12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малькова Наталья Викторовна521
Россия, Марий Эл респ., пгт.Медведево
Материал размещён в группе «Учителя химии»

Малькова Н.В., учитель химии

МОБУ «Медведевская СОШ №3

с углубленным изучением отдельных предметов

им.50-летия Медведевского района», РМЭ

Урок- лабораторная работа по теме

«Синтез неорганических пигментов»

для обучающихся 9 классов (и 10 классов)

Учитель: Устраивайтесь удобнее, сейчас мы с вами будем слушать музыку. Кто любит авторскую песню, тот с первых аккордов узнает название этого произведения.

Учащимся предлагается текст песни без названия. (Звучит песня
«Разноцветная Москва»).

Учитель: Найдите, по вашему мнению, главные, ключевые слова в тексте песни, подумайте, какое отношение они имеют к нашему
сегодняшнему занятию.

(«Мир- цветное кино», «Разноцветный мир», «У окна, как
у холста», «Ах, какая за окном красота». Ключевая фраза - «Мне
любые чудеса по плечу!», ключевое слово - «красота».)

Учитель: Молодцы! А когда человеку любые чудеса по плечу?

(Ответы учащихся).

На экране высвечивается первое слово темы: «Красота»

Учитель: Что такое красота? Назовите однокоренные слова.

(Красота, красить, красный, красивый, краска. Краска делает
красивым. Мир можно раскрасить красками.)

Учитель подводит учащихся к выводу, что мир можно раскрасить, сделать красивым и в прямом, и в переносном смысле -
об этом сегодня и пойдет речь на уроке.

Учитель: Все мы в раннем детстве любили раскраски - альбомы для раскрашивания. Любила их и одна маленькая девочка. Она
всегда старательно раскрашивала странички своих альбомов,
не задумываясь особенно, что в них нарисовано. Но вот однажды

мама принесла девочке необычный альбом. Он назывался «Белый
город». Жители Белого города просили о помощи маленькую художницу: «Помоги нам, пожалуйста, спаси наш город от белого безмолвия и однообразия! Трава и деревья в нашем городе - белые,
цветы и воздушные шары - белые и все-все в нашем городе - белое!

Спаси наш город!»

Как вы думаете, что сделает девочка? Спасет город?
(Девочка раскрасит город и тем самым спасет его.)
На экране высвечивается второе слово темы - «спасет».

Учитель: Что необходимо для спасения города?
(Краски и фантазия.)

Учитель: Верно! Разноцветная птица-фантазия у каждого своя.
Это наш внутренний мир. От чего зависит богатство нашего внутреннего мира?

Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил...


На экране высвечивается последнее слово - «мир».

Учитель: Итак, красота спасет мир.

Красота, красивый, краска - однокоренные слова, т. е. буквально следует понимать, что краска делает красивым. Краски на-
столько органично вошли в нашу жизнь, что мы часто вспоминаем
о них и необязательно только в сугубо техническом или бытовом
смысле. Краски стали образным воплощением акта творения

 

Когда ты будешь создавать ей душу,

Возьми все краски мира...

У. Шекспир. Зимняя сказка.


творчества вообще:

Приди ж в обитель мира;

Царицей будь, я пленник ныне твой.

Учи меня, води моей рукой,

Все, все твое: вот краски, кисть и лира.

А.С. Пушкин. Сон.

Обучающиеся самостоятельно знакомятся с текстом о красках.

Что же представляют собой краски?

Краски — это вещества, придающие окраску или служащие для окраски материалов. Краски состоят из трёх основных компонентов: пигмента, связующего и добавок (наполнители, загустители, антиокислители).
Главный компонент красок - пигмент. Пигменты — это окрашенные химические соединения, диспергированные в виде тонких
порошков. Пигменты не растворяются в воде
и в плёнкообразующих веществах — связую
щих. Связующие вещества обеспечивают прочное соединение пигмента с основой
материала. К связующим веществам относятся масла, клеи, смолы и воск. Одной из специальных добавок служит фенол, который не позволяет окисляться органическим соединениям, входящим в состав связующих
веществ. Отсутствие фенола приводит к появлению плесени на поверхности краски.


Что определяет цвет краски?(Пигменты).

Учитель: Что такое пигменты? Какие бывают пигменты? Каков
самый древний метод окраски?

(Пигменты (от лат. pigmentum - «краски») бывают природными и синтетическими, органической и неорганической природы,
хроматическими и ахроматическими. Самый древний метод окраски - это побелка.)

Учитель: Да, побелка стен жилищ трипольской культуры уже
была устоявшейся традицией. Побелка - простой и доступный при-
ем декоративной отделки, дошедшей до наших дней через века.

Но человек никогда не останавливался на достигнутом, он всегда
мечтал раскрасить свой мир яркими красками. И это ему удалось.

Учитель подводит учащихся к задачам урока .

Учитель: наша задача сегодня - изготовить некоторые пигменты своими руками, обогатить свой внутренний мир новыми знаниями и спасти Белый город.

Сегодня вы научитесь изготавливать неорганические пигменты для акварели. Из всех видов художественных красок мы выбрали именно
её, так как она проста в изготовлении и отличается от других красок прозрачностью.

По химическому составу неорганические пигменты представляют собой соединения (оксиды, соли и комплексные соединения) различных металлов: железа, кобальта, хрома,
меди, бария, цинка, титана, свинца и даже
ртути. Цвет пигмента зависит от его химического состава (см. таблицу).

Неорганические пигменты


 

Класс
соединений

Цвет
пигмента

Химическая формула

Оксиды

Красный

FeO, Fe2O3, Pb3O4

 

Зелёный

Cr2O3, Cr2O3 H20

 

Синий

CoO, CoO ∙ Al203

 

Белый

ZnO, TiO2

Соли

Красный

HgS

 

Жёлтый

CdS, As2S3, BaCrO4, ZnCrO4

 

Зелёный

CuCO3 Cu(OH)2

 

Синий

Fe3(PO4)2 8H2O

 

Фиолетовый

Co3(PO4)2

 

Белый

BaSO4

Комплексные
соединения

Синий

Fe4[Fe(CN)6]3

Лабораторная работа

Напоминаем о необходимости соблюдения правил безопасности. Для проведения лабораторной работы учащиеся получают дидактические карточки с заданиями.

Опыт1. Получение берлинской лазури (синего пигмента).

Реактивы и оборудование: растворы гексацианоферрата(II) калия, хлорида железа(III); пробирка, стеклянная палочка (или кисточка), плотный лист белой бумаги.

Ход работы

К раствору гексацианоферрата(II) калия прилейте раствор хлорида железа(III). Это качественная реакция на ион Fe3+. Выпадает тёмно-синий осадок берлинской лазури:

4 FeCl3 + 3 K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3 + 12 KCI

синий

С помощью стеклянной палочки (кисточки) нанесите полученный пигмент на контурный рисунок (см.Приложение).

Опыт 2. Получение баритовых белил (белого пигмента).

Реактивы и оборудование: растворы хлорида бария, сульфата натрия (или серной кислоты); пробирка, химический стакан, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка (или кисточка), плотный лист чёрной бумаги.

Ход работы

В пробирку налейте раствор сульфата натрия (или серной кислоты). К нему добавьте раствор хлорида бария. Это качественная реакция на ион SO42-. Выпадает белый осадок сульфата бария:

BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2 NaCl

белый

Полученное соединение (баритовые белила) отфильтруйте. С помощью стеклянной палочки (или кисточки) нанесите пигмент на чёрную бумагу.

Опыт 3. Получение охры (жёлто-коричневого пигмента).

Реактивы и оборудование: растворы хромата калия, хлорида железа(III); пробирка, стеклянная палочка (или кисточка), плотный лист белой бумаги.

Ход работы

К раствору хромата калия прилейте раствор хлорида железа(III). Выпадает осадок жёлто-коричневого цвета:

2 FeCl3 + 3 K2CrO4 = Fe2(CrO4)3 + 6 KCl

жёлто-коричневый

С помощью стеклянной палочки (или кисточки) нанесите пигмент на контурный рисунок (см.Приложение).

Опыт 4. Получение чернил из чая.

В стакан налейте 20 мл настоя зеленого чая, добавьте один
шпатель сахара и перемешайте. Налейте в две пробирки по 2 мл приготовленного раствора. В одну пробирку добавьте 2 капли раствора хлорида железа
(III), а в другую - 4 капли раствора сульфата железа (II) и встряхните пробирки. В какие цвета окрасились жидкости? Используя тонкие кисточки, сделайте надписи на листе бумаги. Чернила каких цветов вы получили?

Справка: темперная живопись (от лат. темпераре — смешивать) сложилась и развивалась в Византии. Связующее для темперы готовили
на основе яичного желтка.

Опыт 5. Получение темперных красок на основе желтка куриного яйца.

Отделите желток сырого куриного яйца от белка и поместите желток на блюдце. Иглой проткните пленочную оболочку на желтке с одной стороны. Пинцетом захватите противоположный край желтка и слегка приподнимите его, чтобы желток вытек в блюдце (пленка вам не понадобится). К растекшемуся желтку прилейте одну столовую ложку воды и тщательно перемешайте. Используя ложку, распределите равное количество полученной жидкой смеси в ячейки палитры. В каждую ячейку насыпьте немного порошка пищевого красителя определенного цвета (количество порошка влияет на интенсивность цвета краски). Перемешайте содержимое каждой ячейки
палитры разными кисточками до полного растворения красителей. Полученными красками сделайте рисунок на белом картоне.

Учитель: Вы сегодня замечательно потрудились: получили продукт своей деятельности - новое знание, краску, сотворенную своими руками. А какое природное явление имеет широкий диапазон цветов, целый спектр?

(Радуга).

Учитель: Вы правы! Пусть засияет радуга, потому что это красиво, потому что в душе у каждого из вас должна быть своя радуга, своя птица-фантазия, которая спасет мир от серости, невзгод, неудач!

Учащиеся по очереди рисуют на листе ватмана с помощью широких кистей все цвета радуги. На листе высвечивается предварительно написанное свечой слово «красота», которое остается не закрашенным. Эффектно возникающее слово возвращает ребят к началу урока, и они делают вывод, что красота души человека действительно может спасти мир.

Учитель: Многие великие люди явились украшением нашего мира, его спасителями и преобразователями в лучшем смысле. Одним из таких людей является Д.И. Менделеев, великий ученый, мыслитель, непростой русский гений. Но даже маленькая девочка с богатым душевным миром выполнит миссию спасителя и раскрасит Белый город. Потому что не обязательно быть великим, чтобы творить добро. Надо просто хорошо трудиться на своем месте, не останавливаться на достигнутом, украшать мир своими делами. И красота обязательно спасет мир! Потому что сегодня «нам любые чудеса по плечу»!

Звучит песня «Разноцветная Москва», учитель предлагает учащимся спеть ее вместе с автором-исполнителем.

Рефлексия

«Опросник отношений»

Инструкция: пожалуйста, используйте предложенную шкалу, чтобы отразить ваше согласие или несогласие с каждым утверждением. Записывайте все ответы в полученную форму.

АН – абсолютно не согласен

Н – не согласен

О – одинаково (нейтральное)

С – согласен

АС – абсолютно согласен

НП – неприменимо

Тема

АН

Н

О

С

АС

НП

Не знаю

Я люблю лабораторные опыты, в которых я сам(а) могу найти ответы на имеющиеся вопросы

             

Это занятие дает мне возможность поучаствовать в разработке эксперимента, чтобы получить ответы на имеющиеся вопросы

             

Мне ясно, как данный эксперимент связан с курсом химии в целом

             

Выполняя опыты в классе, я как будто действую по рецепту из поваренной книги

             

Инструкция с руководством по проведению опытов хорошо написана, все понятно

             

Литература

1. Мастер-класс учителя химии.8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2010. – 272 с.

2. Пинская М.А. Оценивание для обучения: практическое руководство. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.

Приложение

Контурные рисунки-раскраски

Рис.1

Рис.2

Рис.3.

Рис.4.

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.