Методическая разработка развивающей игры своими руками по развитию мышления и познавательной активности для детей 6-7 лет «Логические задачки»
Методическая разработка развивающей игры своими руками по развитию мышления и познавательной активности для детей 6-7 лет «Логические задачки».
Автор: Болтова Е.И., педагог-психолог МБДОУ «ВЦРР – детский сад №1» станицы Вёшенской.
Описание: Данный материал может быть полезен психологам, воспитателям детского сада, работающим с детьми 6-7 лет, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: создание дидактического пособия для развития мышления и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: - Развивать логическое мышление.
- Формировать желание самостоятельно размышлять и находить верный ответ в логических задачах.
- Развивать любознательность, фантазию и речь.
Материалы и оборудование:
- пустая коробка из-под конфет
- листы картона
- альбомные листы
- фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага, скотч.
Назначение:
Дошкольники подготовительной группы, как правило, в этом возрасте осыпают взрослых вопросами. Им всё интересно: как, почему, зачем?
Чтобы к периоду поступления их в школу интерес не ослаб, а познавательная активность и логическое мышление было развитым, можно использовать игру «Логические задачки».
Пояснительная записка.
ФГОС ДО поставил перед педагогами дошкольного образования задачи в развитии дошкольников-выпускников, опираясь на целевые ориентиры. Работая в детском саду и занимаясь с детьми в подготовительной группе, я заметила некоторый спад в заинтересованности детей и их развитии познавательной активности. Возможно, это из-за изменения окружающего социума и информационного окружения, в котором находятся постоянно дети. Ведь, чтобы поиграть, теперь им не надо строить из кубиков, собирать из палочек и конструктора, придумывать и фантазировать, а достаточно нажать на кнопочку в планшете или телефоне, и игра сама создаёт возможности.
Но современное общество и образование ждут в школе развитых, общительных, заинтересованных и любопытных детей. ФГОС ДО поставил перед педагогами цель – создать условия для успешного развития дошкольников на всех возрастных этапах и приближение к целевым ориентирам. Эта игра «Логические задачки» помогает воспитанникам подготовительной группы развивать логическое мышление, восприятие, речь.
Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что здесь закладывается система психологических функций, в центре которой лежат познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление.
К концу дошкольного периода ребёнок начинает выполнять мыслительные действия со свойствами и связями предметов и явлений, которые выражены в понятиях и суждениях. Это свидетельствует о развитии логического мышления.
Переход к логическому мышлению дошкольников осуществляется с опорой на наглядно-образное мышление. Сначала ребёнок учится в словесной форме рассуждать о свойствах предмета с использованием образов и представлений, а потом с опорой на схематичное условное обозначение предметов, в которых нужные свойства лишь обозначаются условными знаками. Логическое мышление развивается на протяжении всего периода обучения ребёнка, но сензитивный период, более благоприятный для активного развития, начинается с 7 лет.
Мастер-класс по изготовлению игры.
На альбомных листах рисуем красочные картинки для задачек.
Приклеиваем каждую задачку к картонной карточке (лучше из белого картона, чтобы цвет не отвлекал детей).
На обратной стороне записываем задания и вопросы для каждой задачки, по которым вы будете беседовать с детьми.
Каждую карточку ламинируем скотчем для того, чтобы можно было многократно использовать и давать карточки в руки детям.
Коробку из-под конфет обклеиваем цветной бумагой и подписываем игру.
Методика проведения игры.
1 Вариант: педагог по своему усмотрению достаёт карточку из коробки и, показывая картинку детям, читает задание на обратной стороне. Воспитанникам даётся время на обдумывание ответа. Затем предлагается дать ответ, проводится обсуждение возможных вариантов, выбирается верный, обсуждаются недостатки других версий. В завершении педагог благодарит детей и мотивирует на следующую задачку.
2 Вариант: все карточки помещаются в «Волшебный мешочек» и достаются от туда детьми после решения и обсуждения ответа.
3 Вариант: Карточки в перевёрнутом положении выкладываются на столе, а ребёнок по-своему желанию выбирает ту или иную карточку, а затем рассматривают и решают задачку.
1. Как только груша падала с дерева, её начинал есть червяк.
Подумай, какая груша упала раньше всех?
Какая груша упала позже всех?
Почему?
2. Какого цвета свечку зажгли раньше?
Какую позже?
Какие свечки ещё горят?
Какие уже погасли?
3. Какого цвета матрац лежит ниже всех?
Какого цвета – выше всех?
Какой матрац положили раньше других?
Какой позже?
4. Кто прыгнул выше всех?
Кто - ниже всех?
Кто – дальше всех?
Кто прыгнул ближе всех?
5. Какого цвета футболки повесили раньше?
Почему?
А какие - позже?
6. На конверте с письмом чернила оказались нестойкие и адрес стёрся. Сможешь ли ты определить, из какого города послали письмо?
Куда пришло письмо?
Почему?
7. Незнайка, Буратино и Вини-Пух собрались на пикник и взяли с собой в дорогу банан, помидор и апельсин. Что взял каждый из них, если Незнайка взял не круглое, а Вини-Пух – не красное?
Литература:
Т.П.Трясорукова "Тренинг по развитию познавательных способностей дошкольников"
Феникс, Ростов-на-Дону
журнал "Развиваем логику дошкольников"
Творческих Вам успехов и любознательных воспитанников!
Ефимова Алла Ивановна
Грибанова Наиля Гадельжановна
Болтова Елена Ильинична
Карине Рафаеловна
Варшавская Наталья Владимировна
Таисия
Шабанова Алёна
Болтова Елена Ильинична
Янакова Ольга Александровна
Болтова Елена Ильинична