12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степанова Нина Владимировна66
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
1

Статья «Система взаимодействия детского сада и библиотеки для развития интереса к чтению у детей дошкольного возраста»

Система взаимодействия детского сада и библиотеки для развития интереса к чтению у детей дошкольного возраста.

 

 

     Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка!

                                                                                                                     Л. Токмаков

     Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают младенца к художественным произведениям. Уже к двум годам дети – талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с легкостью их запоминают.

     По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются определенные навыки: чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию и рассказыванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке.

     Все это складывается в копилку, необходимую будущему читателю. Но, чтобы появился Читатель, способный через книгу открыть мир, необходима тактичная помощь чуткого взрослого. И забота об этом, в первую очередь ложится на плечи семьи.

     В начале прошлого века Россия славилась традициями семейных чтений, в недавнем прошлом она считалась одной из самых читающих стран в мире. Современная ситуация с чтением в России представляет собой кризис читательской культуры. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то 2005 году эта цифра составила 63%, а на сегодняшний день 68%. В 1970 годы регулярно читали детям в 80% семей, а сегодня только в 7%.

     Из анкетирования родителей, проведенного в нашем детском саду, было выявлено, что из 180 детей старшего дошкольного возраста

- библиотеку посещает лишь 2%;

- домашняя библиотека существует у 64 % опрошенных, а 3 % не могут приобретать книги из-за нехватки материальных средств;

- 88 % хотели бы посещать библиотеку, но не имеют для этого свободного времени.

     Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Кроме того, в условиях активного внедрения СМИ в нашу жизнь – возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

     На сегодняшний день, актуальным становится совместное библиотечное обслуживание родителей и детей через сотрудничество с детскими садами и школами.

     Поэтому я в своей работе считаю важным раннюю социализацию детей и просветительскую работу с родителями. И первым шагом к сотрудничеству стала экскурсия в библиотеку им . Д. С. Лихачева, в рамках проекта «Красная Книга Новосибирской области». Библиотекари приготовили выступление для ребят, они рассказали об исчезающих и редких животных и растениях, познакомили детей с «Красной Книгой». А вечером ребята делились своими впечатлениями с родителями и уговаривали родителей вместе посетить библиотеку.

     И это было наше первое знакомство! Сегодня в нашем детском саду постоянно проводятся выступления библиотекарей и педагогов перед родителями с беседами, обзорами, презентациями лучших детских книг, консультациями по интересующим темам, проведением семинаров, круглых столов.

     В данном случае, детский сад выступает связующим звеном между библиотекой и семьей.

     Исходя из этого, сегодня очевидна необходимость системы «ребенок – семья - детский сад -библиотека», она позволяет выявить слабоизученные связи между этими компонентами, а также определить условия их эффективного взаимодействия и оптимизировать совместную деятельность в формировании личности юного читателя.

На мой взгляд – это наиболее эффективный путь приобщения к чтению и детей и взрослых.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.