Рабочая программа образовательной услуги «Исследовательская лаборатория» для обучающихся 9 классов
Д епартамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО на заседании МО педагогов общественных и естественных наук Протокол № 6 от «28» мая 2018 г. Руководитель ШМО педагогов общественных и естественных наук _________ Е.Г.Бескопыльная ( подпись) (расшифровка подписи) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, «31» августа 2018 г. ________ _____Ф.М. Пузий (подпись) (расшифровка подписи) | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, «31» августа 2018 г __________ В.А. Ткач (подпись)(расшифровка подписи) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
платной образовательной услуги
для детей
«Реализация дополнительной
общеразвивающей программы
естественно-научной направленности
«Исследовательская лаборатория»
на 2018/2019 учебный год
для обучающихся 9-х классов
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа платной образовательной услуги для детей «Реализация дополнительной общеразвивающей программы естественно-научной направленности «Исследовательская лаборатория» для учащихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, и Примерной программы по биологии для основной школы.
Нормативные и правовые документы:
Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-ФЗ, с дополнениями от 29.07.2017 №216-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015 №1577).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 08.04.2015 №1/15, в ред. 28.10.2015 №3/15).
Основная образовательная программа МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Надым (приказ от 31.08.2018 № 168).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015.
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 №253, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.07.2017 №269.
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 №МД-1552/03
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Курс организуется для учащихся 9-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов. Среди отличительных особенностей данной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы. Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы. Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии. Программа предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать еѐ достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Содержание программы отражает поэтапный процесс формирования понимания основных закономерностей, механизмов функционирования и развития биологических систем разного уровня. Объединяя в 9 классе в единую систему такие биологические дисциплины: ботаника 5-6 класс, зоология 7 класс, человек 8 класс, основы общей биологии 9 класс, выходя за рамки стандартной программы по ФГОС, не включенные в основную образовательную программу по предмету биология. Результаты курсы внеурочной деятельности находят свое отражение в портфолио учащихся.
Цель программы: создать условия для усвоения учащимися знаний о строении, физиологии нервной системы как материальной основы высшей нервной деятельности, обеспечивающих адаптацию человека в социуме, о психическом здоровье человека; способствовать развитию у школьников умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность. Развивать у учащихся навыки проектной деятельности.
Задачи программы:
учебные:
формирование системы биологических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, доступных обобщений и понятий.
развивающие:
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;
развитие практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности, сообразительности;
грамотно применять биологические знания в общении с природой;
развитие умений работы в микрогруппах.
воспитательные:
воспитание экологической культуры учащихся, потребности вести здоровый образ жизни;
выработка понимания общественной потребности в развитии биологии;
формирование потребности в расширении кругозора учащихся;
формирование отношения к биологии как к возможной области будущей практической деятельности.
Рабочая программа ПОУ курса «Исследовательская лаборатория» ориентирована на учащихся 9 классов в объеме 70 часов за учебный год (2 ч в неделю).
Технологии используемые при реализации различных видов учебной работы в рамках реализуемой программы: активизация творческой деятельности, метод малых групп, занятия с использованием тренажѐров, использование компьютерных обучающих программ, подготовка письменных аналитических работ.
Планируемые результаты включают в себя перечень личностных, метапредметных и предметных результатов на конец обучения.
Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения программа должна быть сформирована универсальная компетенция: способность демонстрировать общебиологическую грамотность. В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
общекультурные компетенции:
следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека
приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии;
использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях;
понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения;
Профессиональные компетенции:
научно-исследовательская деятельность, понимает, излагает и критически анализирует получаемую информацию и представляет результаты полевых и лабораторных биологических исследований
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;
знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
формирование ценностного отношения к собственному психологическому здоровью и толерантного отношения к окружающим;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение собственного организма;
формирование способности к конструктивному повседневному и деловому общению; овладение приемами саморегуляции в стрессовых ситуациях, развитие умения творчески преодолевать конфликты;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, педагогами;
формирование универсальных учебных действий; развитие творческого мышления учащихся.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать и анализировать полученные данные, делать выводы из исследования;
умение соотносить свои действия с планируемыми, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих действий в соответствии с изменившейся ситуацией;
умение организовывать совместную деятельность в рамках учебного сотрудничества, работать индивидуально и в группе;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
развитие навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;
формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование ИКТ-компетенции;
развитие умения анализа статистических данных, их обработки, составления диаграмм, таблиц, схем;
формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в коллективе.
Предметные результаты:
формирование и систематизация знаний, учащихся об особенностях строения и функционирования клетки как структурной единицы организма человека; особенностях нервной клетки как основного элемента нервной ткани;
актуализация, углубление знаний о строении, значении и функционировании нервной системы;
формирование знаний о нервной системе как материальной основе высшей нервной деятельности; о видах ВНД;
овладение знаниями о ВНД и методиками определения типов памяти, темперамента, коммуникативных качеств, устойчивости к стрессу;
овладение приѐмами коммуникации; развитие у школьников конструктивных способов взаимодействия в социуме;
овладение учащимися методами биологической науки (наблюдение, проведение простейших исследований, постановка экспериментов и объяснение их результатов).
Учащиеся смогут узнать:
компоненты здорового образа жизни;
особенности строения и функционирования нервной ткани, нервной системы человека;
особенности высшей нервной деятельности человека;
типы высшей нервной деятельности и темпераменты;
особенности мыслительных процессов, восприятия, памяти;
основные нормы социального поведения в обществе;
особенности поведения в группе, стили общения;
о конфликтах и путях их разрешения;
об отношениях между людьми разного пола;
социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе,
основные правила подготовки к экзаменам;
о психическом здоровье личности и профилактике нервных расстройств;
меры по укреплению и сохранению здоровья.
Учащиеся смогут научиться:
ставить перед собой цели сохранения, формирования и укрепления здоровья;
выражать свою точку зрения с позиции формирования и сохранения физического, психологического и духовно-нравственного здоровья;
моделировать условия, комфортные для общения человека;
использовать факторы окружающей среды для сохранения и укрепления психического здоровья;
осуществлять исследовательскую деятельность, фиксировать результаты исследования в виде исследовательских проектов;
осуществлять простейшие психологические исследования с целью самопознания;
различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти;
применять навыки межличностной коммуникации;
противостоять физическим и эмоциональным перегрузкам;
устанавливать контакты с ровесниками при организации совместной деятельности.
Содержание программы (70 часов)
Сущность жизни; разнообразие и уровни организации биологических систем; клетки, их цикл, дифференциация; организмы, их основные системы, принципы классификации; наследственность и изменчивость, биологическая эволюция, основные концепции и методы биологии; перспективы развития биологических наук и стратегия охраны природы, роль биологического знания в решении социальных проблем. В настоящее время традиционная биология претерпела значительные изменения. В последние десятилетия в этой науке произошли поистине революционные изменения, благодаря чему она выдвинулась на передний план естествознания, начала активно способствовать и, частично, задавать направление научно-техническому прогрессу. Биология превращается в точную науку с хорошо развитой системой строгих понятий, позволяющих делать широкие теоретические обобщения и предсказания. С тех пор как в биологию вошли методы физики и химии, возникла новая, или молекулярная биология, бурно развивающаяся в настоящее время. Современные данные о живом имеют, прежде всего, познавательное значение, ибо вносят выдающийся вклад в создание научной картины мира. Однако, непрерывно осуществляя познавательную функцию, биология через генетическую инженерию стремительно вовлеклась в материальное производство, стала одной из производительных сил.
Модули программы:
Модуль 1. Основные вехи развития биологии, ключевые понятия, методы и проблемы биологии. (6 часов)
Модуль 2. Разнообразие органического мира. (9 часов)
Модуль 3. Сущность жизни. Свойства и уровни организации живого. Молекулярно-генетический уровень организации жизни. Живые системы: клетки, организм. (26 часов)
Модуль 4. Наследственность и изменчивость организмов. (16 часов)
Модуль 5. Эволюция органического мира. Антропогенез. (10 часов)
Резервное время 1 час
МОДУЛЬ 1. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИИ, КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ, МЕТОДЫ И ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИИ. Этапы развития биологии. Первые сведения о живых существах в литературных памятниках античности и средневековья. Работы Аристотеля, Теофраста, Гай Плиния старшего, Авиценны. Развитие биологии в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, А. Везалий, В. Гарвей, Д. Борелли). Система классификации К. Линнея. Развитие представлений о единстве органического мира. Работы К. Вольфа, К. Бэра, Т. Шванна, М. Шлейдена. Теория эволюции Ч. Дарвина. Законы наследственности Г. Менделя и зарождение генетики. Развитие биологии в 21 веке.
МОДУЛЬ 2. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.
Принципы и методы классификации организмов. Искусственные системы. Классификация организмов по хозяйственным признакам. Естественные системы. Концепция вида Д. Рея. Система классификации К. Линнея. Работы Ж. Ламарка, Ж. Кювье, Э. Геккеля. Основные таксоны животных и растений. Эволюционное направление в систематике.
7 Методы классификации. Сравнительно-морфологический, сравнительно-эмбриологический, кариологический, эколого-генетический методы классификации организмов. Использование современных информационных технологий в классификации.
Основные группы живых организмов.
Разнообразие и классификация вирусов. Общие свойства вирусов. Происхождение вирусов. Вирусы животных, растений и бактерий. Вирусные болезни человека. Онкогенные вирусы. ВИЧ.
Доядерные организмы (Procaryota). Дробянки (Mychota). Особенности строения и генетическая организация. Архебактерии (Archaeobacteria). Метаногенные, галофильные и серозависимые бактерии.Настоящие бактерии (Bacteria). Морфологические формы бактерий. Роль в природе и значение для человека. Бактериальные болезни человека, животных и растений. Оксифотобактерии (Oxyphotobacteria). Цианобактерии. Хлороксибактерии.
Ядерные организмы (Eucaryota).
Растения (Plantae). Особенности строения и метаболизма растительной клетки. Багрянки
(Rhodophyta). Места обитания. Размножение. Хозяйственное значение. Настоящие водоросли (Phycobionta). Видовое и морфологическое разнообразие. Зеленые водоросли. Диатомеи. Бурые водоросли. Роль в природе и значение для человека. Высшие растения (Embryophyta). Расчленение тела. Чередование поколений. Основные отделы Высших растений. Направления эволюции.
Грибы (Fungi). Особенности строения и физиологических функций. Симбиотические отношения грибов с другими организмами. Настоящие грибы. Оомицеты. Лишайники. Роль в природе и значение для человека.
Животные (Animalia). Особенности строения и метаболизма животной клетки. Простейшие (Protozoa). Типы симметрии. Важнейшие органеллы. Способы размножения и чередование поколений. Типы простейших. Филогенетические связи. Роль в природе и значение для человека. Многоклеточные (Metazoa). Характеристика и филогенетические связи типов Многоклеточных. Особенности строения, классификация и филогенетические связи Хордовых.
МОДУЛЬ 3. СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ. СВОЙСТВА И УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО. МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ. ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКИ, ОРГАНИЗМ.
Сущность и субстрат жизни. Жизнь как особая форма существования материи. Субстрат жизни: нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки. Свойства живого. Специфичность организации. Обмен веществ и энергии. Упорядоченность структуры. Целостность и дискретность. Самовоспроизведение и рост. Наследственность и изменчивость. Раздражимость и движение. Регуляция и обратная связь. Уровни организации живого: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
Химический состав живых систем. Элементарный состав клетки. Неорганические соединения. Значение воды для жизнедеятельности клеток. Органические соединения: белки, углеводы, липиды и липоиды, нуклеиновые кислоты.
Генетический материал. Химическое строение и структура ДНК. Особенности строения нуклеотида. Первичная, вторичная и третичная структура ДНК. Локализация ДНК в клетке. Ядерные (хромосомные) детерминанты наследственности. Вирусный геном. РНК - и ДНКсодержащие вирусы. Геном прокариот. Нуклеоид бактерий. Геном эукариотов. Сателлитная ДНК. Репликация ДНК. Основные этапы репликации. Роль ферментов. Удвоение хромосом и их сегрегация в дочерние клетки. Современная концепция гена. Дробимость гена. Сайт. Цистрон. Эволюция концепции «один ген – один фермент». Многокопийные гены. Кодирование РНК. Структура и свойства генетического кода. Триплетность. Неперекрываемость. Линейность. Вырожденность. Транскрипция и трансляция. Синтез РНК. Полимеразы. Процессинг. Сплайсинг. Трансляция. Роль транспортных РНК. Этапы полипептидного синтеза. Роль ферментов. Экстраядерные (экстрахромосомные) детерминанты наследственности. Бактериальные плазмиды и их биологическое значение. Митохондриальные ДНК у животных. Геном хлоропластов растений. Другие формы экстраядерных ДНК. Митохондриальный и хлоропластный генетические коды. Универсальность и происхождение генетического кода. Действие генов. Генетический контроль экспрессии генов. Регулирующее действие белков. Индукция и репрессия ферментов. Модель оперона. Мутации. Причины мутаций. Спонтанные и индуцированные мутации. Значение мутаций для организма и для эволюции вида. Генеративные и соматические мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Поли - и гетероплоидия. Использование полиплоидии в селекции. Репарация повреждений ДНК. Эволюция генов и геномов клеток. Роль РНК в происхождении жизни. Формирование генетического кода. Роль сателлитной ДНК в образовании новых генов. Основные тенденции в эволюции геномов.
Клетка — основная форма организации живой материи. Методы изучения клеток. Микроскопическая техника. Световая, фазовоконтрастная, ультрафиолетовая, люминесцентная и электронная микроскопия. Цитохимические методы. Дифференциальное центрифугирование, хроматография и электрофорез. Рентгеноструктурный анализ. Метод ядерного магнитного резонанса. Культивирование клеток на искусственных питательных средах. Структурно-функциональная организация прокариотических клеток. Строение клеточной оболочки. Особенности генетического материала. Органоиды и включения. Структурно-функциональная организация эукариотических клеток. Морфологическое и функциональное разнообразие клеток. Мембранная система. Цитоплазматический матрикс. Клеточные органеллы. Генетический материал. Генетическая организация хромосом. Размножение клеток. Митотическое деление и его биологический смысл. Фазы митоза. Митотическая активность различных тканей. Прямое деление (амитоз). Ткани животных и растений. Механизмы интеграции клеток в тканях. Информационные процессы в тканях. Основные типы тканей и особенности гистогенеза.
Обмен веществ и энергии. Анаболизм и катаболизм. Роль АТФ в энергетических процессах. Авто - и гетеротрофные организмы. Аэробное и анаэробное дыхание. Регуляция метаболизма. Поступление веществ в клетки. Пассивный транспорт веществ в клетку. Катализируемая диффузия. Активный перенос. Эндоцитоз. Фотосинтез. Планетарная роль фотосинтеза. Этапы фотосинтеза. Роль АТФ и НАДФ. Хемосинтез. Основные группы хемосинтезирующих бактерий. Подготовка энергии к использованию (дыхание). Основные стадии дыхания. Энергетический баланс анаэробного и аэробного дыхания. Окислительное фосфорилирование. Роль митохондрий. Использование энергии в клетках. Основные виды биологической работы в клетках. Метаболизм на уровне организмов. Происхождение типов обмена.
Размножение, рост и индивидуальное развитие организмов.
Бесполое размножение. Репродуктивный процесс у вирусов. Вегетативное размножение. Деление. Множественное деление. Фрагментация. Почкование. Спорообразование. Вегетативное размножение культурных растений. Половое размножение. Конъюгация и трансдукция как формы полового процесса. Копуляция у одноклеточных организмов. Гаметогенез. Основные этапы и биологический смысл мейоза. Сперматогенез и овогенез.
МОДУЛЬ 4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ.
Наследственность, непрерывность жизни и среда. Наследственность и непрерывность жизни. Наследуемость признаков и их генетическая детерминируемость. Наследование, не связанное с полом. Наследование контролируемое, ограниченное и сцепленное с полом. Изменчивость и непрерывность разнообразия жизни. Наследственность, изменчивость и среда. Генотип и фенотип. Признаки качественные и количественные. Модификационная изменчивость. Норма реакции.
Закономерности передачи генетической информации Доминантность и рецессивность. Опыты Г. Менделя. Расщепление (сегрегация) генов. Аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Множественный аллелизм. Независимое распределение генов. Дигибридные и полигибридные скрещивания. Свободная рекомбинация аллельных пар в гаметах. Хромосомные основы расщепления и независимого перераспределения генов. Наследственность, сцепленная с полом. Механизмы генетического определения пола. Детерминирование пола окружающей средой. Роль половых хромосом в контролировании признаков. Сцепление и кроссинговер. Работы Т. Моргана. Группы сцепления. Биологический смысл кроссинговера. Молекулярные механизмы и генетический контроль рекомбинации. Линейный порядок генов в хромосоме.
Нормальная и патологическая наследственность у человека. Кариотип человека. Генетическое разнообразие и гетерозиготность. Качественные и количественные признаки. Доминирование. Кодоминантное наследование. Полигенные системы. Признаки, сцепленные с полом. Методы изучения наследственности человека. Генеалогический, цитогенетический, популяционный, близнецовый и молекулярно-генетические методы. Наследственно обусловленная патология человека. Понятие о генных, хромосомных и мультифакториальных заболеваниях.
МОДУЛЬ 5. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. АНТРОПОГЕНЕЗ.
Теория эволюции. Представления об эволюции до Чарлза Дарвина. Эволюционные представления в античном мире. Метафизические концепции эпохи Возрождения. Доктрина абиогенеза и ее опровержение. Работы Ф. Реди и Л. Пастера. Развитие идеи о последовательности и трансформации природных тел. Теория эволюции Ж. Ламарка. Ч. Дарвин и его теория эволюции. Движущие силы эволюции. Механизм естественного отбора. Значение дарвинизма для развития биологии. Современные представления о происхождении жизни. Креационистские концепции. Концепции естественного происхождение жизни на Земле. Космическое происхождение. Гипотеза панспермии. Земное происхождение. Теория-Модель пребиотической эволюции. Ход, главные направления и доказательства эволюции. Основные этапы развития жизни на Земле. Направления макроэволюции. Биологический прогресс: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Биологический регресс и вымирание. Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, биогеографические.
Учение о микроэволюции и видообразование. Популяция, как элементарная единица эволюции. Закон Харди-Вайнберга. Работы С. Четверикова. Факторы эволюции: изменчивость, миграция, популяционные волны, изоляция, борьба за существование, естественный отбор, дрейф генов. Критерии вида. Механизмы видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Мгновенное видообразование. Устойчивость видов. Гипотеза нейтральности молекулярной эволюции. Селективно нейтральные мутации. Роль дрейфа генов в изменении частоты нейтральных мутаций. Эволюция ДНК и белков на молекулярном уровне. Антидарвиновские концепции эволюции. Неоламаркизм: психоламаркизм и механоламаркизм. Теологическая концепция эволюции. Теория номогенеза. Социалдарвинизм. Евгеника.
Происхождение человека. Взгляды на антропогенез в прошлом. Античные представления. Гипотеза анропогенеза Ж. Ламарка. Научная теория антропогенеза Ч. Дарвина. Концепция животного происхождения человека. Место человека в системе животного мира. Сходство и отличие человека и животных.
Перечень практических навыков (умений), которые необходимо освоить:
Работа с микроскопом и другими оптическими приборами.
Изготовление временных и постоянных микропрепаратов.
Использование навыков систематизации животных организмов.
Дифференцирование тканей, органов и систем у животных разного филогенетического уровня.
Определение хромосом растений, животных и человека.
Определение стадий гаметогенеза и типов яйцеклеток животных организмов.
Определение типа и характера наследования признаков; прогнозирование вероятности проявления в потомстве нормальных и патологических признаков.
Определение формы изменчивости организмов и использование понятия нормы реакции в практике.
Определение путей эволюционного развития данного вида и построение филогенетического древа растений, животных и человека.
Дифференцировать экотипы людей.
Список литературы
Для учащихся:
Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.
Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с.
Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.:
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с. 5. Шалапенок Е.С., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с
Для учителя:
Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. М.1994.
Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с.
Величковский Б.Т., Кирпичѐв В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
Гора Е.Экология человека. М. Дрофа, 2007
Губарева Л. И., Мизирѐва О.М.,Чурилова Т.М.Экология человека: Практикум для вузов. М. изд. центр ВЛАДОС,2005
Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с.
Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с.
Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158с.
Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.-192 с.
Электронные учебные пособия:
СD Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Издательский центр «Вентана – Граф», 2006
СD Биология, 7 кл. Животные. Издательский центр «Вентана – Граф», 2006
СD Биология, 8 кл. Человек. Издательский центр «Вентана – Граф», 2006
СD Основы общей биологии, 9 кл. Издательский центр «Вентана – Граф», 2006
Видеофильмы с сайта YouTube
Общее знакомство с организмом человека.
Нервная система.
Опора и движение.
Кровь.
Кровообращение.
Дыхание.
Пищеварение .
Размножение и развитие.
Кожа.
Выделение.
Сенсорные системы.
Поведение (высшая нервная деятельность )
Ресурсы Интернет
www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации
http://www.fipi.ru/ - ФС по надзору в сфере образования и науки. ФГБНУ. ФИПИ.
www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ.
www.school.eddo.ru – «Российское школьное образование»
www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России.
http://www.shkola2.com/library/ – тексты многих школьных учебников.
www.school.mos.ru
Тематическое планирование
№ ур | Дата провед. | Тема урока | Кол-во | |||
Модуль 1. Основные вехи развития биологии, ключевые понятия, методы и проблемы биологии (6 часов). | ||||||
| | Этапы развития биологии. | 1 | |||
| | Система классификации К. Линнея. | 1 | |||
| | Развитие представлений о единстве органического мира | 1 | |||
| | Теория эволюции Ч. Дарвина | 1 | |||
| | Законы наследственности Г. Менделя и зарождение генетики | 1 | |||
| | Развитие биологии в 21 веке. | 1 | |||
Модуль 2. Разнообразие органического мира. (9 часов) | ||||||
| | Искусственные системы. Классификация организмов по хозяйственным признакам. Естественные системы. | 1 | |||
| | Использование современных информационных технологий в классификации. | 1 | |||
| | Общие свойства вирусов. | 1 | |||
| | | Морфологические формы бактерий. Роль в природе и значение для человека. | 1 | ||
| | | Особенности строения и метаболизма растительной клетки. | 1 | ||
| | | Зеленые водоросли. Диатомеи. Бурые водоросли. | 1 | ||
| | | Основные отделы Высших растений. | 1 | ||
| | | Направления эволюции | 1 | ||
| | | Грибы. Особенности строения и физиологические функции. | 1 | ||
Модуль 3. Сущность жизни. Свойства и уровни организации живого. Молекулярно-генетический уровень организации жизни. Живые системы: клетки, организм (26 часов). | ||||||
| | | Жизнь как особая форма существования материи | 1 | ||
| | | Свойства живого. Специфичность организации | 1 | ||
| | | Обмен веществ и энергии. | 1 | ||
| | | Самовоспроизведение и рост. | 1 | ||
| | | Наследственность и изменчивость | 1 | ||
| | | Уровни организации живого: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный | 1 | ||
| | | Элементарный состав клетки. Неорганические соединения. | 1 | ||
| | | Органические соединения: белки, углеводы, липиды и липоиды, нуклеиновые кислоты. | 1 | ||
| | | Химическое строение и структура ДНК. | 1 | ||
| | | Геном прокариот. | 1 | ||
| | | Геном эукариотов. | 1 | ||
| | | Репликация ДНК. Основные этапы репликации. | 1 | ||
| | | Современная концепция гена. Дробимость гена. | 1 | ||
| | | Транскрипция и трансляция. | 1 | ||
| | | Митохондриальный и хлоропластный генетические коды. | 1 | ||
| | | Действие генов. Генетический контроль экспрессии генов. | 1 | ||
| | | Мутации. Причины мутаций. | 1 | ||
| | | Эволюция генов и геномов клеток. | 1 | ||
| | | Методы изучения клеток. | 1 | ||
| | | Структурно-функциональная организация прокариотических клеток. | 1 | ||
| | | Размножение клеток. | 1 | ||
| | | Анаболизм и катаболизм. | 1 | ||
| | | Фотосинтез. Планетарная роль фотосинтеза. Этапы фотосинтеза. Роль АТФ и НАДФ. | 1 | ||
| | | Бесполое размножение. | 1 | ||
| | | Половое размножение. | 1 | ||
Модуль 4. Наследственность и изменчивость организмов. (16 часов). | ||||||
| | | Наследственность и непрерывность жизни. | 1 | ||
| | | Изменчивость и непрерывность разнообразия жизни. | 1 | ||
| | | Наследственность, изменчивость и среда. | 1 | ||
| | | Генотип и фенотип. | 1 | ||
| | | Доминантность и рецессивность. Опыты Г. Менделя | 1 | ||
| | | Множественный аллелизм. | 1 | ||
| | | Независимое распределение генов. Дигибридные и полигибридные скрещивания.. | 1 | ||
| | | Хромосомные основы расщепления и независимого перераспределения генов. | 1 | ||
| | | Наследственность, сцепленная с полом. | 1 | ||
| | | Детерминирование пола окружающей средой. | 1 | ||
| | | Сцепление и кроссинговер. Работы Т. Моргана. Группы сцепления. | 1 | ||
| | | Кариотип человека. Генетическое разнообразие и гетерозиготность. | 1 | ||
| | | Полигенные системы. Признаки, сцепленные с полом. | 1 | ||
| | | Методы изучения наследственности человека. | 1 | ||
| | | Наследственно обусловленная патология человека. | 1 | ||
| | | Понятие о генных, хромосомных и мультифакториальных заболеваниях. | 1 | ||
Модуль 5. Эволюция органического мира. Антропогенез (10 часов). | ||||||
| | | Представления об эволюции до Чарлза Дарвина. | 1 | ||
| | | Ч. Дарвин и его теория эволюции. Движущие силы эволюции. | 1 | ||
| | | Современные представления о происхождении жизни. | 1 | ||
| | | Основные этапы развития жизни на Земле. Направления макроэволюции. | 1 | ||
| | | Биологический прогресс: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Биологический регресс и вымирание. | 1 | ||
| | | Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, биогеографические. | 1 | ||
| | | Популяция, как элементарная единица эволюции. Закон Харди-Вайнберга. | 1 | ||
| | | Критерии вида. Механизмы видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. | 1 | ||
| | | Гипотеза нейтральности молекулярной эволюции. Селективно нейтральные мутации. | 1 | ||
| | | Концепция животного происхождения человека. Место человека в системе животного мира. Сходство и отличие человека и животных. | 1 | ||
| | | Решение задач в формате ОГЭ. | 1 | ||
| | | Решение задач в формате ОГЭ. | 1 | ||
| | | Решение задач в формате ОГЭ. | 1 | ||
| | | Решение задач в формате ОГЭ. | 1 |