СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
«Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»
Антон Макаренко
Актуальность данной темы обусловлена тем, что введение Стандарта предполагает изменения в профессиональной деятельности самих педагогов. В настоящее время большое внимание стало уделяться профессиональным качествам педагогов, их знаниям психологии и педагогики, умению планировать и анализировать образовательную работу с детьми, создавать и реализовывать условия для гармоничного развития ребенка. Для реализации условий ФГОС ДО требуется педагог, способный не только овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижения планируемых результатов, но и мотивируемые, на непрерывное профессиональное совершенствование и инновационное поведение. Многими педагогами отмечается неготовность их к ситуации введения ФГОС ДО, а обусловлено это низким уровнем мотивации к самообразованию, к внедрению инноваций и др. В связи с этим, возрастает чувство неудовлетворенности профессией, снижается уровень квалификации, что и обуславливает развитие процесса психического выгорания педагога. К тому же профессиональная деятельность педагогов, прежде всего, связана с интенсивным общением всех участников образовательного процесса и высокой степенью ответственности за жизнь и здоровье детей, что увеличивает риск появления СЭВ. Всем хорошо известно, что психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей и залогом успешной образовательной деятельности. Психологическая некомпетентность педагога, как результат эмоционального истощения, может привести к тому, что будет нарушено психическое здоровье дошкольника. Именно поэтому, образовательные учреждения в настоящее время нуждаются в сохранении и укреплении психологического здоровья, как воспитанников, так и педагогов. Люди, находящиеся в постоянном стрессе, тревоге, не могут положительно влиять на ребенка.
В ФГОС ДО (п. 3.4.2.) прописаны основные компетенции необходимые для создания условий развития детей (п. 3.2.5.), которыми должны обладать педагоги реализующие Программу дошкольного образования. Педагог - психолог может оказать реальную помощь воспитателю в формировании и развитии специальных компетенций, в реализации оптимально благоприятных условий развития дошкольника и в вопросах сохранения собственного психологического здоровья.
Поэтому педагогу-психологу в детском саду необходимо регулярно проводить работу, направленную на профилактику синдрома эмоционального выгорания. В связи с этим, педагогами – психологами МБДОУ была разработана программа «В гармонии с собой», целью которой является реализация психолого – педагогических мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.
Задачи:
Определение уровня выраженности фаз эмоционального выгорания у педагогов детского сада, и анализ полученных результатов.
Обучение педагогов эффективным способам саморасслабления и саморегуляции с использованием элементов арт-терапии, с применением ИКТ.
Развитие у педагогов позитивного отношения к работе; повышение мотивации к профессиональной деятельности. Гармонизация взаимоотношений между коллегами.
Формирование жизненной стойкости педагогов, профилактика стрессовых ситуаций.
Анализ полученных результатов в ходе реализации данной программы.
Программа «В гармонии с собой» состоит из следующих блоков:
1.Диагностический блок (определение уровня эмоционального выгорания педагогов).
2.Развивающе-профилактический блок (тренинги, семинары - практикумы, деловые игры, круглые столы, релаксационные паузы)
Для определения уровня эмоционального выгорания педагогов использовались следующие методики:
- Диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)
-Диагностика эмоционального выгорания педагогов (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой).
-Анкета «Выявление признаков эмоционального выгорания педагога».
Работа с педагогами была организована в форме Клуба для педагогов.
Цель: Обучение педагогов эффективным способам саморасслабления и саморегуляции с использованием элементов арт-терапии, формирование жизненной стойкости педагогов, профилактика стрессовых ситуаций.
Продолжительность встреч 1ч.-1ч.30 мин.
Тематическое планирование работы клуба
№ | Тема мероприятия | Количество часов |
1 | Деловая игра «Педагог - это призвание!» Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и развитие профессиональных качеств участников образовательной деятельности. | 1 ч. 30 мин. |
2 | Тренинг «Мы вместе» Профилактика негативных эмоциональных состояний у педагогов, работающих с детьми; формирование жизненной стойкости в современных условиях. | 1 ч |
3 | Семинар-практикум «Плюсы и минусы в общении с родителями». Развитие компонентов коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями; обучение практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями. | 1 ч. |
4 | Тренинг «Я – профессионал!» Профилактика негативных эмоциональных состояний у педагогов, обучение приёмам релаксации с использованием арт-терапии. | 1 ч. |
5 | Тренинг «Погода в ДОУ». Профилактика эмоционального выгорания педагогов; сплочение педагогического коллектива; развитие навыков саморегуляции. | 1 ч. |
6 | Семинар-тренинг «Я учусь владеть собой!» по обучению педагогов ДОУ способам снятия тревожного состояния и волнения во время публичных выступлений. | 1 ч.30 мин |
7 | Игра – тренинг «Здоровый педагог – здоровый ребенок» Профилактика эмоционального выгорания педагогов. | 1 ч. |
8 | Тренинг «Путь к гармонии» по коррекции синдрома профессионального выгорания Формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов. | 1 ч. |
9 | Тренинг «Я всё смогу!» Профилактике синдрома эмоционального выгорания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение групповой сплоченности, активизация внутренних сил педагогического коллектива. | 1 ч. |
| Итого: | 10 ч. |
Резюмируя результаты проведенной работы, хотелось бы отметить, что польза от данных мероприятий бесспорна: они не только способствуют снижению эффекта эмоционального выгорания в деятельности педагогов, но и формируют условия для создания благоприятного климата в коллективе в целом. Комплексная работа педагога - психолога с педагогами способствовала созданию условий для доверительных отношений в коллективе, более активного участия каждого из них в его жизни, удовлетворенности работой, предупреждения создания стрессовых ситуаций, а также возможности для свободного мышления, творчества, что в свою очередь позволяет педагогам создавать психологический комфорт в детском коллективе.
Анализ результатов диагностики показал устойчивую положительную динамику проводимой психокоррекционной, психопрофилактической и консультативной работы в данном направлении. Важно отметить, что в первую очередь необходимо сосредоточиться на формировании мотивационной сферы педагогов, а также на развитие креативности, готовности к инновационной деятельности. В связи с этим, желательно продолжить работу по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Список литературы:
1.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005.
2.Грецов А.Г. Тренинги развития: творчество, общение. – СПб: Питер, 2011.
3.Таланов В.Л. Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб .: Сова, М.: ЭКСМО, 2012.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014.
5.Филин С. О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов в социальной сфере // Школьный психолог. 2003. №43
6.Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: АНТИКВА, 2006 г