12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Степура Олимпиада Георгиевна17



МР Хангаласский улус

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
« Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов » 




«Система работы по развитию речи
в начальной школе
»

»






Выполнила : учитель начальных классов

МБОУ Мохсоголлохская СОШс УИОП

Степура Олимпиада Георгиевна






Мохсоголлох 2021







Введение

Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова и не получило навыка распоряжаться им в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка.

К.Д. Ушинский



Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно – в процессе своей речевой практики. Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств язык.

Научиться излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие их речевой деятельности.

Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьных дисциплин, создает предпосылки для активного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми навыками речевого поведения. Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках в начальных классах.

Предмет исследования – способы развития речевой деятельности младших школьников на уроках начальных классах.

Одним из видов контроля учителем своей работы по развитию письменной речи младших школьников являются как раз уроки, на которых дети связно выражают свои мысли в письменной форме, то есть создают текст, речевое произведение. Но на практике дети не всегда успешно справляются с такой работой. Сталкивается с трудностями и учитель.

Возникает противоречие: между низким уровнем развития речи учащихся, создающим проблемы в обучении, и необходимостью успешного овладения речевыми навыками в соответствии с государственными программами.

Это противоречие указывает на следующие проблемы:

1)  в среднем словарь учащихся младших классов беден;

2)  у младших школьников слабо развито критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль за выбором слов;

3)  ученики не умеют правильно распределять свое внимание между предметом высказывания и словесным оформлением мысли.

Для решения данных проблем была поставлена задача: разработать систему работы над обучающим сочинением в начальных классах и применять ее на практике.

В соответствии с поставленной задачей были определены цели:

изучить состояние проблемы в теории и на практике;

выявить роль и значение речевой деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Новизна опыта заключается в систематизации работы учителя начальных классов по развитию речи учащихся.


Глава 1 Формирование речевой деятельности младших школьников Проблемы формирования речевой деятельности

Человек совершенствует свою речь всю жизнь, овладевая богатством родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в формирование его речевой деятельности. Наиболее важными ступенями в овладении речью являются – дошкольный и школьный периоды. Рассмотрим развитие речи в младшем школьном возрасте. Современная периодизация психического развития младшего школьного возраста выделяет период от 6-7 до 9-11 лет.

Л.С. Выготский характеризует этот возраст как целостную динамическую структуру, которая не является суммой отдельных частей, а имеет центральное новообразование, которое и определяет все психические особенности ребенка шести-семи лет.

«Младший школьный возраст – период воспитания, накопления знаний, период освоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» – так характеризует этот возраст Н.С. Лейтес.

Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии ребенка

К семи годам, дети уже владеют основными важными средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного стиля. Дети овладевают языком через восприятие речи и говорение. Вот почему важно создать условия для успешного развития речи детей, для общения и выражения своих мыслей.

Каковы же условия успешного развития речи, для формирования речевых умений и навыков у детей?

Речь возникает из потребности высказываться, а высказывание человека порождаются определенными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи. «Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но и что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства».

Важным условием развития речи является создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи. Речевая среда – это речь родителей, друзей, художественная литература, средства массовой информации, речь учителя, учебники… Речь помогает ребёнку общаться и познавать мир.

Овладение речью – это способ познания действительности. Школьники хорошо расскажут или напишут только о том, что они хорошо знают: у него должен быть словарный запас знаний, необходимый материал по теме рассказа. Только тогда он сможет вынести из этого что-то существенное.

Однако, стихийно усвоенная речь нередко примитивна и не всегда правильна. К чему же следует стремиться ребенку? Какие требования следует выполнять для овладения грамотной речью?

Содержательность – говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь.

Логичность – умение не повторять одного и того же при переходе от одной части к другой.

Точность – умение передавать факты, чувства и наблюдения – выбирая подходящие языковые средства, передающие именно то, о чем хочет сказать ученик.

Выразительность – умение ярко, убедительно и сжато передавать мысль, воздействовать интонацией, настроением.

Ясность – доступность для тех к кому речь обращена.

Произносительная сторона речи – хорошая дикция, выговаривание звуков, владение интонацией, логическими ударениями, паузами.

Чистота – отсутствие слов-паразитов: ну, значит, так и пр., грубых просторечных слов и выражений.

Правильность – играет особенно большое значение для школы, соответствие литературным нормам языка.

Все это применимо к речи младших школьников и должно соблюдаться в процессе ее развития. Некоторые важные аспекты овладения речью могут быть усвоены только под руководством учителя, в процессе учебной деятельности.

Следовательно, развитие речи педагогический процесс, имеющий целью формирование у обучаемых навыков практического владения литературным национальным языком.

1.2 Виды речевой деятельности, их взаимосвязь

Понятие «виды речевой деятельности» в сущности, можно отнести как к методическому, так и к психологическому. Ведь обучение чтению, письму, письменной и устной речи - это по сути формирование специфических речевых навыков и основанных на них речевых или коммуникативно-речевых умений, которые позволяют ребёнку органично развиваться и становиться полноценным членом общества.

Как правило, выделяется четыре основных вида речевой деятельности:

чтение и аудирование (слушание); они объединяются под названием рецептивных видов речевой деятельности и связаны с восприятием чужой речи на слух, либо зрительно;

устная речь и письмо (эти два вида речевой деятельности обычно называются продуктивными и связаны с созданием собственного высказывания в устной или письменной форме (письменная речь)).

Говорить и слышать умеет любой ребенок. Какую же задачу ставит перед собой педагог, говоря о "развитии речи". И здесь на первое место выходит развитие умения слушать, определять коммуникативную задачу (чего я хочу добиться), осознавать свою речь, делать ее произвольной и уметь адекватно подбирать языковые или речевые средства для достижения поставленных целей.

Практика показывает, что современные технологии развития всех видов речи должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов. Необходимо так же уделять равноценное внимание всем видам речевой деятельности, учитывая их тесную взаимосвязь. Так, недооценка работы по формированию фонематического слуха порождает множество ошибок в письме, является предпосылкой к появлению дисграфии; плохо читающий ребёнок вряд- ли будет успешен в овладении письменной речью.

Невозможно совершенно отдельно и бессвязно "работать над чтением" или "письмом", как и над устной речью и аудированием. В голове ученика они неразрывны и все равно соединятся, как бы мы их ни преподавали.

Обучение чтению, письму, устной речи и аудированию может и должно вестись на всех уроках. Возьмём математический текст – это текст особого рода, со своим языком. Часто даже старшеклассники не могут решить задачу только потому, что они не умеют правильно ее прочитать и понять, осмыслить. То же верно для биологии, химии, истории и всех других предметов.

Не вызывает сомнений тот факт, что полноценное обучение видам речевой деятельности - главное условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области.

Глава 2 Современные технологии развития речи учащихся начальной школы, применяемые на уроках в условиях реализации ФГОС.

Язык усваивается ребёнком естественным образом в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно. Развитие всех видов речи должно носить системный, произвольный характер ,как при изучении предметных дисциплин, так и во внеурочное время. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а следовательно невозможно и успешное развитие речи учащихся. Первое условие – потребность детей высказываться, второе – о чём нужно сказать, т. е. наличие содержания; третье – создание благоприятной речевой среды.

Современная методическая литература предлагает нам самые разнообразные технологии, направленные на всестороннее развитие речи учащихся. Не секрет, что однообразие видов работы создаёт скуку на уроках., не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, учитель наряду с традиционными подходами должен применять более творческие, креативные виды работ по развитию речи, активно применяя ИКТ.

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению (образование “длиною в жизнь”). Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс дает возможность современным детям идти в ногу со временем, а также делает обучение более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.

Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип — принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.

Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. Во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

Для обозначения темы

Как сопровождение объяснения учителя

Как информационно-обучающее пособие

Для контроля знаний

Для организации проектной деятельности младших школьников.

Систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить процесс, делает его выразительным. В использовании ИКТ учителем можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью,– вот основное содержание уроков по развитию речи.

С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять 3 направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень); работа над связной речью на уровне текстов. Выглядит логичным начинать работу по развитию речи младших школьников с лексического уровяе.

Вот основные виды словарной работы:

показ самого предмета или его изображения;

подбор антонимов, синонимов или описательных оборотов к слову;

составление словосочетаний и предложений с трудными, новыми словами;

объяснение и прочтение трудных слов до первичного чтения;

поиск непонятных слов учащимися в толковых словарях, в сети Интернет;

этимологический анализ или этимологическая справка;

нахождение трудных, непонятных слов учащимися во время первичного чтения учителем и подчеркивание их в тексте, а в дальнейшем их коллективный разбор;

использование ребусов, кроссвордов, чайнвордов;

составление логической цепочки слов.

Систематическая, кропотливая работа над словом способствует обогащению, уточнению, активизации словаря, устранению нелитературных слов, позволяет плавно перейти к работе над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень):

построение предложений по образцу;

построение предложений на основе усвоенных закономерностей, определённых правил;

творческое построение упражнений без опоры на образец либо определённую конструкцию;

выделение словосочетаний из предложения;

установление связей между словами с помощью вопросов;

составление самостоятельных словосочетаний.

При работе над словом и предложением очень эффективна методика скороговорения.

Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произнесение слов. Скороговорки развивают артикуляцию, формируют навык чёткого произношения звуков, умение пользоваться силой голоса, интонационными средствами, а также приобщают детей к устному народному творчеству.

Формы работы со скороговоркой могут быть различными:

проговаривание скороговорок в разном темпе с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно…);

проговаривание, сопровождаемое определенными действиями (хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…);

импровизационная инсценировка скороговорок;

создание скороговорных приветствий;

конкурс на звание чемпионов по скороговоркам;

письмо скороговорок по памяти.

Интересны и другие виды заданий:

доскажи пословицу;

вместо точек вставь названия животных;

соотнеси пословицу и картинку;

составь пословицу;

«Кто больше?»(вспомнить пословицу на определённую тему).

Богатый материал для развития речи содержат в себе загадки. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает к чёткой логике, обогащает их словарный запас, учит выделять основные свойства, признаки предметов, воспитывает любовь к русской словесности, народному творчеству.

Приёмы работы с загадками очень разнообразны:

звуковой анализ отгадок;

подбор педагогом загадок так, чтобы слова- отгадки объединяла одна орфограмма;

отгадывание кроссвордов из загадок;

сочинение загадок;

словарная работа(тематические загадки о временах года, животных ит.д.) ;

определение темы урока с помощью загадок.

Переходя к третьему уровню развития речи, собственно к технологиям развития связной речи, необходимо помнить о непременном условии работы над любым видом текста - осмысленное восприятие и чтение материала.

Преодолеть механическое чтение, научить вдумчиво относиться к содержанию произведений во многом помогают различные виды пересказов:

полный и сжатый пересказы;

пересказ по плану;

творческий пересказ от лица литературного персонажа;

пересказ с элементами сочинения, додумывания своей концовки произведения,

выборочный пересказ,

а также пересказ по ролям с инсценированием;

заучивание текстов наизусть.

Развитию способности аналитического мышления, навыка осмысленного восприятия произведений способствуют такие виды упражнений, как:

самостоятельное озаглавливание текста;

составления плана текста;

создание текста по предложенному заголовку;

анализ и корректировка текста с нарушенным порядком предложений;

нахождение в тексте смысловых пропусков;

корректировка текстов, в которых допущены нарушения культуры речи;

Развитию же творческого, образного мышления, умению рассуждать логически, чётко, ёмко, кратко и выразительно оформлять речевое высказывание, помогут такие виды работ, как:

создание книжек-малышек с собственными загадками, небылицами, сказкой;

придумывание похожих историй;.

составление историй по картинкам;

придумай продолжение истории;

придумывание иной концовки произведения;

придумывание рекламы к произведению;

придумывание монолога-оправдания какого-либо поступка от лица героя, его совершившего;

придумывание монолога- порицания литературного героя, совершившего отрицательный поступок

сочинение писем, поздравительных открыток, записок и других небольших текстов для конкретных ситуаций общения.

составление устного рассказа на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

составление кратких аннотаций (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

высказывание своего отношения к герою и его поступкам;

составление письменного описания характеристик героя;

составление письменных ответов на вопрос;

создание текстов по аналогии;

написание отзывов о прочитанной книге;

Всё это помогает обучающимся вырабатывать навык самостоятельного обучения: пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой, а так же осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от поставленной цели.

Было бы в корне неверным при освещении современных технологий развития речи обойти стороной работу с таким явлением народной культуры, как сказки. Именно они помогают ребёнку через речь реализовывать своё воображение, развивать творческую фантазию, воспитывать нравственные ценности.

При работе со сказкой можно использовать следующие приемы:

«Выворачивание сказки наизнанку» по технологии Джанни Родари (т.е. события в сказке излагаются в той же последовательности, но вместо персонажей этой сказки вводятся новые персонажи или другие объекты). Этот прием помогает детям отойти от стереотипов при придумывании продолжения уже знакомой сказки.
(Например, придумайте сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох…)

Решение сказочных задач.

- Что нужно сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
- Что может сделать колобок, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться?

Пересказ сказки с опорой на схему – загадку.

Сказка, у которой три концовки. Прослушав начало сказки и ее три концовки, ученики выбирают окончание сказки и доказывают свой выбор.

Переделаем сказку. Даются опорные слова: например, петушок, курочки, цыплятки, дед, баба, двор, лиса. Сначала ученики вспоминают, какую сказку напоминают слова, какие слова лишние. На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.

Сказочные истории. Ученики придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям.

Придумывание кроссвордов к сказке;

Коллективное сочинение сказки.

Работая над развитием всех видов речи в начальной школе, мы должны помнить так же о существенной роли игровых технологий в процессе обучения. В этой связи хочется упомянуть Т.А. Барчан, автора и составителя целой серии замечательных игр, дидактических пособий, целью которых является развитие высших психических функций ребёнка, что неразрывно связано со становлением всех видов речевой деятельности.

Дидактические игры представляют собой богатый материал для развития творческой фантазии, образного мышления, смекалки, речи. Применение игровых пособий позволяет развивать орфографическую зоркость, в игровой ситуации применять ранее изученные правила, обосновывать их применение, способность связно и чётко высказываться.

Вот лишь некоторые дидактические игры-пособия:

«Расскажи мне, расскажи….» - составление описательных и сюжетных рассказов;

«Орфографический этюд» - безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением;

«Каждому слову- своё место» - словарные слова;

«Твёрдый знак в гостях у сказки» - разделительные «ь» и «ъ».

В игре формируется способность рассуждать, принимать точку зрения другого человека(персонажа), находить выход из проблемной ситуации. У обучающихся вырабатываются эмпатийные способности(умение выражать свои чувства, желания, мнения так, чтобы они были понятны другим).

Что касается обучения письму, здесь важно помнить, что оно не должно сводиться к усвоению ребёнком только лишь правил правописания, навыков списывания и письма под диктовку. Научив формальному запоминанию и изложению чужих мыслей, невозможно раскрыть перед учеником всю палитру коммуникативных возможностей письменной речи.

По словам Т.Г. Рамзаевой “Урок русского языка - это, прежде всего урок развития речи и мышления учащихся”. Наиболее эффективными являются такие формы работ по развитию речи и активизации мышления как творческое списывание, творческий диктант; творческое изложение; творческое сочинение. Все эти виды работ проводятся в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности.

Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание.

Творческое списывание прежде всего должно быть осознанным, т.е. когда учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами. Задание должно быть чётко сформулировано и разъяснено. Работа проводится так: учащимся предлагается текст с пропущенными словами, написание которых надо проверить. В ходе работы над текстом дети подбирают пропущенные слова, проводят орфографический разбор, затем текст списывают в тетради. Можно предварительно не работать над текстом, а предложить учащимся выполнить эту работу самостоятельно.Свободный диктант – когда учащиеся запоминают 2 – 3 предложения и тут же их записывают. При написании творческих изложений обучающимся необходимо умение запомнить, проанализировать текст, выделить значимые необходимые части и самостоятельно изложить свои мысли, именно это является первыми ступеньками к написанию сочинений.

Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ.

Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий: сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование. Сочинение, как вид творческой работы, занимает в педагогической практике особое место.

Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни. Работа над формированием навыка написания сочинений начинается задолго до написания самого сочинения. Она ведётся как целенаправленно, так и подспудно на всех уроках русского языка, чтения и литературы . Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели: формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания современных школьников.

3. Заключение.

Таким образом, на основе анализа и обобщения собственного педагогического опыта и изучения психолого-педагогической литературы по проблеме развития речевой деятельности младших школьников, можно сделать следующие выводы:

В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических и методологических основ формирования связной речи младших школьников.

Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи.

Работа по развитию речи учащихся на уроках вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

4. Список литературы:

Бузова Б.И. Лексическая работа на уроках литературного чтения [Текст]// Начальная школа, 1992, №1.

Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения [Текст] //М:Просвещение. 1985, 81 стр.

Хлыбова Н.С. Развитие речи на уроках литературного чтения. [Электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/11/27/razvitie-rechi-na-urokakh-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy

Новотворцева Н.В. Развитие речи детей «Гринго» 1995.

www.igroteka-rebus.ru сайт АНО «Центр образования и творческого развития«Ребус»

Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.



Приложение 1

Программа экспресс обследования

готовности к обучению грамоте.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Начальное образование эффективно, то есть, направлено на развитие личности ученика и его способностей только тогда, когда учитывает психологические особенности учеников.

Каждый ребенок, поступая в школу, должен иметь определенный запас знаний, умений и навыков, которые и составляют его уровень готовности к обучению. Неготовность ребенка к школе обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных неврозах, повышенной тревожности.

Существует несколько аспектов проблемы школьной готовности. Одним из компонентов комплексной готовности к обучению является готовность к овладению грамотой.

В настоящее время у значительного числа первоклассников уровень готовности достаточно низкий, что приводит к нарушениям чтения и письма. Это можно предупредить продуманной системой обучения, основанной на раннем прогнозировании трудностей овладения грамотой. То есть выявить предрасположенность к дисграфии и дислексии (нарушениям чтения и письма) еще до начала обучения в школе.

Можно выделить три основные группы показателей готовности к успешному овладению чтением и письмом.

I.Соответствующий возрасту уровень развития устной речи (совершенство фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связной речи, сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом слова).

II. Достаточная степень развития ряда неречевых функций (зрительного и

пространственного восприятия, эрительно-моторных координаций, общей и мелкой моторики).

III.Определенный уровень общего (интеллектуального, деятельного,

личностного) развития ребенка.

В соответствии с этими компонентами готовности к овладению чтением и письмом разработана система экспресс обследования, проводимого до начала школьного обучения.







Приложение 1

Программа обследования включает следующие разделы:

I. Слухоречевая память. Ребенку предлагается прослушать, запомнить и повторить предложение, состоящее из 9 слов различного звукового состава и слоговой структуры. При этом дается три попытки. Возможность ребенка повторить 7 и менее слов после третьего предъявления предложения говорит о низкой готовности по этому параметру. Варианты предложений:

а) Пушистая кошка сидит на окошке и греется на солнышке. (9 слов)

б) Когда я пойду в школу, научусь читать, писать и считать. (10 слов)

II. Звукопроизношение и слоговая структура. Отмечается произношение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, замены, смешения букв, пропуски, перестановки звуков и слогов. Для обследования используются картинки. Речевой материал:

с - сок, миска, слон, мост, автобус, велосипед, велосипедист

з - зуб, замок, зонт, стрекоза, кукуруза, запропастился Везет Сеня Саню с Соней на санках. У Зины красивый зеленый зонтик.

ц - цепь, цапля, курица, прицеп, мастерица, милиционер Цыплята и курица пьют чай на улице; с - ц Бедным курицам не спится, если им лисица снится.

ж - жук, кожаный, зажужжал; ш - школа, кошелек, шоколад, пешеход

с - ш Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила.

з - ж На зеленой ёлочке зажглись жёлтые звездочки.

ч - чай, качели, ключ, коричневый, гречневая

щ - щука, плащ, пещера, угощение, трещотка

ч – щ Щёткой чищу я щенка; ч - ш Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

ч - с часы, сейчас, сосчитать, чистописание

р - рак, руки, горка, самовар, портфель, транспорт; Роет норку серый крот, разоряет огород.

л - лук, полы, стол, полотенце, клубника; Около лодки два весла.

р - речь, гречка, рисунок, кремовый; л - лента, склеить, самолет, улетели

л - р рояль, Лариса, корабль, разрешили, балерина; Взял Валерка тарелку. Вёз корабль карамель; л –й Яна, еловый, пою. Клара у Вали играет на рояле.



III. Фонематический слух, сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

а) услышать наличие звука в слове (хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком);

б) придумать слово с заданным звуком;

в) определить наиболее частотный звук в стихотворении:

- Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.

- Воробей просил ворону вызвать волка к телефону.

г) отобрать картинки с заданным звуком

д) запомнить и повторить ряд слогов и слов из правильно произносимых ребенком звуков, оппозиционных по звонкости — глухости, твердости — мягкости: за—са—за, да—та—та, лу—лю—лу, шу—шу—жу, то—та—то

Если ребенок допускает ошибки в этих заданиях, не дифференцирует ряд звуков, то можно говорить о снижении фонематического слуха, что является проявлением низкой готовности к обучению грамоте.

О сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом можно говорить, если ребенок выполняет следующие задания:

а) выделяет последовательно звуки в словах (мак, стол, муха, радуга)

б) определяет, какими звуками (буквами) различаются слова:

сом — дом, кот — кит.

IV. Словарный запас и грамматический строй речи:

1) Подбор прилагательных к существительным мужского, женского и среднего рода: помидор какой? морковь какая? яблоко какое?

2) Подбор существительных к прилагательным (с опорой на картинки):

синий ..., синее..., синяя …

3) Называние частей предмета по показу: рама, форточка, стекло, подоконник.

4) Подбор слов с противоположным значением с использованием картинок.

5) Употребление обобщающих слов:

одежда, обувь, посуда, мебель, инструменты, транспорт, овощи, фрукты, деревья, цветы (по картинкам и без них).

6) Образование множественного числа существительных: стол — столы, стул — стулья, город — города, голова — головы.

7) Постановка существительных множественного числа в родительном падеже: цветы - много цветов (карандашей, кресел, ручек, портфелей, колец)

8) Образование прилагательных от существительных: коробка из картона — картонная, платье из шерсти - ... , каша из гречки - ... , варенье из слив - …

9) Образование притяжательных прилагательных:

берлога медведя — медвежья, уши зайца - ... , хвост лисы – …

10) Название детенышей животных: у лисы — лисята, у коровы - ... , у лошади - ...

11) Использование в речи предлогов. Рассказать о действиях учителя (ручку кладем в тетрадь, достаем из тетради, кладем под тетрадь, достаем из-под тетради).

V. Связная речь. Установить последовательность серии картинок, составить по ним рассказ (3-4 картинки). Неумение установить логическую последовательность событий, речевые ошибки при составлении рассказа говорят о низкой готовности к построению связных высказываний.

VI. Пространственное восприятие, в том числе осознание схемы собственного тела. Проверяется ориентировка «право-лево» на листе бумаги. Речевая проба Хеда: достань левой рукой правое ухо, покажи правой рукой левое колено. Графический диктант: проведи вправо одну клетку, вверх две клетки и т.д.

VII. Моторика и эрительно-моторные координации. Срисовывание группы точек (лист нелинованный). Срисовывание фразы, написанной письменными буквами:



Неверное количество точек, нарушение их пространственного расположения, совпадение с образцом 2 — З букв говорит о низком уровне развития данного компонента.

VIII. Зрительное восприятие. Ребенку предлагают лист, где изображения нескольких предметов наложены друг на друга и просят перечислить то, что он видит. Предлагают незавершенный контур предмета и просят назвать недорисованный предмет, либо предмет без определенной части (машина без колеса, часы без стрелок). О низком уровне развития зрительного восприятия говорит неумение выделить все объекты, наложенные друг на друга и определить недостающие части предметов




Приложение 2

Использование кинезиологических приёмов

в коррекционной работе с младшими школьниками.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Одно из свойств мозга - различие в распределении нервно-психологических функций между правым и левым полушариями - их функциональная асимметрия. Эта особенность головного мозга является одной из причин существования у человека определенной структуры психики.

Психофизиологии выделяют три основных типа организации мозга:


Левополушарный тип - доминирование левого полушария, определяет склонность к обобщению и абстрагированию, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, символами, условными знаками; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное двумерное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Люди, относящиеся к левополушарному типу, интроверты. Для успешной учебной деятельности им необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение, тишина на уроке, работа в одиночку, вневременные задания.

Правополушарный тип - доминирование правого полушария - определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов.

Правое полушарие отвечает за ориентацию в пространстве, пространственные отношения, оперирует образами реальных предметов, осуществляет синтетическую деятельность. Его функционирование лежит в основе наглядно-образного трехмерного мышления, которое связано с целостным восприятием ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности.

Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный практический интеллект, быстрая переработка информации, непроизвольная память. Они - экстраверты. С функционированием правого полушария связывают способность к рисованию, восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. Условия необходимые для успешной учебной деятельности: творческие задания , эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, синтез нового материала, социальная значимость деятельности, престижность положения в коллективе.

Равнополушарный тип- отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий, предполагает их синхронную деятельность. По


Приложение 9

мнению психофизиологов эффективное взаимодействие левого и правого полушарий головного мозга является основой общей одарённости.

Для успешного обучения ребенка, гармонизации его мыслительной деятельности необходимо учитывать его психофизиологические особенности при подборе методик обучения. Особенно важно это для детей, имеющих трудности для адаптации и усвоения программного материала. В этом случае кинезиологическая коррекция может служить средством профилактики и преодоления нарушений устной речи, чтения и письма, укрепления психического здоровья ребенка. Кроме того, кинезиологические упражнения способствуют улучшению почерка, так как развивает мелкую моторику рук, позволяют улучшить внимание, память, пространственные представления, повышают работоспособность, снижают утомляемость, активизируют познавательные процессы и повышают способность к произвольному контролю.

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям , в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном , происходят на уровне спинного мозга.

Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении следующих условий:

систематичность выполнения

постепенное увеличение темпа и сложности

точность выполнения движений и приемов

выполнение стандартных учебных действий желательно чередовать с кинезиологическими упражнениями; при вовлечении учащихся в творческую деятельность упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее.

Упражнения, приведенные ниже, могут быть использованы не только на логопедических, но и других занятиях. Целесообразно, включать в структуру урока несколько заданий, связывая их с общей темой или сюжетом, обыгрывая и постепенно усложняя (увеличивая число повторений, темп)


Кt1664454137aa.png ОЛЕЧКО. Поочередно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно от указательного до мизинца.

Более сложный вариант - пальцы одной руки поочередно соединяем с большим от указательного

до мизинца, одновременно пальцы другой руки

мизинца к указательному.



Кt1664454137ab.png УЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ. При положении руки последовательно сменяют друг друга: сжатая в кулак ладонь-ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь.

Выполняем сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Повторяем 8-10 раз, постепенно увеличивая темп. При затруднениях помогаем командами ("кулак-ребро - ладонь"), произнося их вслух или про себя.


БУРАТИНО. Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.

t1664454137ac.png

ЛЕЗГИНКА. Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.


ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ. Берем в обе руки по карандашу, рисуем одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий головного мозга.


Уt1664454137ad.png ХО-НОС Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".

t1664454137ae.png

ЗМЕЙКА. Скрещиваем руки ладонями друг к другу, соединяем пальцы в замок. Двигаем каждым пальцем точно и четко, не допуская синкинезий (содружественных движений). В упражнении последовательно участвуют все пальцы обеих рук.


ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА. Вытягиваем перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжимаем в кулак, оставляя вытянутым указательный и средний. Рисуем в воздухе этими пальцами горизонтальную восьмерку как


можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начать следить глазами, не мигая, не поворачивая головы. Если возникает напряжение в глазах, частое моргание, нужно запомнить отрезок " горизонтальной восьмерки", где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок.


МАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН. Массируем мочки ушей, затем всю ушную раковину снизу вверх, потом сверху вниз. В конце упражнения растираем уши руками. Оттягиваем ушные раковины вперед, потом назад, медленно считая до . Начинаем с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторяем 4-7 раз.


КАЧАНИЕ ГОЛОВОЙ. Дышим глубоко. Распрямляем плечи, закрываем глаза, опускаем голову вперед и медленно раскачиваем головой из стороны в сторону.

t1664454137af.png

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ выполняется с помощью плаката-схемы. На ней стрелками показаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнений: вверх-вниз, влево - вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории "восьмерки", Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 –коричневый, № 3- красный, № 4- голубой, № 5- зеленый. Упражнения выполняются только стоя.


12. УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОГЛАСОВАННУЮ РАБОТУ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА. На карточке размером с почтовую открытку нарисовать две пересекающиеся линии в виде символа Х. Зафиксировать взгляд на пересечении этих линий, выполняя упражнения:


Колено- локоть. Стоя поднять левую ногу, согнутую в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторить 6-7 раз.

Паровозик Правую руку положить на левую надостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.


Следует отметить, что значение кинезиологических упражнений особенно велико в дошкольном и младшем школьном возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Потому включение их в структуру уроков и логопедических занятий с учащимися 1-4 классов не только желательно, но и необходимо.


Приложение 3









ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ



Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

Пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинес» (принес).

Перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал).

Недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата). «набухл» (набухли).

Наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква).

Грубое искажение звукослоговой структуры слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька).

Слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала).

Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофер. Работа шофера сложная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы. Я тоже, Буду шофером».

Замена одной буквы на другую вследствие смешения звуков, близких по акустически и артикуляционно – «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тёльпан» (тюльпан).

Нарушение смягчения согласных – «васелки» (Васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).


Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

Аграмматизмы – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стульями. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят).


Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок –

«вкармане», «при летали», «в зела» (взяла), «подороге» (по дороге).


Употребление слов несоответственно их значениям: На реке начался ледокол. (вместо ледоход). У лося на голове две ветки. (рога)


Ошибки словообразования (особенно характерны для приставочных глаголов) Дети поливают каток. (заливают) Маша шьёт узор на платье. (вышивает)



Памятка для родителей

СИГНАЛ «НУЖНА ПОМОЩЬ»

Некоторые ошибки свидетельствуют о незрелости структур головного мозга. Если вы заметили их у своего ребёнка, и ошибки такого рода не единичны, обязательно обратитесь специалисту:

Отсутствие пропусков между словами и предложениями.

Несоблюдение границ полей в тетради и правил переноса.

Зеркальное письмо: буквы в, э, з, цифры 5, 4, 3, перевёрнуты в другую
сторону.

Повторение одной и той же буквы («пироп» вместо «пирог»).

Замена букв по кинетическому сходству (б-д колодок вместо колобок; ж-х – мужомор вместо мухомор; и-у – клумат вместо климат; т-п – пигр вместо тигр, л-м – лалина вместо малина).

Ошибки в ударных слогах (учетелъ вместо учитель, южик вместо ёжик).

Пропуск букв, не дописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин
вместо магазин).

Забывание редко встречающихся букв (ъ, щ, ю).


















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.