Урок геометрии на тему: «Симметрия в пространстве» для 10 класса
Пояснительная записка к презентации
Симметрия в пространстве (10 класс)
Симметрия в пространстве (презентация к уроку)
PPT / 6.11 Мб
Цели урока:
Учебные:
Познакомить учащихся с понятием симметрия в пространстве.
Рассмотреть понятие симметрия, используя содержательные связи математики, физики, химии и биологии.
Рассмотреть следующие виды симметрии: центральная, осевая, зеркальная, поворотная, винтовая.
Повышать у учащихся мотивацию изучения математики.
Развивающие:
1. Содействовать развитию познавательной активности.
2. Содействовать развитию воображения.
3. Содействовать развитию коммуникативных умений, умения работать в команде.
Воспитательные:
Содействовать развитию эстетического восприятия учащихся.
Содействовать расширению кругозора у учащихся.
Вид урока: изучение нового материала.
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока:
За 2 недели до проведения этого урока учитель должен разделить класс на команды. Каждая команда готовит сообщение по одной из следующих тем: «Симметрия», «Симметрия у растений», «Симметрия у животных», «Симметрия у человека», «Симметрия в химии». Разделение на команды происходит с учетом наличия интереса учащихся к тем или иным предметам. Интерес определяется учителем на основе личных наблюдений и бесед с учащимися.
Каждая команда получает ориентировочный план, в соответствии с которым необходимо подготовить сообщение по предложенной теме. Те пункты, которые указаны в плане, обязательно должны быть освещены.
Например, команда, которая готовит рассказ о симметрии у растений, получает следующий план:
1) вертикальная симметрия;
поворотная симметрия;
винтовая симметрия.
На первой неделе подготовки учащиеся сами ищут необходимую литературу и отбирают материал. В результате у каждого участника команды должен появиться конспект. Если у команды возникают затруднения с поиском материала, то учитель предлагает учащимся список литературы. Кроме того, учитель проводит консультации для тех команд, которые самостоятельно не справляются с подготовкой к уроку.
Можно предложить учащимся разделить обязанности внутри команды. Тогда кто-то из учащихся будет отвечать за поиск и подбор материала, кто-то - за изготовление (поиск) наглядных пособий, кто-то – за изложение материала на уроке, кто-то – за разработку и создание презентации. Однако все учащиеся должны знать материал, с которым работает их команда, и иметь конспект. После выступления каждой команды учитель может задать каждому ее участнику небольшой вопрос по изложенному материалу.
Команды выступают по очереди. Во время выступления команды все остальные учащиеся слушают и заполняют следующую таблицу:
Область знаний |
Виды симметрий |
Примеры |
Математика |
Центральная Осевая Зеркальная |
|
Ботаника … |
Вертикальная Поворотная … |
Деревья Цветы: ирис (120º), нарцисс (60º) |
Ход урока:
1. Создание учебной доминанты:
Учащимся предлагается следующее задание: заполните свободные части рисунков числами и фигурами, учитывая вид симметрии.
2. Вводное слово учителя:
Среди бесконечного многообразия форм живой и неживой природы в изобилии встречаются такие совершенные образцы, чей вид неизменно привлекает наше внимание. К числу таких образцов относятся некоторые кристаллы и микробы, многие животные и растения. Мы постоянно любуемся прелестью каждого отдельного цветка, мотылька или раковины и всегда пытаемся проникнуть в тайну красоты. Нас удивляет и архитектура пчелиных сот, и расположение семян на шляпке подсолнечника, и винтообразное расположение листьев на стебле растения.
Внимательное наблюдение обнаруживает, что основу красоты многих форм, созданных природой, составляет симметрия, точнее, все ее виды – от простейших до самых сложных.
Симметрия (от греческого symmetria - "соразмерность") - соразмерность, полное соответствие в расположении частей целого относительно средней линии, центра; строгая правильность в расположении, размещении чего-либо.
3. Каждая команда выступает со своим докладом.
4. Заключительное слово учителя:
По справедливому замечанию Г.Вейля, у истоков симметрии лежит математика. Вместе с тем симметрия воспринимается нами как элемент красоты вообще и красоты природы в частности. Сегодня мы рассмотрели симметрию с точки зрения математики, биологии, физики и химии. Кроме этого, симметрия широко используется в искусстве, в частности, в архитектуре.
5. Домашнее задание: найти и сделать копии (ксерокопии, фотографии и др.) изображений, раскрывающих тему «Симметрия в архитектуре нашего города». (Можно будет устроить выставку, используя полученные работы).
6. Теперь каждый из вас напишет небольшой синквейн (белый стих), посвященный теме нашего урока. Правила написания синквейна: в первой строке пишется тема (существительное), во второй строке: описание темы двумя прилагательными, в третьей строке: описание действий (три глагола), в четвертой строке: фраза из 4 слов, выражающих отношение к теме, пятая строка: слово, которое раскрывает суть темы, отмеченной в первой строке.
Пособия: таблицы и наглядные пособия по биологии, химии, физике; презентации в Power Point.