Статья «Урок математики в инклюзивном классе»
Урок математики в инклюзивном классе
Математика имеет неограниченные возможности в развитии интеллекта школьника. От построения учебно-воспитательной деятельности на уроке и от места, которое занимает в нем ученик, зависит не только продуктивность его познания, но и развитие его личности. Важно еще и стимулирование познавательной деятельности, которое учителя рассматривают как побуждение ученика к самостоятельности.
Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальным недоразвитием при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление.
Учитывая возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и сложности обучения математике, предлагаю ученикам и родителям нестандартные уроки – занятия декоративно-прикладного искусства, где дети незаметно для себя начинают получать элементарные математические знания. На этих занятиях мы собираем и сшиваем объёмные конструкции, модели и карнавальные костюмы из деталей, которые мы вырезаем из открыток или коробок от конфет. Конструирование и занятия бумажной пластикой предполагают наличие сведений из различных наук, а главное из математики. Ребенку приходится выполнять вычисления, счёт, неоднократное пересчитывание и присчитывание деталей.
Обучение математике детей с ограниченными возможностями должно нести практическую направленность и должно быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Устные расчеты в уме на занятиях декоративно-прикладного искусства помогают детям более комфортно работать с цифрами и числами на уроках математики. Дети приобретают умение читать простейшие схемы и чертежи, что необходимо для выполнения выкроек различных сложностей; способность чувствовать пространственную среду; владеть основными способами изображения на листе и иметь хотя бы начальные практические навыки в конструировании. Формирование математических представлений в процессе занятий декоративно-прикладным искусством помогает позже решать текстовые и геометрические задачи в ходе уроков математики. Ребята начинают легко составлять задачи, используя реальные ситуации и события, вспоминая, кто и сколько сделал деталей, больше или меньше и на сколько больше; детали какой формы, размеры и т.д. Недостающие навыки, в свою очередь, могут быть приобретены в результате конструкторской деятельности. Этому способствуют упражнения в создании несложных композиций и отдельных изделий. Конструирование предполагает аналитический характер деятельности, формирует способность нестандартного мышления. Использование минимума средств, при максимальной выразительности, приобщает к целостному видению как конкретной формы, создаваемой ребенком, так и проблемы в целом, что непосредственно связано с математикой. Помимо перечисленного, занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, всё это особенно важно для развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наши занятия становятся увлечением не только для моих учеников, но и для близких и родных этих ребят. Благодаря родителям, старшим сестрам и братьям мы создаём уникальные. Работа с бумагой, пожалуй, наименее хлопотное дело, в отличие от других видов внеклассной деятельности. Умение творить, фантазия и воображение позволит быстро и без больших затрат материалов и времени оформить любой школьный или домашний праздник. Небольшой перечень простых инструментов, наличие бумаги – всё это не составит каких-либо трудностей в организации занятий конструированием. Из бумаги можно делать не только простые корзиночки, коробочки, но и сложны, оригинальные конструкции, модели и карнавальные костюмы.
Владение техникой конструирования и бумажной пластики дадут детям с ограниченными возможностями здоровья возможность безграничной творческой деятельности в любой профессиональной области в будущем, а главное со знаниями, умениями и навыками из разных предметных областей, в том числе и математики.