Рабочая программа элективного курса по математике «Решение олимпиадных задач при подготовке к ЕГЭ по математике профильного уровня»
 
                                Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
| Обсуждено: Руководитель МО учителей математики и информатики Мителькова Н.А. __________ Протокол заседания № 1 от ______________________ | Согласовано: Зам. директора по НМР И.Н.Кожевникова______________ Протокол заседания НМС №1 от ___________________________ | Утверждено: Директор гимназии Н.Ю. Степанова_________ Приказ по школе _______от_______ | 
Рабочая программа элективного курса по математике
«Решение олимпиадных задач
при подготовке к ЕГЭ по математике профильного уровня»
10 класс
Учитель математики: Осипова С.Г.
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса по математике для учащихся 10 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу профильной математики 10 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать задачи олимпиадного уровня.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, практикумов. Курс нацелен на расширение и углубление математических знаний.
Цель курса: создание условий для углубления знаний учащихся по математике в процессе обучения основным подходам к решению олимпиадных задач.
Задачи курса математики определены следующие:
повышение уровня математической культуры;
формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
расширение и углубление знаний по предмету;
формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
адаптация к переходу детей в высшее учебное заведение, имеющее профильную направленность.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 17 учебных часов. Занятия проводятся блочно, в каникулярное время, что позволяет достаточно глубоко проработать тему. Курс помогает расширить свои знания по предмету математика.
Личностные, метапредматные и предметные результаты освоения содержания курса
Изучение курса в 10 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
определять круг собственных интересов
объяснять определение алгоритма решения задачи, способа представления решения
самостоятельно конструировать деятельность
развивать умение адекватно оценивать себя
повысить личную уверенность при решении слабоструктурированных задач
в метапредметном направлении:
сформированности первоначальных представлений о математике как
универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умения понимать и использовать математические средства
наглядности для иллюстрации содержания задачи; 
способности наблюдать, сопоставлять факты, выполнять аналитико-
синтетическую деятельность, 
умение выдвигать гипотезы при решении учебно-познавательных задач, понимать необходимость их проверки, обоснования;
умения выстраивать цепочку сложных доказательных
рассуждений, опираясь на изученные понятия и их свойства;
понимания необходимости применять приемы самоконтроля при решении математических задач;
стремления продуктивно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
сформированности основы учебной и общепользовательской
компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в
окружающей жизни
в предметном направлении:
умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
характеризовать способы решения задач;
ориентироваться среди различных типов олимпиадных задач.
Ожидаемые результаты
умение ориентироваться среди различных типов олимпиадных задач
успешная самореализация школьников в учебной деятельности, в олимпиадном и конкурсном движении
умение использовать онлайн-сервисы олимпиадного, конкурсного движения, предпрофессиональной деятельности
создание индивидуальной базы заданий олимпиадных задач
Содержание изучаемого курса
В данном курсе рассмотрены четыре основные темы: «Текстовые задачи, использующие уравнения в целых числах», «Текстовые задачи, использующие делимость целых чисел», «Оценка переменных, организация перебора», «Целочисленные прогрессии».
Учебно-тематический план
| № | Тема | 
| 
 | Классификация олимпиадных задач | 
| Блок №1 Текстовые задачи, использующие уравнения в целых числах | |
| 
 | Диофантовы уравнения первого порядка с двумя неизвестными | 
| 
 | Диофантовы уравнения второго порядка с двумя неизвестными | 
| 
 | Уравнения в целых числах | 
| 
 | Текстовые задачи, использующие уравнения в целых числах | 
| 
 | Задачи математических олимпиад | 
| Блок №2 Текстовые задачи, использующие делимость целых чисел. Оценка переменных, организация перебора | |
| 
 | Оценка переменных, организация перебора | 
| 
 | Неравенства в целых числах, графические иллюстрации | 
| 
 | Задачи на делимость | 
| 
 | Текстовые задачи, использующие делимость целых чисел | 
| 
 | Задачи математических олимпиад | 
| Блок №3 Целочисленные прогрессии | |
| 
 | Экстремальные задачи в целых числах | 
| 
 | Целочисленные прогрессии | 
| 
 | Целые числа и квадратный трёхчлен | 
| 
 | Задачи математических олимпиад | 
| Блок №4 Задачи, аналогичные задачам №19 ЕГЭ | |
| 
 | Задачи, аналогичные задачам №19 ЕГЭ | 
| 
 | Задачи, аналогичные задачам №19 ЕГЭ | 
Лист диагностики оценки уровня достижений обучающихся
Предметные УУД
| Фамилия, имя | Уровень освоения (высокий, средний, низкий) | Качество выполнения (высокий, средний, низкий) | ||
| С/О | О/У | С/О | О/У | |
Оценочный лист. Качество выполнения конкурсных, олимпиадных работ
| Критерии | Показатели, (мероприятия) | Весовой коэффициент показателя | Индикаторы | ||
| Победитель, (3) | Призёр, (2) | Участие, (1) | |||
| Результаты участия учащихся в предметных конкурсах, дистанционно | 1 | ||||
| Результаты участия учащихся в предметных олимпиадах, дистанционно | 2 | ||||
| Результаты участия учащихся в предметных олимпиадах, очно | Губернаторская олимпиада по математике, муниципальный этап | 3 | |||
| Всероссийская олимпиада школьников по математике, школьный этап | 2 | ||||
| Всероссийская олимпиада школьников по математике, муниципальный этап | 5 | ||||
| Результаты участия учащихся в вузовских олимпиадах, заочный этап | 2 | ||||
| Результаты участия учащихся в вузовских олимпиадах, очный этап | 5 | ||||
Высокий – более 10
Средний – от 4 до 10
Низкий – менее 4
Метапредметные УУД
| Фамилия, имя | Организовывать собственную деятельность и (или) деятельность группы, исходя из цели и способов ее достижения, определенных учителем, (да, нет, частично) | Смысловое чтение (умение ориентироваться в содержании текста олимпиадной задачи, понимать целостный смысл текста), (да, нет, частично) | Умение самостоятельно определять успешность выполненного задания, выявлять причины неудач в случае таковых и пути исправления ситуации, (да, нет, частично) | Умение использовать онлайн-сервисы олимпиадного и конкурсного движения в предпро-фессиональной деятельности (да, нет, частично) | |||||
| С/О | О/У | С/О | О/У | С/О | О/У | С/О | О/У | ||
Личностные УУД
| Фамилия, имя | Умение адекватно оценивать свои возможности при решении олимпиадных задач (да, нет, частично) | Повышение личной уверенности при решении слабоструктурированных задач (да, нет, частично) | Активность в конкурсном и олимпиадном движениях (да, нет, частично) | 
| С/О | С/О | С/О | |
Оценочный лист обучающегося.
Элективный курс «Решение олимпиадных задач
при подготовке к ЕГЭ по математике профильного уровня» 
учени____ 10 «____» класса МОУ «Гимназия №2» 2017-2018 уч. года
__________________________________________________________________
(Ф.И. обучающегося)
| Показатели | Индикаторы | ||
| + (да) | ? (частично) | - (нет) | |
| Знаю классификацию олимпиадных задач | |||
| Могу решать диофантовы уравнения в целых числах | |||
| Могу выполнять оценку переменных | |||
| Могу выполнять организацию перебора | |||
| Знаю алгоритм решения неравенств в целых числах | |||
| Имею представление об алгоритмах решения текстовых задач, использующих уравнения в целых числах | |||
| Знаю основные теоремы, связанные с делимостью | |||
| Имею представление об алгоритмах решения текстовых задач, использующих делимость целых чисел | |||
| Знаю основные понятия, формулы, связанные с целочисленными прогрессиями | |||
| Имею представление об алгоритмах решения текстовых задач, использующих целочисленные прогрессии | |||
| Знаю основные элементы решения задач ЕГЭ №19 | |||
| Знаю сайты дистанционных конкурсов по математике | |||
| Умею использовать онлайн-сервисы конкурсного движения по математике | |||
| Знаю сайты дистанционных олимпиад по математике | |||
| Знаю сайты вузовских олимпиад по математике | |||
| Умею использовать онлайн-сервисы олимпиадного движения по математике | |||
| Умею организовывать собственную деятельность и (или) деятельность группы, исходя из цели и способов ее достижения, определенных учителем | |||
| Умею ориентироваться в содержании текста олимпиадной задачи, понимать целостный смысл текста | |||
| Умею самостоятельно определять успешность выполненного задания, выявлять причины неудач в случае таковых и пути исправления ситуации | |||
| Умею адекватно оценивать свои возможности при решении олимпиадных задач | |||
| Повышение личной уверенности при решении слабоструктурированных задач | |||
| Проявляю активность в конкурсном и олимпиадном движениях по математике | |||
| Итог: Я усвоил элективный курс (нужное подчеркнуть) | успешно | не совсем успешно | усвоил плохо | 
Задачи для самостоятельного решения
к дополнительной общеразвивающей программе
социально-педагогической направленности
«За страницами учебника математики»
| Диофантовы уравнения первого порядка с двумя неизвестными | 
| 
 | 
| Диофантовы уравнения второго порядка с двумя неизвестными | 
| 
 | 
| Уравнения в целых числах | 
| 
 | 
| Текстовые задачи, использующие уравнения в целых числах | 
| 
 | 
| Оценка переменных, организация перебора | 
| 
 | 
| Неравенства в целых числах, графические иллюстрации | 
| 
 | 
| Задачи на делимость | 
| 
 | 
| Текстовые задачи, использующие делимость целых чисел | 
| 
 | 
| Экстремальные задачи в целых числах | 
| 
 | 
| Целочисленные прогрессии | 
| 
 | 
| Целые числа и квадратный трёхчлен | 
| 
 | 
| Целые числа и квадратный трёхчлен | 
| 
 | 
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Ю.В. Садовничий. ЕГЭ 2017. Задание 19. Решение задач и уравнений в целых числах- М.: Экзамен, 2017.
А.А. Прокофьев, А.Г. Корянов. Задачи на целые числа. – Ростов-на-Дону.: Легион, 2016.
 
                                    



















 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                        