Эссе «Педагог XXI века: наследие прошлого и величие будущего»
Педагог XXI века: наследие прошлого и величие будущего.
Настоящий учитель — не тот, кто
тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой.
Михаил Аркадьевич Светлов
Педагогика идет бок о бок с человеком на протяжении многих веков. Безусловно, она меняется и подстраивается под реалии и актуальные запросы и проблемы своего времени.
И значально, еще со времен Руси, образование было привилегированным и доступным не всем слоям населения. Безусловно, реформы Петра I помогли вывести российскую педагогику на новый уровень. В это время М. В. Ломоносов выпускает учебники, на которых впоследствии выросло несколько поколений, а Н.И. Новиков называет педагогику наукой. С XVIII века должным образом относятся не только к обучению детей, но и к должному образованию педагогов, начинают открываться институты и кафедры, педагогика становится отдельной научной дисциплиной. Однако все равно образование доступно не всем жителям империи. В XIX веке К.Д. Ушинский начинает высказывать свои предложения по демократизации обучения и образования, идеи народности воспитания и прав на образование всех слоев населения. Советский период развития педагогики подарил возможность образования для всех, обогатил учебные планы школ новыми предметами, подарил новые приемы и методики, уделил большое внимание физическому воспитанию. Идеи А.С. Макаренко послужили основой для возникновения социальной педагогики. [1]
Почему я так много внимания уделяю истории педагогики? Потому что без уважения и понимания прошлого невозможно сформулировать образ современного педагога и представить образ будущего педагога.
Что отличает нас, учителей XXI века, от наших коллег из прошлого? Нам доступна информация в любой момент. Нам не надо запрашивать в публичной библиотеке толстые тома научных работ наших предшественников для самообразования. Мы можем получать необходимую информацию в любом количестве, но, к сожалению, и любого качества. Современному педагогу XXI в ека необходимо, на мой взгляд, с большой ответственностью подходить к источникам при работе над темой своего самообразования, при подготовке к урокам, при планировании родительских собраний. Наш век жесток к ошибкам учителей: многие родители и ученики злорадно укажут на неточности, выложат доказательства в интернет и напишут жалобы во все инстанции.
Естественно, меняется не только сама педагогика, меняются и дети. Мы уже не можем использовать многие методы и приемы из наследия наших коллег из прошлого. Каждый ребенок уникален и неповторим. Мы, современные педагоги XXI века, ежедневно находим подход к разным детским характерам и судьбам. Мы не только обучаем и воспитываем, мы создаем ситуации успеха, поддерживаем на всех этапах освоения программы, видим трудности и помогаем преодолеть их. Наверное, именно поэтому сейчас так важны в современном образовании понятия инклюзивности и адаптированности. Ведь образование было доступно не всем много лет назад, а в XXI веке возможность обучаться, социализироваться и искать свой особый жизненный путь есть абсолютно у каждого ученика.
Так кто же такой педагог XXI века? На мой взгляд, это сильная многогранная личность, не боящаяся признавать свои ошибки, умеющая вовремя попросить помощь при трудностях и интересующаяся коррекционными и инклюзивными методами и приемами . Настоящий педагог XXI века постоянно обучается новому и именно поэтому готов учить абсолютно всех детей, невзирая на особенности и различия!
Список использованных источников и литературы:
1.Н.Н. Чувелова « Развитие педагогики в России» - https://spravochnick.ru/pedagogika/razvitie_pedagogiki_v_rossii/