Урок-презентация «Щелочные металлы»
Пояснительная записка к презентации
Гальцева О.Н. учитель химии МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП»
Тема урока: Металлы IА –группы Периодической системы и образуемые ими простые вещества
Цель урока: Развивать познавательный интерес обучающихся и активизировать их познавательную деятельность при изучении элементов IА –группы, их физических и химических свойств.
Планируемые результаты обучения.
Предметные. Знание особенностей электронного строения атомов щелочных металлов, их физических и химических свойств; умение выражать знание химических свойств через составление соответствующих уравнений химических реакций; умение наблюдать и описывать химические опыты.
Метапредметные. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы.
Личностные. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Основные понятия: щелочные металлы, строение атома, тип кристаллической решетки, оксиды, пероксиды.
Демонстрации: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, металлы литий и натрий, эксперимент взаимодействие лития и натрия с водой.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Актуализация знаний |
Слайд №2. Повторение общей характеристики металлов по вопросам «Убери лишнее» |
Комментируют слайд и «убирают лишнее», не относящееся к металлам. Повторяют общую характеристику металлов |
Изучение нового материала |
Слайд №3. Составление сравнительной характеристики щелочных металлов, изменение свойств металлов в группе в зависимости от строения атомов |
Заполняют самостоятельно таблицу. По заполненной таблице дают сравнительную характеристику щелочным металлам. |
Слайд 4. Металлы в природе. Вопросы: На какие группы делятся металлы по их нахождению в природе? К какой группе относятся щелочные металлы? Как их можно получить? Объяснение учителя о процессе электролиза, используя анимацию на слайде. |
Из прошлого урока дают информацию, в каком виде металлы встречаются в природе. Отвечают на вопрос, о том, в виде чего встречаются щелочные металлы в природе и каким образом их можно получить. |
|
Слайд 5. Физические свойства щелочных металлов. Вопросы: Какова кристаллическая решетка у металлов? Какие свойства металлов зависят от данного типа кристаллической решетки? Какие свойства щелочных металлов вы можете предположить? Демонстрация лития и натрия. |
Отвечают на вопросы учителя, основываясь на сведения, полученные об общей характеристике металлов. Предполагают, какими физическими свойствами обладают щелочные металлы. |
|
Слайд 6. Химические свойства щелочных металлов. Демонстрация химической реакции лития и натрия с водой. Вопросы: Как объяснить происходящие явления в демонстрационном эксперименте? Почему натрий реагировал быстрее, чем литий? Какими еще химическими свойствами обладают щелочные металлы? |
Предполагают, какими свойствами могут обладать щелочные металлы исходя из общих свойств металлов. Наблюдают за проведением демонстрационного химического эксперимента взаимодействия лития и натрия с водой. Объясняют происходящее химическое явление, отвечают на вопросы поставленные учителем и выполняют задания, описанные на слайде. Записывают информацию о химических свойствах в тетрадь. |
|
Слайд 7. Применение соединений натрия и калия. Слайд интерактивный. Работа ведется выборочно, в соответствии с оставшимся временем. Работа с тривиальными названиями веществ. |
По картинке определяют, в какой области применяется то или иное соединение. Кликнув по картинке, появляется задание, которое выполняют вместе, один ученик у доски. Работа с тривиальными названиями веществ. |
|
Закрепление |
Слайд 8. Тестовая работа. При выполнении этого задания необходимо выбрать правильный ответ и щелкнут по нему левой кнопкой мыши. |
Выполняют интерактивный тест. Обсуждение результатов выполнения теста. |
Домашняя работа |
Используемые источники информации
Ахметов М.А., Гара Н.Н. Химия: 9 класс методическое пособие, М. Вентана-Граф, 2014г
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 5-е изд., перераб. – М. Вентана-Граф, 2013г
Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н. Химия: программы: 8-11 классы – 2-е изд., перераб. – М. Вентана-Граф, 2012г
Лариса Александровна Алексеева
Ольга Гальцева