Статья на тему «Воспитательная среда в рамках современных ФГОС»
"Воспитательная среда в рамках современных ФГОС"
Ребенок — это солнце,
вокруг которого вращается весь педагогический процесс,
его сила должна быть выявлена,
интересы удовлетворены,
способности развиты.
Тихеева Елизавета Ивановна.
Сначала надо определиться что же такое воспитательная среда?
Л. С. Выготский так сформулировал понятие воспитательная среда — это искусственная среда, где детям представлены все формы общественной жизни. Это трехсторонний процесс воспитания: 1) активность обучаемого; 2) активность преподавателя; 3) активность заключенной между ними воспитательной среды. В этом случае преподаватель выступает с точки зрения психологии как ведущий воспитательной среды, и контролёр взаимодействий с детьми. При этом социальная среда является рычагом воспитательного процесса, а воспитатель управляет этим рычагом. Рычаги бывают разные. Мы строим микроклимат в группе на главных условиях — это дисциплина, великодушие, и забота, и стараемся делать это максимально добродушно всё это соответствует современному федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).
В группе везде висят красочные плакаты с правилами поведения и положительными примерами (как правильно мыть руки, как вытирать руки, правильно одеваться и т.д.). В раздевалке группы расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям.
Есть у нас и замечательная традиция «Круглое общение». Первый круг мы собрали, когда уже почти набрали группу (группа у нас компенсирующего вида для детей с ОНР). Детям рассказали истоки возникновения таких «круглых» посиделок, рассказали в игровой форме про рыцарей круглого стола и их традициях и предложили быть такими как они (дружными, добросовестными, честными). У нас есть символ нашего «Круга» — это игрушка кораблик (название нашей группы «Кораблик»).
Наш «Утренний круг» – это, часть режимного момента, проводимого в одно и то же время, каждый день, сразу после завтрака. Где мы обсуждаем предстоящий день и планируем его (начинаем всегда с выставления дня на календаре и выборе дежурных). Обсуждаем возникающие темы, задачи на день (обсуждаем, когда мы будем делать подарки, если нужно, именинникам, или персоналу садика на какие-то праздники, и многие другие вопросы), мы обсуждаем это учитывая каждый голос и вырабатываем модель поведения. При необходимости, для раскрытия темы в этих своих утренних кругах мы используем компьютер и проектор, потому что дети очень любят смотреть видеоролики фильмы и презентации.
Также у нас проводиться «Общий Круг», обычно, в начале недели. Воспитатели группы готовят его по очереди, иногда мы привлекаем к проведению «Круга» специалистов детского сада (это может быть музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель - логопед, психолог, медицинский работник, повар).
Темы этих «кругов» очень разные, обычно связаны с государственными праздниками, памятными и историческими датами, значимыми событиями для страны, города и детского сада, а также по безопасности на дорогах и в быту.
Во время «Круга» могут звучать аудиозаписи со знакомой детям музыкой (любимые песенки или те, что они разучивали на музыкальных занятиях). Мы можем выйти на улицу и на месте посмотреть и разные ситуации разобрать (например, как на фото мы разбираем тему «Осторожно! Тонкий лёд!» Дети познакомились с правилами поведения на дороге, рядом с люками и лужами. Узнали почему категорически нельзя наступать на крышки люков, прыгать на них или рядом с ними, нельзя ходить по ледяным лужам, что лужа может быть намного глубже чем можно было подумать, а весенний лёд тонкий.)
Очень помогают в подборе тем книги - Ирины Романовой и Юлиии Киреевой.
В течение всего года в нашей группе проводятся коллективно творческие дела, на которых родители вместе с детьми готовят стенгазеты, украшают группу и участок группы к праздникам. Не забываем мы и про национальный компонент, мы ставим с ребятами русские народные сказки на чувашском языке.
И ещё у нас есть «Круг – поздравление», он особенно любим детьми. Его основная цель - поздравление именинника или виновника какого-либо торжества. К этому «Кругу» дети и взрослые готовятся заранее. В группе есть стенд «День Рождения!», накануне, в центр стенда помещается фотография ребенка именинника. Педагог заранее напоминает ребятам и родителям о предстоящем событии. Родители заранее на всех детей покупают подарки (у нас это недорогие пазлы или журналы которые можно разукрашивать), дети рисуют поздравительные рисунки.
Важным в проведении таких «кругов» становиться то, что главными чувствуют себя наши дети, они учатся быть в центре внимания, принимать поздравления и поздравлять близких и не очень близких своих товарищей, принимать правильно поздравления. Воспитанники и педагоги с заранее приготовленными подарками садятся в круг. Каждый по очереди говорит своё поздравление и дарит свой подарок (сюрприз). Ну и конечно же всё это торжество заканчивается традиционной песней «Каравай»
«Вечерний круг» более привязан к ситуациям произошедшими в течении дня. События и ситуации, которые рассматриваются на них, бывают очень индивидуальными. Можно обсудить ситуации, произошедшие в течении дня (кто - то, кого - то обидел, пожадничал и не делиться игрушками, которые принёс из дома). Вот такие ситуации мы разбираем и коллективно решаем, как выйти достойно всем из возникшей ситуации, чтобы никто не был обижен. Такие «Круги» могут проводиться в разное время (обычно они проходят сразу после ужина), но всегда в таких ситуациях надо быть предельно тактичными ко всем участникам и воздерживаться от негативных оценок поведения детей. И конечно же мы всегда обсуждаем яркие позитивные события - овладение кем-то из ребят новым навыком (научился сам застёгиваться или хорошо справился с заданиями и т.д.), мы стараемся отметить каждое достижение наших воспитанников.
Но самое главное, что проведение таких «Кругов» объединяет всех в нашем коллективе (воспитателей, воспитанников и узких специалистов садика), мы каждый день учим детей сталкиваясь с какими-то ситуациями решать их договариваясь, учим детей проигрывать (в каких – то играх и конкурсах) и радоваться успехам других, учим разговаривать со взрослыми и доводить до них свою точку зрения и желания, не тушеваться перед взрослыми и их авторитетами. Обсуждать и «проживать» самые разные ситуации, вызывающие разнообразные чувства, повысить эмоциональную отзывчивость. И самое главное: дети учатся ЖИТЬ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ!
Использованная литература
Хусейнова, З. А. Воспитательная среда по Л. С. Выготскому / З. А. Хусейнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.1 (131.1). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/131/35963/ (дата обращения: 24.06.2022).
Интернет источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-pedagogicheskih-tehnologii-utrenii-krug-vechernii-krug.html
Интернет источник: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/3700
Шестакова Галина Николаевна
Татьяна