Спецификация итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 11 класса по химии

2
1
Материал опубликован 23 July 2017 в группе

Спецификация

итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 11 класса по химии

Назначение работы

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 11 класса в образовательном учреждении по предмету «Химия».

Документы, определяющие содержание работы

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Химия» разработаны на основе следующих документов:

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»).

Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по химии, подготовленной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

учебно-методический комплект по химии Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учебник для общеобразоват.учреждений: базовый уровень/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.-М.: Просвещение, 2014.

Содержание работы

На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФКГОС среднего общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Химия» для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся.

В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня.

Распределение заданий по основным разделам

Раздел курса

Число заданий

Важнейшие химические понятия и законы.

3

Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов.

3

Строение вещества.

2

Химические реакции.

1

Металлы

1

Неметаллы

1

Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум.

2

Итого:

13


 

Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – до 2 минут;

  1. для заданий повышенной сложности – от до 5 минут;

    для заданий высокого уровня сложности – до 10 минут

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

Дополнительные материалы и оборудование

При проведении работы в качестве дополнительного оборудования может использоваться калькулятор (для выполнения задания С2); периодическая система, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов


 

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. За правильный ответ на каждое из заданий части 1,2 и 4ставится 1 балл. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый дал правильный ответ в виде последовательности цифр или числа с заданной степенью точности.

2. Задания части 3 и 5 считаются выполненными верно, если правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ в заданиях 3 и 5 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка, – 1 балл; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.

3. За верное выполнение задания 6 ставится четыре балла

 

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 18.

Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку по 5-ной шкале

Отметка по 5-ной шкале

2

3

4

5

Первичный балл

0-5

6-10

11-14

15-18

План работы

Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень, В – высокий уровень

Тип задания: КО – краткий ответ, РО – с развернутым ответом.

Блок содержа­ния

Объект оценивания

Код про­веряемых умений

Тип за­да­ния

Уро­вень сложно­сти

Мак­си­маль­ный балл за вы­полне­ние

1.

Важнейшие химические понятия и

Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Умение решать задачи

1.1.,1.2.,

2.4.1.

КО

Б

3

2.

Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов.

Атомные орбитали, s-, p-, d- и f- электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодах. Энергетические уровни, подуровни. Периодическое изменение валентности и размеров атомов. Умение проводить множественный выбор

1.1.,1.2.,

2.3.1.,

2.5.1.

КО

Б

3

3.

Строение вещества

Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Типы кристаллических решеток и свойств веществ. Умение проводить множественный выбор

1.1.,1.2.,

2.2.1.,

2.2.2.,

2.5.2.

КО

Б

2

4.

Химические реакции

Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле-Шателье. Умение проводить множественный выбор

1.1.,1.2.,

2.2.2.,

2.2.5.,

2.2.6.,

2.5.3.,

2.5.4.

КО

П

2

5.

Металлы

Общие свойства металлов. Умение проводить множественный выбор

1.1.,1.2.,

1.3.,2.1.,

2.2.2.,

2.2.3.,

2.2.4.,

2.2.6.,

2.3.2.

КО

Б

1

6.

Неметаллы

Общие свойства неметаллов. Умение проводить множественный выбор

1.1.,1.2.,

1.3.,2.1.,

2.2.2.,

2.2.3.,

2.2.4.,

2.2.6.,

2.3.2.

КО

Б

1

7.

Генетическая связь неорганических и органических веществ.

Решение экспериментальных задач по неорганической химии. Умение выполнять соответствие

1.3.,

2.3.2.,

2.3.4.,

2.4.2

КО

П

2

8.

Генетическая связь неорганических и органических веществ.

Решение экспериментальных задач по неорганической химии. Умение писать уравнения химических реакций

1.3.,2.1.,

2.2.5.,

2.3.2.,

2.3.4.,

2.4.2

2.5.3.

РО

В

4

           

18


 

КОДИФИКАТОР

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии

Код элементов

Проверяемые умения

1. Знать/понимать

 

1.1

основные теории химии: (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики)

 

1.2

важнейшие химические понятия

 

1.3

важнейшие вещества и материалы

2.Уметь

 

2.1

называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре

 

2.2.

определять/классифицировать

 

2.2.1

вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки

 

2.2.2

валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов

 

2.2.3

принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений

 

2.2.4

характер среды водных растворов веществ

 

2.2.5

химические реакции в неорганической химии (по всем известным классификационным признакам)

 

2.2.6

окислитель и восстановитель

 

2.3

характеризовать

 

2.3.1

s-, p- и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева

 

2.3.2

общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов

 

2.3.4

общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов

 

2.4

планировать/проводить

 

2.4.1

вычисления по химическим формулам и уравнениям

 

2.4.2

эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических соединений

 

2.5

объяснять

 

2.5.1

зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева

 

2.5.2

природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной)

 

2.5.3

сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных ( и составлять их уравнения)

 

2.5.4

влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия

Итоговая контрольная работа по химии для обучающихся 11 класса

Инструкция по выполнению работы.

 

На выполнение итоговой работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из шести частей, включающих 13 заданий.

Часть 1-5 содержит 12 заданий с кратким ответом. Ответом к заданиям части 1,2,3 и 5 является последовательность цифр. Ответом к части 4 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности.

При выполнении задания части 6 записывайте четкое решение.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Вариант 1.


 

Часть 1.Для вы­пол­не­ния за­да­ний 1.1–1.3 ис­поль­зуй­те сле­ду­ю­щий ряд хи­ми­че­ских эле­мен­тов. От­ве­том в за­да­ни­ях 1.1–1.3 яв­ля­ет­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр, под ко­то­ры­ми ука­за­ны хи­ми­че­ские эле­мен­ты в дан­ном ряду.

1) Na

2) K

3) Si

4) Mg

5) C

 

1.1.Опре­де­ли­те, атомы каких из ука­зан­ных в ряду эле­мен­тов имеют на внеш­нем энер­ге­ти­че­ском уров­не че­ты­ре элек­тро­на.

1.2. Из ука­зан­ных в ряду хи­ми­че­ских эле­мен­тов вы­бе­ри­те три эле­мен­та, ко­то­рые в Пе­ри­о­ди­че­ской си­сте­ме хи­ми­че­ских эле­мен­тов Д. И. Мен­де­ле­е­ва на­хо­дят­ся в одном пе­ри­о­де. Рас­по­ло­жи­те вы­бран­ные эле­мен­ты в по­ряд­ке воз­рас­та­ния их ме­тал­ли­че­ских свойств.

1.3. Из числа ука­зан­ных в ряду эле­мен­тов вы­бе­ри­те два эле­мен­та, ко­то­рые про­яв­ля­ют низ­шую сте­пень окис­ле­ния, рав­ную –4.


 

Часть 2. При выполнении заданий 2.1 -2.2 выберите из нескольких вариантов ответа два верных

2.1. Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня вы­бе­ри­те два со­еди­не­ния, в ко­то­рых при­сут­ству­ет ион­ная хи­ми­че­ская связь.

1) Ca(ClO2)2

2) HClO3

3) NH4Cl

4) HClO4

5) Cl2O7


 

2.2. Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня вы­бе­ри­те два ве­ще­ства с оди­на­ко­вым типом кри­стал­ли­че­ской ре­шет­ки.

1) Cu

2) Al2O3

3) Al2(SO4)3

4) C (алмаз)

5) C3H8


 

2.3. Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня ве­ществ вы­бе­ри­те два ве­ще­ства, с каж­дым из ко­то­рых же­ле­зо ре­а­ги­ру­ет без на­гре­ва­ния.

1) хло­рид цинка

2) суль­фат меди(II)

3) кон­цен­три­ро­ван­ная азот­ная кис­ло­та

4) раз­бав­лен­ная со­ля­ная кис­ло­та

5) оксид алю­ми­ния


 

2.4. Йод, в от­ли­чие от хлора, НЕ ре­а­ги­ру­ет с

1) алю­ми­ни­ем

2) же­ле­зом

3) бро­ми­дом маг­ния

4) бро­ми­дом на­трия

5) фто­ри­дом на­трия


 


 

Часть 3. В каких случаях химическое равновесие в системе 2H2(г) + O2(г) 2H2O(г) + Q сместится в сторону исходных веществ реакции:

1) по­ни­же­нии дав­ле­ния

2) по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры

3) до­бав­ле­нии ка­та­ли­за­то­ра

4) до­бав­ле­нии во­до­ро­да


 

Часть 4. Решите задачи

4.1.В ре­зуль­та­те ре­ак­ции, тер­мо­хи­ми­че­ское урав­не­ние ко­то­рой 2H2 + O2 = 2H2O + 484 кДж вы­де­ли­лось 968 кДж теп­ло­ты. Вы­чис­ли­те объём (н. у.) во­до­ро­да, всту­пив­ше­го в ре­ак­цию. Ответ ука­жи­те в лит­рах с точ­но­стью до де­ся­тых.

4.2.Какой объем водорода необходим для синтеза 100 л аммиака?

4.3. Вы­чис­ли­те массу нит­ра­та калия (в грам­мах), ко­то­рую сле­ду­ет рас­тво­рить в 150 г рас­тво­ра с мас­со­вой долей этой соли 10% для по­лу­че­ния рас­тво­ра с мас­со­вой долей 12%. Ответ за­пи­ши­те точ­но­стью до де­ся­тых.


 

Часть 5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ве­ще­ства­ми и ре­ак­ти­вом, с по­мо­щью ко­то­ро­го их можно от­ли­чить.

 

 

Ве­ще­ства

 

Ре­ак­ти­вы

А) кар­бо­нат на­трия и суль­фат на­трия

Б) хло­рид алю­ми­ния и хло­рид калия

В) суль­фат ам­мо­ния и суль­фат лития

Г) кар­бо­нат на­трия и си­ли­кат на­трия

 

1) гид­рок­сид меди (II)

2) на­трий

3) со­ля­ная кис­ло­та

4) бром­ная вода

5) гид­рок­сид калия


 

Часть 6. Оксид меди (II) на­гре­ва­ли в токе угар­но­го газа. По­лу­чен­ное про­стое ве­ще­ство со­жгли в ат­мо­сфе­ре хлора. Про­дукт ре­ак­ции рас­тво­ри­ли в воде. По­лу­чен­ный рас­твор раз­де­ли­ли на две части. К одной части до­ба­ви­ли рас­твор иоди­да калия, ко вто­рой − рас­твор нит­ра­та се­реб­ра. И в том, и в дру­гом слу­чае на­блю­да­ли об­ра­зо­ва­ние осад­ка.

На­пи­ши­те урав­не­ния четырёх опи­сан­ных ре­ак­ций.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Вариант 2.


 

Часть 1. Для вы­пол­не­ния за­да­ний 1.1–1.3 ис­поль­зуй­те сле­ду­ю­щий ряд хи­ми­че­ских эле­мен­тов. От­ве­том в за­да­ни­ях 1.1–1.3 яв­ля­ет­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр, под ко­то­ры­ми ука­за­ны хи­ми­че­ские эле­мен­ты в дан­ном ряду.

1) P

2) N

3) S

4) Al

5) O


 

1.1.Опре­де­ли­те, атомы каких из ука­зан­ных в ряду эле­мен­тов имеют на внеш­нем энер­ге­ти­че­ском уров­не пять элек­тро­нов.

1.2. Из ука­зан­ных в ряду хи­ми­че­ских эле­мен­тов вы­бе­ри­те три эле­мен­та, ко­то­рые в Пе­ри­о­ди­че­ской си­сте­ме хи­ми­че­ских эле­мен­тов Д. И. Мен­де­ле­е­ва на­хо­дят­ся в одном пе­ри­о­де. Рас­по­ло­жи­те вы­бран­ные эле­мен­ты в по­ряд­ке воз­рас­та­ния их ме­тал­ли­че­ских свойств.

1.3. Из числа ука­зан­ных в ряду эле­мен­тов вы­бе­ри­те два эле­мен­та, ко­то­рые про­яв­ля­ют низ­шую сте­пень окис­ле­ния, рав­ную -2.

Часть 2. При выполнении заданий выберите из нескольких вариантов ответа два верных

2.1. Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня вы­бе­ри­те два ве­ще­ства, в ко­то­рых при­сут­ству­ет ко­ва­лент­ная свя­зь

1) Cl2

2) NaBr

3) H2S

4) CaCl2

5) Na2O

2.2. Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня вы­бе­ри­те два ве­ще­ства с оди­на­ко­вым типом кри­стал­ли­че­ской ре­шет­ки.

1) Na

2) SiO2

3) NH4NO3

4) C60

5) C2H2

2.3. С водой даже при на­гре­ва­нии не ре­а­ги­ру­ет

1) маг­ний

2) же­ле­зо

3) цинк

4) се­реб­ро

5) пла­ти­на


 

2.4. С водой при обыч­ной тем­пе­ра­ту­ре вза­и­мо­дей­ству­ют

1) кис­ло­род и сера

2) фтор и калий

3) крем­ний и каль­ций

4) же­ле­зо и медь

5) на­трий и барий


 

Часть 3. Какие факторы смещают химическое равновесие в системе

CH4(г) + H2O(г) CO(г) + 3H2(г) - Q в сторону продуктов реакции:

1) умень­ше­нии дав­ле­ния

2) на­гре­ва­нии

3) вве­де­нии ка­та­ли­за­то­ра

4) до­бав­ле­нии во­до­ро­да

Часть 4. Решите задачи

4.1.В ре­зуль­та­те ре­ак­ции, тер­мо­хи­ми­че­ское урав­не­ние ко­то­рой SO3 + H2O = H2SO4 + 88 кДж вы­де­ли­лось 264 кДж теп­ло­ты. Вы­чис­ли­те массу об­ра­зо­вав­шей­ся при этом сер­ной кис­ло­ты. Ответ ука­жи­те в грам­мах с точ­но­стью до целых.

4.2.Вычислите объем углекислого газа, который образуется при сжигании 5 л угарного газа.

4.3. Чему равна мас­со­вая доля соли в рас­тво­ре, по­лу­чен­ном при сме­ши­ва­нии 1 кг 11%-ного рас­тво­ра с 3 кг 15%-ного рас­тво­ра соли? Ответ за­пи­ши­те в про­цен­тах с точ­но­стью до целых.


 

Часть 5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ве­ще­ства­ми и ре­ак­ти­вом с по­мо­щью ко­то­ро­го можно раз­ли­чить эти ве­ще­ства.

 

Ве­ще­ства

 

Ре­ак­тив

А) суль­фид и бро­мид на­трия

Б) суль­фат калия и нит­рат калия

В) хло­рид алю­ми­ния и хло­рид маг­ния

Г) гид­рок­сид лития и гид­рок­сид калия

 

1) гид­рок­сид на­трия

2) со­ля­ная кис­ло­та

3) нит­рат бария

4) гид­рок­сид меди (II)

5) фос­фат на­трия

Часть 6. Нит­рат меди про­ка­ли­ли, об­ра­зо­вав­ше­е­ся твёрдое ве­ще­ство рас­тво­ри­ли в раз­бав­лен­ной сер­ной кис­ло­те. Рас­твор по­лу­чен­ной соли под­верг­ли элек­тро­ли­зу. Вы­де­лив­ше­е­ся на ка­то­де ве­ще­ство рас­тво­ри­ли в кон­цен­три­ро­ван­ной азот­ной кис­ло­те. Рас­тво­ре­ние про­те­ка­ло с вы­де­ле­ни­ем бу­ро­го газа. На­пи­ши­те урав­не­ния четырёх опи­сан­ных ре­ак­ций.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Система оценивания итоговой контрольной работы по химии

Вариант 1.


 

1.1

35

3

12

1.2

341

4.1

89,6

1.3

35

4.2

150

2.1

13

4.3

3,4

2.2

23

5

3553

2.3

24

   

2.4

34

   


 

Часть 6.

Формат ответа и критериев такой:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

На­пи­са­ны четыре урав­не­ния ре­ак­ций

 

Правильно выполнены четыре элемента

4

Правильно выполнены три элемента

3

Правильно выполнены два элемента

2

Правильно выполнен один элемент

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

Система оценивания итоговой контрольной работы по химии

Вариант 2.


 

1.1

12

3

12

1.2

314

4.1

294

1.3

35

4.2

5

2.1

13

4.3

14

2.2

24

5

2315

2.3

45

   

2.4

25

   


 

Часть 6.

Формат ответа и критериев такой:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

На­пи­са­ны четыре урав­не­ния ре­ак­ций

 

Правильно выполнены четыре элемента

4

Правильно выполнены три элемента

3

Правильно выполнены два элемента

2

Правильно выполнен один элемент

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Работа на конкурс

30 September 2017

Похожие публикации