | Лепка на основе традиций изготовления хлебобулочных изделий. | 1 | |
Лепка на основе традиций изготовления хлебобулочных изделий. | 1 | ||
23марта –29 марта | Лепка на основе традиций изготовления хлебобулочных изделий. | 1 | |
Лепка на основе традиций изготовления хлебобулочных изделий. | 1 | ||
30 – 05 апреля | Лепка на основе традиций изготовления хлебобулочных изделий. | 1 | |
Лепка на основе традиций изготовления хлебобулочных изделий. | 1 | ||
06 – 12 апреля | Лепка на основе традиций изготовления хлебобулочных изделий. | 1 | |
Лепка на основе традиций изготовления хлебобулочных изделий. | 1 | ||
13 – 19 апреля | Лепка на основе традиций изготовления хлебобулочных изделий. | 1 | |
Лепка фигурок на основе современных эмоджи. | 1 | ||
20 – 26 апреля | Лепка фигурок на основе современных эмоджи. | 1 | |
Лепка фигурок на основе современных эмоджи. | 1 | ||
27 апреля– 03 мая | Лепка фигурок на основе современных эмоджи. | 1 | |
Лепка фигурок на основе современных эмоджи. | 1 | ||
04 – 10 мая | Лепка фигурок на основе современных эмоджи. | 1 | |
Лепка фигурок на основе современных эмоджи. | 1 | ||
11 – 17 мая | Лепка фигурок на основе современных эмоджи. | 1 | |
Лепка фигурок на основе современных эмоджи. | 1 | ||
18 – 24 мая | Лепка фигурок на основе современных эмоджи. | 1 | |
Лепка фигурок на основе современных эмоджи. | 1 | ||
76 | 25 – 31 мая | Итоговое занятие. Выставка. | 1 |
Итоговое занятие, промежуточная диагностика. | 1 |
Календарный учебный график
(третий год обучения, 3а и 3б, вторник - среда)
№ недели | Дата | Тема | Кол-во часов |
02 – 08 сентября | Вводное занятие. Техника безопасности, инструктаж. Презентация выставочных работ. | 1 | |
Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | ||
09 – 15 сентября | Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | |
Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | ||
16– 22 сентября | Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | |
Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | ||
23 сентября – 29 сентября | Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | |
Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | ||
30 – 06 октября | Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | |
Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | ||
07 – 13 октября | Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | |
Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | ||
14 – 20 октября | Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | |
Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | ||
21 – 27 октября | Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | |
Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | ||
28 октября – 03 ноября | Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | |
Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | ||
04 – 10 ноября | Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | |
Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | ||
11 – 17 ноября | Составление композиций на темы сказок (сказки народов мира, авторские сказки). | 1 | |
Натюрморты из пластилина. | 1 | ||
18 – 24 ноября | Натюрморты из пластилина. | 1 | |
Натюрморты из пластилина. | 1 | ||
25 ноября – 01 декабря | Натюрморты из пластилина. | 1 | |
Натюрморты из пластилина. | 1 | ||
02 – 08 декабря | Натюрморты из пластилина. | 1 | |
Натюрморты из пластилина. | 1 | ||
09 – 15 декабря | Натюрморты из пластилина. | 1 | |
Украшения и бижутерия из пластилина. | 1 | ||
16 – 22 декабря | Украшения и бижутерия из пластилина. | 1 | |
Украшения и бижутерия из пластилина. | 1 | ||
23 – 29 декабря | Поделки-подарки к праздникам. | 1 | |
Поделки-подарки к праздникам. | 1 | ||
30-31 декабря | Поделки-подарки к праздникам. | 1 | |
13 – 19 января | Украшения и бижутерия из пластилина. | 1 | |
Украшения и бижутерия из пластилина. | 1 | ||
20 – 26 января | Украшения и бижутерия из пластилина. | 1 | |
Украшения и бижутерия из пластилина. | 1 | ||
27 января – 02 февраля | Украшения и бижутерия из пластилина. | 1 | |
Моделирование поделок на основе геометрических фигур: архитектурные композиции. | 1 | ||
03 – 09 февраля | Моделирование поделок на основе геометрических фигур: архитектурные композиции. | 1 | |
Моделирование поделок на основе геометрических фигур: архитектурные композиции. | 1 | ||
10 – 16 февраля | Моделирование поделок на основе геометрических фигур: архитектурные композиции. | 1 | |
Моделирование поделок на основе геометрических фигур: архитектурные композиции. | 1 | ||
17 – 23 февраля | Поделки-подарки к праздникам. | 1 | |
Поделки-подарки к праздникам. | 1 | ||
24 февраля – 01 марта | Моделирование поделок на основе геометрических фигур: архитектурные композиции. | 1 | |
Моделирование поделок на основе геометрических фигур: архитектурные композиции. | 1 | ||
02 – 08 марта | Поделки-подарки к праздникам. | 1 | |
Поделки-подарки к праздникам. | 1 | ||
09 – 15 марта | Моделирование поделок на основе геометрических фигур: архитектурные композиции. | 1 | |
Моделирование поделок на основе геометрических фигур: архитектурные композиции. | 1 | ||
16 – 22 марта | Моделирование поделок на основе геометрических фигур: архитектурные композиции. | 1 | |
Моделирование поделок на основе геометрических фигур: архитектурные композиции. | 1 | ||
23марта –29 марта | Моделирование поделок на основе геометрических фигур: архитектурные композиции. | 1 | |
Диорама. | 1 | ||
30 – 05 апреля | Диорама. | 1 | |
Диорама. | 1 | ||
06 – 12 апреля | Диорама. | 1 | |
Диорама. | 1 | ||
13 – 19 апреля | Диорама. | 1 | |
Диорама. | 1 | ||
20 – 26 апреля | Диорама. | 1 | |
Диорама. | 1 | ||
27 апреля– 03 мая | Диорама. | 1 | |
Поделки-подарки к праздникам. | 1 | ||
04 – 10 мая | Поделки-подарки к праздникам. | 1 | |
Поделки-подарки к праздникам. | 1 | ||
11 – 17 мая | Диорама. | 1 | |
Диорама. | 1 | ||
18 – 24 мая | Диорама. | 1 | |
Диорама. | 1 | ||
25 – 31 мая | Итоговое занятие, выставка. | 1 | |
Итоговое занятие, итоговая диагностика. | 1 |
Условия реализации программы
Набор в группы осуществляется с учетом интересов детей. Занятия проходят в одновозрастных группах.
Режим занятий: 4 ч. в неделю (2 занятия по 2 академических часа – по 45 минут).
Материально-техническое обеспечение:
Просторное, светлое помещение, освещение сверху и слева.
Пластилин 12 цветов.
Клеенка на стол, мягкая тряпочка.
Образцы народных игрушек, иллюстрации с образцами декоративно-прикладного искусства.
Краски (акварель, гуашь).
Цветные карандаши.
Информационное обеспечение:
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
видеофильмы разной тематики по программе;
оргтехника;
фотоаппарат;
видеокамера.
Формы аттестации
Формы аттестации (контроля)
Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Форма контроля: опрос, анкета «Карта интересов».
Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать в команде в процессе разработки и реализации творческого проекта. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью заданий педагога (викторина, оформление выставки, ситуативно-ролевая игра); взаимоконтроля, самоконтроля и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Форма контроля: выставка, участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Форма контроля: анализ презентаций учащихся индивидуальных и коллективных творческих работ, защита проектов.
По итогам первого полугодия и по итогам года заполняется «Диагностическая карта», в которой проставляется уровень усвоения программы каждым учащимся объединения на основе анализа участия детей в конкурсах и выставках.
Оценочные материалы
Входящий контроль: анкета «Карта интересов», педагогическое наблюдение (карта наблюдений) (Приложение 2)
Промежуточный контроль: педагогический анализ творческих работ учащихся, карта наблюдений.
Итоговый контроль: учащимся предлагается самостоятельно разработать творческий проект и презентовать его.
Методическое обеспечение
Программа модифицированная, в своей теоретической основе опирается на пособие И.А. Лыковой «Азбука лепки. Мастерилка», адаптированного к условиям объединения. В программе учитывается многолетний практический опыт педагога в области лепки, собственные разработки поделок.
В основу программы положены следующие методические принципы:
единства обучения, воспитания и развития,
принцип наглядности,
принцип последовательности и системности,
принцип индивидуальности,
принцип результативности.
Методы обучения:
Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы.
Наглядный: применение демонстрационного материала, наглядных пособий, лучших работ учащихся предыдущих лет, презентаций по теме.
Практический: работа с иллюстрациями, фотографиями, природным материалом, выполнение учащимися творческих заданий, самостоятельная продуктивная деятельность, совместная деятельность в паре и группах по составлению композиций, панно;
Игровой: создание специальных игровых заданий, моделирующих реальную жизненную ситуацию, из которой учащимся предлагается найти выход;
Проектный: разработка и реализация творческих проектов, презентация их и защита; демонстрация проектных работ на выставках и конкурсах.
На первом году обучения в основном используется репродуктивный метод усвоения знаний с постепенным введением эвристического и проектного методов обучения. На 3-ем году обучения вводятся креативный метод, ведущим становится проектный метод.
Технологии:
Технология проблемного диалога. Учащимся не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.
Технология коллективного взаимообучения («организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО), «работа учащихся в парах сменного состава») позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Игровая технология. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к деятельности. Способствует развитию творческих способностей, продуктивному сотрудничеству с другими учащимися. Приучает к коллективным действиям, принятию решений, учит руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение.
Элементы здоровьесберегающих технологий являются необходимым условием снижения утомляемости и перегрузки учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии активизируют творческий потенциал учащихся; способствует развитию речи, повышению качества знаний; формированию, умения пользоваться информацией, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д.
Проектная технология предлагает практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.
Методические рекомендации
Знакомство с традиционной народной культурой должно быть организовано таким образом, чтобы вызвать интерес к народной игрушке. Поэтому можно рассказать какие-то интересные истории, связанные с ними, показать, как можно ими играть. Хорошо рассказать о декоративно-прикладном искусстве родного края. Можно организовать встречу с народными мастерами, которые лепят эти игрушки, т.к. приобщение к живому искусству возбудит больший интерес у ребят, нежели простой рассказ педагога.
Можно объединить занятие единым сюжетом, сочинить вместе с детьми сказочную историю в процессе изготовления поделки. Первоклассники с удовольствием включаются в сказочную историю, а дети 10-ти лет считают себя более взрослыми, с ними можно поговорить о животных, которых они будут лепить.
Учёные отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Если развитие кисти рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в приделах нормы. Если же развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Лепка поможет ребенку в развитии кисти руки. Особенно, если на занятиях использовать отечественный обычный пластилин, который не так просто размять или отделить от него кусочек.
Необходимо каждому ребенку дать почувствовать ситуацию успеха. Для этого необходимо чаще выставлять изделия детей на выставках и конкурсах различных уровней: в школе, учреждении дополнительного образования, муниципальных и региональных конкурсах и др. При этом не стоит выделять работы только самых одаренных детей, ведь иногда талант проявляется не сразу. А участвуя в творческом групповом проекте, дети перенимают лучшее друг у друга, помогают и подсказывают, как лучше составить композицию, украсить работу орнаментом, чтобы она выделялась своей оригинальностью и красочностью. Важно, чтобы изделия детей находили место дома, на выставке в учреждении или кабинете, чтобы ребенок ощущал значимость своей деятельности.
Предметом особой заботы педагога является хорошее оснащение кабинета всеми необходимыми материалами, наличие стендов, книжек-раскладушек с наглядными пособиями, картинами и наличие тематической литературы. В качестве учебных пособий на занятиях используются: детские работы; народные игрушки (матрешки с росписью различных областей: дымковская, каргопольская, хлудневская игрушки; игрушки-обереги); раскладушки с наглядными пособиями; растения; плакаты, альбомы с репродукциями.
На заключительном занятии необходимо провести анализ работы за год, обсудить план на следующий год с учетом недостатков и достоинств, провести награждение дипломами и грамотами.
Нормативно-правовые акты и документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». Постановление Правительства №1642 от 26 декабря 2017 года.
Проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (паспорт проекта утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16);
Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493.
Письмо Министерства образования и науки от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»).
Государственная программа Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019 года № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».
Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
Положение о детском творческом объединении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
Правила приема, учета, перевода и отчисления учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
Положение о режиме занятий учащихся в детских творческих объединениях муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности аттестации учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
Литература
Дьяконов Л.В. Дымковские, глиняные, расписные. − Л.: Художник РСФСР, 1965.
Игнатова А.Ф. Вектор пластилина. − М.: Гриф, 2019.
Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. − М.: Владос, 2002.
Конышева Н.М. Мастерим, размышляем, растем. Практические материалы к занятиям художественно-конструкторской деятельностью со старшими дошкольниками. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2003
Косминская В. Б. Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение,1981.
Лыкова И.А. Азбука лепки. Мастерилка. М.: Карапуз, 2007.
От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать. СПб.: Кристалл,1997.
Перевертень Г.И.. Самоделки из разных материалов. М.: Просвещение, 1985.
Саккулина Н.П. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1996.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программы, конспекты. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. − М.: Владос, 2000.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. М.: Просвещение, 1984.
Литература для детей и родителей
Лабунская Г. В. Художественное воспитание детей в семье. М.: Педагогика,1970.
Лыкова И.А. Мастерилка. Азбука лепки. М.: Карапуз, 2007.
НовиковаИ.В., БазулинаЛ.В.100поделок из природных материалов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
Просняков Т.Н.. Уроки мастерства. Самара: Учебная литература, 2005.
Парулина О.В. Мир игрушек и поделок. Смоленск: Русич, 2000.
Также рекомендуются журналы из серии «Мастерилка» по каталогу «Пресса России», индекс-34281:
- Слепи свой остров.
- Мы лужок лепили.
- Я леплю свою лошадку.
- Лепим цирк.
- Морская лепилка.
Татьяна