Статья «Школьные медиа в структуре воспитательной среды современной школы»

1
0
Материал опубликован 23 June 2022 в группе

Школьные медиа в структуре воспитательной среды современной школы

(в дни празднования Дня Победы)


В современном обществе всё большее внимание уделяется воспитательному процессу в рамках школьного образования, так как именно на этом этапе развития ребёнка происходит активное становление его личности. Во многом выбор дальнейшего жизненного пути обусловлен той социокультурной средой, которая окружает школьника, а также немалую роль в этом выборе играет и воспитательная среда. Однако проблема воспитательного процесса заключается в том, что воспитывающее воздействие на учащихся оказывает не только воспитательная среда учебного заведения, но и городская среда, где они проводят часть свободного времени, а также семейная среда. И нередко эти сегменты воспитательной среды оказываются весьма разрозненными, не имеют общей ценностной базы. Тем не менее именно в школе ребята проводят большую часть времени, поэтому влияние школьной воспитательной среды нередко оказывается доминирующим, и это важно учитывать при её формировании.

Кроме того, обучение в школе не должно сводиться только к передаче знаний и отработки неких учебных умений и навыков, тем более что дети довольно быстро устают от рутины и потока урочных занятий. Важно наполнять дидактический материал духовно-нравственным, ценностно-ориентированным и в то же время актуальным содержанием, а также менять вид деятельности, активно переключать детское сознание на какие-то общие интересные дела. В связи с этим структура воспитательной среды общеобразовательной организации представляет собой сложную и многослойную систему, объединяющую организацию предметного пространства, а также поведенческого, событийного и информационно-культурного окружения в школе.

За последнее десятилетие подготовлены и приняты нормативные документы, закладывающие правовые и культурные основы выстраивания образовательной политики институтов общества и государства в отношении воспитания. Всё это призвано способствовать духовному развитию, нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала учащихся. Так, согласно примерной программе воспитания основные направления её практической реализации должны быть комплексно представлены в одиннадцати модулях:

 модуль «ключевые общешкольные дела» (реализуется на внешкольном, школьном, классном и индивидуальном уровнях),

модуль «классное руководство» (классный руководитель традиционно осуществляет взаимодействие с учащимися класса, с их родителями и законными представителями, с учителями-предметниками и другими представителями школьной общественности),

модуль «курсы внеурочной деятельности» (включающие и познавательную деятельность, и художественное творчество, и проблемно-ценностное общение, а также туристско-краеведческую, спортивно-оздоровительную, трудовую и игровую виды деятельности),

модуль «школьный урок» (содержание, формы работы и характер взаимоотношений — одна из важных составляющих воспитательной среды),

модуль «самоуправление» (Совет учащихся школы, Совет старост и группы активистов, чья деятельность важна не только для распространения значимой информации и получения обратной связи от классных коллективов, но и для инициации актуальных для школьников мероприятий),

модуль «детские общественные объединения» (их деятельность даёт возможность учащимся получить социально значимый опыт гражданского поведения),

модуль «экскурсии, экспедиции, походы» (позволяют расширить кругозор, обогатить свои представления об окружающей социальной, культурной и природной среде),

модуль «профориентация» (способствует сознательному выбору будущей профессиональной деятельности),

модуль «школьные медиа» (участие в работе редколлегий школьного радио и школьной газеты помогают развивать коммуникативную культуру учащихся, формировать навыки общения и сотрудничества),

модуль «организация предметно-эстетической среды» (оформление интерьера, организация сменной экспозиции детских творческих работ, благоустройство школьных кабинетов и озеленение пришкольной территории способствуют формированию вкуса и стиля, создают атмосферу психологического комфорта и приводят к позитивному восприятию ребенком школы),

модуль «работа с родителями» (на групповом и индивидуальном уровне стремится к максимальному согласованию подходов семьи и школы к воспитательному процессу). 

Поскольку спектр направлений в реализации воспитательной среды весьма широк, то хотелось бы остановиться на характеристике конкретного примера — организация воспитательной среды школы ко Дню Победы — и особый акцент сделать на работе школьных медиа.

Так, в рамках модуля «ключевые общешкольные дела» учащиеся приняли участие в акции «Бессмертный полк» и концертной программе «Мы помним, мы гордимся!». Классные руководители провели тематические классные часы «И помнит мир спасённый» с организацией интересных встреч, просмотров кинофильмов, демонстрацией презентаций, а также с участием лекторской группы учащихся 9 классов. В рамках модулей «самоуправление» и «детские общественные объединения» был организован и проведён конкурс чтецов «Строки, опалённые войной». Среди участников конкурса оказались не только талантливые декламаторы, но и авторы, поэтому на следующий год запланирован отдельный поэтический конкурс, с возможным последующим изданием сборника стихотворений юных поэтов. «Курсы внеурочной деятельности» и «школьный урок» были наполнены творческими заданиями в соответствии с темой праздника. Модуль «экскурсии, экспедиции, походы» был представлен целом рядом выездных мероприятий на Сестрорецкий рубеж, Дорогу Жизни, Пискарёвский мемориальный комплекс, к мемориалам «Цветок Жизни» и «Разорванное кольцо», а также в другие исторически значимые места Ленинградской области. Модуль «профориентация» реализован через встречи с представителями военных профессий, а также написание ученических проектов на соответствующие темы (например, о роли почтальонов в годы Великой Отечественной войны). «Организация предметно-эстетической среды» — это оформление интерьеров (вестибюля — передвижной выставкой проектных работ старшеклассников и стеной памяти с фотоматериалами о войне, библиотечного комплекса — творческими работами участников «Фестиваля красок», кабинетов — на усмотрение каждого класса). Но главным итогом работы этого модуля было открытие школьного музея воинской славы, над созданием которого работали и учителя истории, и учащиеся старших классов. «Работа с родителями» реализовывалась на всех уровнях, так как чаще всего именно родители и другие родственники выступали важными носителями информации о том, как связана история семьи с событиями ВОВ, находили и сканировали военные фотографии для стены памяти, вспоминали истории своих прабабушек и прадедушек, помогали выбрать стихи для конкурса или организовать встречу с офицерами.

В результате события Великой Отечественной войны на протяжении довольно длительного времени проникали в сознание учащихся, пока они готовились к конкурсам или концертной программе, когда они ходили на уроки или выходили в холлы на перемене. С той или иной стороны был охвачен этой темой каждый ученик и каждый педагог. И это единение дорого стоит. Особую роль в это сыграл модуль «школьные медиа». Редакционный совет активно взаимодействовал с различными творческими объединениями школы, чтобы на страницах газеты, экранах в рекреациях и по радио со всех сторон осветить происходящее. Так, на школьных мультимедийных экранах была организована слайд-демонстрация лучших рисунков участников «Фестиваля красок» на тему «День Победы», а также фотопортреты участников и победителей различных творческих конкурсов и их работы, кадры наиболее интересных встреч. В издании тематического номера школьной газеты «Весна 1945 года» опубликованы творческие и исследовательские работы учащихся и преподавателей. Важное место заняли материалы, посвященные семейным историям, связанным с военными событиями, дополненные фотографиями из семейных архивов. Хочется отметить стремление некоторых ребят эмоционально погрузиться в непростую атмосферу военной эпохи, передать своё сочувствие и уважение поколению ветеранов. Каждый корреспондент с большим интересом работал над своими материалами, и этот творческий подход доказывает увлеченность ребят и темой, и искусством слова, и своеобразием журналистской деятельности. А через их инициативность интерес и вдохновение передавались и другим, менее активным пока учащимся.

Таким образом, школьные медиа играют очень важную роль в формировании воспитательной среды современной школы. Медийная среда наиболее привычна и понятна современному поколению школьников, поэтому необходимо использовать её в воспитательных целях, направляя медиатворчество и медиапотребение учащихся в нужное русло, помогая извлекать из этого пользу не только для обучения, но я для выстраивания межличностных отношений как со сверстниками, так и со взрослыми, а также способствовать личностному развитию воспитанников и их вхождению в современное общество и культуру.


Литература

Мальков Е.В. Формирование воспитательной среды учебного заведения в отечественной педагогике 20-30 годов XX столетия / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2012.

Ткачева Ю.В. Воспитательная среда школы: сущность и структура // Символ науки. 2020. №3.

https://telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/article/rossiyskie-deti-i-media (Институт современных медиа (MOMRI) Дети.Медиапотребление.2017)

https://akr.gppc.ru/wp-content/uploads/2020/06/Primernaya-programma-vospitaniya_2020.pdf (Примерная программа воспитания)

t1655987980aa.jpgt1655987980ab.jpg


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.