Система работы по формированию БУД у обучающихся с ОВЗ с умственной отсталостью в учебной и внеурочной деятельности

0
0
Материал опубликован 12 August 2020

Система работы по формированию БУД у обучающихся с ОВЗ с умственной отсталостью в учебной и внеурочной деятельности.

Методические рекомендации.

Подготовила Лесневская С.Н.

Согласно Стандартам на протяжении всего периода обучения ведётся целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют успешность обучения школьника. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой –составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Стандартами предусмотрено формирование у обучающихся БУД в разных видах учебной и внеурочной деятельности, включая различные специальные коррекционные занятия, реализуемые в групповой и индивидуальной формах.

t1597233511aa.png

В соответствии с деятельностным подходом и принципами коррекционно-развивающего обучения БУД формируются в специально проектируемых ситуациях с учетом типологических особенностей обучающихся с умственной отсталостью. Вместе с тем, важнейшим условием эффективности программы является обеспечение взаимосвязи между всеми направлениями работы по формированию БУД на основе общих принципов, методов и алгоритмов, а также единых критериев и показателей оценки их сформированности. Кроме того, следует учитывать структуру и уровневое строение БУД, а также особенности нарушений психических функций у детей для осуществления коррекционно-развивающей работы.

Таким образом, организация работы по формированию БУД должна выстраиваться на основе системного подхода. На основе системного подхода в специальной педагогике осуществляется анализ структуры дефекта, оценка роли внешних и внутренних факторов, влияющих на нарушение социализации и социальной адаптации, разработка коррекционных программ и программ комплексного сопровождения и т.д.

Так, по мнению Е.И. Капланской, реализация системного подхода в обучении детей с умственной отсталостью включает следующие направления :

-разработку программно-методического и дидактического базового обеспечения образовательного процесса;

-индивидуальное обеспечение детей со сложной структурой дефекта и детей-инвалидов необходимой организационной и учебно-методической поддержкой;

-информационное обеспечение о состоянии каждого ребенка для точной работы учителей и специалистов.

Полученный инновационный опыт использования системного подхода к реализации программы формирования БУД у обучающихся с умственной отсталостью позволяет выделить следующие взаимосвязанные элементы этой работы:

1. Определение направлений формирования БУД и связи видов БУД с определенными учебными предметами и курсами.

2.Определение методов и приемов, обеспечивающих формирование БУД у обучающихся с легкой умственной отсталостью в учебной и внеурочной деятельности.

3. Проектирование учебных и коррекционных занятий с учетом решения задач, связанных с формированием БУД.

4. Разработку технологической карты урока с определением учебных ситуаций, обеспечивающих формирование БУД.

5. Разработка программы формирования БУД и рабочих программ учебных предметов, курсов, предусматривающих деятельность по формированию БУД.

6. Разработку показателей и уровней сформированности БУД.

7. Отбор методов педагогической и психологической диагностики, а также разработку формы мониторинга сформированности БУД.

8. Организацию взаимодействия педагогов и специалистов по формированию БУД у учащихся. Большинство видов БУД, составляющих ядро любой учебной деятельности, актуализируются и формируются на каждом учебном занятии. Вместе с тем, для целенаправленной работы по их формированию должны создаваться специальные условия. Направления формирования разных видов БУД определяются исходя из специфики образовательных областей, коррекционной работы и внеурочной деятельности. Так, формированию познавательного БУД «делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале» в большей степени способствует содержание таких образовательных областей, как «Естествознание» и «Язык и речевая практика», а другому познавательному БУД, связанному с выполнением арифметических операций, т. е. имеющему более предметный характер, определенно соответствует образовательная область «Математика». В коррекционной работе выбор направленности формирования тех или иных БУД, должен определяться на основе дифференцированного подхода с учетом типологических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (например, в рамках выделенных В.В. Воронковой уровней обучаемости), а в условиях индивидуальной работы –на основе анализа структуры дефекта конкретного обучающегося. Таким образом, связь видов БУД с определенными учебными предметами и курсами определяется с учетом:

1) содержания учебного предмета, коррекционного курса или внеурочной деятельностиобучающихся;

2) используемых образовательных технологий, методов и приемовобучения, воспитания, коррекционной работы;3) организационных форм, используемых в образовательном процессе. Установленные связи различных видов БУД с определенными учебными предметами и курсами представляются в виде таблицы в программе формирования БУД, включающейся в содержательный раздел АООП. При этом, на начальных этапах обучения особое внимание должно уделяться формированию базовых регулятивных действий. К таким регулятивным БУД относятся умения адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.), а также принимать цели, произвольно включаться в деятельность и следовать предложенному плану. По единым алгоритмам учеников младших классов ежедневно следует приучать подготавливать к уроку свое рабочее место, ориентироваться в тетради и учебнике, правильно выбирать способы выполнения задания, планировать свои действия и многое другое. Учитывая, что для большинства обучающихся с умственной отсталостью характерен низкий уровень сформированности произвольной регуляции, а также недостаточное осознание требований ситуации школьного обучения, для формирования школьного поведения на первых этапах обучения возможно использование поведенческихметодов. Применение этих методов позволит за счет различных внешних стимуляций(например, модификаций жетонного метода)создать условия для соблюдения обучающимися норм школьного поведения с последующей интериоризацией этих регулятивных действий. Эти методы оказываются особенно эффективными при работе с детьми с грубыми нарушениями целенаправленного поведения. Для дальнейшего развития регулятивных умений, например, действовать по плану, можно начать с обучения детей составлению плана уже выполненной работы. Этоприем позволяет учащимся осознать, что задание следует всегда выполнять в определенной последовательности, и подготавливает основу для перехода к последующему этапу обучения – составлению плана предстоящей работы. После овладения школьниками умением составлять план выполненной работы можно рекомендовать обучать их умению работать по предложенному педагогом плану. В этом случае план вначале дается к знакомым, а затем и к новым заданиям. Педагог должен сопровождать обучение объяснениями и демонстрациями рисунков, наглядно представляющих последовательность совершаемых действий. Специальная коррекционно-воспитательная работа нужна для развития приемов и способов самоконтроля. Формирование самоконтроля зависит от уровня осмысленности совершаемых действий и способности сопоставить их результат с образцом. Таким образом, к условиям формирования самоконтроля у обучающегося относится понимание им цели совершаемого действия, а также сформированность у него следующих познавательныхБУД: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; сравнивать и классифицировать на наглядном материале; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности и др. Формированию этих умений могут способствовать выполняемые совместно с учителем упражнения по развитию различных видов зрительного гнозиса. При этом учитель с помощью вопросов организует восприятие ребенка с целью привлечения внимания к дифференцирующим объект признакам. Поведенческие методы широко используются в зарубежной коррекционной педагогике для работы с детьми, имеющими выраженные нарушения произвольной регуляции поведения, умственную отсталость, аутизм. В последние годы эти методы все чаще применяются в коррекционной работе с детьми и в нашей стране.

11Разнообразные методы и приемы формирования регулятивных и познавательных БУД(например, таких как сравнение предметов, сериация, а также более предметных БУД –умений читать, писать, выполнять арифметические действия)на таких учебных предметах, как «Русский язык», «Чтение», «Математика» можно найти в соответствующих учебных пособиях для учителей по методикам преподавания этих предметов. В качестве общих принципов формирования БУД у обучающихся в учебной деятельности можно выделить принципы, сформулированные еще 60-егоды прошлого века Б.И. Пинским, по мнению которого для развития общеучебных умений необходима: 1) помощь и направляющее воздействие учителя, подготавливающие учащихся к предстоящим действиям;

2) систематическая тренировка школьников в выполнении умственных действий, их постепенное превращение в приемы деятельности;

3) является включение в учебный процесс упражнений в применении усвоенных знаний.

На этих же принципах может выстраиваться работа по формированию БУД у обучающихся и во внеурочной деятельности, где педагог имеет большие возможности выбора, как содержания деятельности, так и методов и приемов работы с детьми. В коррекционной работе психолога по формированию БУД могут быть использованы материалы методики комплексной сенсомоторной коррекции, разработанной А.В. Семенович. В этой методике большое внимание уделяется развитию произвольной регуляции деятельности, формированию у детей функций гнозиса, праксиса, пространственного анализа и синтеза, т. е. функций, обеспечивающих формирование различных регулятивных, познавательных и коммуникативных БУД. Важнейшим элементом рассматриваемой здесь системы работы является подготовка и проведение учебных и коррекционных занятий с учетом решения задач, связанных с формированием БУД. При проектировании каждого урока учителем должны определяться конкретные БУД, формирующиеся на разных этапах учебного занятия. Учителем должны продумываться учебные ситуации, включающие учебный материал, методы и приемы организации деятельности учащихся, обеспечивающие формирование этих БУД. Общий алгоритм проектирования учебного занятия может быть следующим:

Формулируются планируемые цель и задачи урока, связанные с формированием определенных БУД

. Отбираются задания на основе программы и тематического плана, а также определяется примерное время, необходимое детям для выполнения заданий (с учетом тех или иных видов работы);

Определяются основные учебные ситуации на уроке, обеспечивающих формирование БУД. Здесь должно быть продумано, что будут делать дети в каждой из этих учебных ситуаций (слушать, отвечать на вопросы, выполнять задание в рабочей тетради и т. д.), как часто будут меняться виды деятельности, какие формы работы будут использоваться (фронтальная работа, работа в группе, работа в паре, самостоятельная работа).

Планируется, в какие моменты нужно организовать проверку, само-и взаимопроверку; наметить моменты оценки: когда, что, кого, кто, по каким критериям должны оценивать и пр.

Предусматриваются рефлексивные моменты на уроке: подведение итогов работы, оценка настроения, постановка целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр. Проектирование уроков с направленностью на формирование БУД предполагает создание условий для постепенного перехода учеников к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю, в том числе за счет развернутой алгоритмизации обучения, повторения общих алгоритмов действий в ориентировке, исполнении, контроле и оценивании в каждом учебном задании. В едином алгоритме на каждом занятии учителем должны организовываться работа учащихся с учебным материалом с четким определением операций: нахождение в учебнике ответа на заданный учителем вопрос; совместное с учителем составление простого плана по прочитанному рассказу. Для удобства подготовки урока с реализацией задач, связанных с формированием БУД, может использоваться технологическая карта урока, которая представляет собой способ графического проектирования урока, таблицу, позволяющую структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся и т.д. Форма записи урока в виде технологической карты позволяет детально продумать его еще на стадии подготовки, оценить разумность и потенциальную эффективность выбранных методических приемов, средств и подходов к организации деятельности обучающихся на каждом этапе урока. Это дает возможность учителю оценить рациональность отбора содержания учебного материала, соответствие применяемых форм и методов работы поставленным целям. Пример технологической карты урока с учетом решения задач по формированию БУД представлен в приложении 2.В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ система работы по формированию БУД должна быть отражена как соответствующем разделе АООП (программе формирования базовых учебных действий), так и в каждой рабочей программе учебного предмета, курса. Требования к структуре программы формирования БУД и рабочей программы представлены в Стандартах

Можно рекомендовать следующий алгоритм включения видов БУД в содержание программ учебных предметов:

1. Проанализировать содержание разделов и тем программы на предмет его использования для формирования определенных видов БУД, которые указаны в таблице для данного предмета.

2. Разработать рабочую программу учебного предмета на основе примерной, указав в пояснительной записке, а также в разделах программы формируемые БУД.

3. Выбрать методы и средства формирования БУД для каждого раздела.

4. Разработать систему типовых заданий для формирования БУД в рамках учебного предмета.

5. Разработать диагностический материал для оценки сформированности БУД.

Порядок включения БУД в содержание программ внеурочной деятельностиможет быть следующим:

1. Проанализировать разделыи темыпрограммы(факультатива иликоррекционного курса)на предмет использованияих содержаниядля формирования определенных видов БУД.

2. Разработать рабочую программу (факультатива, кружка, коррекционного курса), указав в пояснительной записке, а также в разделах программы и календарно-тематическом планировании формируемые БУД.

3. Выбрать методы и средства формирования БУД для каждого раздела (темы) программы.

4. Разработать показатели сформированности БУД для данного вида деятельности.

Учитывая, что для отдельных обучающихся могут разрабатываться и индивидуальные учебные планы, в этих планах могут отражаться и особенности работы по формированию БУД.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации