Методическая разработка «Система работы по познавательному развитию детей 4-5 лет»

5
4
Материал опубликован 2 October 2017 в группе

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок»

г.Мичуринска Тамбовской области

Методическая разработка

«Система работы по познавательному развитию детей 4-5 лет»

Аннотация

В данной методической разработке представлена система работы по познавательному развитию детей 4-5 лет, апробированная на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок» г. Мичуринска Тамбовской области. Ее использование поможет воспитателям организовать образовательное пространство кружка, самостоятельную и совместную деятельность воспитанников с педагогами, предметную среду, разработать комплексно-тематическое планирование, технологические и диагностические карты.

Содержание

Пояснительная записка

 

Цель и задачи

 

Методическое обеспечение

 

Основная часть

 

Литература

 

Приложение

 

I.Пояснительная записка

Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, образование в дошкольном образовательном учреждении рассматривается как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Познавательный интерес – это активная избирательная направленность личности к окружающему миру. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает его как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить.

Современный ребёнок 4-5 лет демонстрирует низкую познавательную активность, как следствие, планируемый воспитателем результатне достигается:

отсутствие у детей интереса к познанию

отсутствие у детей творческих способностей

не проявляет инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности.

В основном в работе воспитатель должен желать и уметь работать с детьми. Чтобы достигнуть результатов, необходимо создание условий, системы кружковой деятельности, мониторинга, сотрудничества с родителями.

II. Цель и задачи

Цель: развитие психических процессов (восприятия, мышления, памяти, воображения, речи) через формирование познавательных действий и активности.

Задачи:

формирование познавательных действий, становление сознания;

формирование первичных представлений о себе, других людях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (размере, материале, числе, цвете и др.)

развитие психических процессов

развитие творческих способностей

развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

III. Методическое и дидактическое обеспечение

Технология Воскобовича

Рабочие тетради. Наглядно – дидактические пособия

Мир в картинках. Автомобильный транспорт

Мир в картинках. Деревья и листья. Листья и плоды

Мир в картинках. Домашние животные. Детеныши домашних животных

Мир в картинках. Насекомые

Мир в картинках. Овощи. Фрукты

Мир в картинках. Инструменты

Мир в картинках. Посуда

Мир в картинках. Цветы

Мир в картинках. Ягоды

Мир в картинках. Одежда. Головные уборы

Мир в картинках. Хлеб

Мир в картинках. Виды спорта

Мир в картинках. Грибы

Дидактические игры

«Цифры»

«Счет»

«Геометрически фигуры»

«Цвет. Форма. Размер»

II. Основная часть

Организация режима реализации

Организация реализации системы работы по познавательному развитию осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Организованная образовательнаядеятель

Кружковая деятельность

Индивидуальная

Подгрупповая

Занятия проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность занятий 20 минут (в соответствии с требованиями СанПиН). Кружковые занятия проводятся двараза в неделю.

Календарно-тематическое планирование

Вид занятий

Количество занятий в год

Непосредственно образовательная деятельность

( в соответствии с программой)

«Познание. ФЭМП»

18

«Познание»

18

Всего (общее количество)

36

Кружковая деятельность

«Я познаю мир»

36

Кружковая деятельность построен на комплексно-тематическом планировании

Комплексно-тематическое планирование кружка

«Я познаю мир. Раздел «Архимедик»

Месяц

Название занятия

Программное содержание

1

2

3

 

1.«Счёт до 5. Геометрические фигуры»

Продолжать учить считать в пределах 5.

 

Месяц

Название занятия

Программное содержание

1

2

3

сентябрь

 

Закреплять знание геометрических фигур. Совершенствовать навыки сравнивания двух предметов по заданию, обозначать результаты сравнения словами.

2. «Установление соответствия между числом и количеством предметов»

Учить соотносить цифру с количеством предметов.Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, длине.

октябрь

3. «Знакомство с цифрой «1». Слева, справа, посередине»

Познакомить с числом и цифрой 1.Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине.

4. «Знакомство с цифрой «2». Вчера, сегодня, завтра»

Познакомить с числом и цифрой 2.Формировать временные представления: вчера, сегодня, завтра

ноябрь

5. «Знакомство с цифрой «3». Времена года, месяцы»

Познакомить с числом и цифрой 3.Формировать временные представления о количестве времен года, месяцев в году.

6. «Состав чисел «2», «3»

Дать представление о составе числа. Познакомить с составом числа 2, 3. Совершенствовать навыки сравнивания двух предметов по заданию

 

Месяц

Название занятия

Программное содержание

1

2

3

декабрь

7. «Знакомство с цифрой «4».Большой, поменьше, самый маленький»

Познакомить с числом и цифрой 4.Формировать умения сравнивать предметы по размеру путем накладывания шаблонов друг на друга.

8. «Состав числа «4».Далеко, близко»

Познакомить с составом числа 4. Формировать навыки счета до 10. Формировать пространственные представления: далеко, близко.

январь

9. «Знакомство с цифрой «5». Вчера, сегодня, завтра»

Познакомить с числом и цифрой 5. Формировать временные представления: вчера, сегодня, завтра.

10.«Состав числа «5».Вчера, сегодня, завтра»

Познакомить с составом числа 5. Продолжать учить считать до 10. Формировать временные представления: вчера, сегодня, завтра.

февраль

11.«Закрепление чисел и цифр от «1-5». Ориентировка на листе бумаги»

Закрепить знание цифр и чисел от 1-5.Формировать умения ориентироваться на листе бумаги. Закрепить знание понятий: слева-справа, в центре, вверху-внизу.

12. «Закрепление знаний порядкового счета до «10».

Закрепить знание цифр и чисел от 1-5.Продолжать учить

 

Месяц

Название занятия

Программное содержание

1

2

3

 

Закрепление знаний геометрических фигур»

цифру с количеством предметов. Продолжать учить считать до 10. Закреплять знание геометрических фигур

март

13.«Число «0». Закрепление понятий широкий, поуже, ещё уже, самый узкий»

Познакомить с числом 0.Продолжать учить сравнить предметы между собой.Закрепить знание понятий: широкий-узкий.

14.«Получение числа путём прибавления 1. Закрепление понятий: слева, посередине, справа»

Формировать умения получать число путем прибавления одного предмета к нескольким.

Закрепить знание понятий: слева-посередине-справа.

апрель

15. «Получение числа путём прибавления 1. Закрепление знаний геометрических фигур».

Формировать умения получать число путем прибавления одного предмета к нескольким.

Закреплять знание геометрических фигур

16.«Получение числа путём вычитания 1. Ориентировка в пространстве»

Формировать умения получать число путем вычитания одного предмета от нескольких.

Формировать умения ориентироваться в пространстве.

май

17.«Получение числа путём вычитания 1. Ориентировка на листе бумаги»

Формировать умения получать число путем вычитания одного предмета от нескольких.

Формировать умения

Месяц

Название занятия

Программное содержание

1

2

3

май

 

ориентироваться на листе бумаги.

18.«Обобщающие.Решение задач»

Закрепить навыки счета до 10.

Учить решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закрепить навыки ориентировки в пространстве, времени.

«Я познаю мир. Раздел «Исследователи»

Месяц

Название занятия

Программное содержание

1

2

3

сентябрь

1.«Песочная страна»

Воспитывать дружеское отношение в детском саду. Формировать представление о песке, как об объекте неживой природы, его свойствах.

2.«Сад – огород»

Воспитывать интерес к окружающему миру. Закреплять в сознании детей обобщающие понятия «овощи» и «фрукты». Формировать представления о различных овощах и фруктах, о их пользе для человека.

 

3. «Великий невидимка воздух»

Воспитывать культуру общения. Способствовать обогащению и закреплению знаний о свойствах воздуха. Развивать навыки

 

Месяц

Название занятия

Программное содержание

1

2

3

октябрь

 

сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности

4. «Откуда хлеб на стол пришел»

Воспитывать уважение к труду людей и к хлебу. Формировать представления детей о том, что хлеб – это одиниз главных продуктов питания в России. Познакомить детей с трудов хлеборобов.

ноябрь

5. «Удивительные свойства воздуха»

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха. Развивать мышление, речь, интерес к познавательной деятельности.

6. «История транспорта»

Воспитывать интерес к окружающей действительности. Учить детей сравнивать различные виды транспорта, находить различия и общее, классифицировать транспорт на наземный, водный, воздушный. Развивать речь, мышление.

декабрь

7. «Волшебное зеркало»

Воспитывать доброжелательность. Через практическую деятельность познакомить с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.

 

Месяц

Название занятия

Программное содержание

1

2

3

декабрь

8.«Богатыри земли русской»

Воспитывать интерес к истории России. Закрепить знания названий элементов костюма и оружия русского богатыря. Развивать умение работать в группах и решать сообща проблемные задачи.

январь

9.«Откуда берется звук»

Воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща. Способствовать накоплению знаний о свойствах звука. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.

10. «Творческий проект «Тайны куриного яичка»

Воспитывать интерес к занятию. Познакомить со строением и свойствами куриного яичка. Развивать творчество, любознательность.

февраль

11. «Необыкновенный мир магнитов»

Воспитывать интерес к занятию. Формировать представление о свойствах магнита. Развивать умения приобретать знания посредством практических опытов.

12.«Снег и лед»

Воспитывать интерес к занятии. Познакомить с физическими свойствами снега и льда.

 

Месяц

Название занятия

Программное содержание

1

2

3

март

13.«Проект «Почему мороженое приносит радость»

Воспитывать интерес к мороженому. Познакомить с историей возникновения лакомства. Развивать наблюдательность, вкусовые качества.

14. «Царство трех ветров»

Воспитывать культуру общения. Способствовать обогащению и закреплению знаний о ветре. Развивать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности

апрель

15.«Волшебные слова»

Воспитывать внимание. Способствовать накоплению знаний о словах. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.

16.«Удивительные рыбки»

Воспитывать интерес к занятию. Познакомить с миром рыб, их разнообразием. Развивать фантазию, творческое восприятие.

май

17.«Вот я какой»

Воспитывать бережное отношение к своему организму. Закрепить знания о внешнем строении организма, о функциях внутренних органов. Развивать интерес к познанию своего тела.

 

18.«Бумажная страна»

Воспитывать интерес к занятию.

 

Месяц

Название занятия

Программное содержание

1

2

3

   

Формировать знания о бумаге, разных её видах, качествах и свойствах. Развивать умения устанавливать причинно- следственные связи между качеством бумаги и её назначением.

Организация предметно-развивающего пространства

Для реализации методической разработки используется помещение групповой комнаты: рабочая зона - для проведения организованной образовательной деятельности и кружковой деятельности; активная зона – для самостоятельной деятельности воспитанников и совместной деятельности педагога с детьми.Для полноценной самостоятельной деятельности детей созданы центры активности, оснащение в них меняется в соответствии с тематическим планированием.

Центр математики

Оборудование: дидактические игры на ознакомление с понятиями времени, количества, числа, размера; дидактические игры на развитие логики и аналитико-синтетического мышления; игры на развитие классификации, счетный и сенсорный материал, «Танграм», «Сложи узор», «Собери картинку».Карточки с заданиями на развитие логического мышления, развивающие прописи.

Центр познания

Оборудование: бумага различных видов, дерево, песок, глина, перышки, пипетки, линейки, нитки, краски, мерные емкости, стаканчики, контейнеры, лупы; алгоритмы проведения опытов, картотеки опытов и экспериментов, познавательная литература, энциклопедии; дидактические игры о свойствах

 

предметов, их использовании; атласы, карты, глобус, весы.

Работа с родителями

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения просто необходимо. Предполагается следующая работа:

Знакомство родителей с задачами образовательного процесса и кружка «Я познаю мир»

Проведение консультаций по запросу родителей

Тематические материалы в папках «Что должен знать ребенок о времени», «Мой ребенок – исследователь», «Как знакомить ребенка с цифрами», «Как научить ребенка исследовать предмет», « «Геометрически фигуры – какие они», «Цвет. Форма. Размер» и др.

Выставки дидактических игр

Просмотры кружковых занятий

Знакомство с результатами мониторинга;

В информационном уголке ознакомление родителей с содержанием занятий кружка «Я познаю мир»

Консультации по подбору развивающих дидактических игр для детей 4 - 5 лет

Система мониторинга

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. У педагога должно быть наличие информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребёнка.

Обработка полученных данных

В процессе обсуждения представленных данных группа специалистов делает выводы о соответствии совокупности мониторинговых индикаторов одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей): высокому, среднему, низкому. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов.

Низкий уровень – 1 балл

Средний уровень – 2 балла

Высокий уровень – 3 балла

Расчитывание количественного и качественного уровня освоения образовательных областей

Количественный уровень:

Количество детей, получивших (в соответствии с баллами) высокий уровень развития + количество детей, получивших (в соответствии с баллами) средний

уровень развития Х 100 % - общее количество обследуемых детей.

Качественный уровень:

Количество детей, получивших (в соответствии с баллами) высокий уровень развития Х 100 % - общее количество обследуемых детей

Периодичность диагностического исследования – 2 раза в год (октябрь, апрель)

Литература

1.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников, - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

3.Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: -М.: ТЦ Сфера, 2004.

4.Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.

5.Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: Планы занятий.- М.; Мозаика-Синтез, 2006­-2010.

6. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

6.Шорыгина Г.А. «Какие месяцы в году». – М.: и. Гном и Д, 2000

7.Шорыгина Г.А. «Деревья, какие они». – М.: и. Гном и Д, 2000

8. Шорыгина Г.А. «Какие звери в лесу». – М.: и. Гном и Д, 2000

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

.

Конспекты

1

Программное содержание. Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько.Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Дорожка из бумаги, корзинка, макет поляны.

Раздаточный материал. Грибы, бумажные осенние листья, большие и маленькие шишки.

Методические указания

Игровая ситуация «Путешествие в осенний лес» (занятие можно провести на прогулке).

1 часть. Воспитатель предлагает детям поехать в осенний лес. Уточняет время года и его характерные признаки.Обращает внимание детей на корзину с грибами и спрашивает: «Сколько корзинок? Сколько грибов в корзинке?»Дети берут по одному грибочку. Воспитатель выясняет: «Сколько грибов вы взяли?»Воспитатель предлагает детям поставить свои грибы на полянку и уточняет: «Сколько грибов стало на полянке?»

Затем обращает внимание детей на разбросанные на дорожке осенние листья: «Сколько листочков на дорожке? Принесите к своему грибочку по листочку. Что можно сказать о количестве листочков и грибочков? (воспитатель побуждает детей использовать в речи знакомые выражения, обозначающие равенство: поровну столько – сколько). Как еще можно расположить грибочки и листочки, чтобы было видно, что их одинаковое количество?» (можно поставит каждый грибочек на листочек, или листочком накрыть каждый грибочек). Дети располагают предметы одним из способов (по договоренности).

2 часть.Игровое упражнение «Найди пару».Дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает: «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару – маленькую шишку. Попробуйте спрятать в ладошках большую (маленькую) шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую – в левую. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой?»(маленькая шишка меньше большой шишки).Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой?» (большая шишка больше маленькой шишки).

3 часть.Игра «Что где находится».Воспитатель предлагает детям рассказать о том, какие предметы они видят вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

 

2

Программное содержание

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставлении пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько - сколько.Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь).

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Игрушки: Винни-Пух, Пятачок, Кролик, 2 коробки, красные и синие кубы (по количеству детей), сюжетные картинки с изображением разных частей суток.

Раздаточный материал. Кубы и треугольные призмы (по 5 шт. для каждого ребёнка).

Методические указания

Игровая ситуация «В гостях у Кролика».

1 часть.Игровое упражнение «Положим кубы в коробку».

На столе разноцветные кубы. Воспитатель говорит детям: «Винни-Пух и Пятачок собираются в гости к Кролику. Как вы думаете, во что они могут поиграть? (Ответы детей). Давайте соберем все кубы. Какого цвета кубы? Как узнать, поровну ли красных и синих кубов? На каждый красный куб поставьте синий куб. Что можно сказать о количестве красных и синих кубов? Возьмите по одному красному или синему кубу и разложите их в две коробки так, что бы в одной были все красные, а в другой синие кубы».

2 часть.Игровое упражнение «Построим домики».

У детей на столах по 5 кубов и 4 призмы. Кролик просит детей помочь ему построить домики. Он спрашивает: «Что нам понадобиться для строительства домиков? Какие фигуры есть у вас на столах? Предлагает расставить все кубы в ряд. Что нужно положить на кубы, что бы получился дом? (крышу)

Дети находят фигуры, похожие на крыши, и достраивают дома.

«У всех ли домиков есть крыша?» - спрашивает Кролик.

Дети вместе с воспитателем обсуждают способ уравнивания предметов и достраивают один домик.

3 часть.Игровое упражнение «Поможем Вини-Пуху разложить картинки».

Воспитатель по очереди показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток и спрашивает: «Кто изображён на картинке? Что делают дети, нарисованные на картинке? Когда это бывает?» Дети последовательно расставляют картинки (утро, день, вечер, ночь).

 

3

Программное содержание. Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже.Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Два клоуна, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету, пространственному расположению; 5 – 7 воздушных шаров разного цвета, красная и синяя лента разной длины, 2 дощечки разной ширины, фланелеграф.

Раздаточный материал.Двухполосные счетные карточки, карточки с изображением воздушных шаров синего и красного цветов (по 5 шт. для каждого ребенка), звездочки.

Методические указания

Игровая ситуация «К нам приехал цирк».

1 часть.Игровое упражнение « Найди отличия».

В гости к детям «приходят» клоуны, у которых элементы костюмов отличаются по форме, цвету, пространственному расположению. Они просят ребят угадать, чем отличаются их костюмы.

2 часть. Клоуны «играют» с воздушными шариками.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько шариков у клоунов? Какого они цвета?»Воспитатель предлагает на верхнюю полоску карточки выложить все картинки с синими шариками, а на нижнюю – все картинки с красными шариками.После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько синих шариков? Сколько красных шариков? Шариков, какого цвета больше (меньше)? Как сделать так, чтобы синих и красных шариков стало поровну? (Дети уравнивают количество шариков одним из выбранных способов.) Что можно сказать о количестве синих и красных шариков?»

3 часть.Игровое упражнение «Сравним ленты».

Клоуны «показывают» упражнение с лентами.Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленты у клоуна? Одинаковые ли они по длине? Как это можно узнать?»Воспитатель вместе с детьми располагает ленты на фланелеграфе друг под другом, предлагает показать длину (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей лентой? Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной лентой?»

4 часть.Игровое упражнение «Перепрыгнем через дощечки».

Воспитатель показывает детям дощечки и выясняет, одинаковые ли они по ширине или нет. Просит показать широкую (узкую) дощечку и предлагает перепрыгнуть через дощечки.

В конце занятия клоуны дарят ребятам звёздочки.

 

«Почему мороженое приносит радость»

Программное содержание:

Расширять знания детей о мороженом. Познакомить детей с питательными свойствами и видами мороженого. Закрепить с детьми умения из квадрата вырезать круг. Развивать познавательный интерес и расширять кругозор детей посредством поиска новой информации о мороженом.

Методическое обеспечение: Картинки с изображениями разных видов мороженого, семы выполнения работы, конус из гофрированного картона, квадраты из бархатной бумаги, клей, кисточки, ножницы, манка, компьютер.

Ход:

- Ребята, послушайте загадку, которую я вам загадаю?

Я в стаканчике, рожке, вкусное и нежное. Сделано на молоке, чаще белоснежное. В морозилках проживаю, а на солнце сразу таю.

- Верно, это мороженое! А вы любите мороженое? Как вы думаете, из чего делают мороженое?

- Правильно, из молока. Мороженое – очень древнее лакомство. О нем говорят много, особенно летом. В честь него организовываются конкурсы и праздники. Его любят и взрослые и дети, причем, достоверно неизвестно, кто больше. Его называют зимней сказкой, молочной радостью, охлажденным счастьем, ведь для счастья его действительно нужно совсем немного – один стаканчик. Мороженое – это продукт, который состоит из замороженной смеси молока, сливок, сухого или сгущенного молока, сахара, разных вкусовых и ароматических веществ, стабилизаторов и воздуха. Мороженое бывает разного цвета и формы. В нем много питательных веществ. А еще мороженое бывает разных видов. При продаже мороженого в кафе, ресторанах и т. п., его часто украшают кусочками фруктов и ягод, шоколадом, вафлями, поливают сиропом, посыпают шоколадной или ореховой крошкой. Из мороженого также изготавливают молочные коктейли, добавляя в него молоко и сироп и, взбивая получившуюся смесь в миксере.

- Давайте мы с вами для наших игрушек сделаем мороженое и угостим их?

Продуктивная деятельность

 

«Песочная страна»

Программное содержание:

формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах

развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы

познакомить со способом изготовле­ния рисунка из песка

развивать познавательную активность

Материалы: песок, лупы, трубочки от коктейля, песочные наборы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня я вам хочу вам загадать новую загадку:

Он у реки – на берегу,

В реке, но не вода

И босиком я по нему бегу,

И строю замки, города.

Воспитатель: Ребята давайте с вами посмотрим на песок, какого он цвета,

Воспитатель: Песок – это природный материал, из него можно построить замки, башни и мосты, а ещё на песке можно отпечатать следы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, при помощи чего мы можем сделать следы?

Песочная терапия

Воспитатель: Что вы почувствовали? Какой песок?

Воспитатель: Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки?

Воспитатель: Прохладный он или тёплый, сухой или сырой? Как вы это определили?

Воспитатель: В какой песок легче входит палочка (мокрый или сухой).Как вы думаете почему? 

Воспитатель предлагает детям рассмотреть влажный песок через лупу

Воспитатель: Можно ли из песка лепить?

Воспитатель : Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка?

Воспитатель: Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Давайте поиграем с сухим песком.

Продуктивная деятельность

 

Диагностическая карта кружка «Я познаю мир»

1.Уровень представлений о предметном окружении (стране, предметах, разнообразном труде

2. Уровень представлений о природном окружении (сезонные изменения, животные и растительный мир)

3. Уровень сформированности первичных навыков экспериментирования и проектной деятельности

4. Уровень владения навыками счета; умения определять эталоны величины; геометрические фигуры

5. Уровень владения ориентировкой в пространстве, времени

п/

п

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

Колич-во

баллов

Общий уровень

1

               

2

               

3

               

4

               

5

               

6

               

7

               

8

               

9

               

10

               

11

               

12

               

13

               

14

               

15

               

16

               

17

               

18

               

19

               

20

               

Общее количество детей (единицы) – человек

 

Высокий уровень - от 13 - 15 баллов

 

Средний уровень – от 9 - 12 баллов

 

Низкий уровень – от 5 - 8 баллов

 

Общее количество детей (процентное содержание) – 100 %

Высокий уровень - от 13 - 15 баллов

 

Средний уровень – от 9 - 12 баллов

 

Низкий уровень – от 5 - 8 баллов

 

 

КАРТОТЕКА ИГР

Настольно-печатные

Веселая геометрия

Все работы хороши

Домино «Обитатели моря»

Знаю все профессии

Логический квадрат

Лото «Живая природа»

Лото «Птицы»

Лото «Растения-животные»

Малыш и фрукты

Малыш и цвет

Малыш и цифры

Наблюдательность

Найди одинаковый предмет

Одень куклу по сезону

Подбери по форме и размеру

Подбери по цвету

Признаки

Свойства

Сложи картинку

Фигуры

Четвертый лишний

Предметные и на развитие моторики

Кубики в картинках

Мозаика

Пирамидки

Шнуровка

Словесные

Когда это бывает?

Магазин

Мамы и детки

Отгадки и загадки

Подбери нужное слово

Угадай, кто сказал

Что изменилось?

 

«Пирамидки»

Цель:

Сенсорное воспитание. Учить детей складывать колечки пирамидки в нужном порядке (по возрастанию, по убыванию). Развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость, логическое мышление.

Ход игры:

Воспитатель просит ребенка собрать пирамидку в порядке от большого колечка к маленькому, затем наоборот. Ребенок учится сравнивать колечки по размеру и нанизывать их в нужном порядке. Для группы детей воспитатель проводит игру-соревнование.

Лото «Растения – животные»

Цель:

Воспитывать любовь к природе. Изучать растительный и животный мир. Развивать внимание, память, интеллектуальные способности, расширять кругозор.

Ход игры:

Игра рассчитана на 2-6 человек. Продолжительность игры не более 30 минут. Участникам игры раздаются карточки. Фишки складываются в мешочек и перемешиваются. Ведущий (воспитатель) достает из мешка по одной фишке и показывает игрокам. Игроки накрывают совпавший рисунок на своей карточке. Выигрывает тот, кто первым и без ошибок накрыл фишками все картинки.

«Сложи картинку»

Цель:

Воспитывать умение мыслить логически. Учить анализировать элементарную контурную схему. Развивать мышление, внимание, мелкую моторику.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям собрать разные картинки. Малыши конструируют, а воспитатель наблюдает за правильностью действия.

«Малыш и фигуры»

Цель:

Воспитывать аккуратность, сообразительность, усидчивость, внимательность. Формировать понятие формы и свойства предметов. Развивать память, внимание, мышление, воображение.

Ход игры:

Играть можно с 1-3 детьми. Игра начинается с большой карточки. К ней по смыслу присоединяются маленькие. Нужно стараться, чтобы ребенок комментировал свои действия.

«Найди картинку «Разноцветный мир»

Цель:

Воспитывать усидчивость, аккуратность. Учить находить заданную картинку среди множества. Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление.

Ход игры:

Воспитатель выкладывает 3 карточки цветными картинками вверх, например, с изображением розы, автобуса и бабочки. Воспитатель просит найти картинку с изображением бабочки. Воспитатель проговаривает с детьми, какого цвета этот предмет, как он выглядит, для чего необходим.

«Собери предмет «Разноцветный мир»

Цель:

Воспитывать интерес к игре. Учить собирать из двух частей целое изображение какого-либо предмета. Развивать мелкую моторику, логическое мышление, внимание.

Ход игры:

Воспитатель выкладывает перед ребенком три пары карточек картинками вверх, на которых изображены части одноцветных предметов, например, гриб, машина, черепаха. Воспитатель просит собрать картинку с изображением одного из предметов, например, гриба, и проговаривает с детьми как выглядит это предмет, для чего он необходим.

«Свойства»

Цель:

Воспитывать инициативность. Учить сравнивать и классифицировать предметы и явления. Формировать умение выделять существенные связи между предметами и явлениями. Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Ход игры:

Игра начинается с большой карточки. Нужно дать ребенку на выбор 2-3 карточки, чтобы он подобрал по 4 картинки к каждой карточке. Воспитатель ставит цель перед детьми – комментировать свои действия. Это способствует развитию речи и логики ребенка. С группой малышей – игра-соревнование.

 

«Подбери по цвету»

Цель:

Сенсорное воспитание.

Учить выделять цвет предмета, как его признак. Учить отличать признаки друг от друга. Развивать интеллектуальные способности.

Ход игры:

Ребята, мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток и игрушки. Воспитатель показывает карточки с разными предметами и просит рассказать об изображенном предмете, их отличии. Подчеркивает, что предметы отличаются по цвету. А теперь подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика. Положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна. Воспитатель прикладывает поочередно машину к красной и синей клеточке и спрашивает, на какой из них машина спряталась. Затем дети выполняют задание.

«Найди одинаковые предметы»

Цель:

Сенсорное воспитание. Учить находить и соединять карточки, на которых изображены карточки одного назначения, но разного цвета и вида. Развивать интеллектуальные способности.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает картинками вверх 3 пары карточек, на которых изображены предметы с одинаковыми названиями, но разного цвета. Воспитатель предлагает детям соединить 2 карточки , на которых нарисованы предметы одного назначения, но разные по цвету. Ребенок рассказывает, какого цвета каждый предмет, для чего он нужен, где его можно встретить. После чего переворачивает цветные карточки и пробует собрать из него целый одноцветный предмет.

«Все работы хороши»

Цель:

Воспитывать интерес к профессии. Учить различать виды профессий по признакам, узнавать предметы труда. Развивать внимание, память, быстроту реакции, кругозор.

Ход игры:

Большие карты воспитатель раздает всем поровну (8 человек). Маленькие карточки перемешивает и оставляет у себя. Затем он показывает детям по одной карточке и спрашивает, например: «Что это? Кому это нужно для работы?» Ребенок отвечает: «Это букварь. Он нужен учителю». Затем он закрывает этой карточкой картинку на своей большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не подберут по 4 картинки к своим картам. Выигрывает тот, кто сделал это первым.

«Подбери по форме и размеру»

Цель:

Развивать умение логически мыслить. Учить различать геометрические фигуры, сравнивать окружающие предметы по форме. Развивать мелкую моторику, внимание.

Ход игры:

Ребенок рассматривает каждую фигуру, обводит ее пальчиком, четко произносит название. Воспитатель: «Смотрите, здесь изображен круг, а рядом пустые клеточки. Давайте найдем карточки, на которых изображен круг. Выберите среди них самый большой, и закройте пустую клеточку. Затем – поменьше». «А вот арбуз. По форме он напоминает круг. Найдите еще карточки, на которых круглые предметы».

«Лото «Живая природа»

Цель:

Экологическое воспитание. Учить различать разные группы растений, сопоставлять цифру на жетоне и количество кружочков на карточке, подбирать карточки с одинаковыми растениями. Развивать мышление, воображение, память.

Ход игры:

Воспитатель перемешивает карточки и раздает их детям – всем поровну. Первый игрок берет жетон и сравнивает количество черных точек в ячейках карточки с цифрой на жетоне. Затем ребенок выкладывает жетон не свою карточку. И так все по очереди. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут заполнены жетонами.

«Признаки»

Цель:

Воспитывать инициативность. Учить классифицировать предметы по определенному признаку. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры:

Играть можно индивидуально и с группой детей. Игра начинается с большой карточки, к которой нужно присоединить 4 маленькие карточки, подходящие по смыслу. Воспитатель следит, чтобы ребенок комментировал свои действия во время игры. Количество больших карточек нужно увеличивать постепенно, воспитывая в ребенке усидчивость и внимательность.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Подробный материал, буду использовать!

2 October 2017

Большое спасибо!

9 October 2017

Большое спасибо!

9 October 2017

Большое спасибо!

9 October 2017

Похожие публикации