Урод по химии в 9 классе «Щелочные металлы»

2
0
Материал опубликован 3 January 2020 в группе

Приветствие.

Давайте начнем наш урок с небольшого опроса.

1. Что такое вещество? (Это то, из чего состоят окружающие нас физические тела).

2. Как классифицируют вещества? (На простые и сложные).

3. Как классифицируют простые вещества? (На металлы и неметаллы).

4. Перечислите металлы главной подгруппы первой группы. (Li, Na, K, Rb, Cs, Fr).

5. Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне их атомов? (1).

6. Как это должно отразиться на их химических свойствах? (СО+1, хорошие восстановители).

7. Как изменяется радиус атомов от Li к Fr? (Увеличивается).

8. Как это повлияет на химическую активность Ме? (Они становятся более активными с увеличением заряда ядра).

9. Какие характерные химические свойства щелочных металлов вы знаете? (Взаимодействие с кислородом: литий – оксид, натрий – пероксид, калий надпероксид, с неметаллами, с водой, водородом)


Ну, что, Молодцы! Хорошо справились с разминкой. Двигаемся дальше.

Сейчас я предлагаю собрать пазл, представленные на доске. С помощью приложения LearningApp.


Как вы думаете об элементах какой группы пойдет сегодня речь на уроке? (Предполагают тему урока: Металлы II A группы).

t1578073171aa.gifЯ предлагаю вам рассмотреть рисунок, изображающий классификацию химических элементов IIA в виде кругов Эйлера. Как вы думаете, почему магний и бериллий не входят в круг ЩЗМ? (Предполагают, что из-за различия в химических свойствах)

Правильно, не спроста остались части пазла с химическими элементами IIA группы (магний, бериллий и щелочноземельные металлы), именно о них пойдёт речь во время сегодняшнего занятия. Круг 1. Химические элементы IIA.


Тема урока: Магний, Бериллий и Щелочноземельные металлы. (Открыть тетради, записать число. Напоминание о требованиях к оформлению записей в рабочих тетрадях).

Давайте поставим цели урока, которые должны достигнуть по окончании:

Ответы учащихся

Выношу на слайд обозначения химических символов и фотографии металлов II A группы. Рассказываю о физических свойствах.

Все щелочноземельные металлы серебристо-белые вещества, за исключением Sr – с золотистым оттенком, хорошо, проводящие тепло и электрический ток. Они значительно тверже щелочных металлов, кроме Be.

Химические элементы IIA обладают способностью окрашивать пламя в разные цвета: Mg – в ослепительный белый, Сa – в кирпично-красный, Sr – в тёмно-красный, Ba – в светло-зелёный.

В природе щелочноземельные металлы находятся в виде соединений, потому что обладают высокой химической активностью, которая в свою очередь, зависит от особенностей электронного строения атомов и препятствует существованию формы самородков данных химических элементов.

Условия хранения металлов: магний и бериллий в обычных условиях, щелочноземельные металлы под слоем керосина.

Предлагаю написать химический диктант.

Давайте напишем химический диктант, при выполнении которого мы проверим умения составлять электронные конфигурации атомов ХЭ IIA. (Учащимся заранее выданы листы А8 с символами ХЭ IIA). По завершении работы на экран выводится слайд с правильными ответами, с которыми сверятся учащиеся самостоятельно, а затем передадут свои работы преподавателю. Время выполнения: 5 минут.

Сколько электронов на внешнем ЭУ у щелочноземельных металлов? (Наличие двух неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне). Как можно узнать об этом из ПС? (Положение в ПС II A группа).

Как вы думаете, что нового вы еще можете узнать о магнии, бериллии и щелочноземельных металлах? (О химических свойствах данных элементов).

Группы получают задания: Описать химические свойства металлов, опираясь на приобретённые раннее знания (Заготовки на столах). После завершения работы ребята выставляют свои работы и объясняют, какие химические свойства они смогли описать. Время выполнения: 10 минут.

Вывожу на экран кластер Химические свойства Ме, учащиеся сравнивают свою работу с кластером. Называют новые свойства.

Записывают в тетрадь Химические свойства металлов второй группы.


Предлагаю применить новые знания:


Группы получают задания:

Выполняют лабораторный практикум «Взаимодействие кальция и магния с водой, кислотами, солями».

Решают задачи, выбранные капитанами групп:

Сколько литров водорода (н.у.) образуется при взаимодействии 4г кальция с водой? (2,24л).

Определите какую массу магния надо взять для получения 425г оксида магния, если известно, что он сгорает в углекислом газе. (255г).

При взаимодействии 6,0 г металла с водой выделилось 3,36 л водорода (н.у.). Определите этот металл, если он в своих соединениях двухвалентен. (Кальций).

Учащиеся первыми выполнившие задания выходят к доске и демонстрируют решения.

Давайте подведём итог нашему занятию: что вы нового узнали на уроке? (Химические элементы IIА представлены типичными металлами, простые вещества которых обладают высокой химической активностью, за исключением Be и Mg, чья поверхность на воздухе покрывается защитной плёнкой, что снижает значительно химическую активность данных простых веществ. В основным химические свойства простых веществ закономерны как для представителей типичных металлов, но также есть ряд специфичных химических превращений.)



Чтобы оценить полученные знания, нам необходимо провести контроль знаний.

Кальций не реагирует с:

Br2;

O2;

NaCl(1 балл);

H2O.

При взаимодействии с водой щелочноземельные металлы образуют:

соль;

оксид;

основание(1 балл);

кислоту.

Атом Ra имеет на внешнем энергетическом уровне:

3 электрона;

2 электрона(1 балл);

4 электрона;

нет верных вариантов.

Какой из металлов при комнатной температуре практически не взаимодействует с водой:

кальций;

барий;

радий;

магний(1 балл).

Из элементов IIА группы на воздухе можно хранить:

кальций;

стронций;

бериллий(1 балл);

барий.

Шкала перевода набранного балла в отметку:

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

«5»

«4»

«3»

«неуд.»

«неуд.»



Задание на дом:

§12. Упражнения после параграфа.

Распределить темы докладов:

«История открытия и исследования Ca, Sr, Ba, Ra, или тайны названия группы»;

«Амфотерные свойства Be»;

«Распознание соединений металлов IIA группы»;

«Получение металлов IIA группы»;



Как бы вы оценили свою успешность на данном уроке относительно 5-бальной шкалы? Группы выходят поочередно и отмечают на мишени уровень и место своей деятельности на уроке.



t1578073171ab.gif



На этом наше занятие закончилось. Спасибо всем за внимание. Вы можете быть свободными.

5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.