12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Николаевна Сидоренко65
учитель начальных классов
Россия, Ямало-Ненецкий АО, п. Ханымей

ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Сидоренко Ольга Николаевна (ЯНАО, п. Ханымей)

Аннотация.
В данной статье рассматривается проблема становления инклюзивного образования. Особое внимание обращается на нормативно - правовую основу обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, излагаются взгляды на становление современного образовательного процесса в России. Выделяются необходимые условия для успешного обучения ребенка с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: адаптация, адаптированная образовательная программа, дети с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный маршрут, инклюзия, цифровое образовательное пространство, особые образовательные потребности, тьютор.

В настоящее время инклюзия активно внедряется в общеобразовательные школы и дети с особыми образовательными потребностями обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками. Инклюзия основывается на идеях единого образовательного пространства для учащихся с особыми образовательными потребностями и для детей без отклонений в развитии (психическом или физическом), в котором имеются разнообразные образовательные маршруты для тех или иных учеников [2,с.112].

Дети с особыми образовательными потребностями – гетерогенная по составу группа, так как в нее входят дети с различными (психическими или физическими) нарушениями. Это дети с нарушениями слуховой, зрительной функций, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальной недостаточностью, с задержкой психического развития, выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, с расстройствами аутистического спектра, а также дети с комплексными нарушениями развития [3, с. 24]. Для таких детей создан специальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС для обучающихся с ОВЗ), в котором представлены требования к усвоению адаптированных образовательных программ в рамках общего образования. Данный стандарт описывает каждую адаптированную программу, то есть, какие должны быть учебные предметы у той или иной категории детей, какие знания и умения они должны получить, обучаясь по этой программе.

Инклюзивное образовательное пространство, по мнению И. Н. Симаевой, В.В. Хитрюка, определяется как «интегративная единица социального пространства, представленная системой структурных компонентов и блоков, определяющих специфику ее содержания, в которой в доступном для каждого участника формате реализуются образовательные и межличностные отношения, обеспечиваются возможности личностного и социального развития, социализации, саморазвития и самоизменения». Ему присущи как общие характеристики: организованность, протяженность во времени и в пространстве, содержательность и структурированность, так и специфические: доступность, полисубъектность, вариативность (содержательная, временная, организационная) [5, с.32].

Для детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в массовых школах, должны быть созданы не просто безопасные условия для успешного обучения и социализации, а условия, в рамках цифрового образовательного пространства. Технологическая промышленность предлагает различные модификации клавиатур и манипуляторов для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, тактильные и аудио-дисплеи для незрячих пользователей, мониторы Брайля, специализированные мыши для людей с нарушениями слуха и речи. В тифлотехнике активно используется индустрия 3D-печати. А самая новейшая технология – это тактильные голограммы для создания осязаемых наощупь трёхмерных объектов.

Нужно заметить, что сегодня в образовательных организациях, в том, числе, и в специализированных учебных заведениях, педагогами создается особая образовательно-воспитательная среда посредством использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе цифровых образовательных ресурсов, дистанционных форм обучения, использования специальных образовательных платформ и порталов и т.д.

Также важным моментом в организации инклюзивного образовательного пространства является непосредственное взаимодействие специалистов с родителями ребенка с ОВЗ, с родителями детей без отклонений в развитии обучающихся в одном классе, потому что именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом [6].

В соответствии со своей профессиональной подготовкой и обязанностями специалисты осуществляют следующие виды деятельности: консультативную, учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и др. При этом деятельность всех специалистов, работающих в образовательном учреждении, реализующих инклюзивную практику, приобретает свою специфику, а также данная группа специалистов имеет отношение к разработке и реализации программы коррекционной работы как части основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, индивидуальной образовательной программы (плана) ребенка с особыми образовательными потребностями [4, c.22].

Анализ зарубежной и отечественной практики показывает, что дети с особыми образовательными потребностями требуют особой заботы и внимания со стороны взрослых, а учитель-предметник не может в ходе урока и внеурочной деятельности уделить достаточное внимание каждому ученику. Сделать более эффективным образовательный процесс может участие в нем тьютора. Тьютор, или ассистент учителя, – это специалист, который осуществляет непосредственное сопровождение ребенка с ООП в течение учебного дня – на занятиях (фронтальных и индивидуальных), во время перемены и при выполнении тех или иных режимных моментов. [4, c.26].

Таким образом, становление инклюзивного пространства строится на наличии в общеобразовательной школе необходимых нормативно-правовых документов, методической базы, специалистов психолого-педагогического сопровождения, также на взаимодействии специалистов с родителями и друг с другом. Благодаря этому ребенок с особыми образовательными потребностями будет ощущать себя в коллективе комфортно, и социализация такого ребенка будет проходить значительно успешнее.



Библиографический список:

Баталов А. С. Функционирование логопедической службы в инклюзивном пространстве образовательного учреждения при переходе начальной школы на образовательные стандарты нового поколения // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». – 2009. – № 2. – С. 55-59.

Козырева О. А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета – 2014. – № 1 (142). – С. 112-115.

Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л., Никольская О. С., Кукушкина О. И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. – 2009. – № 1.- С. 5-19.

Самсонова Е.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации. / Отв. ред. Алехина С.В., Аркелян А.С., Дмитриева Т.П., Сабельникова С.И., Семаго М.: МГППУ, 2012. — 92 с

Симаева И. Н., Хитрюк В. В. Инклюзивное образовательное пространство // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2014. – №5. С. 31 – 39.

Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. / М.: АРКТИ. – 2007. – 80 с.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.