Синтаксис как раздел лингвистики. Основные единицы синтаксиса
Тема урока: Синтаксис как раздел лингвистики. Основные единицы синтаксиса.
Цель урока: используя элементы технологии критического мышления, технологии сотрудничества выяснить, что такое синтаксис.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представление обучающихся о синтаксисе как разделе лингвистики, выяснить основные единицы синтаксиса.
Развивающие: развивать исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа языковых единиц, умение аргументировать свою точку зрения, развивать интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, систематизировать информацию); совершенствовать умение работать в парах и малых группах.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Метапредметные связи: литература.
УМК: УМК по литературе под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
Обеспечение урока: раздаточный материал, карточки-задания для групп (Приложения 1, 2).
Ход урока
Мотивация (организационный момент).
Слово учителя.
– Здравствуйте, ребята. Рада видеть всех вас и надеюсь на продуктивное сотрудничество на сегодняшнем уроке.
II. Актуализация знаний учащихся.
Слово учителя.
– Мы неоднократно говорили о том, что русский язык как наука называется лингвистика. Вспомним, какие разделы входят в состав лингвистики. (Примерные ответы: фонетика, орфография, стилистика и т.д.)
– Ответьте, насколько правильны следующие утверждения:
Основная единица фонетики – морфема. (нет)
Пунктуация изучает правила постановки знаков пунктуации. (да)
Морфемика изучает части речи. (нет)
Орфоэпия изучает правила написания слов. (нет)
Лексика изучает способы образования слов. (нет)
Лексикология изучает словарный запас языка. (да)
Графика изучает правила произношения слов. (нет)
III. Объявление темы и цели урока.
– Можем сказать, что изучает синтаксис?
Слово учителя.
Русский писатель Б.В. Шергин утверждал: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».
Приём «Мозговой штурм».
– Как вы понимаете смысл данного высказывания? Почему синтаксис важен? (Примерные ответы: нужно правильно сформулировать мысль, подумать над порядком слов в предложении, выбрать тип предложения по цели высказывания, интонации т.д.)
Слово учителя.
Совершенно верно, мы с вами продолжаем говорить о синтаксисе. Ранее мы уже с вами обращались к этому разделу науки, вспомним, какие единицы он изучает. (Примерные ответы: предложение, словосочетание, текст.)
Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
IV. Вхождение в тему урока.
Слово учителя.
Итак, мы выяснили, что основными единицами синтаксиса являются три единицы – словосочетание, предложение и текст. Мы должны хорошо разбираться в синтаксисе, чтобы грамотно строить устную и письменную речь, осознанно ставить знаки препинания.
– Мы поработаем в парах, у вас на партах лежат карточки, нужно заполнить пропущенные места в таблице.
Приём «Работа в парах»
Синтаксическая единица | Что собой представляет? Какая связь между компонентами? | Основная функция |
Словосочетание | Примерный ответ: Сочетание слов со смысловой и грамматической связью | Примерный ответ: номинативная |
Предложение | Примерный ответ: Группа слов, имеющая законченную мысль; грамматическая связь между словами, наличие грамматической основы. | Примерный ответ: коммуникативная |
Текст | Примерный ответ: Ряд предложений, объединённых по смыслу; есть тема и основная мысль; лексическая и грамматическая связь. | Примерный ответ: коммуникативная |
V. Практикум.
Слово учителя. Сейчас выполним практические задания.
Задание 1. Перед вами словосочетания, их нужно «собрать» в предложения. Укажите, компоненты, не являющиеся словосочетаниями. Дайте каждому предложению пунктуационную характеристику. Определите автора всех предложений.
Блестя на солнце, под голубыми небесами,
снег лежит, великолепными коврами.
Скажи мне, сбудется в жизни со мною, любимец богов, что, кудесник.
Вихри снежные крутя, она завоет, буря мглою небо кроет, то, как зверь, как дитя, то заплачет.
И не слыхивал, он рыбачил, тридцать лет и три года,
чтоб рыба говорила.
Говорит он, здравствуй, красная девица, к исходу сентября, будь царица, и роди мне богатыря.
Слово учителя.
– Спасибо за работу. Можем определить автора всех синтаксических единиц?
Действительно. Это предложения из разных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Редактор литературного журнала А.А. Краевский сказал после гибели поэта следующее: «Солнце русской поэзии закатилось». Такой троп называется перифраза – образное определение, которое характеризует явление, указывая на его специфические черты. Какие словосочетания вы могли бы предложить, говоря о поэте? (Примерные ответы: великий поэт, талантливый писатель, истинный гений и т.д.)
Работа в группах.
– А сейчас мы объединимся и поработаем в группах. Перед вами высказывания известных лингвистов, составьте небольшое рассуждение, используя их в качестве тезиса. Используйте комментарий к цитатам.
Группа 1. Составьте устное сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Фёдора Ивановича Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения»
Комментарий к цитате. Существуют два организующих центра двусоставного предложения – подлежащее и сказуемое, соотносительные между собой. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Основной центр предложения заключён именно в сказуемом.
Группа 2. Составьте устное сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Фёдора Ивановича Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».
Комментарий к цитате. Словесное окружение помогает читателю установить, в каком именно значении употреблено слово, особенно многозначное или омонимы. Значения окончаний и приставок в некоторых случаях тоже определяются в контексте.
Группа 3. Составьте устное сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Что же в языке позволяет выполнять его главную функцию – функцию общения? Это синтаксис».
Комментарий к цитате. Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами.
Слово учителя. Я благодарю вас за ваши ответы. Скажите, какая задача стояла перед нами, построить что? Правильно, мы стоили текст. Докажите, что это были тексты. (Примерный ответ: можно выделить признаки текста – связность, логичность, завершённость; можно выделить тему и основную мысль и т.д.)
VI. Выводы. Достижение цели. Рефлексия.
Слово учителя.
– Дети, как вы считаете, достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?
Приём «Микрофон».
– Подводя итоги нашего урока, я хочу услышать ваше мнение, продолжите фразу: «Теперь я точно знаю, что …»
VII. Оценивание.
– Я благодарю вас за продуктивную и творческую работу на уроке (оценивание обучающихся, комментирование достижений).
VIII. Объяснение домашнего задания.
Составить небольшое рассуждение, используя начало: «А.С. Пушкина называют «солнце русской поэзии». И это справедливо, потому что …»
– Спасибо за урок!
ЛИТЕРАТУРА
Розенталь, Д.Э. Русский язык: Учебное пособие. Для школьников ст.классов и поступающих в вузы. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2010. – 448 с.
Слово. Сайт отделения учителей русского языка и литературы регионального УМО в системе общего образования Курской области. Синтаксис русского языка. – URL : http://umoslovo.ru/index.php/spisok-vsekh-razdelov/35-sochinenie-oge-9-1/540-tsitaty-i-sochineniya-o-sintaksise?highlight= (дата обращения 20.10.2024).– Текст: электронный.
Приложение 1.
Задание для работы в парах
Синтаксическая единица | Что собой представляет? Какая связь между компонентами? | Основная функция |
Словосочетание | | |
Предложение | | |
Текст | | |
Приложение 2.
Задание для работы в группах
Группа 1. Составьте устное сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Фёдора Ивановича Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения»
Комментарий к цитате. Существуют два организующих центра двусоставного предложения – подлежащее и сказуемое, соотносительные между собой. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Основной центр предложения заключён именно в сказуемом.
Группа 2. Составьте устное сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Фёдора Ивановича Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».
Комментарий к цитате. Словесное окружение помогает читателю установить, в каком именно значении употреблено слово, особенно многозначное или омонимы. Значения окончаний и приставок в некоторых случаях тоже определяются в контексте.
Группа 3. Составьте устное сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Что же в языке позволяет выполнять его главную функцию – функцию общения? Это синтаксис».
Комментарий к цитате. Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами.
Горбачёва Марина Юрьевна
Вовк Людмила Ивановна
Селиванова Галина Геннадьевна
Вовк Людмила Ивановна