Спецификация итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 11 класса по химии
Спецификация
итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 11 класса по химии
Назначение работы
Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 11 класса в образовательном учреждении по предмету «Химия».
Документы, определяющие содержание работы
Содержание и структура итоговой работы по предмету «Химия» разработаны на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»).
Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по химии, подготовленной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».
учебно-методический комплект по химии Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учебник для общеобразоват.учреждений: базовый уровень/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.-М.: Просвещение, 2014.
Содержание работы
На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФКГОС среднего общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Химия» для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся.
В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня.
Распределение заданий по основным разделам
Раздел курса |
Число заданий |
Важнейшие химические понятия и законы. |
3 |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов. |
3 |
Строение вещества. |
2 |
Химические реакции. |
1 |
Металлы |
1 |
Неметаллы |
1 |
Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум. |
2 |
Итого: |
13 |
Время выполнения работы
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – до 2 минут;
-
для заданий повышенной сложности – от до 5 минут;
для заданий высокого уровня сложности – до 10 минут
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
При проведении работы в качестве дополнительного оборудования может использоваться калькулятор (для выполнения задания С2); периодическая система, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
1. За правильный ответ на каждое из заданий части 1,2 и 4ставится 1 балл. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый дал правильный ответ в виде последовательности цифр или числа с заданной степенью точности.
2. Задания части 3 и 5 считаются выполненными верно, если правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ в заданиях 3 и 5 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка, – 1 балл; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.
3. За верное выполнение задания 6 ставится четыре балла
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 18.
Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку по 5-ной шкале
Отметка по 5-ной шкале |
2 |
3 |
4 |
5 |
Первичный балл |
0-5 |
6-10 |
11-14 |
15-18 |
План работы
Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень, В – высокий уровень
Тип задания: КО – краткий ответ, РО – с развернутым ответом.
№ |
Блок содержания |
Объект оценивания |
Код проверяемых умений |
Тип задания |
Уровень сложности |
Максимальный балл за выполнение |
1. |
Важнейшие химические понятия и |
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Умение решать задачи |
1.1.,1.2., 2.4.1. |
КО |
Б |
3 |
2. |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов. |
Атомные орбитали, s-, p-, d- и f- электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодах. Энергетические уровни, подуровни. Периодическое изменение валентности и размеров атомов. Умение проводить множественный выбор |
1.1.,1.2., 2.3.1., 2.5.1. |
КО |
Б |
3 |
3. |
Строение вещества |
Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Типы кристаллических решеток и свойств веществ. Умение проводить множественный выбор |
1.1.,1.2., 2.2.1., 2.2.2., 2.5.2. |
КО |
Б |
2 |
4. |
Химические реакции |
Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле-Шателье. Умение проводить множественный выбор |
1.1.,1.2., 2.2.2., 2.2.5., 2.2.6., 2.5.3., 2.5.4. |
КО |
П |
2 |
5. |
Металлы |
Общие свойства металлов. Умение проводить множественный выбор |
1.1.,1.2., 1.3.,2.1., 2.2.2., 2.2.3., 2.2.4., 2.2.6., 2.3.2. |
КО |
Б |
1 |
6. |
Неметаллы |
Общие свойства неметаллов. Умение проводить множественный выбор |
1.1.,1.2., 1.3.,2.1., 2.2.2., 2.2.3., 2.2.4., 2.2.6., 2.3.2. |
КО |
Б |
1 |
7. |
Генетическая связь неорганических и органических веществ. |
Решение экспериментальных задач по неорганической химии. Умение выполнять соответствие |
1.3., 2.3.2., 2.3.4., 2.4.2 |
КО |
П |
2 |
8. |
Генетическая связь неорганических и органических веществ. |
Решение экспериментальных задач по неорганической химии. Умение писать уравнения химических реакций |
1.3.,2.1., 2.2.5., 2.3.2., 2.3.4., 2.4.2 2.5.3. |
РО |
В |
4 |
18 |
КОДИФИКАТОР
Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии
Код элементов |
Проверяемые умения |
|
1. Знать/понимать |
||
1.1 |
основные теории химии: (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) |
|
1.2 |
важнейшие химические понятия |
|
1.3 |
важнейшие вещества и материалы |
|
2.Уметь |
||
2.1 |
называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре |
|
2.2. |
определять/классифицировать |
|
2.2.1 |
вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки |
|
2.2.2 |
валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов |
|
2.2.3 |
принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений |
|
2.2.4 |
характер среды водных растворов веществ |
|
2.2.5 |
химические реакции в неорганической химии (по всем известным классификационным признакам) |
|
2.2.6 |
окислитель и восстановитель |
|
2.3 |
характеризовать |
|
2.3.1 |
s-, p- и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева |
|
2.3.2 |
общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов |
|
2.3.4 |
общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов |
|
2.4 |
планировать/проводить |
|
2.4.1 |
вычисления по химическим формулам и уравнениям |
|
2.4.2 |
эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических соединений |
|
2.5 |
объяснять |
|
2.5.1 |
зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева |
|
2.5.2 |
природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной) |
|
2.5.3 |
сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных ( и составлять их уравнения) |
|
2.5.4 |
влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия |
Итоговая контрольная работа по химии для обучающихся 11 класса
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение итоговой работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из шести частей, включающих 13 заданий.
Часть 1-5 содержит 12 заданий с кратким ответом. Ответом к заданиям части 1,2,3 и 5 является последовательность цифр. Ответом к части 4 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности.
При выполнении задания части 6 записывайте четкое решение.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Вариант 1.
Часть 1.Для выполнения заданий 1.1–1.3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1.1–1.3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1) Na
2) K
3) Si
4) Mg
5) C
1.1.Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне четыре электрона.
1.2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их металлических свойств.
1.3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют низшую степень окисления, равную –4.
Часть 2. При выполнении заданий 2.1 -2.2 выберите из нескольких вариантов ответа два верных
2.1. Из предложенного перечня выберите два соединения, в которых присутствует ионная химическая связь.
1) Ca(ClO2)2
2) HClO3
3) NH4Cl
4) HClO4
5) Cl2O7
2.2. Из предложенного перечня выберите два вещества с одинаковым типом кристаллической решетки.
1) Cu
2) Al2O3
3) Al2(SO4)3
4) C (алмаз)
5) C3H8
2.3. Из предложенного перечня веществ выберите два вещества, с каждым из которых железо реагирует без нагревания.
1) хлорид цинка
2) сульфат меди(II)
3) концентрированная азотная кислота
4) разбавленная соляная кислота
5) оксид алюминия
2.4. Йод, в отличие от хлора, НЕ реагирует с
1) алюминием
2) железом
3) бромидом магния
4) бромидом натрия
5) фторидом натрия
Часть 3. В каких случаях химическое равновесие в системе 2H2(г) + O2(г) 2H2O(г) + Q сместится в сторону исходных веществ реакции:
1) понижении давления
2) повышении температуры
3) добавлении катализатора
4) добавлении водорода
Часть 4. Решите задачи
4.1.В результате реакции, термохимическое уравнение которой 2H2 + O2 = 2H2O + 484 кДж выделилось 968 кДж теплоты. Вычислите объём (н. у.) водорода, вступившего в реакцию. Ответ укажите в литрах с точностью до десятых.
4.2.Какой объем водорода необходим для синтеза 100 л аммиака?
4.3. Вычислите массу нитрата калия (в граммах), которую следует растворить в 150 г раствора с массовой долей этой соли 10% для получения раствора с массовой долей 12%. Ответ запишите точностью до десятых.
Часть 5. Установите соответствие между веществами и реактивом, с помощью которого их можно отличить.
Вещества |
|
Реактивы |
А) карбонат натрия и сульфат натрия Б) хлорид алюминия и хлорид калия В) сульфат аммония и сульфат лития Г) карбонат натрия и силикат натрия |
|
1) гидроксид меди (II) 2) натрий 3) соляная кислота 4) бромная вода 5) гидроксид калия |
Часть 6. Оксид меди (II) нагревали в токе угарного газа. Полученное простое вещество сожгли в атмосфере хлора. Продукт реакции растворили в воде. Полученный раствор разделили на две части. К одной части добавили раствор иодида калия, ко второй − раствор нитрата серебра. И в том, и в другом случае наблюдали образование осадка.
Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
Вариант 2.
Часть 1. Для выполнения заданий 1.1–1.3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1.1–1.3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1) P
2) N
3) S
4) Al
5) O
1.1.Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне пять электронов.
1.2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их металлических свойств.
1.3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют низшую степень окисления, равную -2.
Часть 2. При выполнении заданий выберите из нескольких вариантов ответа два верных
2.1. Из предложенного перечня выберите два вещества, в которых присутствует ковалентная связь
1) Cl2
2) NaBr
3) H2S
4) CaCl2
5) Na2O
2.2. Из предложенного перечня выберите два вещества с одинаковым типом кристаллической решетки.
1) Na
2) SiO2
3) NH4NO3
4) C60
5) C2H2
2.3. С водой даже при нагревании не реагирует
1) магний
2) железо
3) цинк
4) серебро
5) платина
2.4. С водой при обычной температуре взаимодействуют
1) кислород и сера
2) фтор и калий
3) кремний и кальций
4) железо и медь
5) натрий и барий
Часть 3. Какие факторы смещают химическое равновесие в системе
CH4(г) + H2O(г) CO(г) + 3H2(г) - Q в сторону продуктов реакции:
1) уменьшении давления
2) нагревании
3) введении катализатора
4) добавлении водорода
Часть 4. Решите задачи
4.1.В результате реакции, термохимическое уравнение которой SO3 + H2O = H2SO4 + 88 кДж выделилось 264 кДж теплоты. Вычислите массу образовавшейся при этом серной кислоты. Ответ укажите в граммах с точностью до целых.
4.2.Вычислите объем углекислого газа, который образуется при сжигании 5 л угарного газа.
4.3. Чему равна массовая доля соли в растворе, полученном при смешивании 1 кг 11%-ного раствора с 3 кг 15%-ного раствора соли? Ответ запишите в процентах с точностью до целых.
Часть 5. Установите соответствие между веществами и реактивом с помощью которого можно различить эти вещества.
Вещества |
|
Реактив |
А) сульфид и бромид натрия Б) сульфат калия и нитрат калия В) хлорид алюминия и хлорид магния Г) гидроксид лития и гидроксид калия |
|
1) гидроксид натрия 2) соляная кислота 3) нитрат бария 4) гидроксид меди (II) 5) фосфат натрия |
Часть 6. Нитрат меди прокалили, образовавшееся твёрдое вещество растворили в разбавленной серной кислоте. Раствор полученной соли подвергли электролизу. Выделившееся на катоде вещество растворили в концентрированной азотной кислоте. Растворение протекало с выделением бурого газа. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
Система оценивания итоговой контрольной работы по химии
Вариант 1.
1.1 |
35 |
3 |
12 |
1.2 |
341 |
4.1 |
89,6 |
1.3 |
35 |
4.2 |
150 |
2.1 |
13 |
4.3 |
3,4 |
2.2 |
23 |
5 |
3553 |
2.3 |
24 |
||
2.4 |
34 |
Часть 6.
Формат ответа и критериев такой:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
Написаны четыре уравнения реакций |
|
Правильно выполнены четыре элемента |
4 |
Правильно выполнены три элемента |
3 |
Правильно выполнены два элемента |
2 |
Правильно выполнен один элемент |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
4 |
Система оценивания итоговой контрольной работы по химии
Вариант 2.
1.1 |
12 |
3 |
12 |
1.2 |
314 |
4.1 |
294 |
1.3 |
35 |
4.2 |
5 |
2.1 |
13 |
4.3 |
14 |
2.2 |
24 |
5 |
2315 |
2.3 |
45 |
||
2.4 |
25 |
Часть 6.
Формат ответа и критериев такой:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
Написаны четыре уравнения реакций |
|
Правильно выполнены четыре элемента |
4 |
Правильно выполнены три элемента |
3 |
Правильно выполнены два элемента |
2 |
Правильно выполнен один элемент |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
4 |
Людмила