Статья «Симбиоз зодчества и музыки» (5–8 класс)
Статья на тему: Симбиоз музыкального и изобразительного искусств.
Выполнил: Сведенцева Е.А.,
учит. Музыки и изобразительного
искусства
Издавна люди связывают звуки и цвета в единый союз. В природе, окружающем нас мире живопись и музыка движутся рука об руку.
Подобно звукам, которые соотносятся по изяществу и гармонии друг с другом, краски так же соотносятся между собой.
Во течение эпох музыка играла важную роль в становлении изобразительного искусства и наоборот. Ваника – род живописи на музыкальные темы, колыбелью рождения этого вида искусства стала Древняя Индия. Семь звуков гаммы и семь красок были взаимосвязаны. Мелодия же получалась конкретной графической формы.
Импрессионизм еще одна ветвь, соединяющая музыку и зодчество. Зародилось это ответвление в XIX веке. Соединение музыки и театра в живописи – основа импрессионизма. Мимолетные ощущения, колорит, мозаичные штрихи тонко передавали главную мысль импрессионизма. Неуловимое настроение, колорит звуков, чистые тембры - это все то, что проявляется в музыке, связанной с импрессионизмом. К.Дебюси в полной мере запечатлел на своих полотнах импрессионистскую звукопись.
Колорит в зодчестве и тембр в музыке сопоставимы. Насыщенность цветов и их сочетание важные элементы в живописи, тембр – один из главных факторов в музыкальном искусстве. В зодчестве колорит – "музыкальный" элемент, в музыке – "живописный". Таким образом живопись и музыка вторгаются в пространства друг друга. В случае синтеза музыки и живописи, колорит является главным звеном, точкой соприкосновения этих двух искусств. В.Кандинский сопоставлял цвета с конкретным музыкальным тембром: синий-виолончель, красный – труба, голубой – флейта.
Взаимосвязь музыкального искусства и изобразительного не базируется только на колорите и тембре. «Если ты проводишь черту, то она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так» - цитата М.Сарьяна. Ритм – еще одна из важных составляющих музыки и живописи. Наиболее ярко ритм выражен в поэзии, архитектуре, музыке и живописи. И.И,Иоффе считал, что линии в архитектуре, живописи семантически родственны. Голоса в музыке, лирические чувства в литературе так же родственны. Ф.Шлегель определил музыкальное искусство как архитектуру в движении. Так же можно сказать и наоборот, что архитектура – музыка в состоянии покоя, застывшая.
Связь, установленная в двустороннем порядке между слуховым и зрительным восприятием, так же играет важную роль в симбиозе музыки и живописи. Величайшие художники древности первыми уловили эту связь. Музыкальное искусство зарождает в человеке зрительные представления. На этих представлениях базировались «музыкальные картины», такие как: «Утро» Э.Грига, «Лунный свет» К.Дебюсси и многие другие.
Сочетание красок и линий могут вызвать у человека чувство звучания. Примером «звучащей живописи» выступает «Тишина» И.Левитана.
Взрослый человек или ребенок могут чувствовать цвето-звуковые соощущения. Рисунки, которые создают дети, могут являться откликом на музыкальное искусство. Рисование помогает ребенку выразить те чувства, которые в данный момент его охватывают. Рисунок – это детский рассказ, который отражает внутреннее настроение и чувства ребенка.
С.П. Козырева упоминала в своей работе о совокупности музыкального и изобразительного искусств в процессе восприятия музыки и ее влияния на характер того, что рисуют дети.
Клименко А. И. Влияние музыки на человека. Л., 2011.
Козырева С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников: Дис. канд. пед. наук. М., 1987.
Взаимодействие музыки и живописи в европейском искусстве [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.all-2music.com/rais_music_painting.html (дата обращения:03.02.2019)
Назарли, Наср, Видждан. Единство красоты. Изд.Сандра, 2019.
Петр Игумен. Начало и становление европейской музыки. Изд.Рипол-Классик, 2019.
Т. Ливанова. Моцарт и русская музыкальная культура. Учебное пособие. Изд. Планета музыки, 2019.