Методическая разработка «Система работы по познавательному развитию детей 4-5 лет»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок»
г.Мичуринска Тамбовской области
Методическая разработка
«Система работы по познавательному развитию детей 4-5 лет»
Аннотация
В данной методической разработке представлена система работы по познавательному развитию детей 4-5 лет, апробированная на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок» г. Мичуринска Тамбовской области. Ее использование поможет воспитателям организовать образовательное пространство кружка, самостоятельную и совместную деятельность воспитанников с педагогами, предметную среду, разработать комплексно-тематическое планирование, технологические и диагностические карты.
Содержание
Пояснительная записка |
|
Цель и задачи |
|
Методическое обеспечение |
|
Основная часть |
|
Литература |
|
Приложение |
|
I.Пояснительная записка
Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, образование в дошкольном образовательном учреждении рассматривается как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Познавательный интерес – это активная избирательная направленность личности к окружающему миру. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает его как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить.
Современный ребёнок 4-5 лет демонстрирует низкую познавательную активность, как следствие, планируемый воспитателем результатне достигается:
отсутствие у детей интереса к познанию
отсутствие у детей творческих способностей
не проявляет инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности.
В основном в работе воспитатель должен желать и уметь работать с детьми. Чтобы достигнуть результатов, необходимо создание условий, системы кружковой деятельности, мониторинга, сотрудничества с родителями.
II. Цель и задачи
Цель: развитие психических процессов (восприятия, мышления, памяти, воображения, речи) через формирование познавательных действий и активности.
Задачи:
формирование познавательных действий, становление сознания;
формирование первичных представлений о себе, других людях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (размере, материале, числе, цвете и др.)
развитие психических процессов
развитие творческих способностей
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
III. Методическое и дидактическое обеспечение
Технология Воскобовича
Рабочие тетради. Наглядно – дидактические пособия
Мир в картинках. Автомобильный транспорт
Мир в картинках. Деревья и листья. Листья и плоды
Мир в картинках. Домашние животные. Детеныши домашних животных
Мир в картинках. Насекомые
Мир в картинках. Овощи. Фрукты
Мир в картинках. Инструменты
Мир в картинках. Посуда
Мир в картинках. Цветы
Мир в картинках. Ягоды
Мир в картинках. Одежда. Головные уборы
Мир в картинках. Хлеб
Мир в картинках. Виды спорта
Мир в картинках. Грибы
Дидактические игры
«Цифры»
«Счет»
«Геометрически фигуры»
«Цвет. Форма. Размер»
II. Основная часть
Организация режима реализации
Организация реализации системы работы по познавательному развитию осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
Совместная деятельность взрослого и детей |
Самостоятельная деятельность детей |
||
Организованная образовательнаядеятель |
Кружковая деятельность |
Индивидуальная Подгрупповая |
Занятия проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность занятий 20 минут (в соответствии с требованиями СанПиН). Кружковые занятия проводятся двараза в неделю.
Календарно-тематическое планирование
Вид занятий |
Количество занятий в год |
Непосредственно образовательная деятельность ( в соответствии с программой) |
|
«Познание. ФЭМП» |
18 |
«Познание» |
18 |
Всего (общее количество) |
36 |
Кружковая деятельность |
|
«Я познаю мир» |
36 |
Кружковая деятельность построен на комплексно-тематическом планировании
Комплексно-тематическое планирование кружка
«Я познаю мир. Раздел «Архимедик»
Месяц |
Название занятия |
Программное содержание |
1 |
2 |
3 |
1.«Счёт до 5. Геометрические фигуры» |
Продолжать учить считать в пределах 5. |
Месяц |
Название занятия |
Программное содержание |
1 |
2 |
3 |
сентябрь |
Закреплять знание геометрических фигур. Совершенствовать навыки сравнивания двух предметов по заданию, обозначать результаты сравнения словами. |
|
2. «Установление соответствия между числом и количеством предметов» |
Учить соотносить цифру с количеством предметов.Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, длине. |
|
октябрь |
3. «Знакомство с цифрой «1». Слева, справа, посередине» |
Познакомить с числом и цифрой 1.Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. |
4. «Знакомство с цифрой «2». Вчера, сегодня, завтра» |
Познакомить с числом и цифрой 2.Формировать временные представления: вчера, сегодня, завтра |
|
ноябрь |
5. «Знакомство с цифрой «3». Времена года, месяцы» |
Познакомить с числом и цифрой 3.Формировать временные представления о количестве времен года, месяцев в году. |
6. «Состав чисел «2», «3» |
Дать представление о составе числа. Познакомить с составом числа 2, 3. Совершенствовать навыки сравнивания двух предметов по заданию |
Месяц |
Название занятия |
Программное содержание |
1 |
2 |
3 |
декабрь |
7. «Знакомство с цифрой «4».Большой, поменьше, самый маленький» |
Познакомить с числом и цифрой 4.Формировать умения сравнивать предметы по размеру путем накладывания шаблонов друг на друга. |
8. «Состав числа «4».Далеко, близко» |
Познакомить с составом числа 4. Формировать навыки счета до 10. Формировать пространственные представления: далеко, близко. |
|
январь |
9. «Знакомство с цифрой «5». Вчера, сегодня, завтра» |
Познакомить с числом и цифрой 5. Формировать временные представления: вчера, сегодня, завтра. |
10.«Состав числа «5».Вчера, сегодня, завтра» |
Познакомить с составом числа 5. Продолжать учить считать до 10. Формировать временные представления: вчера, сегодня, завтра. |
|
февраль |
11.«Закрепление чисел и цифр от «1-5». Ориентировка на листе бумаги» |
Закрепить знание цифр и чисел от 1-5.Формировать умения ориентироваться на листе бумаги. Закрепить знание понятий: слева-справа, в центре, вверху-внизу. |
12. «Закрепление знаний порядкового счета до «10». |
Закрепить знание цифр и чисел от 1-5.Продолжать учить |
Месяц |
Название занятия |
Программное содержание |
1 |
2 |
3 |
Закрепление знаний геометрических фигур» |
цифру с количеством предметов. Продолжать учить считать до 10. Закреплять знание геометрических фигур |
|
март |
13.«Число «0». Закрепление понятий широкий, поуже, ещё уже, самый узкий» |
Познакомить с числом 0.Продолжать учить сравнить предметы между собой.Закрепить знание понятий: широкий-узкий. |
14.«Получение числа путём прибавления 1. Закрепление понятий: слева, посередине, справа» |
Формировать умения получать число путем прибавления одного предмета к нескольким. Закрепить знание понятий: слева-посередине-справа. |
|
апрель |
15. «Получение числа путём прибавления 1. Закрепление знаний геометрических фигур». |
Формировать умения получать число путем прибавления одного предмета к нескольким. Закреплять знание геометрических фигур |
16.«Получение числа путём вычитания 1. Ориентировка в пространстве» |
Формировать умения получать число путем вычитания одного предмета от нескольких. Формировать умения ориентироваться в пространстве. |
|
май |
17.«Получение числа путём вычитания 1. Ориентировка на листе бумаги» |
Формировать умения получать число путем вычитания одного предмета от нескольких. Формировать умения |
Месяц |
Название занятия |
Программное содержание |
1 |
2 |
3 |
май |
ориентироваться на листе бумаги. |
|
18.«Обобщающие.Решение задач» |
Закрепить навыки счета до 10. Учить решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закрепить навыки ориентировки в пространстве, времени. |
«Я познаю мир. Раздел «Исследователи»
Месяц |
Название занятия |
Программное содержание |
1 |
2 |
3 |
сентябрь |
1.«Песочная страна» |
Воспитывать дружеское отношение в детском саду. Формировать представление о песке, как об объекте неживой природы, его свойствах. |
2.«Сад – огород» |
Воспитывать интерес к окружающему миру. Закреплять в сознании детей обобщающие понятия «овощи» и «фрукты». Формировать представления о различных овощах и фруктах, о их пользе для человека. |
|
3. «Великий невидимка воздух» |
Воспитывать культуру общения. Способствовать обогащению и закреплению знаний о свойствах воздуха. Развивать навыки |
Месяц |
Название занятия |
Программное содержание |
1 |
2 |
3 |
октябрь |
сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности |
|
4. «Откуда хлеб на стол пришел» |
Воспитывать уважение к труду людей и к хлебу. Формировать представления детей о том, что хлеб – это одиниз главных продуктов питания в России. Познакомить детей с трудов хлеборобов. |
|
ноябрь |
5. «Удивительные свойства воздуха» |
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха. Развивать мышление, речь, интерес к познавательной деятельности. |
6. «История транспорта» |
Воспитывать интерес к окружающей действительности. Учить детей сравнивать различные виды транспорта, находить различия и общее, классифицировать транспорт на наземный, водный, воздушный. Развивать речь, мышление. |
|
декабрь |
7. «Волшебное зеркало» |
Воспитывать доброжелательность. Через практическую деятельность познакомить с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами. |
Месяц |
Название занятия |
Программное содержание |
1 |
2 |
3 |
декабрь |
8.«Богатыри земли русской» |
Воспитывать интерес к истории России. Закрепить знания названий элементов костюма и оружия русского богатыря. Развивать умение работать в группах и решать сообща проблемные задачи. |
январь |
9.«Откуда берется звук» |
Воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща. Способствовать накоплению знаний о свойствах звука. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. |
10. «Творческий проект «Тайны куриного яичка» |
Воспитывать интерес к занятию. Познакомить со строением и свойствами куриного яичка. Развивать творчество, любознательность. |
|
февраль |
11. «Необыкновенный мир магнитов» |
Воспитывать интерес к занятию. Формировать представление о свойствах магнита. Развивать умения приобретать знания посредством практических опытов. |
12.«Снег и лед» |
Воспитывать интерес к занятии. Познакомить с физическими свойствами снега и льда. |
Месяц |
Название занятия |
Программное содержание |
1 |
2 |
3 |
март |
13.«Проект «Почему мороженое приносит радость» |
Воспитывать интерес к мороженому. Познакомить с историей возникновения лакомства. Развивать наблюдательность, вкусовые качества. |
14. «Царство трех ветров» |
Воспитывать культуру общения. Способствовать обогащению и закреплению знаний о ветре. Развивать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности |
|
апрель |
15.«Волшебные слова» |
Воспитывать внимание. Способствовать накоплению знаний о словах. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. |
16.«Удивительные рыбки» |
Воспитывать интерес к занятию. Познакомить с миром рыб, их разнообразием. Развивать фантазию, творческое восприятие. |
|
май |
17.«Вот я какой» |
Воспитывать бережное отношение к своему организму. Закрепить знания о внешнем строении организма, о функциях внутренних органов. Развивать интерес к познанию своего тела. |
18.«Бумажная страна» |
Воспитывать интерес к занятию. |
Месяц |
Название занятия |
Программное содержание |
1 |
2 |
3 |
Формировать знания о бумаге, разных её видах, качествах и свойствах. Развивать умения устанавливать причинно- следственные связи между качеством бумаги и её назначением. |
Организация предметно-развивающего пространства
Для реализации методической разработки используется помещение групповой комнаты: рабочая зона - для проведения организованной образовательной деятельности и кружковой деятельности; активная зона – для самостоятельной деятельности воспитанников и совместной деятельности педагога с детьми.Для полноценной самостоятельной деятельности детей созданы центры активности, оснащение в них меняется в соответствии с тематическим планированием.
Центр математики
Оборудование: дидактические игры на ознакомление с понятиями времени, количества, числа, размера; дидактические игры на развитие логики и аналитико-синтетического мышления; игры на развитие классификации, счетный и сенсорный материал, «Танграм», «Сложи узор», «Собери картинку».Карточки с заданиями на развитие логического мышления, развивающие прописи.
Центр познания
Оборудование: бумага различных видов, дерево, песок, глина, перышки, пипетки, линейки, нитки, краски, мерные емкости, стаканчики, контейнеры, лупы; алгоритмы проведения опытов, картотеки опытов и экспериментов, познавательная литература, энциклопедии; дидактические игры о свойствах
предметов, их использовании; атласы, карты, глобус, весы.
Работа с родителями
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения просто необходимо. Предполагается следующая работа:
Знакомство родителей с задачами образовательного процесса и кружка «Я познаю мир»
Проведение консультаций по запросу родителей
Тематические материалы в папках «Что должен знать ребенок о времени», «Мой ребенок – исследователь», «Как знакомить ребенка с цифрами», «Как научить ребенка исследовать предмет», « «Геометрически фигуры – какие они», «Цвет. Форма. Размер» и др.
Выставки дидактических игр
Просмотры кружковых занятий
Знакомство с результатами мониторинга;
В информационном уголке ознакомление родителей с содержанием занятий кружка «Я познаю мир»
Консультации по подбору развивающих дидактических игр для детей 4 - 5 лет
Система мониторинга
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. У педагога должно быть наличие информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребёнка.
Обработка полученных данных
В процессе обсуждения представленных данных группа специалистов делает выводы о соответствии совокупности мониторинговых индикаторов одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей): высокому, среднему, низкому. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов.
Низкий уровень – 1 балл
Средний уровень – 2 балла
Высокий уровень – 3 балла
Расчитывание количественного и качественного уровня освоения образовательных областей
Количественный уровень:
Количество детей, получивших (в соответствии с баллами) высокий уровень развития + количество детей, получивших (в соответствии с баллами) средний
уровень развития Х 100 % - общее количество обследуемых детей.
Качественный уровень:
Количество детей, получивших (в соответствии с баллами) высокий уровень развития Х 100 % - общее количество обследуемых детей
Периодичность диагностического исследования – 2 раза в год (октябрь, апрель)
Литература
1.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников, - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3.Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: -М.: ТЦ Сфера, 2004.
4.Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
5.Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: Планы занятий.- М.; Мозаика-Синтез, 2006-2010.
6. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
6.Шорыгина Г.А. «Какие месяцы в году». – М.: и. Гном и Д, 2000
7.Шорыгина Г.А. «Деревья, какие они». – М.: и. Гном и Д, 2000
8. Шорыгина Г.А. «Какие звери в лесу». – М.: и. Гном и Д, 2000
ПРИЛОЖЕНИЕ
.
Конспекты
№ 1
Программное содержание. Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько.Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Дорожка из бумаги, корзинка, макет поляны.
Раздаточный материал. Грибы, бумажные осенние листья, большие и маленькие шишки.
Методические указания
Игровая ситуация «Путешествие в осенний лес» (занятие можно провести на прогулке).
1 часть. Воспитатель предлагает детям поехать в осенний лес. Уточняет время года и его характерные признаки.Обращает внимание детей на корзину с грибами и спрашивает: «Сколько корзинок? Сколько грибов в корзинке?»Дети берут по одному грибочку. Воспитатель выясняет: «Сколько грибов вы взяли?»Воспитатель предлагает детям поставить свои грибы на полянку и уточняет: «Сколько грибов стало на полянке?»
Затем обращает внимание детей на разбросанные на дорожке осенние листья: «Сколько листочков на дорожке? Принесите к своему грибочку по листочку. Что можно сказать о количестве листочков и грибочков? (воспитатель побуждает детей использовать в речи знакомые выражения, обозначающие равенство: поровну столько – сколько). Как еще можно расположить грибочки и листочки, чтобы было видно, что их одинаковое количество?» (можно поставит каждый грибочек на листочек, или листочком накрыть каждый грибочек). Дети располагают предметы одним из способов (по договоренности).
2 часть.Игровое упражнение «Найди пару».Дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает: «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару – маленькую шишку. Попробуйте спрятать в ладошках большую (маленькую) шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую – в левую. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой?»(маленькая шишка меньше большой шишки).Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой?» (большая шишка больше маленькой шишки).
3 часть.Игра «Что где находится».Воспитатель предлагает детям рассказать о том, какие предметы они видят вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
№ 2
Программное содержание
Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставлении пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько - сколько.Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь).
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Игрушки: Винни-Пух, Пятачок, Кролик, 2 коробки, красные и синие кубы (по количеству детей), сюжетные картинки с изображением разных частей суток.
Раздаточный материал. Кубы и треугольные призмы (по 5 шт. для каждого ребёнка).
Методические указания
Игровая ситуация «В гостях у Кролика».
1 часть.Игровое упражнение «Положим кубы в коробку».
На столе разноцветные кубы. Воспитатель говорит детям: «Винни-Пух и Пятачок собираются в гости к Кролику. Как вы думаете, во что они могут поиграть? (Ответы детей). Давайте соберем все кубы. Какого цвета кубы? Как узнать, поровну ли красных и синих кубов? На каждый красный куб поставьте синий куб. Что можно сказать о количестве красных и синих кубов? Возьмите по одному красному или синему кубу и разложите их в две коробки так, что бы в одной были все красные, а в другой синие кубы».
2 часть.Игровое упражнение «Построим домики».
У детей на столах по 5 кубов и 4 призмы. Кролик просит детей помочь ему построить домики. Он спрашивает: «Что нам понадобиться для строительства домиков? Какие фигуры есть у вас на столах? Предлагает расставить все кубы в ряд. Что нужно положить на кубы, что бы получился дом? (крышу)
Дети находят фигуры, похожие на крыши, и достраивают дома.
«У всех ли домиков есть крыша?» - спрашивает Кролик.
Дети вместе с воспитателем обсуждают способ уравнивания предметов и достраивают один домик.
3 часть.Игровое упражнение «Поможем Вини-Пуху разложить картинки».
Воспитатель по очереди показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток и спрашивает: «Кто изображён на картинке? Что делают дети, нарисованные на картинке? Когда это бывает?» Дети последовательно расставляют картинки (утро, день, вечер, ночь).
№ 3
Программное содержание. Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже.Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Два клоуна, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету, пространственному расположению; 5 – 7 воздушных шаров разного цвета, красная и синяя лента разной длины, 2 дощечки разной ширины, фланелеграф.
Раздаточный материал.Двухполосные счетные карточки, карточки с изображением воздушных шаров синего и красного цветов (по 5 шт. для каждого ребенка), звездочки.
Методические указания
Игровая ситуация «К нам приехал цирк».
1 часть.Игровое упражнение « Найди отличия».
В гости к детям «приходят» клоуны, у которых элементы костюмов отличаются по форме, цвету, пространственному расположению. Они просят ребят угадать, чем отличаются их костюмы.
2 часть. Клоуны «играют» с воздушными шариками.
Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько шариков у клоунов? Какого они цвета?»Воспитатель предлагает на верхнюю полоску карточки выложить все картинки с синими шариками, а на нижнюю – все картинки с красными шариками.После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько синих шариков? Сколько красных шариков? Шариков, какого цвета больше (меньше)? Как сделать так, чтобы синих и красных шариков стало поровну? (Дети уравнивают количество шариков одним из выбранных способов.) Что можно сказать о количестве синих и красных шариков?»
3 часть.Игровое упражнение «Сравним ленты».
Клоуны «показывают» упражнение с лентами.Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленты у клоуна? Одинаковые ли они по длине? Как это можно узнать?»Воспитатель вместе с детьми располагает ленты на фланелеграфе друг под другом, предлагает показать длину (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей лентой? Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной лентой?»
4 часть.Игровое упражнение «Перепрыгнем через дощечки».
Воспитатель показывает детям дощечки и выясняет, одинаковые ли они по ширине или нет. Просит показать широкую (узкую) дощечку и предлагает перепрыгнуть через дощечки.
В конце занятия клоуны дарят ребятам звёздочки.
«Почему мороженое приносит радость»
Программное содержание:
Расширять знания детей о мороженом. Познакомить детей с питательными свойствами и видами мороженого. Закрепить с детьми умения из квадрата вырезать круг. Развивать познавательный интерес и расширять кругозор детей посредством поиска новой информации о мороженом.
Методическое обеспечение: Картинки с изображениями разных видов мороженого, семы выполнения работы, конус из гофрированного картона, квадраты из бархатной бумаги, клей, кисточки, ножницы, манка, компьютер.
Ход:
- Ребята, послушайте загадку, которую я вам загадаю?
Я в стаканчике, рожке, вкусное и нежное. Сделано на молоке, чаще белоснежное. В морозилках проживаю, а на солнце сразу таю.
- Верно, это мороженое! А вы любите мороженое? Как вы думаете, из чего делают мороженое?
- Правильно, из молока. Мороженое – очень древнее лакомство. О нем говорят много, особенно летом. В честь него организовываются конкурсы и праздники. Его любят и взрослые и дети, причем, достоверно неизвестно, кто больше. Его называют зимней сказкой, молочной радостью, охлажденным счастьем, ведь для счастья его действительно нужно совсем немного – один стаканчик. Мороженое – это продукт, который состоит из замороженной смеси молока, сливок, сухого или сгущенного молока, сахара, разных вкусовых и ароматических веществ, стабилизаторов и воздуха. Мороженое бывает разного цвета и формы. В нем много питательных веществ. А еще мороженое бывает разных видов. При продаже мороженого в кафе, ресторанах и т. п., его часто украшают кусочками фруктов и ягод, шоколадом, вафлями, поливают сиропом, посыпают шоколадной или ореховой крошкой. Из мороженого также изготавливают молочные коктейли, добавляя в него молоко и сироп и, взбивая получившуюся смесь в миксере.
- Давайте мы с вами для наших игрушек сделаем мороженое и угостим их?
Продуктивная деятельность
«Песочная страна»
Программное содержание:
формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах
развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы
познакомить со способом изготовления рисунка из песка
развивать познавательную активность
Материалы: песок, лупы, трубочки от коктейля, песочные наборы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня я вам хочу вам загадать новую загадку:
Он у реки – на берегу,
В реке, но не вода
И босиком я по нему бегу,
И строю замки, города.
Воспитатель: Ребята давайте с вами посмотрим на песок, какого он цвета,
Воспитатель: Песок – это природный материал, из него можно построить замки, башни и мосты, а ещё на песке можно отпечатать следы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, при помощи чего мы можем сделать следы?
Песочная терапия
Воспитатель: Что вы почувствовали? Какой песок?
Воспитатель: Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки?
Воспитатель: Прохладный он или тёплый, сухой или сырой? Как вы это определили?
Воспитатель: В какой песок легче входит палочка (мокрый или сухой).Как вы думаете почему?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть влажный песок через лупу
Воспитатель: Можно ли из песка лепить?
Воспитатель : Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка?
Воспитатель: Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Давайте поиграем с сухим песком.
Продуктивная деятельность
Диагностическая карта кружка «Я познаю мир»
1.Уровень представлений о предметном окружении (стране, предметах, разнообразном труде
2. Уровень представлений о природном окружении (сезонные изменения, животные и растительный мир)
3. Уровень сформированности первичных навыков экспериментирования и проектной деятельности
4. Уровень владения навыками счета; умения определять эталоны величины; геометрические фигуры
5. Уровень владения ориентировкой в пространстве, времени
№ п/ п |
Фамилия, имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Колич-во баллов |
Общий уровень |
|
1 |
|||||||||
2 |
|||||||||
3 |
|||||||||
4 |
|||||||||
5 |
|||||||||
6 |
|||||||||
7 |
|||||||||
8 |
|||||||||
9 |
|||||||||
10 |
|||||||||
11 |
|||||||||
12 |
|||||||||
13 |
|||||||||
14 |
|||||||||
15 |
|||||||||
16 |
|||||||||
17 |
|||||||||
18 |
|||||||||
19 |
|||||||||
20 |
|||||||||
Общее количество детей (единицы) – человек |
|||||||||
Высокий уровень - от 13 - 15 баллов |
|||||||||
Средний уровень – от 9 - 12 баллов |
|||||||||
Низкий уровень – от 5 - 8 баллов |
|||||||||
Общее количество детей (процентное содержание) – 100 % |
|||||||||
Высокий уровень - от 13 - 15 баллов |
|||||||||
Средний уровень – от 9 - 12 баллов |
|||||||||
Низкий уровень – от 5 - 8 баллов |
КАРТОТЕКА ИГР
Настольно-печатные
Веселая геометрия
Все работы хороши
Домино «Обитатели моря»
Знаю все профессии
Логический квадрат
Лото «Живая природа»
Лото «Птицы»
Лото «Растения-животные»
Малыш и фрукты
Малыш и цвет
Малыш и цифры
Наблюдательность
Найди одинаковый предмет
Одень куклу по сезону
Подбери по форме и размеру
Подбери по цвету
Признаки
Свойства
Сложи картинку
Фигуры
Четвертый лишний
Предметные и на развитие моторики
Кубики в картинках
Мозаика
Пирамидки
Шнуровка
Словесные
Когда это бывает?
Магазин
Мамы и детки
Отгадки и загадки
Подбери нужное слово
Угадай, кто сказал
Что изменилось?
«Пирамидки»
Цель:
Сенсорное воспитание. Учить детей складывать колечки пирамидки в нужном порядке (по возрастанию, по убыванию). Развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость, логическое мышление.
Ход игры:
Воспитатель просит ребенка собрать пирамидку в порядке от большого колечка к маленькому, затем наоборот. Ребенок учится сравнивать колечки по размеру и нанизывать их в нужном порядке. Для группы детей воспитатель проводит игру-соревнование.
Лото «Растения – животные»
Цель:
Воспитывать любовь к природе. Изучать растительный и животный мир. Развивать внимание, память, интеллектуальные способности, расширять кругозор.
Ход игры:
Игра рассчитана на 2-6 человек. Продолжительность игры не более 30 минут. Участникам игры раздаются карточки. Фишки складываются в мешочек и перемешиваются. Ведущий (воспитатель) достает из мешка по одной фишке и показывает игрокам. Игроки накрывают совпавший рисунок на своей карточке. Выигрывает тот, кто первым и без ошибок накрыл фишками все картинки.
«Сложи картинку»
Цель:
Воспитывать умение мыслить логически. Учить анализировать элементарную контурную схему. Развивать мышление, внимание, мелкую моторику.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям собрать разные картинки. Малыши конструируют, а воспитатель наблюдает за правильностью действия.
«Малыш и фигуры»
Цель:
Воспитывать аккуратность, сообразительность, усидчивость, внимательность. Формировать понятие формы и свойства предметов. Развивать память, внимание, мышление, воображение.
Ход игры:
Играть можно с 1-3 детьми. Игра начинается с большой карточки. К ней по смыслу присоединяются маленькие. Нужно стараться, чтобы ребенок комментировал свои действия.
«Найди картинку «Разноцветный мир»
Цель:
Воспитывать усидчивость, аккуратность. Учить находить заданную картинку среди множества. Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление.
Ход игры:
Воспитатель выкладывает 3 карточки цветными картинками вверх, например, с изображением розы, автобуса и бабочки. Воспитатель просит найти картинку с изображением бабочки. Воспитатель проговаривает с детьми, какого цвета этот предмет, как он выглядит, для чего необходим.
«Собери предмет «Разноцветный мир»
Цель:
Воспитывать интерес к игре. Учить собирать из двух частей целое изображение какого-либо предмета. Развивать мелкую моторику, логическое мышление, внимание.
Ход игры:
Воспитатель выкладывает перед ребенком три пары карточек картинками вверх, на которых изображены части одноцветных предметов, например, гриб, машина, черепаха. Воспитатель просит собрать картинку с изображением одного из предметов, например, гриба, и проговаривает с детьми как выглядит это предмет, для чего он необходим.
«Свойства»
Цель:
Воспитывать инициативность. Учить сравнивать и классифицировать предметы и явления. Формировать умение выделять существенные связи между предметами и явлениями. Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Ход игры:
Игра начинается с большой карточки. Нужно дать ребенку на выбор 2-3 карточки, чтобы он подобрал по 4 картинки к каждой карточке. Воспитатель ставит цель перед детьми – комментировать свои действия. Это способствует развитию речи и логики ребенка. С группой малышей – игра-соревнование.
«Подбери по цвету»
Цель:
Сенсорное воспитание.
Учить выделять цвет предмета, как его признак. Учить отличать признаки друг от друга. Развивать интеллектуальные способности.
Ход игры:
Ребята, мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток и игрушки. Воспитатель показывает карточки с разными предметами и просит рассказать об изображенном предмете, их отличии. Подчеркивает, что предметы отличаются по цвету. А теперь подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика. Положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна. Воспитатель прикладывает поочередно машину к красной и синей клеточке и спрашивает, на какой из них машина спряталась. Затем дети выполняют задание.
«Найди одинаковые предметы»
Цель:
Сенсорное воспитание. Учить находить и соединять карточки, на которых изображены карточки одного назначения, но разного цвета и вида. Развивать интеллектуальные способности.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает картинками вверх 3 пары карточек, на которых изображены предметы с одинаковыми названиями, но разного цвета. Воспитатель предлагает детям соединить 2 карточки , на которых нарисованы предметы одного назначения, но разные по цвету. Ребенок рассказывает, какого цвета каждый предмет, для чего он нужен, где его можно встретить. После чего переворачивает цветные карточки и пробует собрать из него целый одноцветный предмет.
«Все работы хороши»
Цель:
Воспитывать интерес к профессии. Учить различать виды профессий по признакам, узнавать предметы труда. Развивать внимание, память, быстроту реакции, кругозор.
Ход игры:
Большие карты воспитатель раздает всем поровну (8 человек). Маленькие карточки перемешивает и оставляет у себя. Затем он показывает детям по одной карточке и спрашивает, например: «Что это? Кому это нужно для работы?» Ребенок отвечает: «Это букварь. Он нужен учителю». Затем он закрывает этой карточкой картинку на своей большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не подберут по 4 картинки к своим картам. Выигрывает тот, кто сделал это первым.
«Подбери по форме и размеру»
Цель:
Развивать умение логически мыслить. Учить различать геометрические фигуры, сравнивать окружающие предметы по форме. Развивать мелкую моторику, внимание.
Ход игры:
Ребенок рассматривает каждую фигуру, обводит ее пальчиком, четко произносит название. Воспитатель: «Смотрите, здесь изображен круг, а рядом пустые клеточки. Давайте найдем карточки, на которых изображен круг. Выберите среди них самый большой, и закройте пустую клеточку. Затем – поменьше». «А вот арбуз. По форме он напоминает круг. Найдите еще карточки, на которых круглые предметы».
«Лото «Живая природа»
Цель:
Экологическое воспитание. Учить различать разные группы растений, сопоставлять цифру на жетоне и количество кружочков на карточке, подбирать карточки с одинаковыми растениями. Развивать мышление, воображение, память.
Ход игры:
Воспитатель перемешивает карточки и раздает их детям – всем поровну. Первый игрок берет жетон и сравнивает количество черных точек в ячейках карточки с цифрой на жетоне. Затем ребенок выкладывает жетон не свою карточку. И так все по очереди. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут заполнены жетонами.
«Признаки»
Цель:
Воспитывать инициативность. Учить классифицировать предметы по определенному признаку. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Ход игры:
Играть можно индивидуально и с группой детей. Игра начинается с большой карточки, к которой нужно присоединить 4 маленькие карточки, подходящие по смыслу. Воспитатель следит, чтобы ребенок комментировал свои действия во время игры. Количество больших карточек нужно увеличивать постепенно, воспитывая в ребенке усидчивость и внимательность.
Перепелкина Елена Валентиновна
Вострикова Светлана Юрьевна
Вострикова Светлана Юрьевна
Вострикова Светлана Юрьевна