Статья «Система деятельности по организации образовательного процесса с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися»
Система деятельности по организации образовательного процесса
с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися в 8 "а" классе на 2014-2015 учебный год.
Классный руководитель: Поштариков А.А.
Одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам нашей школы - это работа с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.
Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы.
Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:
1. Физиологические;
2. Психологические;
3. Социальные
Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
Количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %, поэтому необходима систематизированная работа всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы составляет «Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями».
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам: пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития.
Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу; педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и другое; прогулы. Есть и другие причины.
Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Классный руководитель составляет «Психолого-педагогическую характеристику учащегося» Учителя- предметники используют её при организации работы неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.
Непосредственная помощь слабоуспевающим и неуспевающим учащимся – это задача каждого учителя. Для этого в школе разработана «Индивидуальная карта учащегося». В нее включена оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающим ученикам. Система мероприятий планируется учителями с учетом результатов обучения каждого конкретного школьника. На основе данного достаточно глубокого анализа учителя-предметники составляют индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика. «Индивидуальная карта учащегося» позволяет отслеживать систему и эффективность работы со слабоуспевающим и неуспевающим учащимся
Оценивание теоретической подготовленности учителя и методики преподавания по вопросу преодоления неуспеваемости учащихся через посещение уроков и собеседования проводит заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Положение о деятельности педагогического коллектива
Мужевской МСОШ им Н.В.Архангельчкого
со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
1.Общие положения.
1.1.Настоящее положение разработано на основании Закона об образовании, Типового положения об образовательном учреждении.
1.2. Положение проходит процедуру экспертизы и утверждается на педагогическом совете школы, общешкольном родительском комитете.
2. Цели.
2.1. Обеспечить выполнение Закона об образовании
2.2. Повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учеников и школы в целом.
3. Задачи.
3.1. Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.
3.2. Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.
3.3 Формирование комплексной системы работы со слабоуспевающими учащимися .
4. Основные направления и виды деятельности.
4.1 Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества ЗУН учащихся.
4.2 Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества ЗУН учащихся.
5. Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимся и его родителями.
5.1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
5.2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
5.3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить ( количество опрошенных на уроке должно быть не менее 30% учащихся).
5.4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)
5.5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.
5.6. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
5.7. Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
5.8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
5.9. При выполнении п. .5.1.-5.8 и отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:
Ф.И. ученика |
Причины неуспеваемости учитель указывает самостоятельно выявленные причины |
Использованы виды опроса |
Формы ликвидации пробелов. |
Сроки сдачи материалов |
Информация классному руководителю (дата) |
Информация родителям (дата) |
Результат работы |
6. Программа деятельности классного руководителя.
6.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным причинам можно отнести: пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине) недостаточная домашняя подготовка, низкие учебные способности ,нежелание учиться,
недостаточная работа на уроке ,высокий уровень сложности материала и другие причины .
6.2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)
Уважительными причинами считаются:
а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 2-х дней.
б) Мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие.
в) Освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия (выдаётся медработником) с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя.
г) По семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора ОУ)
Неуважительными причинами считаются:
а) Пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.
Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случай единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через совет профилактики ( если прогулы систематические)
6.3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания (п.2) или недостаточной работы на уроке (п.5) классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.
6.4. В случае п.6 указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.
6.5. В случае выполнения п. 6.1.-6.4 и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о проведении педсовета.
7. Программа деятельности ученика.
7.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.
7.2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.
7.3 Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией.
8. Программа деятельности родителей.
8.1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.
8.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ
8.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам .
8.4. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации ОУ
8.5. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
9. Программа деятельности социального педагога.
9.1. Социальный педагог обязан провести индивидуальную беседу с учащимся с целью выявления социальных проблем учащегося.
9.2. При необходимости посетить квартиру ученика, составить акт обследования.
9.3. Держать на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими учащимися, в случае систематических пропусков без уважительной причины и по решению педсовета учащийся ставится на внутришкольный контроль на 2 четверти, о чем родители информируются в обязательном порядке.
10. Программа деятельности школьного психолога.
10.1. В случае обращения классного руководителя по выявлению причин низкой успеваемости учащегося школьный психолог разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости ученика.
10.2. О результатах диагностик психолог докладывает классному руководителю и администрации в виде аналитической справки.
10.3. Психолог дает рекомендации по развитию данного ребенка.
11. Программа деятельности администрации школы.
11.1. Администрация школы организует работу педсовета.
11.2. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими учащимися.
11.3. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими.
12. Совет профилактики принимает решение о направлении материалов на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
13. Педагогический совет принимает решение об оставлении слабоуспевающего учащегося на повторный курс обучения.
14. О контроле за соблюдением данного Положения.
14.1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, учителя-предметники, родители.
14.2. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляют заместитель директора ОУ по УВР и СР.
Психолого-педагогическая характеристика учащегося
(составляет классный руководитель)
на ученика __________________________________________ Класс_______________ Кл.рук.____________________________________________________________________
1. Характеристика познавательной деятельности учащегося
1.1. Мотивация к учебной деятельности:
сформирована;
сформирована недостаточно;
не сформирована.
1.2. Устойчивость внимания: высокая / средняя / низкая.
1.3. Характеристика процессов запоминания и сохранения учебного материала:
быстро запоминает |
медленно запоминает |
|
быстро забывает |
||
медленно забывавет |
1.4. Трудности в усвоении учебного материала нет / есть.
1.4.1. Если есть, то какие _____________________________________________________________________________
Успешность в усвоении различных форм обучения
более успешен в письменных работах;
более успешен в устных ответах;
успешен в обеих формах;
не успешен в обеих формах.
2. Характеристика успеваемости (объективная оценка)
2.1. Точные дисциплины:
алгебра;
геометрия.
2.2. Естественно-научные дисциплины:
физика;
химия;
биология;
география
2.3. Гуманитарные дисциплины:
русский язык;
литература;
история;
иностранный язык.
2.4. Специальные дисциплины:
ИЗО;
музыка
3. Характеристика личности учащегося
взаимоотношения |
доброжелательные |
напряжённые |
враждебные |
со сверстниками |
|||
с учителями |
|||
с родственниками |
|||
с матерью |
|||
с отцом |
3.1. Положительные черты характера ученика : ____________________________________________
3.2. Какие черты характера ученика внушают опасения:
3.3. Наличие отклонений в поведении: есть/ нет.____________________________
3.3.1. Если есть, то какие ____________________________________________
4 Сведения о семье учащегося
4.1. Семья полная / неполная. Кто из родителей отсутствует_______________
4.2. Количество детей в семье ______________________________
4.3. Национальность ___________________
4.4. Социально благополучная/ неблагополучная_________________
Особенности внимания:
часто «отсутствует на уроке, не слышит вопроса
кратковременный характер
периодически включается
стабильно удерживает внимание
другое __________________________
Учебная активность:
пассивен;
отвечает, если спрашивают,
активно участвует в работе,
чрезмерная активность, переключает внимание на себя,
часто неправильные ответы,
другое
Заинтересованность в учебной деятельности:
большую часть времени занимается «своими делами», возится, рисует и т. д.,
общается с другими, отвлекает их;
переключает на себя внимание;
включается в обучение на отдельных темах;
постоянно активно и творчески работает с материалом урока;
другое ___________________
Степень усвоения материала:
усваивает не с первого раза и с трудом;
сразу понимает, но для закрепления требуются дополнительные усилия;
быстро входит в материал и легко формирует навык;
другое
Темп деятельности:
медленный;
средний;
быстрый;
неравномерный;
другое.
Дополнительные сведения:
Анализ урока учителя Мужевской МИСОШ им. Н.В.Архангельского
по предупреждению неуспеваемости учащихся
Дата_____________Класс________Предмет_____________________Учащихся в классе__________ Учащихся на уроке____________
Ф.И.О. учителя______________________________________________ Ф.И.О. проверяющего____________________________________
п/п |
Основные этапы наблюдений | Оценка за этап | |
1(да) |
0(нет) |
||
1 |
Формулировка ТДЦ и актуализация значимости нового учебного материала для учащихся |
||
2 |
Оптимальность планирования задач урока: |
||
-комплексно (задачи образовательные, воспитательные, задачи развития) |
|||
- конкретизировались ли задачи с учетом особенностей класса |
|||
-продуманы ли пути и способы реализации поставленных задач с помощью содержания, форм, методов, средств, условий и т.д. |
|||
3 |
Оптимальность отбора содержание: |
||
- учет требований программы, материал учебника, методических рекомендаций |
|||
- выбор наиболее рационального варианта логики раскрытия темы |
|||
- дополнение содержания темы заданиями и упражнениями, направленными на развитие навыков учебного труда, познавательных интересов и способностей школьников данного класса на основе дифференцированного и индивидуального подхода к ним и т.д. |
|||
4 |
Создание оптимальных условий для проведения данного урока: |
||
-учебно-материальные (наличие необходимого для данного урока оснащения); |
|||
-школьно-гигиенические (воздушный и световой режим, помещение учащихся класса, место урока в расписании, профилактика утомляемости учащихся и т.д.); |
|||
- морально-психологические (педагогический такт и оптимальные отношения с классом, межличностные отношения учащихся, общий психологический климат в классе и т.д.). |
|||
5 |
Оказание помощи неуспевающему на уроке в процессе контроля за подготовленностью учащихся |
||
- снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски |
|||
- предложение учащимся примерного плана ответа |
|||
- стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
|||
6 |
Оказание помощи неуспевающим ученикам при изложении нового материала: - применение мер поддержания интереса к усвоению темы |
||
- более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала |
|||
- привлечение слабоуспевающих в качестве помощников при подготовке приборов, опытов |
|||
- привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
|||
7. |
Оказание помощи неуспевающим ученикам в ходе самостоятельной работы на уроке: - ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее |
||
- напоминание приёма и способа выполнения задания |
|||
- указание на необходимость применения того или иного правила |
|||
- инструктирование о рациональных путях выполнения заданий |
|||
- стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих |
|||
- тщательный контроль за деятельностью неуспевающих, указание на ошибки |
|||
8 |
Организация домашней работы слабоуспевающих учащихся: - концентрируется внимание на наиболее существенных элементах |
||
- разбираются наиболее типичные ошибки |
|||
- имеется чёткая инструкция о порядке выполнения домашнего задания |
|||
- проверяется степень понимания инструкции слабоуспевающими уч-ся |
|||
- выбирается оптимальный объем и оценивается сложность домашнего задания, дифференцируется с учетом учебных возможностей учащихся |
|||
9 |
Контроль за учебной деятельностью слабоуспевающих учащихся | ||
- более частый опрос ученика- |
|||
- проверка всех домашних заданий- |
|||
- активизация самоконтроля |
|||
10 |
Стиль общения учителя с учащимися: - соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (доступность, эмоциональность, опора на жизненный опыт, наличие общения «на равных» в поисках истины) |
||
- благоприятный психологический климат в классе |
|||
- наличие единых требований и их выполнение |
|||
- мимика и жесты учителя, его внешний вид |
|||
- тактичность, благожелательность учителя по отношению к ученикам |
|||
11 |
Целенаправленность работы учителя по предупреждению неуспеваемости учащихся |
Выводы и рекомендации: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ.
Ф.И. __________________________________________________Класс _________________________
Классный руководитель________________________________________________год____________________________
№ |
Предметы |
ФИО учителя |
оценки 1 триместр |
|
оценки 2 триместр |
|
оценки 3 триместр |
|
год |
||||||
1 |
|||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||
Пропуски |
Ув |
Неув. |
Ув |
Неув. |
Ув |
Неув. |
Ув |
Неув. |
|||||||
Причины неуспеваемости____________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
№ |
Мероприятия по предупреждению неуспеваемости учащихся. |
||||||||||
Беседа с роди телями |
Беседа с учащимися |
Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности |
Дополнительные занятия с учеником после уроков (систематические) |
Дополнительные занятия с учеником (разовые) |
Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду) |
более частый опрос ученика |
Работа на уроке : алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр. |
проверка всех домашних заданий, выполнение их после уроков (в случае отсутствия) |
Специальная система домашних заданий |
||
1 |
|||||||||||
2 |
|||||||||||
3 |
|||||||||||
4 |
|||||||||||
5 |
|||||||||||
6 |
|||||||||||
7 |
|||||||||||
8 |
|||||||||||
9 |
|||||||||||
10 |
КГУ «Большеизюмовская СШ»
План индивидуальной работы
с учащимся 5 класса __________________
на 2012-2013 учебный год
Цель: осуществление социальной и педагогической помощи обучающемуся, содействие психическому, психофизическому и личностному развитию.
Задачи:
Оказание помощи учащемуся в адаптации к условиям обучения в среднем звене;
Вовлечение учащегося в активную деятельность в классе и школе;
Осуществление взаимодействия с предметниками по решению проблем диагностики и коррекции развития личности, успеваемости и поведения;
Осуществление взаимодействия с родителями обучающегося, решение основных вопросов.
№п/п |
Направление работы |
Форма работы |
сроки |
примечание |
Оказание помощи в адаптации |
||||
|
Беседа с классным руководителем 4 класса об особенностях поведения ребенка в коллективе, на уроках, о возможных трудностях |
Инд.беседа |
Авг 2012 |
|
|
Консультация школьного психолога о психологических особенностях личности ребенка |
Инд.беседа |
Авг., сент. 2012, ежемесячно |
|
|
Посещение квартиры учащегося с целью исследования условий проживания, обучения учащегося |
Посещение квартиры |
Сент. 2012, февр.2013 (по мере необходимости) |
|
|
Составление плана работы с обучающимся, ежемесячная коррекция |
план |
Сент.2012, ежемесячно |
|
|
Беседы с родителями учащегося по вопросам адаптации и т.д. |
Инд.консульт. |
Ежемесячно |
|
|
Мониторинг успеваемости учащегося, посещения школы, поведения |
Наблюдение, анализ |
Ежедневно |
|
Вовлечение в активную деятельность |
||||
|
Распределение поручений для учащегося, контроль выполнения обязанностей |
распределение |
Сент.2012 |
|
|
Привлечение к участию в классных и школьных мероприятиях |
Участие |
Постоянно |
|
|
Вовлечение в посещение секций и факультативов для учащихся 5-го класса, кружков |
участие |
Сент.2012, ежемесячно контроль посещения |
|
|
Привлечение к дежурству по школе |
участие |
Согласно плану |
|
|
Принятие учащегося в ряды ДЮО «Элем» |
участие |
Окт.2012 |
|
Осуществление взаимодействия с предметниками |
||||
|
Индивидуальные консультации с учителями по вопросам поведения, успеваемости учащегося |
беседа |
еженедельно |
|
|
Организация оказания помощи предметников в обучении, индивидуальных (дополнительных) занятий |
Инд.занятия |
По мере необходимости, контроль посещения |
|
|
Организация взаимодействия предметников с родителями учащегося |
Беседа, консультация |
По мере необходимости |
|
|
Анализ успеваемости учащегося по предметам |
мониторинг |
еженедельно |
|
Осуществление взаимодействия с родителями обучающегося |
||||
|
Беседы с родителями учащегося по вопросам адаптации, поведения, обучения и т.д. |
Инд.беседы |
Постоянно |
|
|
Посещение квартиры учащегося с целью исследования условий проживания, обучения учащегося |
посещение |
2 раза в год, по мере необходимости - чаще |
|
|
Консультации родителей по вопросам обучения и поведения учащегося |
консультации |
По мере необходимости, ежемесячно |
|
|
Консультации родителей по вопросам выполнения домашнего задания |
консультации |
По мере необходимости, ежемесячно |
|
|
Привлечение родителей к посещению родительских собраний |
Мониторинг посещения |
1 раз в четверть |
|
|
Привлечение родителей к посещению и участию в мероприятиях, проводимых в классе и школе, а также уроков |
посещение |
постоянно |