Статья «Педагогическая стратегия на пути введения новых государственных образовательных стандартов»

3
0
Материал опубликован 29 November 2019 в группе


Лапко Ирина Валентиновна,

учитель математики

 МОУ «Школа № 80 г. Донецка»


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ НА ПУТИ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ


Аннотация. В статье рассмотрены проблемы и пути формирования современного учителя на пути внедрения новых образовательных стандартов, представлены этапы урока и образовательные технологии.

Ключевые слова: деятельность учителя, учащиеся, самообразование, метапредметные и личностные результаты, этапы урока, технологии обучения


Ни одна из систем общества за последнее время не подверглась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Многое сделано, многое, достигнуто, многое переосмыслено. И все же, как сказал великий Альберт Эйнштейн: «Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние».

Главной целью современного образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к учащемуся, а полноценное формирование и развитие способностей учащегося самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать маршрут ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. А это значит, что мы с вами переходим на качественно новый уровень развития образования.

Цель статьи – рассмотреть возможные пути совершенствования деятельности учителя для успешной реализации новых образовательных стандартов.

Перед образованием Донецкой Народной Республики стоит задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.

В основу Стандарта положены принципы системно-деятельного, метапредметного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов, реализованных в предметных областях и отраженных в результативных составляющих содержания основного общего образования. Обновление образования, конечно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя. Какой он педагог современной школы? Это педагог, который: - качественно обучает по основным программам, - умеет работать с любыми детьми, - профессионально работает с родителями, - непрерывно развивается и обучается. Возникает непростой вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы стать именно таким?

Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний.

И начать надо с самообразования, самообучения, самовоспитания.

Самоподготовку к деятельности в рамках нового стандарта можно условно разделить на три этапа:

- знакомство с государственным образовательным стандартом, - овладение умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, - овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий.

Деятельность в рамках первого этапа не вызывает вопросов и затруднений. Рассмотрим изменения в подходах к планированию и проведению уроков современным учителем. 1. При подготовке к уроку использует учебник и методические рекомендации, интернет - ресурсы, материалы коллег. 2. Пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. 3. Организует самостоятельную деятельность учащихся в пределах половины или более урока. 4. Организует деятельность учащихся по поиску и обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебной задачи и поиска алгоритма ее решения. 5. Создает условия для анализа, доказательства, объяснения, сравнения, использования символов, создания схемы, обобщения, исследования, выбора решения, оценки и т. д. 6. Организует индивидуальную или групповую работу. 7. Информирует родителей лично или через Интернет. 8. Создаются совместно с учащимися презентации, наглядные пособия. 9. Осуществляет ориентир на самооценку учащихся, формирование адекватной самооценки. 10. Ведет учет динамики результатов обучения учащихся относительно самих себя. Осуществляет оценку промежуточных результатов обучения. 11. Добивается не только предметных, но и личностных результатов. 12. Оформление портфолио учащегося.

Сравнение деятельности учителя до введения ГОС и на современ ном этапе, показывает, что она, если и не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Современный урок должен включать такие основные этапы:

- мобилизация (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

- целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить - узнать - научиться»);

- осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

- коммуникация (поиск знаний в паре, в группе);

- взаимопроверка, взаимоконтроль;

- рефлексия (осознание учащимся и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Кроме знания основных нормативных документов ГОС, методических принципов и структуры современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе.

Проблемное обучение. Технология создания в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Проблемное обучение позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала; сформировать стойкую учебную мотивацию; использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации; повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения

Разноуровневое обучение. Разноуровневое обучение дает учителю возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, а слабые получают возможность испытывать учебный успех, что способствует повышению уровня мотивации ученья. Проектные методы обучения. Под проектной деятельностью понимаем такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой учащийся производит продукт, обладающий субъективной или объективной новизной. Метод проектов - целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта.

Метод проектов способствует формированию у учащихся следующих умений: выбирать или формулировать тему проект; составлять план работы по выполнению проекта; разбиваться на группы и распределять роли внутри группы; определять сроки выполнения проекта; определять необходимые для реализации проекта материалы или данные; обобщать полученную информацию; представлять результат проделанной работы. Исследовательские методы в обучении. Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведет» детей по неизведанному ими пути к верному ответу.

Исследовательская деятельность — творческий процесс совместной деятельности двух субъектов — учителя и учащегося. Результатом, которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Исследовательская работа учащихся на уроках связана с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом.

Детская исследовательская деятельность является одним из самых эффективных подходов к образовательному и воспитательному процессу. В процессе исследовательской деятельности учащиеся осваивают навыки не пассивного усвоения предлагаемых им учителями знаний, а учатся самостоятельно получить эти знания, что является более эффективным способом образования. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр. Эти методы позволяют расширить кругозор, развить познавательную деятельность, формировать определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, .развить общеучебные умения и навыки. Информационно - коммуникационные технологии - использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Система инновационной оценки «портфолио». Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Рассмотрены отдельные стороны педагогической деятельности учителя на современном этапе, которые приводят к выводу: чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал успешно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения учащихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.


Список литературы:



1. Государственные образовательные стандарты на 2015-2017 гг.  [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mondnr.ru/?cat=66

2.  Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008. 3. Романовская. М. Б. Метод проектов в образовательном процессе / РомановскМ. Б. // Завуч: управление современной школой. - 2007. - N 1. - С. 118-143; N 3. - С. 121-141 4. Худин, А. Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении / Худин А. Н. // Завуч. - 2006. - N 6. - С. 116-124 5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2006.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации