12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трунаева Алла Станиславовна3355
Россия, Донецкая Народная Респ.
Материал размещён в группе «Актуальное и полезное от партнёров»
1

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ: АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ: АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ


Трунаева А. С.,

заместитель директора по УВР

МБОУ «Школа №88 г. Донецка»


Аннотация. В статье рассмотрено понятие «управление образованием», обозначены базовые принципы образовательного процесса, определены показатели эффективности системы управления учебным заведением (школой), дана характеристика эффективной модели управления.

Ключевые слова: образовательный процесс, управление, управление образованием, система управления школьным образованием, эффективность, необходимость.


Школьное образование в государственной системе образования занимает фундаментальное место в качестве института социокультурного и интеллектуального развития социума.

Повышение уровня качества школьного образования непосредственно зависит от управления образовательной системой, начиная с упорядочения образовательного процесса.

В научной литературе понятие «управление образованием» трактуется как процесс непрерывного и взаимосвязанного действия, под которым, в большей степени, подразумеваются следующие управленческие функции:

- планирование;

- организация;

- распоряжение;

- координация и контроль.

Под «управлением школьным образованием» необходимо понимать научно обоснованные действия администрации и педагогического коллектива, направленные на оптимальное использование времени и сил учителей и обучающихся в рамках учебно-воспитательного процесса, где созданы все условия для углубленного изучения учебных предметов, нравственного воспитания, всестороннего развития личности и подготовки к осмысленному выбору профессии [4, c.492].

Современная система управления школьным образованием представляет собой сложный системный объект. В его состав входят [3]:

- нормативно-правовая база;

- приоритеты и принципы государственной образовательной политики;

- цели и ценностные ориентиры систем управления школьным образованием;

- принципы управления школьным образованием;

- организационные структуры субъектов управления школьным образованием;

- содержание деятельности органов управления на разных иерархических уровнях;

- формы организации управленческой деятельности;

- формы контроля качества школьного образования и результатов образовательной деятельности;

- способы оценивания управленческой деятельности в сфере школьного образования.

По мнению С.Ю.Тропицына, управление образовательным процессом должно базироваться на таких принципах, как [4, c.492]:

- системность, целостность, единство и иерархичность;

- социальная обусловленность;

- перспективность и опережающий характер управления;

- непрерывность, цикличность и динамичность;

- результативность и эффективность;

- технологичность и гибкость, адаптивность управления.

Более того, фундаментальными при управлении качеством образовательного процесса, а в дальнейшем и при формировании системы управления качеством образовательного процесса являются теории систем, теории педагогического менеджмента, теории личности (идеи качества образования и мониторинга). На их основе выстраивается система управления школьным образовательным процессом, которая позволяет решить ряд проблемных задач [6]:

- определить и концептуализировать цели в рамках качества образования;

- разработать и адаптировать методы управления процессами с целью обеспечения функционирования и развития учебного заведения;

- реализовать документальное оформление системы менеджмента качества;

- контролировать процессы с помощью проведения внутреннего аудита.

Эффективность бюджетного учреждения, в частности образовательного, в спектре «учреждение-руководство» определяется на базе трех критериев – основной и финансово-экономической деятельности, в работе с кадрами (таблица 1).

Таблица 1. Показатель эффективности учебного заведения (школы)

Критерий

Показатели эффективности

Основная деятельность

- выполнение государственного (муниципального) задания;

- удовлетворенность граждан доступностью и качеством предоставления услуг;

- обеспечение информационной открытости учреждения, наличие у него сайта, социальных сетей

Финансово-экономическая деятельность

- отсутствие нарушений по результатам соответствующих проверок;

- целевое и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств



Продолжение таблицы 1

Кадровая работа

- укомплектованность учреждения работниками, непосредственно оказывающими услуги (преподавательский состав);

- соблюдение сроков повышения квалификации работников учреждения, непосредственно оказывающих педагогические услуги


На основе вышеупомянутых критериев анализу подлежит внешняя сторона деятельности учреждения, которая демонстрирует оценку потребителя (в данном случае это обучающиеся и их родители). Полученные данные могут быть использованы для определения общей эффективности учреждения.

Рассматривая эффективность образовательной организации в спектре «учреждение-педколлектив», акцентируется внимание на:

- результатах выполнения должностных обязанностей (полнота использования фонда рабочего времени, отсутствие претензий со стороны руководителя к исполнению должностных обязанностей);

- удовлетворенности граждан качеством и количеством предоставленных услуг (отсутствие обоснованных жалоб);

- профессиональной активностью (участием в конкурсах профессионального мастерства, подготовкой победителей (призеров) международных республиканских, городских олимпиад, смотров, конкурсов, использованием новых эффективных технологий);

- соблюдением трудовой дисциплины и кодексов профессиональной этики.

Модернизация профессиональных компетенций и повышения уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса возможна при проявлении высокого уровня мобильности и гибкости системы образования в целом.

Важно понимать, что любая система управления, в частности и система управления школьным образованием, направлена на обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава персонала в его развитие согласно потребностям организации, требованиям действующего законодательства и состоянием рынка труда.

Так, эффективная модель управления учебным заведением заключается во взаимной деятельности администрации (подсистемы) и педагогического коллектива (управляемых), которая характеризуется:

- пониманием и принятие ожидаемых результатов, достигнутых совместно;

- интересом каждого члена коллектива с целью достижения общих результатов;

- удовлетворением совместным предприятием;

- атмосферой доброжелательности и взаимной поддержки.

Примечательно, но успешность деятельности учебного учреждения зависит от хорошо спланированной и построенной организационной структуры (каждый сотрудник ознакомлен со своими профессиональными обязанностями).

Отмечаем, что эффективность системы управления школьным образованием на прямую зависит от наличия соответствующих времени инновационных технологий и механизмов управления, основная цель которых наращивание и активизация внутренних резервов образовательного, научного и инновационного потенциала современной школы [4, c.677].

Таким образом, эффективная и результативная работа общеобразовательного учреждения достигается при условии слаженных действий всего коллектива (администрации, учителей, обучающихся и родителей).

Правильно выстроенная система управления школьным образованием, реализация целей и задач по разностороннему воспитанию обучающихся позволяет добиться высокого уровня воспитанности, широты взглядов, эрудиции, увеличению ценностного базиса.


Список использованной литературы

Железов Б.В., Кудюкин П.М., Шувалова О.Р. Эффективность системы образования: взгляд потребителя образовательных услуг / Б.В.Железов, П.М.Кудюкин, О.Р.Шувалова // Вопросы образования. – 2009. – №.2. – С.187-210.

Збровский Т.Е. Модернизация образования сквозь призму социальной политики / Т.Е.Збровский // Журнал исследования социальной политик. – 2010. – Т.8. – №1. – С.87-104.

Орлова Л.В. Управление школьным образованием России и Франции на современном этапе: дис.канд.пед.наук / Л.В.Орлова. – Архангельск, 2008. – 22с.

Рогач О.В., Рябова Т.М., Фролова Е.В. Анализ проблем управления инновационным развитием школьного образования в современной России / О.В.Рогач, Т.М.Рябова, Е.В.Фролова // Интеграция образования. – 2017. – Т.21. – №4. – С.669-682.

Течиева В.З. Управление качеством образовательного процесса в общеобразовательной организации / В.З.Течиева, М.Н.Зарабекова // Молодой ученый. – 2017. – №7(141). – С.491-493.

Церникель Л.А. Управление качеством образования в школе в логике мотивационного программно-целевого подхода в условиях модернизации российского образования: учебно-методическое электронное пособие / Л.А.Церкель. – Барнаул: АлтГПА, 2014. – 69с.

Опубликовано в группе «Актуальное и полезное от партнёров»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.