Систематика участников ЕГЭ по математике профильного уровня по группам и их основная характеристика
Систематика участников ЕГЭ по математике профильного уровня по группам и их основная характеристика
На сегодняшний день продолжает усиливаться тенденция понимания важности математического образования. Это также внесло существенный вклад и в повышение осознанности выбора ЕГЭ по профильной математике. На протяжении ряда лет анализ результатов экзамена позволяет выделить относительно однородные группы участников экзамена, обладающих примерно одинаковым уровнем подготовки и близкими образовательными запросами. Краткая характеристика результатов выполнения экзаменационной работы профильного уровня группами выпускников с различным уровнем подготовки дана в табл. 1.
В группу I (тестовый балл 0–23) попадают экзаменуемые, фактически не овладевшие математическими знаниями, нужными в повседневной жизни, и допускающие значительное количество ошибок в вычислениях, при чтении условия задачи.
Группы II (27–50 баллов) и III (56–68 баллов) наиболее массовые, в них входят участники экзамена, успешно освоившие курс математики полной (средней) школы на базовом уровне, но часто не имеющие мотивации для более углубленного изучения математики. В частности, выпускники, планирующие продолжение образования в сфере социально-гуманитарных наук, обычно распределяют свои усилия соответствующим образом. Учителям следует обратить большее внимание на эту группу в целях выделения учащихся, не имеющих четких мотиваций или испытывающих определенные затруднения, но желающих освоить математику на более высоком уровне.
Группа IV (70–86 баллов) – это в основном хорошо подготовленные абитуриенты технических вузов. Отметим, что их число меньше количества бюджетных мест по техническим специальностям. Фактически в последние годы на технические специальности, а также на специальность «учитель математики» зачисляются выпускники из группы III.
Группа V (88–100 баллов) - это контингент абитуриентов физико-математических специальностей ведущих университетов, фундаментальных специальностей технических и экономических вузов. Эта группа в значительной части состоит из выпускников специализированных математических школ и классов, осуществляющих традиционно высокий уровень преподавания. Количество часов математики обычно не менее 8.
Таблица 1
Описание групп участников экзамена
ЕГЭ профильный уровень
Группы | Описание группы подготовки |
Группа I (минимальный) Тестовый балл: 0–23 Первичный балл: 0–5 Доля от всех участников экзамена – 14,3% | Выпускники, не обладающие математическими умениями на базовом, общественно значимом уровне |
Группа II (базовый 1) Тестовый балл: 27–50 Первичный балл: 6–10 Доля от всех участников экзамена – 47,6% | Выпускники, освоившие курс математики на базовом уровне, не имеющие достаточной подготовки для успешного продолжения образования по техническим специальностям |
Группа III (базовый 2) Тестовый балл: 56–68 Первичный балл: 11–13 Доля от всех участников экзамена – 18,8% | Выпускники, успешно освоившие базовый курс, фактически близкие к следующему уровню подготовки. Это участники экзамена, имеющие шансы на переход в следующую группу по уровню подготовки. Фактически могут быть зачислены на технические специальности большинства вузов |
Группа IV (повышенный) Тестовый балл: 70–86 Первичный балл: 14–22 Доля от всех участников экзамена – 18,2% | Выпускники, освоившие курс математики и имеющие достаточный уровень математической подготовки для продолжения образования по большинству специальностей, требующих повышенной и высокой математической компетентности |
Группа V (высокий) Тестовый балл: 88–100 Первичный балл: 23–32 Доля от всех участников экзамена – 1,1% | Выпускники, освоившие курс математики и имеющие достаточный уровень математической подготовки для продолжения обучения с самыми высокими требованиями к математической компетентности |
В статьей использованы материалы журнала «Педагогические измерения»