Психологическое занятие с элементами сказкотерапии, танцетерапии, игротерапии в инклюзивном 5 классе «Дружба — это светлый мир!»
Педагог-психолог
МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа»Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна
Психологическое занятие с элементами сказкотерапии, танцетерапии,
игротерапии в инклюзивном 5 классе.
Цель: сплочение коллектива на этапе адаптации.
Задачи:
помочь детям увидеть в себе и окружающих больше положительных качеств;
воспитывать доброе, бережное, позитивное отношение к людям;
развивать чувства эмпатии, толерантности, дружеских отношений;
развивать социально-коммуникативные навыки.
Ход занятия.
Приветствие. Игра. Здравствуй, друг!
Участники образуют два круга – один внутри другого. Внутренний круг стоит лицом к внешнему, образуя пары. Внешний круг будет делать шаг вправо, а внутренний – стоять на месте. Все пары повторяют слова и движения, после чего представляются:
«Здравствуй, друг!» (Здороваться за руки.)
Как ты тут? (Правую руку положить на плечо напарнику.)
Где ты был? (Взять партнера за ухо.)
Я скучал! (Руки прижать к груди.)
Ты пришел! (Руки развести в стороны.)
Хорошо! (Обняться.)
Внешний круг движется до тех пор, пока все не вернутся к своему первому напарнику.
Игра «Волшебные очки»
Психолог показывает коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали».
Ход игры: Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.
Работа со сказкой «Царство цветов»
(автор: педагог-психолог - Бадалова Резида Фатхулловна)
Жили были в царстве цветов в сказочном лесу на солнечной полянке разные красивые цветы – Василёк, Лилия, Одуванчик, Ромашка, Роза, Георгин, Мак, Примула, Гортензия и другие. Жили они дружно, вместе радовались тёплому дождю и легкому ветерку, поддерживали друг друга в трудные минуты непогоды, когда дул холодный сильный ветер или лил ливень. Никто никого не обижал. Каждый цветок был по-своему красив.
Но вот однажды занесло на полянку семечко, из которого выросла Незабудка. Видно, ещё семечком она была заколдована злой ведьмой. Выросла Незабудка и не понравилось ей, как дружно живут здесь все цветы. Вот начала она потихоньку всех жителей этого царства цветов ссорить между собой. Подошла она к Розе и говорит: «Давай играть только со мной. Ты такая красивая, зачем тебе другие цветы, а я буду твоей верной подругой».
Только через несколько дней она уже подходит к Лилии и говорит: «Давай дружить только со мной. Не дружи с Розой, она хоть и красивая, но колючая и вредная. А я буду лучшей твоей подругой».
Так Незабудка металась туда-сюда и вскоре перессорила всех жителей. И стало царство цветов погибать, без любви и помощи друг друга они ослабли, перестали цвести…
Обсуждение. Как вы думаете, почему это произошло? Чем может закончиться эта сказка? Придумайте хороший конец этой сказки.
Игра «Разноцветный букет»
Ход игры: Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.
Игра «Я хочу с тобой подружиться»
Ход игры: Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с…». Дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку, затем он становится водящим.
Танец «Если друг не смеется, ты включи ему Солнце…»
(Автор музыки и слов: Любовь Лелик (Татьяна Залужная). Песня в исполнении группы «Непоседы»)
Игра «Волшебный стул»
Дети встают в круг. Внутри круга у края – волшебный стул. Тот, кто на него садится, теряет все свои плохие качества, и у него остается только все хорошее. Ребята под музыку двигаются по кругу. Когда музыка заканчивается, участник, оказавшийся ближе всех к волшебному стулу, садится на него. Каждый ребенок из круга (по очереди) должен сказать о сидящем что-нибудь доброе.
Обсуждение. Приятно ли слышать добрые слова в свой адрес? Что вы чувствовали в этот момент? Что больше понравилось: говорить добрые слова другим или слышать добрые слова в свой адрес?
Упражнение «Пять добрых слов»
Каждый участник команды на листе картона обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам, и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка)
Обсуждение.
Рефлексия.
Я надеюсь, что наша встреча заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте составим некий кодекс дружбы:
Если хочешь быть хорошим и верным другом:
-Делись своими успехами, неудачами и новостями.
-Умей слушать.
-Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.
-Доверяй другу и будь уверенным в нем.
-Сохраняй тайны своего друга.
-Не критикуй друга публично.
-Не будь назойливым и не поучай.
-Не обсуждай друга в его отсутствие.
-Не ревнуй друга к другим его друзьям.
-Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
-Возвращай долги.
-Радуйся успехам своего друга.
Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это нормальное и естественное чувство. Но, к сожалению, в жизни мы встречаем как общительных, так и малообщительных людей. С детства мы усваиваем набор житейских правил, соблюдение которых обеспечит в будущем “роскошь общения”. А существуют ли секреты общительности? Можно ли этому научиться? Прежде всего, необходимо осознать свои особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой. Не исключены некоторые открытия, но ведь трезвый взгляд полезнее “розовых очков”.
Заключение. О чём мы сегодня говорили? Как мы должны поступать, чтобы наш класс стал дружным? Дети высказываются. Психолог подытоживает их слова.
Использованные источники.
1.Бадалова РезидаФатхулловна МБОУ «Тат. Каргалинская СОШ» Сакмарского района Оренбургской области Педагог-психолог
2.Екатерина Колесова, Фелицата Маркина «Открытка – всегда открытие». Журнал «Здоровье детей» ИД «Первое сентября», №1, 2012.
Довгаль Лариса Васильевна
Рагулина Любовь Давыдовна
андрей тушнологов
Рагулина Любовь Давыдовна
андрей тушнологов
Рагулина Любовь Давыдовна
андрей тушнологов
Гвалдин Александр Юрьевич
Рагулина Любовь Давыдовна