Публикация «Сказкотерапия»
«Слабый прощальный укол»,
произведенный хорошей книгой, -
это и есть сказкотерапия:
прививка доброты, терпимости,
жизнестойкости против страха, неудач,
жестокости и безчеловечности.
Книга приносит и положительные и отрицательные эмоции. На занятиях рассматриваем как источник вдохновения, заряда положительного осмысления жизненных сил. Большое пространство для книготерапии есть у нас в учреждении. Ребята младшего школьного возраста с нераскрывшейся душевной потребностью ищут источник духовно – нравственного потенциала. И одним из таких источников является книга (Приложение № 1 «Люби книгу»).
Воспитанникам старшего школьного возраста в силу их психологических и индивидуальных особенностей необходим поиск «идеала», который они бы могли копировать? Так почему бы не искать этот «идеал» через произведения наших русских писателей и поэтов.
Библиотека является базой читательского развития личности, местом достижения определенной информационной гармонии. Библиотечная работа в рамках данного метода предполагает принятие мер, направленных на предотвращение каких – либо личностных нарушений. Нельзя не отметить, что условия жизни человека в обществе диктуют свои правила – ежедневное столкновение с многочисленными стрессовыми ситуациями, предполагает наличие устойчивого психологического «интеллекта» к ним. И неоценимую помощь здесь оказывает художественная литература. Знакомство с сюжетом книги, отождествление своих чувств и переживаний с похожими чувствами и переживаниями героев помогают переключить внимание, отключившись от своих трудностей, освободиться от накопившихся эмоций, психологически раскрепоститься и подчас даже найти неожиданное решение сложившихся проблем. Как правило, именно по такому принципу строится основная схема воздействия произведения на внутренний мир читателя в библиотерапевтическом процессе.
Я, как библиотекарь, являюсь посредником между автором и читателем, выполняю несколько очень важных функций. Можно выделить следующие:
- вместе с педагогами способствую формированию мотивации читательской деятельности, т.е. самой потребности в чтении, приобщаю молодое поколение к книжной культуре – а значит, запускаю процесс «самолечения» книгой.
Интересы ребенка изучались через анкетирование (Приложение № 2 «Кто ты сегодняшний читатель»).
Не любая книга может быть использована в качестве терапевтического средства в рамках описываемого метода? Нет. Именно поэтому одним из основных направлений работы библиотекарей является грамотный подбор необходимой художественной литературы.
С этой целью я подбираю литературу, учитывая возрастные особенности, психологическое состояние, уровень развития высших психологических функций.
Следует отметить, что специалисты рекомендуют использование библиотерапии с детского возраста, когда формируется личность человека и стереотипы его поведения. Для любого человека литература начинается со сказки, идущей из детства. Для детей часто — это сказка.
В своей работе особое внимание уделяю такому методу как сказкотерапия. Ребенок впервые узнает из сказок, что вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра и, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным.
Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи. Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость.
В своей работе использую не столько народные, всем известные сказки, сколько те, которые сочиняем вместе с воспитанниками. (Приложение №3 “Игры в продолжение сказки”)
Играя в сказку, ребенок раскрепощается и может спокойно рассказать о своих чувствах и мыслях, проецируя свои поступки на действия героев или наоборот.
Также сказки играют очень важную роль в нравственном воспитании воспитанника, влияя на его представления и предпочтения, направляя развитие чувств, желаний и поступков. Сказки опираются на то хорошее, что уже есть в ребенке. Работая с воспитанниками, замечаю, что сказкотерапия является не просто «детским» методом, но и имеет большое значение для становления личности ребенка, для решения его проблем. Сказкотерапия – это не просто однократный сеанс, это продолжительная работа с заранее поставленными целями. Сказкотерапия выполняет множество функций: они помогают человеку побороть страхи, сомнения, стать более уверенными в себе и в своих близких, расти над собой и своими проблемами, справляться с возникающими трудностями, неординарно мыслить и фантазировать, а самое главное – смотреть на жизнь другими глазами, понимать что нет непреодолимых трудностей, все подвластно человеку. ( Приложение № 4 “Сказки, избавляющие от неуверенности”)
В ходе работы со сказками можно выделить основные функции:
- диагностическая (играет важную роль на первоначальном этапе сказкотерапии. Она позволяет определить состояние ребенка и поставить основные цели для дальнейшей работы)
-воспитывающая (помогает с помощью простых сюжетов и ярких, красочных образов научить ребенка простым истинам, воспитать в нем качества и свойства личности, которые потребуются в дальнейшей жизни)
-коррекционная (представляет собой тот конечный результат, который хотим получить в результате сказкотерапии. Именно с помощью коррекции в состоянии и поведении ребенка наблюдаются изменения в лучшую сторону)
На первом этапе работы очень важно – увлечь ребенка книгой, подружить с литературными героями которые. Например для детей младшего школьного возраста проводились следующие мероприятия:
- «Встреча со сказкой» - литературная игра с использованием сказкотерапии (Приложение № 5).
- «Веселая семейка Н.Носова» - громкое чтение и обсуждение рассказов Н.Носова «Фантазеры», «Когда мы смеемся». (Приложение № 6).
Для воспитанников старшего возраста проводились следующие мероприятия:
«Симфония красок русской природы. Осень» - эстетический час.
Громкое чтение и обсуждение прочитанных произведений.
Работа с детьми старшего возраста не ограничивалась только книгой. На занятиях в библиотеке ребята рисовали портреты, придумывали окончания сказки или истории, подбирали название к прослушанному отрывку из литературного произведения, разгадывание литературных кроссвордов, тестов.(Приложение №7 )
В своей работе применяю следующие формы работы:
- чтение, после пересказывания;
- чтение, деление на части. Составление плана;
- чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось;
- чтение по ролям;
-чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
Среди наших воспитанников есть дети из неблагополучных семей. Ребенок очень рано осознает, что мир вокруг может быть не только удобным и добрым. Он может обидеть, сделать больно, быть жестоким и несправедливым.
Неокрепшая душа ребенка страдает от равнодуший, отчуждения собственных родителей.
Понимая, что не существует сугубо детских проблем, они общие для взрослого и ребенка, и решаю их совместно с педагогами, родителями и общественностью, вооружившись хорошим опытом человеческой мудрости. А то, что мудрость заложена в книгах – давно проверенная неоспоримая истина. Т.е. с помощью книг можно «лечить» душу ребенка и взрослого. «Лечение книгой» - библиотерапия – это возможность через книгу положительно влиять на человека, формировать у него способность противостоять сложным жизненным ситуациям.
Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово окрыляет ребенка, вызывает желание стать лучше, сделать что–то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Доверие между библиотекарем и читателем вызывает положительные эмоции, пробуждает доброе доверительное отношение к окружающим их людям.
Следующий этап работы – подбор литературы. Разные жанры и формы детской литературы благоприятно воздействуют на души детей:
Поэзия «снимает агрессивное возбуждение ребенка, направляя энергию на освоение стихии слова». (приложение № 8)
Веселые книги отвечают насущным потребностям детской души и служат источником особого эмоционального наслаждения ребенка.
В сказках ребенок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает в реальной жизни.
Книги о природе, о животных снимают напряжение, агрессию, развивают гуманистические чувства, удовлетворяют потребность детей в эмоциональном общении.
Для библиотерапевтического воздействия на сознание школьников использую художественные произведения следующей тематики:
«О доброте и отзывчивости» - включены рассказы и очерки, повествующие о том, как важно думать об окружающих, уметь понимать их чувства и переживания.
В то же время в этих произведениях приведены примеры человеческого равнодушия и показной доброжелательности. (Например: рассказ В.Воробьева «Мама», В.Осеевой «Бабка»)
Работая с детьми над рассказом Э. Шима «Брат и младшая сестра», провожу беседу о том, как они относятся к членам своей семьи, внимательны ли к младшим братьям и сестрам. Анализируя поведение Сани, дети говорят о том, почему он незаметно для маленькой Вари подкладывает ей в кузовок то землянику, то грибы, то малину. Он не ждал за это похвалы ни от нее, ни от взрослых. Это делалось им по внутреннему побуждению – он старший, а старшие всегда помогают малышам.
При обсуждении рассказа М.А.Адрианова «Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе» воспитанники делают вывод: главное условие и правило хороших отношений между людьми звучит так: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (делайте другому только то, что хотели бы получать сами. (приложение № 9 )
При работе с детьми пользуюсь произведениями А.И.Куприна. Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, «...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье».
При чтения произведений Куприна: «Слон», заостряю внимание на то, чтобы дети осознали: родители готовы на все, если с ребенком случилась беда и он заболел. Счастье, что родители Нади могли себе позволить то, о чем она их попросила. А если такой возможности нет?! Что может случиться тогда?.. Об этом воспитанники задумаются при чтении следующего произведения.
«Аль-Исса». Эта легенда о том, ради чего живет человек на земле, во что он верит, к каким идеалам устремлена его вера и какими средств; добивается он поставленной цели. При обсуждении рассказа воспитанники приходят к выводу что, в отличие от Эр Аль-Исса живет ради себя и славы, растрачивая жизнь понапрасну.
«Ю-ю». Здесь Куприн сосредоточивает наше внимание на том, что рядом с человеком живут животные. Они, как люди, могут думать, страдать, только не умеют говорить. «Внимательно присмотрись к братьям нашим меньшим — и тебе откроется особая, необыкновенная преданность животного тому, кого оно любит», — убеждает нас писатель.
(Чтение этого рассказа показало, что его тема очень волнует детей. Они стали вести дневники наблюдений за домашними животными. А наши беседы вызвали необходимость посвятить целое занятие на тему «О братьях наших меньших».)
А в беседе с детьми по рассказу Е.Пермяка «Самое страшное», где перед детьми ставится вопрос об отношении к старшим, к товарищам, о мнимой храбрости, проявившейся в жестокости, дети должны выявить свое отношение к Вове, осудить его поступки и сказать, что он должен сделать, чтобы вернулось к нему доброе отношение всех окружающих.
«О товариществе и дружбе» - дети узнают, что настоящая дружба основывается на общности интересов, взаимной симпатии и уважении, готовности помочь товарищу.
Обращаю внимание школьников на то, как часто дружба мешает неумение ребят быть уступчивыми, внимательными, чуткими. Так, работая с детьми над рассказом М.Водопьянова «Один за всех, все за одного», обращаю внимание на заботливое отношение Левиных товарищей, о желании прийти на помощь другу и умение принимать помощь. При чтении рассказа М.А.Адрианова «Дружба и умение быть другом» обращаю внимание на такие понятия как «дружба», «предательство» Путем наводящих вопросов дети делают вывод что дружба не терпит предательства. (Приложение № 10)
В работе с детьми надо стремиться к тонкому пониманию учащимися поведения литературных героев, не только их поступков, но и чувств, переживаний, а также причин, лежащих в основе их поведения. Анализ причин позволяет подвести ребенка к более глубокому пониманию психологии героев.
Нередко дети оценивают поступок на основе лишь внешних факторов. Например, при обсуждении рассказа В.Осеевой «Перышко» часть детей осуждает мальчика Мишу за то, что тот будто бы «пожалел для своего товарища новое перышко». Другие чувствуют, что Миша поступил справедливо, но не могут выразить эту мысль, поскольку она связана с внутренними переживаниями героя. И те и другие чаще всего ограничиваются словами «поступил плохо» или «поступил хорошо». Помочь детям выразить мысль более точно и определенно – значит помочь им осознать нравственную сторону поступков и чувств литературного героя.
Работа с детьми старшего возраста не ограничивается только книгой. На занятиях в библиотеке ребята рисуют портреты времен года, придумывают окончания сказки или истории, подбирают название к прослушанному отрывку из литературного произведения.
Для всех детей, а для ребенка с ограниченными возможностями в развитии особенно, огромное значение имеет ощущение «это я могу», «мое чувство интересно и значимо для других». Это повышает самооценку, самоуважение ребенка, делает его более уверенных в своих силах. А это так необходимо для детей, учащихся в нашей школе.
Как писал В.Белинский: «Чтение само по себе ничто, чтение продуманное и прочувствованное – все». Такое «прочувствованное» чтение позволяет поднять ряд тем, которые особенно важны для человека.
Библиография.
Казаринова Н. – Информацией можно отравиться. – Библиотека, 1997, №2. - стр. 54 – 56.
Приобщаясь к миру взрослых: Цикл бесед В.Невского и Е.Невской – Библиотека, 1997, №2 – стр. 48 – 51.
Сухомлимский В.А. – О воспитании (Составление и автор вступительных очерков С.Соловейчик). изд. 2-е М. политиздат, 1975.
Самохина Е. – Человек для откровения. Педагогика сотворчества: ребенок и взрослый. Библиотека, 1997, №6, стр. 38 – 39.
Петер Гир. Встреча с книгой, как первая любовь. Библиотека, 1997, №3, стр. 30 – 33.
Новые грани общения. Библиотека, 1997, №3, стр. 43 – 44.
В.Алексеенко, Я.Лощина «Играем в сказку» изд. «Дом» Москва 2008 г.